Дело № 2 –2776/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 12 апреля 2018 года
Ленинский районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Первышиной О.А.,
при секретаре Костиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2 –2776/2018 по иску Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» к Царьковой Валентине Николаевне о взыскании суммы неосновательного обогащения
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с требованием о взыскании с в доход бюджета Тюменской области неосновательного обогащения в размере 600 000 руб., расходы по оплате госпошлины 9 200 руб. Свои требования мотивируют тем, что в рамках предоставленных статьей 74.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации прав на принятие публичных нормативных обязательств, статьей 4.2. Закона Тюменской области от 03.08.1999 N 128 "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" принято публичное обязательство по предоставлению дополнительных мер поддержки гражданам при строительстве (приобретении) жилья. Согласно данному публичному нормативному обязательству работникам организаций бюджетной сферы, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеющим стаж работы в организациях бюджетной сферы не менее 10 лет предоставляется субсидия в размере 400 тысяч рублей при условии работы получателя субсидии в течение пяти лет с даты получения субсидии в созданных Тюменской областью, муниципальными образованиями Тюменской области государственных и муниципальных учреждениях всех типов (автономные, бюджетные, казенные), в организациях, образованных в результате реорганизации таких учреждений, в хозяйственных обществах, в уставном капитале которых доля участия Тюменской области составляет 100%, а также в органах государственной власти Тюменской области или органах местного самоуправления Тюменской области в случае поступления на государственную или муниципальную службу после получения субсидии. В случае если получатель субсидии имеет детей, размер субсидии увеличивается на 100 000 рублей на каждого ребенка. При этом учитываются дети получателя субсидии в возрасте до 23 лет, а также дети, являющиеся инвалидами, нуждающимися в постоянном постороннем уходе, независимо от возраста. Условия и порядок предоставления субсидии установлены Постановлением Правительства Тюменской области № 60-п от 09.03.2011 года «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения». В рамках реализации данных нормативных правовых актов Царьковой В.Н., являвшейся на момент получения субсидии работником бюджетной сферы, на основании свидетельства о предоставлении социальной выплаты № № ДД.ММ.ГГГГ, была предоставлена социальная выплата на приобретение жилого помещения в размере 600 000 рублей, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ №. В мае 2013 года в ходе плановой проверки целевого и эффективного использования бюджетных средств, Счетной палатой Тюменской области было установлено, что на момент проведения общего собрания работников учреждения и получения субсидии - Царькова В.Н. была обеспечена общей площадью помещений в размере учетной нормы, установленной решением Тюменской городской думы от 30.06.2005 года № 225 «Об установлении учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода и стоимости имущества в целях признания граждан малоимущими, а также нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма» (п.5 и 6 Представления). Таким образом, Царькова В.Н. была необоснованно включена в список работников на получение социальной выплаты и соответственно ей были необоснованно получены из бюджета Тюменской области денежные средства в размере 600 000 рублей. Руководствуясь вышеуказанным Представлением, а также ст.1102 ГК РФ, 19.03.2015 года ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» направило в адрес ответчика претензию с предложением добровольно возвратить в бюджет Тюменской области вышеуказанную сумму неосновательного обогащения. Однако ответчик отказалась от возврата указанной суммы, поскольку до настоящего момента средства в пользу бюджета Тюменской области не возвращены. Обстоятельства получения Царьковой В.Н. средств субсидии уже установлены в ходе рассмотрения Ленинским районным судом г.Тюмени гражданского дела № 2-7381/2015 (Решение Ленинского районного суда г.Тюмени от 20.08.2015 года по указанному делу), соответственно не требуют повторного рассмотрения и(или) доказывания. ГАУ ТО, являясь в соответствии с положением - уполномоченной организацией, вынуждено обратиться в суд с настоящим иском для взыскания средств неосновательного обогащения в принудительном порядке.
Представитель истца в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, при этом пояснил, что срок исковой давности не пропущен, считает, что имеются все основания для удовлетворения иска.
Ответчик возражала против удовлетворения исковых требований, заявила ходатайство о пропуске исковой давности.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителя истца, ответчика, суд считает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В силу ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Решением Ленинского районного суда г. Тюмени от 20.08.2015 года исковые требования ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» к Царьковой Валентине Николаевне о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 600 000 руб. оставлены без удовлетворения.
Данным решением было установлено, что государственная поддержка в виде субсидии в размере 600 000 рублей и займа в размере 1 000 0000 рублей на приобретение жилого помещения предоставлена Царьковой Валентине Николаевне в рамках реализации Закона Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета», Постановления Правительства Тюменской области от 09.03.2011 № 60-п «Об утверждении положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения»
Денежные средства предоставлены Фондом «Областной фонд развития жилищного строительства Тюменской области» для целевого использования, а именно: на приобретение объекта долевого строительства, 1-комнатной квартиры, общей площадью 31,8 кв.м., стоимостью 1 600 000 рублей, расположенной по адресу: Тюменская область, жилой район «Тура», район озера Оброчное, д.ГП-17/1, в собственность Царьковой Валентины Николаевны (п.1.3. Договора займа № Б0012030093 от 20.07.2012 года).
Согласно договора уступки прав от 25.09.2012 года фонд передал, а ГАУ Тюменской области «Центр государственной жилищной политики» принял в полном объеме права ( требования), вытекающие из договоров займа, заключенных Фондом с гражданами в соответствии с Законом Тюменской области от 03.08.1999 № 128 «О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета»,
В соответствии с Законом Тюменской области от 03.08.1999 N 128 (ред. от 26.12.2012) "О предоставлении субсидий и займов гражданам на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета", п 1.1. полномочия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, осуществляются Правительством Тюменской области, уполномоченным Правительством Тюменской области органом исполнительной власти Тюменской области (далее - уполномоченный орган) в пределах их компетенции.
Согласно Постановления Правительства Тюменской области от 09.03.2011 N 60-п "Об утверждении Положения о порядке предоставления социальных выплат и займов работникам бюджетной сферы на приобретение жилого помещения", Положение определяет порядок предоставления социальных выплат и займов на приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета (далее - социальная выплата, заем) работникам организаций бюджетной сферы, имеющим право на их получение в соответствии со статьями 4.2, 5.2 Закона Тюменской области "О предоставлении субсидий и займов на строительство или приобретение жилья в Тюменской области за счет средств областного бюджета" (далее - получатель социальной выплаты, гражданин).
Для реализации настоящего Положения в порядке, установленном действующим законодательством, может быть определено юридическое лицо (далее - уполномоченная организация), информация о котором размещается на Официальном портале органов государственной власти Тюменской области (www.admtyumen.ru). В случае если такая организация не определена и соответственно информация о ней отсутствует на указанном портале, все функции данной организации, предусмотренные настоящим Положением, осуществляет главное управление строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тюменской области (далее - главное управление).
Социальная выплата подлежит возврату в областной бюджет в полном объеме в случаях:
- расторжения трудового договора с организацией бюджетной сферы до истечения данного пятилетнего срока по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 5 - 11 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации и связанным с нарушением гражданином положений трудового законодательства;
- незаключения в течение 2 месяцев со дня расторжения трудового договора с организацией, определенной в абзаце первом настоящего пункта, до истечения пятилетнего срока по инициативе гражданина в соответствии со статьей 80 Трудового кодекса Российской Федерации или по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 2, 4 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, трудового договора с другой организацией бюджетной сферы или служебного контракта с органом государственной власти Тюменской области либо органом местного самоуправления Тюменской области. Обязательство соблюдать данное условие выражается в письменной форме.
Из представленного устава ГАУ здравоохранения Тюменской области Многопрофильный медицинский центр «Медицинский город» судом не установлено, что истец является органом, уполномоченным принимать решения о предоставлении социальной выплаты, займа, а следовательно и взыскивать денежные средства в пользу областного бюджета Тюменской области.
Доказательств, что средства предоставлены именно «МКМЦ «Медицинский город», а не иными лицами, определенными Постановлением, истцом не представлено.
Истцом не было предоставлено никаких доказательств, свидетельствующих о том, что права истца действиями ответчика были нарушены, что со стороны ответчика имеется неосновательное обогащение, что решение ( свидетельство) о предоставлении субсидии было оспорено и признано не законным, что истец вправе требовать взыскания неосновательного обогащения и т.д., все доводы голословны и ничем не подтверждены.
При рассмотрении указанного дела в ходе судебного заседания принимал участием представитель третьего лица ГАУ ТО «Центр государственной жилищной поддержки», которая в судебном заседании считала исковое заявление не обоснованным, просила отказать в удовлетворении заявления в полном объеме.
Представитель третьего лица Правительства Тюменской области в судебное заседание не явились.
В силу ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Поскольку представитель истца участвовал при рассмотрении дела по иску ГАУЗ ТО «МКМЦ «Медицинский город» к Царьковой Валентине Николаевне о взыскании суммы неосновательного обогащения, при этом высказывал свое мнение о том, что иск заявлен необоснованно, просил отказать в удовлетворении требований о взыскании неосновательного обогащения, то указанное решение в рассматриваемом случае является преюдициальным при принятии настоящего решения.
В силу ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.
Так истцом в ходе судебного заседания не было предоставлено никаких новых доказательств, свидетельствующих о наличии у ответчика неосновательного обогащения.
Представленные доказательства: свидетельство о социальной выплате от 06.02.2012 года, платежное поручение № 2999297 от 18.07.2012 года, заявления от Царьковой В.Н. от 04.07.2012 года, представление счетной палаты Тюменской области от 20.05.2013 года, претензия, являлись предметом рассмотрения дела, им судом была соответствующая оценка.
Таким образом, истцом не доказано, что права истца действиями ответчика были нарушены, что со стороны ответчика имеется неосновательное обогащение, что решение ( свидетельство) о предоставлении субсидии было оспорено и признано не законным, что истец вправе требовать взыскания неосновательного обогащения и т.д., все доводы голословны и ничем не подтверждены.
При данных обстоятельствах в удовлетворении исковых требований следует отказать.
Кроме того, ответчиком заявлено о пропуске срока исковой давности.
В соответствии со ст. 195 – 205 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ, Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком. Правила статьи 195, пункта 2 статьи 196 и статей 198 - 207 настоящего Кодекса распространяются также на специальные сроки давности, если законом не установлено иное.
(в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ)
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
По обязательствам, срок исполнения которых не определен или определен моментом востребования, срок исковой давности начинает течь со дня предъявления кредитором требования об исполнении обязательства, а если должнику предоставляется срок для исполнения такого требования, исчисление срока исковой давности начинается по окончании срока, предоставляемого для исполнения такого требования. При этом срок исковой давности во всяком случае не может превышать десять лет со дня возникновения обязательства.
Перемена лиц в обязательстве не влечет изменения срока исковой давности и порядка его исчисления.
Согласно Устава Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки», выписки из ЕГРЮЛ, организация создана 21.09.2012 года, в соответствии с распоряжением Правительства Тюменской области от 10.09.2012 года № 1828-рп «О создании государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки». Автономное учреждение создано в целях обеспечения реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан с использованием бюджетных средств.
Согласно платежного поручения № 299297 от 18.07.2012 года денежные средства ответчику перечислены в размере 600 000 руб. 18.07.2012 года, то есть с момента создания истец, являясь Автономным учреждением, созданным в целях обеспечения реализации мероприятий, направленных на улучшение жилищных условий граждан с использованием бюджетных средств, обязано было контролировать правомерность предоставления социальных выплат и их перечисления.
Кроме того, 20.05.2013 года из представления Счетной палаты Тюменской области истцу стало известно о наличии нарушений, допущенных при предоставлении субсидий.
Согласно материалам дела исковое заявление подано истцом 27.02.2018 года, то есть по истечении 6 лет после перечисления ответчику денежных средств.
Учитывая вышеизложенное, суд считает, что срок исковой давности истцом пропущен, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Доводы истца о том, что у них появились полномочия и право на обращение в суд с указанным иском только в 2017 году, суд считает несостоятельными и не свидетельствующими о наличии оснований для взыскания заявленной суммы.
Также суд считает, что отсутствуют основания для восстановления пропущенного срока для подачи искового заявления, поскольку доказательств исключительного случая невозможности обращения в суд с указанным иском суду не представлено.
При данных обстоятельствах, никаких законных оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 196-200, 1102, 1107 Гражданского кодекса РФ, ст. ст. 3, 12, 56, 67, 98, 103, 194-199 Гражданского процессуального кодексам РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Государственного автономного учреждения Тюменской области «Центр государственной жилищной поддержки» к Царьковой Валентине Николаевне о взыскании суммы неосновательного обогащения в размере 600 000 руб. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Ленинский районный суд г. Тюмени путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 19.04.2018 года.
Председательствующий судья О.А. Первышина