Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-594/2023 ~ М-1-619/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-1-594/2023

УИД 73RS0024-01-2023-000779-15

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

р.п. Ишеевка Ульяновского района                                                          28 декабря 2023 года

Ульяновской области

Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Трифоновой А.И., при секретаре судебного заседания Маскиной Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «Ульяновсккурорт» о признании незаконным бездействия по приведению котельной в соответствие с требованиями законодательства, обязании выполнить мероприятия по организации обучения персонала, техническому обслуживанию и ремонту котельной, устранению нарушений в сфере охраны труда, исключению технических устройств из сведений об опасном производственном объекте,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульяновского района Ульяновской области обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к АО «Ульянвосккурорт» о признании незаконным бездействия по приведению котельной в соответствие с требованиями законодательства, обязании выполнить мероприятия по организации обучения персонала, техническому обслуживанию и ремонту котельной, устранению нарушений в сфере охраны труда, исключению технических устройств из сведений об опасном производственном объекте.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Ульяновского района Ульяновской области осуществлялись надзорные мероприятия за исполнением законодательства при подготовке к проведению отопительного периода 2023-2024 гг. В ходе проверки выявлены нарушения, требующие прокурорского вмешательства. Установлено, что в деятельности АО «Ульяновсккурорт», осуществляющего на территории Ундоровского сельского поселения услуги по теплоснабжению, имеются нарушения, которые препятствуют получению паспорта готовности к отопительному периоду 2023-2024 гг. муниципальным образованием «Ульяновский район».

Так, в деятельности АО «Ульянвосккурорт» Средне-Поволжским управлением Ростехнадзора в августе 2023 года выявлены нарушения требований, установленных Правилами оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 12.03.2013 № 103 (далее - Правила), Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 (далее - ПТЭТЭ), а также Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», которые в полном объеме не устранены. Указанные перечни замечаний надзорного органа к акту оценки готовности к отопительному периоду 2023-2024 гг. поступили в адрес прокуратуры района 31.08.2023.

Надзорным органом в деятельности АО «Ульяновсккурорт» по подготовке к отопительному сезону 2023-2024 гг. выявлено 27 нарушений, а именно:

- электротехнологическому персоналу не выдаются удостоверения по электробезопасности;

- инженер по ОТ не прошел проверку знаний по электробезопасности;

- у заместителя ответственного за электрохозяйство просрочена группа по электробезопасности (срок действия - 27.06.2023);

- 6 нарушений в части своевременного технического обслуживания сетей и оборудования (отсутствует изоляция трубопроводов от котлов в котельной, насосов котлового контура; не проведено обслуживание запорного оборудования сетевого контура от насосов в котельной, солевых баков (течь, коррозия), трубопроводов ХВО (наблюдаются следы коррозии), трубопровода на выходе из теплообменных аппаратов (отсутствует изоляция);

- своевременно не предоставлено в поверку средство измерения;

- не содержится в исправном состоянии здания и сооружения котельной, обеспечивающее длительное, надежное использование их по назначению (разрушены стенки дренажного приямка, отсутствует ограждение);

- работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного персонала, оперативных руководителей не проверяются в контрольной противоаварийной тренировке один раз в три месяца;

- работники из числа оперативного, оперативно-ремонтного и ремонтного персонала, оперативных руководителей организаций, персонал постоянных участков ремонтных подразделений, обслуживающий тепловые энергоустановки, не проверяются один раз в полугодие в одной контрольной противопожарной тренировке;

- отсутствует допуск в эксплуатацию котла отопления от органов государственного энергетического надзора;

- лицо, ответственное за организацию производственного контроля, не аттестовано в области промышленной безопасности (А. 1.);

- в АО «Ульяновсккурорт» не назначены работники, имеющие право выдачи нарядов-допусков к выполнению газоопасных работ, распорядительным документом из числа руководящих работников и инженерно-технических работников, осуществляющих эксплуатацию ОПО «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», per. № А52-01127-0018, аттестованных в установленном порядке и имеющих опыт работы на объектах сетей газораспределения и газопотребления не менее одного года;

- в АО «Ульяновсккурорт» периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые постоянным составом работников, производятся по утвержденным производственным инструкциям без оформления наряда- допуска, не регистрируются в журнале учета периодически повторяющихся газоопасных работ с указанием времени начала и окончания работ;

