Дело № 2-148/2021
10RS0018-01-2021-000263-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Суоярви 11 мая 2021 года
Суоярвский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Кемпи Е.И., при секретаре Булатевич Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» об отмене решения финансового уполномоченного по результатам обращения ФИО 1, взыскании судебных расходов,
установил:
Заявление предъявлено по тем основаниям, что между СПАО «Ингосстрах» и ФИО 1. в отношении транспортного средства ..., был заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств РРР №, период страхования с хх.хх.хх г. по хх.хх.хх г.. хх.хх.хх г. ФИО 1 обратилась с заявлением о выплате страхового возмещения в связи с причинением ущерба ее транспортному средству в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), произошедшего указанного числа, виновным в котором был признан второй участник ДТП. хх.хх.хх г. экспертом ООО «Прайсконсалт» было подготовлено заключение о стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства. хх.хх.хх г. ФИО 1 произведена выплата страхового возмещения в соответствии с п. 4 ст. 11.1 Закона об ОСАГО в размере ... руб. хх.хх.хх г. от ФИО 1 поступила претензия о доплате страхового возмещения в размере ... руб., дополнительно представлено заключение эксперта ИП Малахова С.Н. о стоимости восстановительного ремонта, в удовлетворении которой было отказано по тем основаниям, что состав информации о дорожно-транспортном происшествии, переданный ФИО 1. посредством мобильного приложения, не соответствовал требованиям Постановления Правительства РФ от 28.08.2019 № 1108.
хх.хх.хх г. ФИО 1 обратилась к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании страхового возмещения, по результатам рассмотрения которого им принято решение о взыскании со СПАО «Ингосстрах» страхового возмещения в сумме ... руб. Полагает, что финансовым уполномоченным не учтены все объективные обстоятельства дела, что привело к вынесению неправомерного и необоснованного решения, а также неосновательному обогащению ФИО 1. Спорное ДТП было оформлено через мобильное приложение, однако без соблюдения всех необходимых требований, в частности, дата и время отправки сообщения свыше 60 минут с момента произошедшего ДТП, указанного в извещении. На основании изложенного, просит отменить решение № № от хх.хх.хх г. финансового уполномоченного Писаревского Е.Л. по результатам обращения ФИО 1 и взыскать с неё судебные расходы по уплате государственной пошлины.
В судебное заседание представитель заявителя СПАО «Ингосстрах» не явился, извещен. В представленных письменных пояснениях просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, поддержал доводы, изложенные в иске, указал, что ДТП с участием ФИО 1. произошло в 19:40:38, в то время как данные о ДТП отправлены в 21:18:13.
В судебное заседание уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг Писаревский Е.Л. не явился, извещен. В представленных письменных возражениях на заявление просил отказать в удовлетворении требований, полагал о законности и обоснованности вынесенного с учетом представленных страховой организацией документов решения. Просил оставить заявление без рассмотрения в случае обращения заявителя по истечении установленного законом 10-дневного срока.
В судебное заседание ФИО 1. не явилась, извещена, доверила представление своих интересов Кампуреву В.С., который, действуя на основании доверенности, просил отказать в удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснил, что указанное в автоматизированной информационной системе (далее – АИС) ОСАГО время совершения ДТП 19:40:38 является временем регистрации сообщения и предоставления сведений, что подтверждается ответом Российского Союза Автостраховщиков (далее – РСА), доказательств обратного заявителем не представлено.
Суд, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 04.06.2018 № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – ФЗ № 123-ФЗ) настоящий Федеральный закон в целях защиты прав и законных интересов потребителей финансовых услуг определяет правовой статус уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг (далее - финансовый уполномоченный), порядок досудебного урегулирования финансовым уполномоченным споров между потребителями финансовых услуг и финансовыми организациями, а также правовые основы взаимодействия финансовых организаций с финансовым уполномоченным.
На основании ч. 1 ст. 26 ФЗ № 123-ФЗ в случае несогласия с решением финансового уполномоченного финансовая организация вправе в течение десяти рабочих дней после дня вступления в силу решения финансового уполномоченного обратиться в суд в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации.
Судом установлено, что указанный в ч. 1 ст. 26 ФЗ № 123-ФЗ срок для обращения заявителем не пропущен.
В судебном заседании установлено и подтверждается письменными материалами дела, что хх.хх.хх г. в 19 час. 40 мин. на автодороге ...) произошло дорожно-транспортное происшествие с участием водителей ФИО 1. и ФИО 2 в результате которого транспортному средству ... государственный регистрационный знак ..., принадлежащему ФИО 1. и находящемуся под ее управлением были причинены механические повреждения. Гражданская ответственность ФИО 1. на момент ДТП была застрахована в СПАО «Ингосстрах», что подтверждается страховым полисом № № от хх.хх.хх г..
Поскольку в результате ДТП вред был причинен только транспортным средствам, а также ввиду отсутствия разногласий участников в отношении характера и перечня видимых повреждений автомашин, документы о ДТП были оформлены без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, путем заполнения извещения о ДТП (европротокол), данные о нем переданы в АИС ОСАГО.
хх.хх.хх г. ФИО1 обратилась в СПАО «Ингосстрах» с заявлением о прямом возмещении убытков по договору ОСАГО, предоставив все необходимые документы, согласно которым ДТП было оформлено с использованием мобильного приложения РСА «ДТП Европротокол». Данному ДТП в АИС РСА был присвоен регистрационный номер заявления №.
хх.хх.хх г. СПАО «Ингосстрах» с привлечением ООО «Прайсконсалт» была проведена независимая экспертиза поврежденного транспортного средства, согласно заключению которой стоимость восстановительных расходов автомобиля ..., государственный регистрационный знак ..., составила без учета износа ... руб., с учетом износа – ...
На основании представленного заключения эксперта и акта о страховом случае от хх.хх.хх г. СПАО «Ингосстрах» выплатило ФИО 1. страховое возмещение в размере ... руб., что подтверждается платежным поручением № от хх.хх.хх г..
хх.хх.хх г. ФИО 1 обратилась в СПАО «Ингосстрах» с претензией о доплате страхового возмещения в размере ... руб., представив экспертное заключение №-ЦБ от хх.хх.хх г. ИП Малахова С.Н., согласно которому стоимость восстановительного ремонта её автомобиля без учета эксплуатационного износа составила ... руб., с учётом эксплуатационного износа - ... руб.
Ответом СПАО «Ингосстрах» от хх.хх.хх г. ФИО 1 было отказано в доплате страхового возмещения по тем основаниям, что переданный ею в СТ ГЛОНАСС АИС ОСАГО состав информации о ДТП не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от хх.хх.хх г. №, в связи с чем хх.хх.хх г. ФИО 1 обратилась к финансовому уполномоченному с требованием о взыскании со СПАО «Ингосстрах» страхового возмещения. По результатам рассмотрения указанного обращения хх.хх.хх г. финансовым уполномоченным принято решение № У№ о взыскании со СПАО «Ингосстрах» в пользу ФИО 1 страхового возмещения в размере ... руб.
Оспаривая вышепоименованное решение финансового уполномоченного СПАО «Ингосстрах» обратилось с настоящим заявлением, в котором ссылается на то обстоятельство, что ФИО 1. в нарушение порядка предоставления информации о ДТП страховщику, указанному в Постановлении Правительства РФ № 1108 от 28.08.2019, соответствующие сведения отправлены в 21:18:13, в то время как ДТП произошло в 19:40:38, в связи с чем она не имеет права на получение страховой выплаты в пределах страховой суммы, установленной подп. «б» ст. 7 Закона Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – ФЗ № 40-ФЗ).
В соответствии с ч. 6 ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции для получения страхового возмещения в пределах 100 тысяч рублей при наличии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда в связи с повреждением транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств либо страхового возмещения в пределах страховой суммы, установленной подпунктом "б" статьи 7 настоящего Федерального закона, при отсутствии таких разногласий данные о дорожно-транспортном происшествии должны быть зафиксированы его участниками и переданы в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона, одним из следующих способов: с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы Российской Федерации информации, позволяющей установить факт дорожно-транспортного происшествия и координаты места нахождения транспортных средств в момент дорожно-транспортного происшествия; с использованием программного обеспечения, в том числе интегрированного с федеральной государственной информационной системой "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме", соответствующего требованиям, установленным профессиональным объединением страховщиков по согласованию с Банком России, и обеспечивающего, в частности, фотосъемку транспортных средств и их повреждений на месте дорожно-транспортного происшествия.
Страховщики обеспечивают непрерывное и бесперебойное функционирование информационных систем, необходимых для получения сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных способами, указанными в настоящем пункте. Неполучение страховщиком сведений о дорожно-транспортном происшествии, зафиксированных его участниками и переданных в автоматизированную информационную систему обязательного страхования в соответствии с настоящим пунктом, не является основанием для отказа в страховом возмещении или при отсутствии разногласий участников дорожно-транспортного происшествия относительно обстоятельств причинения вреда, характера и перечня видимых повреждений транспортных средств для осуществления страхового возмещения в пределах суммы, установленной пунктом 4 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 7 ст. 11.1 ФЗ № 40-ФЗ требования к техническим средствам контроля, составу информации о дорожно-транспортном происшествии и порядок представления такой информации страховщику, обеспечивающий получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данного положения законодательства Правительством РФ было принято Постановление № 1108 от 28.08.2019 «Об утверждении правил представления страховщику информации о дорожно-транспортном происшествии, обеспечивающих получение страховщиком некорректируемой информации о дорожно-транспортном происшествии, и требований к техническим средствам контроля и составу информации о дорожно-транспортном происшествии, а также о признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (далее – Правила).
В соответствии с п. 4 Правил данные о дорожно-транспортном происшествии, полученные с использованием программного обеспечения, передаются водителем (пользователем программного обеспечения) в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после дорожно-транспортного происшествия. Для передачи данных о дорожно-транспортном происшествии, полученных с использованием программного обеспечения, водитель (пользователь программного обеспечения) проходит авторизацию в федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».
Оператор системы обязательного страхования осуществляет передачу страховщикам по их запросу данных о дорожно-транспортном происшествии, поступивших в систему обязательного страхования (п. 5 Правил).
Оператором автоматизированной информационной системы (АИС) обязательного страхования, осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков - Российский союз автостраховщиков.
Согласно Методическим рекомендациям по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции, утвержденным постановлением Президиума РСА от хх.хх.хх г., извещение о ДТП, оформленное в виде электронного документа, считается направленным страховщикам, застраховавшим гражданскую ответственность водителей - участников ДТП, при получении в мобильном приложении, с помощью которого выполнялось оформление, уведомления об успешной регистрации документа.
В соответствии с представленным РСА хх.хх.хх г. ответом, согласно информации ОТП БС АИС ОСАГО по ДТП от хх.хх.хх г., зарегистрированному за № при передаче информации посредством мобильного приложения «ДТП.Европротокол» время события указано по московскому времени 19:40:38.
Учитывая вышеизложенные положения законодательства, время авторизации ФИО 1 в мобильном приложении с информацией о ДТП в 19:40:38, о чем свидетельствует присвоение кода события №, не предоставление заявителем документального подтверждения нарушения срока направления в его адрес соответствующих сведений заинтересованным лицом, в том числе по запросу финансового уполномоченного, суд приходит к выводу, что решение финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг по обращению потребителя финансовой услуги ФИО 1 является законным и обоснованным, отмене не подлежит, в связи с чем в удовлетворении требований СПАО «Ингосстрах» следует отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
решил:
В удовлетворении заявления страхового публичного акционерного общества «Ингосстрах» об отмене решения финансового уполномоченного № № от хх.хх.хх г. по результатам обращения ФИО 1 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Суоярвский районный суд Республики Карелия.
Судья Е.И. Кемпи
Мотивированное решение изготовлено хх.хх.хх г..