Дело №2-2625/21 Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 мая 2011 года г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
в составе: председательствующего судьи И.А. Коваленко,
при секретаре Т.Н.Хариной,
с участием истца , представителя ответчика , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению к Администрации Петрозаводского городского округа об устранении нарушений права на получение доплаты к пенсии, взыскании денежной суммы, а также компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
обратилась в Петрозаводский городской суд с исковым заявлением об обязании Администрации Петрозаводского городского округа (далее Администрация ПГО) устранить нарушения ее прав в части выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы, возместить за декабрь 2009 года и весь 2010 год причиненный вред в виде ежемесячной недоплаты к трудовой пенсии за стаж муниципальной службы исходя из минимального размера оплаты труда согласно расчету в сумме 94033 рубля, продолжить выплату ежемесячной доплаты за стаж муниципальной службы к трудовой пенсии по старости с 01.01.2011 года в размере 80% месячного должностного оклада с коэффициентом 1,65% в сумме 9504 рубля, взыскать компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.
Истец в судебном заседании требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске, указав, что фактически выплата ежемесячной доплаты к пенсии прекращена с декабря 2009 года с учетом ранее установленного порядка её начисления; дальнейшая невыплата связана с тем, что новая редакция Устава Петрозаводского городского округа не содержит порядка назначения, перерасчета и выплаты такой надбавки, а какой-либо иной акт в указанной части не принят.
В судебном заседании представитель ответчика, действующая на основании доверенности , иск не признала, указав, что выплата ежемесячной доплаты прекращена ввиду отсутствия к тому правовых оснований, расчет истца не основан на каких-либо нормах права, аналогия закона в данном случае не применима, так как выплаты из муниципального бюджета связаны не только с нормами права, но и наличием бюджетных средств; с 02.09.2010 года внесены изменения в Устав органа местного самоуправления, которые зарегистрированы в установленном порядке Управлением Минюста России по Республике Карелия, опубликованы 10.09.2010г.; Решением ПетроСовета от 27.04.2011г. принят Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, который распространен на правоотношения с 01.10.2010г.
Суд, заслушав истца, представителя ответчика, исследовав письменные материалы гражданского дела, материалы пенсионного дела, считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению.
Установлено, что , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ уволена с муниципальной службы в связи с выходом в отставку. Исходя из положений ст. 17 Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия», с учетом стажа муниципальной службы получала ежемесячную доплату к пенсии по старости, установленную распоряжением Главы самоуправления г. Петрозаводска от 20.08.2003г. № 415-рк в размере 80 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумма доплаты в период с 02 по 31.08.2003г. составила 1909 рублей 39 копеек. В дальнейшем доплата производилась Администрацией ПГО на основании распоряжений Главы самоуправления города в соответствии с порядком, установленным Уставом Петрозаводского городского округа и в редакции на дату выплат, ее размер на 30.11.2009 года (далее Порядок) составил 340 рублей 88 копеек. Принимая во внимание условия начисления и выплаты согласно установленному в тот период времени Порядку, достижения суммы доплаты минимального значения по отношению к выплачиваемой пенсии, с декабря 2009 года доплата не производится.
В действующей с 10.09.2010г. редакцией статьи 56 Устава Петрозаводского городского округа ни размер, ни порядок назначения ежемесячной доплаты к трудовой пенсии не установлены.
Так, в частности, Законом Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 05.12.1996г. № 160-ЗРК Республике Карелия как субъекту Российской Федерации с 01.01.1997г. предоставлены полномочия по установлению муниципальным служащим, а также лицам, имеющим стаж работы на муниципальной службы не менее 12,5 календарных лет у мужчин и 10 календарных лет у женщин и получающим трудовую пенсию по старости, ежемесячной доплаты к пенсии за счет средств местного бюджета. Размер данной доплаты согласно статье 17 ограничивается 80 процентами месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, срок выплаты определяется сроком, на который назначена трудовая пенсия.
В указанный Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» от 24.07.2007 N 1107-ЗРК, внесены с 13.08.2007г. изменения, в соответствии со ст. 11 которого муниципальному образованию предоставлено право в своем уставе предусмотреть за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости (инвалидности), и определил, что сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Статьей 56 Устава Петрозаводского городского округа, принятого Решением Петросовета от 19.10.1999 N XXIII-XXVI/418 в редакции от 04.03.2008) в качестве дополнительных гарантий лицам, находящимся на трудовой пенсии, пенсии по инвалидности и имеющим стаж муниципальной службы, установлено право на получение ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, пенсии по инвалидности.
Согласно ч. 2 названной статьи ежемесячная доплата устанавливалась в таком размере, чтобы сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячная доплата составляла 55 процентов месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Размер ежемесячной доплаты увеличивается на 3 процента месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях муниципального служащего за каждый полный год выслуги сверх указанных сроков, при этом сумма пенсии (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты не может превышать 80 процентов его месячного должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законом Республики Карелия от 28 мая 2010 № 1388-ЗРК «О внесении изменений в Закон Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» внесены изменения в ст. 11, согласно которым в части 2 слова "Сумма пенсии по старости (инвалидности) (без учета увеличения базовой части трудовой пенсии лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи) и ежемесячной доплаты" заменена словами "Размер ежемесячной доплаты"; статья дополнена частью 5 - «Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливается представительным органом муниципального образования.".
Решением ПетроСовета от 02.09.2010 N 26/44-875 в статью 56 Устава внесены изменения, вступившие в силу с 10.09.2010г. (дата опубликования в газете «Петрозаводские городские страницы» № 66), согласно которым, при сохранении права на получение доплаты, определено, что порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности устанавливается решением Петрозаводского городского Совета.
Таким образом, ПетроСовет в пределах своей компетенции и полномочий подтвердил право на дополнительные гарантии в области пенсионного обеспечения для муниципальных служащих, но при этом одновременно не принял соответствующий механизм его реализации, в том числе, в отношении тех муниципальных служащих, которые приобрели такое право на основании ранее действовавшего законодательства.
Указанный порядок разработан и утвержден только 27.04.2011г.
Пунктами 2 и 3 Решения 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета от 27.04.2011г. «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. Действие указанного решения распространяется на правоотношения, возникшие с 01.10.2010 года.
Нормы Закона Республики Карелия «О муниципальной службе в Республике Карелия» в действующей редакции, устанавливающие иной принцип исчисления размера доплаты и предусматривая возможность установления минимально гарантированного размера, являются диспозитивными, и предписывают муниципальным образованиям варианты возможного поведения, предоставляя право в пределах бюджетных средств урегулировать правоотношения по установлению доплат к пенсии по собственному усмотрению. Следовательно, предоставление органам местного самоуправления права по установлению дополнительной гарантии в виде ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, есть и их обязанность, однако, в рамках средств местного бюджета. Аналогия права в данном случае, по мнению суда, не применима.
Действительно, вопросы государственной и муниципальной службы, а также пенсионного обеспечения служащих, являются взаимосвязанными, однако ограничены бюджетными отношениями и финансирование доплат возможно только за счет средств местного бюджета и только в рамках имеющихся у муниципалитета средств (установленные бюджетные расходы, с учетом профицита и дефицита бюджета, временных рамок, т.д.). Какие-либо субвенции из иных бюджетов в данном случае не предусмотрены.
Согласно ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности. Также Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 2 Кодекса бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих правоотношения, указанные в статье 1 настоящего Кодекса. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты представительных органов муниципальных образований, предусмотренные частью первой настоящей статьи, не могут противоречить настоящему Кодексу.
Согласно п.5 ст. 3 Кодекса органы местного самоуправления принимают муниципальные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции в соответствии с настоящим Кодексом.
Закон о бюджете в соответствии со ст. 5 Кодекса вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Исходя из статьи 6 Кодекса бюджет есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления; а бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. Под бюджетными обязательствами понимаются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.
Таким образом, спорные выплаты с учетом вышеприведенных норм права устанавливаются представительным органом муниципального образования и финансируются только за счет средств местного бюджета в рамках установленных временных сроков.
Именно в компетенцию Петрозаводского городского Совета входит принятие бюджета на соответствующих год для муниципального образования город Петрозаводск и расходование средств бюджета. В компетенцию суда не входят вопросы бюджетных отношений.
Каких-либо требований к ПетроСовету истцом не предъявлено. Также ни истцом, ни иными гражданами, юридическими лицами не оспаривались изменения, внесенные в Устав Петрозаводского городского округа 02.09.2010 в статью 56, а также Решение 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» от 27.04.2011г. и утвержденный решением Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа.
Действия по разработке каждым гражданином, имеющим право на получение муниципальной доплаты, самостоятельного расчета либо по единоличному подходу суда к расчету (варианта исчисления доплаты), как с применением минимального размера оплаты труда, так и с применением иных составляющих, по аналогии с иными выплатами, установленными и финансируемыми за счет средств иных бюджетов, являются необоснованными. Указанное влечет нарушение прав не только муниципального образования, является вмешательством в его финансовую деятельность, но и влечет нарушение прав самих получателей выплат, так как в каждом случае механизм подсчета будет отличаться, а соответственно отличаться и суммы ежемесячных выплат при одинаковых исходных условиях.
Учитывая принятое 27.04.2011г. Петрозаводским городским Советом решение 02 сессии 27 созыва № 27/02-39 «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» и утвержденный указанным решением Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, выплата истцу сумм ежемесячной доплаты к пенсии должна производиться в соответствии с указанными актами.
Суд также считает необходимым отметить, что прекращенная ранее выплата ежемесячных сумм истцу не нарушала и не нарушает его каких-либо прав, так как ежемесячная выплата является дополнительной, а не основной гарантией к установленном пенсионному обеспечению, зависит от сумм ежемесячного размера трудовой пенсии по старости, а следовательно, является величиной переменной, о чем истец знал при выходе на пенсию и её назначении.
В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих доводов и возражений.
Таким образом, Администрации Петрозаводского городского округа следует произвести расчет сумм ежемесячной доплаты с 01.10.2010г. и при наличии оснований, а также совокупности обстоятельств, дающих право на получение ежемесячной доплаты, возобновить и выплачивать с 01.10.2010 года суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2, 3 Решения 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» № 27/02-39 от 27.04.2011 года и Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа. У суда не имеется возможности произвести собственный расчет выплаты ввиду отсутствия всех необходимых исходных данных, а сторонами иных ходатайств не заявлено, доказательств и расчетов для проверки не представлено. Прекращение выплаты в соответствии с указанными актами и действующим в настоящее время порядком, может быть самостоятельно оспорено в суде.
В удовлетворении требований о взыскании причиненного вреда за период с 01.12.2009 года по 30.09. 2010 года, исходя из положений ст. 1064, 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает необходимым отказать, так как у органа местного самоуправления обязательство по выплате доплаты на новых условиях возникло только в связи с внесением изменений в Устав от 10.09.2010г. Прекращение выплаты с декабря 2009 года не противоречило ранее установленному и действовавшему порядку. Вышеизложенные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также п. 2 вышеуказанного решения ПетроСовета от 27.04.2011г., позволяют распространить обязательства по расчету денежных сумм ежемесячных выплат на новых условиях только с 01.10.2010г.
Учитывая изложенное, требование истца о взыскании недоплаты из расчета минимального размера оплаты труда не основано на каких-либо нормах права и удовлетворению не подлежит. Как указано выше, установление минимального размера ежемесячной доплаты является правом, а не обязанностью муниципального образования, в том числе с учетом наличия на эти цели в бюджете Петрозаводского городского округа денежных средств. Суд не вправе вмешиваться в бюджетные отношения органа местного самоуправления. Порядок выплаты не был установлен, а действия ПетроСовета и Администрации города в указанной части не обжаловались.
Также требования о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат, так как не основанные на нормах действующего законодательства.
На основании ст. 98 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца следует взыскать расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Руководствуясь ст. 12,55,56, 194 - 199 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить частично.
Администрации Петрозаводского городского округа произвести расчет, возобновить и выплачивать с 01.10.2010 года суммы ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 2, 3 Решения 02 сессии 27 созыва Петрозаводского городского Совета «Об утверждении Порядка назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа» № 27/02-39 от 27.04.2011 года и Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности лицам, имеющим стаж муниципальной службы в органах местного самоуправления Петрозаводского городского округа, утвержденным вышеуказанным Решением Петрозаводского городского Совета.
В удовлетворении требований в остальной части отказать.
Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Петрозаводский городской суд.
Судья И.А.Коваленко