- в АО «Ульяновсккурорт» на газоопасные работы заблаговременно не выдаются наряды-допуски;

- в АО «Ульяновсккурорт» эксплуатирующей ОПО «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», per. № А52-01127-0018, отсутствует документ, регламентирующий техническое расследование причин опасных производственных объектах, их учет и анализ, утвержденные организацией, эксплуатирующей объект (Положение не представлено);

- 8 нарушений в сфере обеспечения полноты и достоверность сведений, представленных АО «Ульяновсккурорт» при регистрации (перерегистрации) опасных производственных объектов в государственном реестре, (не исключены 3 паровых котла, выведенные из эксплуатации и оборудование к ним).

Результатом бездействия АО «Ульяновсккурорт» стало неполучение в 2022 году паспорта готовности к отопительному периоду 2022-2023 гг. и риск его неполучения на период отопительного сезона 2023-2024 гг.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы граждан. Указанное заявление предъявлено в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц, поскольку достоверно определить круг лиц, пользующихся помещениями в жилом и нежилом фонде, подлежащих обеспечению теплоснабжением, отвечающим требованиям безопасности, не представляется возможным.

На основании изложенного прокурор Ульяновского района Ульяновской области, уточнив требования в ходе судебного разбирательства, просит:

- признать незаконным бездействие АО «Ульяновсккурорт» по приведению котельной, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1, в соответствие с требованиями законодательства по технической эксплуатации тепловых установок;

- обязать АО «Ульяновсккурорт» выполнить следующие мероприятия: организовать получение инженером по охране труда персоналом АО «Ульянвосккурорт» пройти проверку знаний по электробезопасности; получить допуск в эксплуатацию котла отопления (с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1) от органов государственного технического надзора; организовать получение аттестата в области промышленной безопасности (А.1.) должностному лицу АО «Ульянвосккурорт», ответственному за организацию производственного контроля в организации; исключить технические устройства из сведений, характеризующих опасный производственный объект «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», рег. №А52-01127-0018, III класса опасности – котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4218, уч. №193-к; котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4224, уч. №196-к; котел паровой ДКВР 2,5-13 ГМ, зав. №1328, уч. №355-к; горелка ГМГ-1,5М, зав. № б/н ( в кол-ве 3 штук); экономайзер ЭП 2-94, зав. №Б-2874, уч. №201-э; экономайзер ЭП 2-94, зав. № Б-2873, уч. №197-э, экономайзер ЭП 2-94, зав. №793, уч. №200-э; трубопровод пара, зав. № б/н, уч. №173 (пар насыщенный).

Учитывая статус ответчика (коммерческая организация) и характер спорных материальных правоотношений, требования приняты к рассмотрению судом в порядке гражданского судопроизводства.

В судебном заседании старший помощник прокурора Ананьев В.С. поддержал уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам.

Представители ответчика АО «Ульяновсккурорт» Фунина С.А., Волочник О.В. в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями согласились, пояснив, что с выявленными нарушениями согласны, АО «Ульяновсккурорт» принимаются меры к их скорейшему устранению. Недостатки, указанные в пунктах 1, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 15, 16, 17, 18 Перечня замечаний по готовности к отопительному периоду 2023/2024 гг. от 31.10.2023 устранены. Указали, что АО «Ульяновсккурорт» 29.11.2023 подана заявка на аттестацию по электробезопасности специалиста по охране труда Рябова А.Н., срок устранения нарушения – ориентировочно январь 2024 года. Нарушение, указанное в пункте 14 перечня замечаний, в части отсутствия аттестации в области промышленной безопасности (А.1) директора, не устранено. Допуск в эксплуатацию котла отопления (с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1) (п. 13 Перечня замечаний) от органов государственного технического надзора не получен, необходимая для его получения документация готовится. Кроме того, пояснили, что АО «Ульяновсккурорт» подавались заявки об исключении указанных в иске технических устройств из сведений, характеризующих опасный производственный объект «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», однако были получены уведомления об отказе до устранения несоответствий (п.п. 19-26 Перечня замечаний). Планируемый срок подачи повторной заявки – январь 2024 года.

Представитель третьего лица МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области Семенова Л.В. в судебном заседании не участвовала, представила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Администрации, оставив решение на усмотрение суда.

Заинтересованное лицо Средне-Поволжское управление Ростехнадзора явку представителя в судебное заседание не обеспечило, извещено. Ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области подлежащими удовлетворению частично.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении»..

Согласно п. 7 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).

Часть 1 статьи 3 указанного Федерального закона относит к общим принципам организации отношений в сфере теплоснабжения обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, под которой понимается такое состояние системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения.

Обязанность обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей возложена законом на теплоснабжающие организации и теплосетевые организации (пункты 7, 8 ч. 5 ст. 20 Федерального закона «О теплоснабжении»).

Федеральным законом от 21.07.1997 N116-ФЗ «О промышленной безопасности производственных объектов» определены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, при этом под безопасностью опасных производственных объектов понимается защищенность жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

Из статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N116-ФЗ следует, что опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении N 1 к Федеральному закону от 21.07.1997 N116-ФЗ.

Приказом Минэнерго России N 103 от 12.03.2013 утверждены Правила оценки готовности к отопительному периоду, которые определяют порядок оценки готовности к отопительному периоду путем проведения уполномоченными органами проверок готовности к отопительному периоду муниципальных образований, теплоснабжающих и теплосетевых организаций, потребителей тепловой энергии, теплопотребляющие установки которых подключены к системе теплоснабжения (далее - проверка). Проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов.

Результаты проверки оформляются актом проверки готовности к отопительному периоду. В акте содержаться выводы комиссии по итогам проверки: объект проверки готов к отопительному периоду; объект проверки будет готов к отопительному периоду, при условии устранения в установленный срок замечаний к требованиям по готовности, выданных комиссией; объект проверки не готов к отопительному периоду.

Организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной пунктом 10 названных Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности. После уведомления комиссии об устранении замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности осуществляется повторная проверка. При положительном заключении комиссии оформляется повторный акт с выводом о готовности к отопительному периоду, но без выдачи паспорта в текущий отопительный период.

Из материалов дела следует, что АО «Ульянвосккурорт» является собственником здания котельной, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, сан. им. В.И. Ленина, и осуществляет теплоснабжение 4 многоквартирных домов в в с. Ундоры Ульяновского района Ульяновской области.

Судом установлено, что в период с 07.08.2023 по 11.08.2023 состоялась комиссия МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области по оценке готовности теплоснабжающих организаций Ульяновского района, в которой принимали участие специалисты Средне-Поволжского Управления Ростехнадзора. По результатам работы в адрес Администрации были направлены перечни замечаний, выявленных в ходе оценки готовности теплоснабжающих организаций, в том числе АО «Ульянвосккурорт». Однако на дату рассмотрения дела выявленные недостатки в полном объеме устранены не были, что административным ответчиком не оспаривалось.

Так, на дату рассмотрения дела АО «Ульяновсккурорт» в нарушение п. 13 Правил оценки готовности к отопительному периоду не выполнена обязанность по организации прохождения инженером по охране труда проверки знаний по электробезопасности (пункт 2 Перечня замечаний); получение аттестата в области промышленной безопасности (А.1.) директором АО «Ульянвосккурорт», ответственным за организацию производственного контроля (пункт 14 Перечня); не получен допуск в эксплуатацию котла отопления (с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1) от органов государственного технического надзора (пункт 13 Перечня); не обеспечена полнота и достоверность сведений, представленных при регистрации (перерегистрации) ОПО в государственном реестре (пункты 19-26 Перечня), а именно, из сведений, характеризующих опасный производственный объект «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», рег. №А52-01127-0018, III класса опасности, не исключены технические устройства: котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4218, уч. №193-к; котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4224, уч. №196-к; котел паровой ДКВР 2,5-13 ГМ, зав. №1328, уч. №355-к; горелка ГМГ-1,5М, зав. № б/н ( в кол-ве 3 штук); экономайзер ЭП 2-94, зав. №Б-2874, уч. №201-э; экономайзер ЭП 2-94, зав. № Б-2873, уч. №197-э, экономайзер ЭП 2-94, зав. №793, уч. №200-э; трубопровод пара, зав. № б/н, уч. №173 (пар насыщенный). Данные обстоятельства представителями ответчика не оспаривались.

При таких обстоятельствах суд полагает доказанным факт незаконного бездействия АО «Ульяновсккурорт» по приведению котельной, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1, в соответствие с требованиями законодательства по технической эксплуатации тепловых установок, и считает необходимым возложить на АО «Ульянвосккурорт» обязанность выполнить мероприятия по устранению замечаний по готовности к отопительному сезону, указанные в иске.

Учитывая характер выявленных нарушений, объем необходимых мероприятий, принимаемые меры по их устранению, суд полагает необходимым установить следующие сроки исполнения решения:

- в части обязанности организовать прохождение инженером по охране труда проверку знаний по электробезопасности и получение аттестата в области промышленной безопасности (А.1.) должностным лицом АО «Ульянвосккурорт», ответственным за организацию производственного контроля, - не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу;

- в части обязанности получить допуск в эксплуатацию котла отопления (с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1) от органов государственного технического надзора; исключить технические устройства из сведений, характеризующих опасный производственный объект «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», рег. №А52-01127-0018, III класса опасности – котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4218, уч. №193-к; котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4224, уч. №196-к; котел паровой ДКВР 2,5-13 ГМ, зав. №1328, уч. №355-к; горелка ГМГ-1,5М, зав. № б/н ( в кол-ве 3 штук); экономайзер ЭП 2-94, зав. №Б-2874, уч. №201-э; экономайзер ЭП 2-94, зав. № Б-2873, уч. №197-э, экономайзер ЭП 2-94, зав. №793, уч. №200-э; трубопровод пара, зав. № б/н, уч. №173 (пар насыщенный), - не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Данные сроки суд полагает разумными и исполнимыми.

Согласно статье 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (часть 1); размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах (часть 2).

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

В силу изложенного с ответчика АО «Ульянвосккурорт» на основании п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб. в доход местного бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в Исковые требования прокурора Ульяновского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к АО «Ульяновсккурорт» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие АО «Ульяновсккурорт» по приведению котельной, расположенной по адресу: Ульяновская область, Ульяновский район, с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1, в соответствие с требованиями законодательства по технической эксплуатации тепловых установок.

Возложить на АО «Ульяновсккурорт» обязанность организовать прохождение инженером по охране труда проверку знаний по электробезопасности и получение аттестата в области промышленной безопасности (А.1.) должностным лицом АО «Ульянвосккурорт», ответственным за организацию производственного контроля, не позднее 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Возложить на АО «Ульяновсккурорт» обязанность получить допуск в эксплуатацию котла отопления (с. Ундоры, ул. Санаторий им. В.И. Ленина, стр. 1) от органов государственного технического надзора; исключить технические устройства из сведений, характеризующих опасный производственный объект «Сеть газопотребления АО «Ульяновсккурорт», рег. №А52-01127-0018, III класса опасности – котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4218, уч. №193-к; котел паровой ДКВР 2,5-13, зав. №4224, уч. №196-к; котел паровой ДКВР 2,5-13 ГМ, зав. №1328, уч. №355-к; горелка ГМГ-1,5М, зав. № б/н ( в кол-ве 3 штук); экономайзер ЭП 2-94, зав. №Б-2874, уч. №201-э; экономайзер ЭП 2-94, зав. № Б-2873, уч. №197-э, экономайзер ЭП 2-94, зав. №793, уч. №200-э; трубопровод пара, зав. № б/н, уч. №173 (пар насыщенный), не позднее 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с АО «Ульяновсккурорт» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 руб.

            Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ульяновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

           Судья                                                                                              А. И. Трифонова

Срок изготовления решения суда в окончательной форме 10 января 2024 года.

2-1-594/2023 ~ М-1-619/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ульяновского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Ульяновский район"
АО "Ульяновсккурорт"
Суд
Ульяновский районный суд Ульяновской области
Судья
Трифонова А. И.
Дело на сайте суда
uljanovskiy--uln.sudrf.ru
05.12.2023Передача материалов судье
04.12.2023Регистрация административного искового заявления
07.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2023[*] (ст.16.1 КАС РФ) Вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства (после принятия к производству)
07.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.12.2023Судебное заседание
28.12.2023Судебное заседание
10.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее