Решение по делу № 2-2078/2012 ~ М-2094/2012 от 06.09.2012

№2-2078/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02.11.2012г. город Саратов

Фрунзенский районный суд г. Саратова в составе председательствующего судьи Подветельновой О.М., при секретаре Суркове Д.В.. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Васильевой Валентины Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения и протокола об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Васильева В.В. обратилась в суд с настоящим иском и просила признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 02.07.2012г. в части исключения из стажа лечебной деятельности периода трудовой деятельности в должности медицинской сестры медпункта: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 02.02.1998г. по 24.03.1998г., с 26.03.2001г. по 26.04.2001г., с 09.02.2004г. по 26.03.2004г., с 09.02.2009г. по 26.03.2009г., с 19.10.2009г. по 31.10.2009г.

Одновременно истец просила обязать ответчика включить указанный период в стаж работы, дающий право для досрочного назначения пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности и признать незаконным решение ответчика от 02.07.2012г об отказе в назначении досрочной пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, обязать назначить ей пенсию с 05.06.2012года и взыскать судебные расходы, связанные с оплатой государственной пошлины в размере 200рублей.

В обоснование своих требовании истец указала, что в спорный период с 29.06.1987г. по 08.02.1993г. она работала медицинской сестрой медпункта транспортного предприятия, т.е. осуществляла лечебную деятельность, однако ответчик незаконно, вопреки положениям действующего законодательства отказал во включении данного период в стаж лечебной деятельности со ссылкой на то, что данные учреждения не поименованы номенклатурой учреждений здравоохранения и по своей правовой природе не являются учреждениями здравоохранения.

Отказ во включении в стаж лечебной деятельности периода нахождения на курсах повышения квалификации ответчик мотивировал тем, что включение указанного периода в стаж работы, дающей право для назначения досрочной пенсии, не предусмотрено соответствующими Списками и Правилами.

Истец полагая, что решение ответчика противоречит действующему законодательству, просила требования удовлетворить.

Истец, Васильева В.В., в судебном заседании иск поддержала в полном объеме, по изложенным в нем основаниям.

Представитель ответчика, по доверенности Лежнева Е.В. иск не признала, по основаниям, изложенным в решении и протоколе ответчика.

Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица ОАО «Бытзаказкомплект», Стародубцева Н.А. поддержала исковые требования истца, указав, что ОАО «Бытзаказкомплект» создано на базе АООТ «Бытзаказкомплект» в котором осуществляла трудовую деятельность истец. ОАО «Бытзаказкомплект» является хранителем архивных документов из которых следует, что автотранспортное предприятие (далее АТП) «Сароблавтотрансбыт» реорганизовано в производственное объединение «Бытзаказкомплект» на основании приказа Облбытуправления от 13.07.1988г и приказа от 13.10.1988г. Производственное объединение «Бытзаказкомплект» преобразовано в акционерное общество открытого типа – АООТ «Бытзаказкомплект» на основании протокола общего собрания от 12.10.1992года, Приказа -к. АООТ «Бытзаказкомплект» переименован в ОАО «Бытзаказкомплект» с 03.04.1998года. Из архивных документов следует, что предприятие в котором истец осуществляла свою деятельность в должности медицинской сестры являлось автотранспортным, должность медсестры поименована штатными расписаниями. Факт работы истца в указанной должности подтверждается трудовой книжкой, платежными и иными документами работодателя.

Суд, заслушав явившихся участников процесса, свидетелей, исследовав материалы гражданского и пенсионного дел, приходит к выводу об удовлетворении требований истца, по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001года трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

При исчислении страхового стажа (абзац 3 ст. 2 Закона от 17.12.01 г.) и (или) стажа на соответствующих видах работ, в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую (ст.ст. 27 и 28 Закона от 17.12.01 г.), в указанный стаж включаются все периоды работы и иной общественно полезной деятельности, которые засчитывались соответственно в трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Списки соответствующих работ, профессий, должностей и специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная пенсия по старости, Правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. , а периоды работы после указанной даты- в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г.. ( с 14.11.02 г.) и в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.02 г. .

Согласно статье 39( часть1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственных пенсий, как того требует статья 39(часть2) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу статьи15(часть1) Конституции Российской Федерации он обязан исходить из верховенства Конституции Российской Федерации и высшей юридической силы ее принципов и норм.

В соответствии со ст.19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.

Статья 41(часть1 и2) Конституции Российской Федерации закрепляет право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Данное конституционное право неразрывно связано с вытекающими из ст.41 Конституции Российской Федерации гарантиями защиты конституционных прав медицинских работников в сфере труда, запретом на дискриминацию в сфере образования, а также государственными стандартами образования и подготовки медицинских кадров (ст43 ч.5 Конституции Российской Федерации).

В основе международно-правовых стандартов в сфере образования и труда медицинских работников, также, лежат равенство всех перед законом (ст.26 Международного пакта о гражданских и политических правах), запрет дискриминации в области образования (Конвенция борьбе с дискриминацией в области образования), равенство прав на социальное обеспечение, включая социальное страхование и запрет умаления свободы выбора образовательного учреждения независимо от его государственной или иной принадлежности и равное внимание к улучшению материальных условий профессиональной подготовки медицинского персонала (ст.ст.9и13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

В соответствии с указанными конституционными положениями Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий трудящихся предусматривается длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, в частности устанавливается право на получение пенсии за выслугу лет (особый вид специального трудового стажа) в связи с длительной подземной, другой работой с особо вредными и тяжелыми условиями труда, а также некоторой иной профессиональной деятельностью, в том числе лечебной.

При этом, названным Законом урегулированы основные вопросы, относящиеся к данному виду пенсионного обеспечения: виды профессиональной деятельности и условия, определяющие право на пенсию за выслугу лет, длительность сроков выслуги, необходимой для возникновения права на данную пенсию, ее размер, порядок исчисления, назначения и выплаты.

По смыслу статей 2,3,77,80,83 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" во взаимосвязи с другими его положениями право на получение пенсии за выслугу лет законодатель связывает не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Таким образом, при разрешении настоящего спора суд руководствуется положениями норм действующего законодательства и теми разъяснениями Конституционного Суда РФ, которые право на получение пенсии за выслугу лет связывают не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой работой, при выполнении которой работник подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда.

Так судом установлено, что истец работала в должности медсестры медпункта: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект».

Изложенное не оспаривается сторонами и подтверждается записью в трудовой книжке истца, справками ОАО «Бытзаказкомплект» ( л.д.15.17, 25, 24, 26, 27 ).

Согласно справок ОАО «Бытзаказкомплект» ( л.д.15.17, 25, 24, 26, 27 ) автотранспортное предприятие (далее АТП) «Сароблавтотрансбыт» реорганизовано в производственное объединение «Бытзаказкомплект» на основании приказа Облбытуправления от 13.07.1988г и приказа от 13.10.1988г. производственное объединение «Бытзаказкомплект» преобразовано в Акционерное общество открытого типа – АООТ «Бытзаказкомплект» на основании протокола общего собрания от 12.10.1992года, Приказа -к. АООТ «Бытзаказкомплект» переименован в ОАО «Бытзаказкомплект» с 03.04.1998года. (л.д.24).

Предприятия, в которых истец осуществляла трудовую деятельность в должности медсестры медпункта являлись транспортными предприятиями и занимались деятельностью, связанной с эксплуатацией транспортных средств, что подтверждается уставами предприятия, показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО12 и ФИО13

В силу ст. 154 КЗоТ РСФСР, действующей на момент возникновения правоотношений, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда (в том числе и на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические (лица в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности их к поручаемой работе и предупреждения профессиональных заболеваний. Аналогичные положения закреплены в ст. 213 ТК РФ.

Перечень вредных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры, и порядок их проведения устанавливаются Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации.(ст. 154 КЗоТ РСФСР).

В Перечень работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, утверждается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2008 г. N 16 включены водители автотранспортных средств.

В ст. 23 Федерального Закона « О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995года в медицинское обеспечение безопасности дорожного движения включено и обязательное медицинское освидетельствование и переосвидетельствование кандидатов в водители и водителей транспортных средств, проведение предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств. Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.( ч.ч.1,2).

Статья 20 названного закона возлагает на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязанность, в том числе организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей.

Согласно пункту 7.6 Санитарных правил по гигиене труда водителей автомобилей, утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР от 5 мая 1988 г. N 4616-88 с целью выявления больных водителей и водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, с последующим отстранением их от управления автомобилем, водители проходят ежедневные предрейсовые медицинские осмотры.

Инструкция о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств, утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г. N 555 предусматривает, что средние медицинские работники и инспектора осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей. Они работают в тесном контакте с работниками службы безопасности движения, отдела эксплуатации и отдела кадров автопредприятия. (п.2). При предрейсовых осмотрах проводится: сбор анамнеза; измерение температуры тела (по показаниям); измерение артериального давления (по показаниям); определение пульса; реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп - "допущен к рейсу" и подпись медицинского работника. ( п.п.3,4).

Таким образом, проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей на автотранспортных предприятиях является обязанностью работодателя транспортного предприятия и обеспечивается медицинскими работниками.

При этом доводы представителя ответчика о том, что инспектора могут подменять медицинских работников суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и приведенных выше нормативных правовых актах, положения которых позволяют сделать вывод о том, что предрейсовые осмотры водителей должны быть медицинскими. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп - "допущен к рейсу" и подпись только медицинского работника.

Не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ответчика о том, что Приказ Министерства здравоохранения СССР от 4 января 1983 г. N 3 «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» содержит указание на возможность проведение медицинских осмотров только при условии создания медицинских пунктов, как структурных подразделений поликлиник, поликлинических отделений больниц, амбулаторий и других медицинских учреждений.

Законодательство, действующее в период возникновения спорных правоотношений, не содержало прямого указания на возможность осуществление предрейсовых осмотров водителей только медицинскими работниками, поликлиник, поликлинических отделений больниц, амбулаторий и других медицинских учреждений, как и не предусматривало процедуры необходимость создания медпунктов.

Так из текста названного Приказа Министерства здравоохранения СССР от 4 января 1983 г. N 3 «О профилактике дорожно-транспортных происшествий и совершенствовании системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях» следует, что контроль за работой медицинских работников медпунктов осуществляют главных врачей поликлиник, поликлинических отделений больниц, амбулаторий и других медицинских учреждений, в состав которых входят медицинские пункты, организованные <данные изъяты>

Изложенное позволяет суду сделать вывод о том, что предрейсовые осмотры осуществляет медицинский работник, при этом его функции медицинского работника(осуществление лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья наседления) при этом не изменяется, а следовательно он наряду с другими медецинскими работниками медицинских учреждений подвержен неблагоприятным воздействиям, которые дают право для включение этого периода в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Предсменные, предрейсовые медицинские осмотры, проводимые перед началом рабочего дня (смены, рейса), в целях выявления признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, в силу положений закрепленных в ст. 46 Федерального Закона Российской Федерации « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323 от 21 ноября 2011года отнесены к видам медицинского осмотра, представляющего собой комплекс медицинских вмешательств и мероприятий, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития. ( ч.ч.1,2).

Положения названных норм хотя и не действовали в момент возникновения спорных правоотношений вместе с тем позволяют суду сделать вывод о том, что проведение предрейсовых медицинских осмотров обязательно для всех транспортных предприятий и что такого рода осмотры являются исключительно медицинскими, а, следовательно могут проводиться только медицинскими работниками, имеющими специальное медицинское образование.

Изложенное с учетом того обстоятельства, что истец имела среднее специальное образование медицинского работника, ее должность в спорный период поименована как медсестра. Свою деятельность в указанной должности она осуществляла на автотранспортном предприятии, законом предусмотрено обязательное проведение предрейсовых медицинских осмотров, факт их проведения подтверждено свидетельскими показаниями, что позволяет признать факт осуществления истцом в спорный период лечебной и иной деятельности, связанной с охраной здоровья населения.

Учитывая, что деятельность медицинской сестры невозможна в отрыве от медпункта, суд признает установленным факт работы истца медсестрой медицинского пункта, учитывая, что законодатель не запрещает, а напротив допускает возможность их создания на транспортных предприятиях.

Кроме того, в период, когда истец, Васильева В.В. работала в должности медицинской сестры автотранспортного предприятия: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект», действовало Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет. В данном документе указана должность медицинской сестры и указаны медицинские кабинеты и пункты в качестве амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований.

В выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. .

Согласно пунктам 1 и 2 названного Списка право на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и которым поименована должность медицинской сестры и указаны медицинские кабинеты и пункты в качестве амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, распространяет свое действие на весь спорный период работы истца в автотранспортном предприятии.

Указанным правовым актом устанавливалось, что медицинские кабинеты и пункты рассматриваются в качестве амбулаторно-поликлинических учреждений, что опровергает доводы представителя ответчика о том, что медпункты и кабинеты должны являться структурными подразделениями иных лечебных учреждений.

Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно- эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 именует средний медицинский персонал не только тот который осуществляет трудовую деятельность в каком-либо учреждении, но также тот, который занимается индивидуальной трудовой деятельностью.

Толкование указанных правовых актов соответствует положениям п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001года в силу, которого трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, которым был утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет к амбулаторно-поликлиническим учреждениям отнесены медицинские кабинеты и пункты.

Судом установлено, что истец работала медсестрой медпункта автотранспортного предприятия, где осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

В этот период трудовой деятельности истца работодателем осуществлялись отчисления в пенсионный фонд, что не оспаривается сторонами и подтверждается фактом начисления истцу заработной платы и влечет удовлетворение требований истца в части, касающейся периода работы в должности медицинской сестры автотранспортного предприятия: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект»

При обсуждении требований истца о включении в стаж для назначения досрочной пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности периодов нахождения истца на курсах повышения квалификации, суд пришел к выводу о необходимости их удовлетворения, по следующим основаниям.

Статья 236 КЗоТ Российской Федерации и ст.ст. 212, 303 ТК Российской Федерации и устанавливают, что обязательному государственному социальному страхованию подлежат все работники. Согласно действовавшим до 2001 года федеральным законам о тарифах страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, а также части второй Налогового кодекса Российской Федерации, которым введен единый социальный налог, налогоплательщиками признавались и признаются работодатели (независимо от их организационно-правовой формы), которые производят оплату труда наемных работников.

Отсюда следует, что финансовая база, выступающая материальной государственной гарантией права каждого на социальное обеспечение в случаях и на условиях, установленных законом, создается работодателями-налогоплательщиками, у которых трудятся медицинские работники.

Таким образом, пенсии за выслугу лет предоставляются за счет средств государственного пенсионного страхования. При этом ни КЗоТ Российской Федерации, ни Трудовой кодекс РФ, ни Законы Российской Федерации « О государственных пенсиях в РФ» « О трудовых пенсиях в РФ» и « О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» не делают каких-либо изъятий по государственному пенсионному обеспечению в отношении работников направленных лечебными учреждениями на курсы повышения квалификации.

Это означает, что медицинские работники, направленные на курсы повышения квалификации имеют право на государственное пенсионное обеспечение.

Согласно ст. 184 КЗоТ РФ, для профессиональной подготовки и повышения квалификации работников, администрация предприятия, учреждения, организации организует индивидуальное, бригадное, курсовое, и другие формы профессионального обучения на производстве за счет предприятия, учреждения, организации.

В соответствии с Типовым положением о непрерывном профессиональном и экономическом обучении кадров народного хозяйства, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР, Гособразования СССР и ВЦСПС от 18 июня 1988года, организация, учреждение устанавливают периодичность и последовательность прохождения различных видов и форм обучения. Типовое положение предусматривает и такой вид профессионального обучения как повышение квалификации. Повышение квалификации специалистов организуется в целях обновлениях их теоретических и практических знаний и осуществляется на основе договоров, заключаемых общеобразовательными учреждениями с организациями всех видов и форм собственности. Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в 5 лет в течении всей трудовой деятельности работников. Периодичность устанавливается работодателем.

Согласно положений, закрепленных в пункте 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года N516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

В силу ст.ст. 112, 240-1, 243 КЗоТ Российской Федерации, действующих на момент обучения истца на курсах повышения квалификации до введения в действие Трудового кодекса РФ, и статей 187, 196 Трудового Кодекса Российской Федерации, действующего в настоящее время, при направлении работников для повышения квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж.

По смыслу положений, закрепленных в ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, правом на занятие медицинской деятельностью наделены лица, получившие высшее образование в Российской Федерации и имеющие диплом и специальные звания, а также сертификат специалиста, который выдается на основании дополнительного образования(повышение квалификации, специализация).

Таким образом, повышение квалификации является обязанностью медицинского работника, которое проводится по усмотрению работодателя и на основании его приказов. При направлении работников на повышение квалификации (с отрывом от производства), за ними сохраняется место работы (должность), производятся предусмотренные законом выплаты, время обучения на курсах повышения квалификации засчитывается в трудовой стаж, работодатель производит страховые отчисления в пенсионный фонд.

Судом установлено, что в спорный период истец являлась медицинским работником, осуществляла лечебную деятельность в соответствующем лечебном учреждении, что не оспаривается сторонами и подтверждается материалами гражданского и пенсионного дел, при этом она направлялась на курсы повышения квалификации работодателем, что не оспаривается сторонами и подтверждается документами, представленными сторонами. В период нахождения на курсах повышения квалификации, истцу начислялась заработная плата, в пенсионный фонд производились соответствующие страховые отчисления, что также не оспорено в суде ответчиком.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истец, Васильева В.В. направлялась работодателем на курсы повышения квалификации, при этом она как работник не вправе была отказаться от прохождения курсов повышения квалификации, поскольку действующее законодательство, возлагает на медицинских работников и их работодателей такого рода обязанность. В период нахождения на курсах повышения квалификации за истцом сохранялась заработная плата, производились соответствующие страховые отчисления.

При таких обстоятельствах, подлежат удовлетворению требования истца о признании незаконным протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан в части исключения из стажа лечебной деятельности, периодов работы в должности медицинской сестры медпункта: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 02.02. 1998г. по 24.03.1998г., с 26.03.2001г. по 26.04.2001г., с 09.02.2004г. по 26.03.2004г., с 09.02.2009г. по 26.03.2009г., с 19.10.2009г. по 31.10.2009г.

По изложенным основаниям подлежат, также, удовлетворению требования истца о возложении на ответчика обязанности включить указанный период в стаж, дающий право для досрочного назначения пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении пенсии, с учетом включенного судом периода трудовой деятельности истца: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 02.02. 1998г. по 24.03.1998г., с 26.03.2001г. по 26.04.2001г., с 09.02.2004г. по 26.03.2004г., с 09.02.2009г. по 26.03.2009г., с 19.10.2009г. по 31.10.2009г., в стаж лечебной деятельности, истец имела не менее 30 лет стажа осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, суд в силу положений, закрепленных в ст. 28 Федерального закона Российской Федерации N 173-Ф3 от 17.12.2001 года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, приходит к выводу о возникновении у истца права на досрочную пенсию и удовлетворении требований истца о признании незаконным решения ответчика об отказе в назначении досрочной пенсии и в части возложения на ответчика обязанности назначить истцу трудовую пенсию по старости с 05.06.2012года.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне в пользу, которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы пропорционально удовлетворенным требованиям.

Исходя из размера удовлетворенных судом требований, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца произведенные истцом расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Васильевой Валентины Васильевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, о назначении пенсии по старости, удовлетворить в полном объеме.

Признать незаконными решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.07.2012года об отказе в назначении досрочной пенсии по старости Васильевой Валентине Васильевне.

Признать незаконным протокол заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда РФ в Октябрьском, Кировском и Фрунзенском районах г. Саратова от 02.07.2012года в части исключения из стажа лечебной деятельности Васильевой Валентины Васильевны периодов работы в должности медицинской сестры медпункта: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 02.02.1998г. по 24.03.1998г., с 26.03.2001г. по 26.04.2001г., с 09.02.2004г. по 26.03.2004г., с 09.02.2009г. по 26.03.2009г., с 19.10.2009г. по 31.10.2009г.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова включить в стаж лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения Васильевой Валентины Васильевны, следующие периоды работы: в должности медицинской сестры медпункта: с 29.06.1987г. по 30.09.1988г. в автотранспортном предприятии «Сароблавтотрансбыт»; с 01.10.1988г. по 11.10.1992г. в производственном объединении «Бытзаказкомплект»; с 12.10.1992г. по 08.02.1993г. в акционерном обществе открытого типа «Бытзаказкомплект» и периодов нахождения на курсах повышения квалификации: с 02.02.1998г. по 24.03.1998г., с 26.03.2001г. по 26.04.2001г., с 09.02.2004г. по 26.03.2004г., с 09.02.2009г. по 26.03.2009г., с 19.10.2009г. по 31.10.2009г.

Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова назначить Васильевой Валентине Васильевне досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности с 05.06.2012года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском, Октябрьском, Фрунзенском районах г. Саратова в пользу Васильевой Валентины Васильевны государственную пошлину в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд, с подачей жалобы во Фрунзенский районный суд города Саратова в течении месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: О.М.Подветельнова

2-2078/2012 ~ М-2094/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Васильева Валентина Васильевна
Ответчики
УПФ России по Кировскому, Октябрьскому, Фрунзенскому району г.Саратова
Суд
Фрунзенский районный суд г. Саратова
Судья
Подветельнова Ольга Михайловна
Дело на странице суда
fr--sar.sudrf.ru
07.09.2012Передача материалов судье
10.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.09.2012Подготовка дела (собеседование)
28.09.2012Подготовка дела (собеседование)
28.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.10.2012Судебное заседание
25.10.2012Судебное заседание
02.11.2012Судебное заседание
14.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее