№12-427/2019
УИН 54RS0007-01-2019-005141-75
Р Е Ш Е Н И Е
29 ноября 2019 года г.Новосибирск
Октябрьский районный суд города Новосибирска в составе:
Судьи Илларионова Д.Б.
при секретаре Ахметовой А.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица – исполнительного директора ООО «УКЖХ Октябрьского района» - Морокина Александра Александровича на основании доверенности Перфиловой Яны Евгеньевны на постановление № от /дата/, вынесенное государственным инспектором г.Новосибирска по пожарному надзору Стрелец М.А. о привлечении Морокина А.А. к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 6000,00 руб.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением № государственного инспектора г.Новосибирска по пожарному надзору Стрелец М.А. от /дата/. исполнительный директор ООО «УКЖХ Октябрьского района» Морокин А.А. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 6000,00 руб.
Должностное лицо, привлеченное к административной отнесенности, с указанным постановлением не согласилось и обратилось с соответствующей жалобой в районный суд.
В жалобе, поданной в порядке ст.30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложена просьба об отмене постановления от 04.09.2019г.
В обоснование заявления приведено, что указанные в спорном постановлении нарушения допущены иными лицами, а именно собственниками помещений в многоквартирных домах, на основании решений общих собраний собственников помещений.
ООО «УКЖХ Октябрьского района» была доведена до собственников информация о факте проведения проверки и установления нарушения п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от /дата/ №.
В ООО «УКЖХ Октябрьского района» был предоставлен протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, в соответствии с которым /дата/ собственниками были принято решение об утверждении проведения работ по установке оградительного устройства на придомовой территории <адрес>.
В связи с тем, что собственники приняли данное решение, вина управляющей компании и Морокина А.А. отсутствует. Работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества МКД проводятся Управляющей компанией в рамках утвержденного перечня работ и утвержденного размера платы. При вынесении постановления эти доводы не учтены, не исследованы все представленные в материалы дела доказательства.
Установка ограждений на придомовых территориях многоквартирных домов не запрещена.
Оградительное устройство пересекает сквозной проезд по придомовой территории МКД № по <адрес>, но при этом не исключает подъезд специализированной техники к любой части дома.
Жалоба подана в установленный ст. 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок, препятствий для ее рассмотрения по существу не усматривается.
В судебное заседание лицо, привлеченное к административной ответственности, Морокин А.А. не явился, извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, направил в суд своего представителя.
В судебном заседании защитники должностного лица – исполнительного директора ООО «УКЖХ Октябрьского района» Морокина А.А. по доверенности (л.д.18) Перфилова Я.Е. доводы жалобы поддержала
В судебном заседании государственный инспектор г.Новосибирску по пожарному надзору Стрелец М.А. с доводами поданной жалобы не согласился, сославшись на наличие нарушений п. 75 ППБ.
Проверив в соответствии с требованиями ч.3 ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Согласно ч.3 ст.30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст.24.1 КоАП РФ).
В силу требований ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, наличие события и состав административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Обеспечение пожарной безопасности, являясь одной из важнейших задач государства, регламентируется Федеральными законами от 21.12.1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22.07.2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012г. N390, а также иными нормативными актами.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, состоит в нарушении требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст.8.32, 11.16 и ч.ч.3 - 8 ст.20.4 КоАП РФ.
Объектом административных правонарушений в сфере обеспечения пожарной безопасности, ответственность за совершение которых установлена частями 1-8 статьи 20.4 КоАП РФ, выступает совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер борьбы с огнем.
Объективная сторона указанных правонарушений заключается в нарушении или невыполнении должностным лицом, гражданином или юридическим лицом правил, норм и стандартов пожарной безопасности.
Поскольку диспозиции частей 1-8 статьи 20.4 КоАП РФ являются бланкетными, для привлечения виновных лиц к административной ответственности необходимо установить, какие конкретные требования были нарушены или не выполнены.
Согласно постановлению № от /дата/. должностному лицу – исполнительному директору ООО «УКЖХ Октябрьского района» Морокину А.А. – по результатам внеплановой выездной проверки по контролю за обязательным соблюдением законодательства о пожарной безопасности в части содержания проездов для пожарной техники к зданиям многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ООО «УКЖХ Октябрьского района», проведенной /дата/г. в 15 часов 00 минут, вменяется не обеспечение исправного содержания проездов для пожарной техники к зданию многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> (установлены бетонные блоки на проезжей части), что нарушает положения Правил противопожарного режима в Российской Федерации, п.75.
Согласно п.75 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012г. N390 "О противопожарном режиме" (вместе с "Правилами противопожарного режима в Российской Федерации"): руководитель организации обеспечивает исправное содержание (в любое время года) дорог, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и пожарным гидрантам.
Согласно п.6 ст.63 Федерального закона от 22 июля 2008г. N123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в том числе и обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.90 вышеназванного Закона для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами.
В силу части 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса, подпунктом "е" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006г. N491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность": Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами, а также меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Из материалов дела об административном правонарушении, выписки из ЕГРЮЛ, усматривается, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Новосибирск, ул. Гаранина, 19, находятся в управлении ООО «УКЖХ Октябрьского района», в связи с чем общество и его должностные лица являются ответственными за соблюдение норм пожарной безопасности, поскольку надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение безопасности (в том числе пожарной) для жителей дома.
Согласно ст.37 Федерального закона от 21.12.1994г. N69-ФЗ "О пожарной безопасности": руководители организации обязаны:
соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;
разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности;
проводить противопожарную пропаганду;
содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению;
обеспечивать доступ должностным лицам пожарной охраны при осуществлении ими служебных обязанностей на территории, в здания, сооружения и на иные объекты предприятий.
Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно ст.38 Федерального закона N69-ФЗ от 21.12.1994г. "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций.
В силу ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с примечанием к данной статье, под должностным лицом следует понимать лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации.
Квалификация действий (бездействия) должностного лица – Морокина А.А. в обжалуемом постановлении применительно к вышеприведенному правовому регулированию мотивирована. Тот факт, что Морокин А.А. является полномочным в области противопожарных мероприятий должностным лицом, в судебном заседании не оспаривался.
Таким образом, государственным инспектором сделан правильный вывод о том, что в действиях Морокина А.А. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, фототаблицами, объяснениями, приказами, актом проверки.
Основания для их переоценки в настоящее время отсутствуют.
Доводы заявления о том, что оградительное устройство пересекает сквозной проезд, не опровергаю факта вмененного Морокину А.А. нарушения п. 75 ППБ.
Постановление о привлечении лица к административной ответственности вынесено должностным лицом с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено государственным инспектором в пределах санкции статьи, с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере.
Отягчающих административную ответственность заявителя обстоятельств на основании ст.4.3 КоАП РФ должностным лицом не установлено.
Довод жалобы о том, что государственным инспектором не доказано событие административного правонарушения, поскольку установленные бетонные блоки не являются препятствием для проезда пожарных машин, опровергается доказательствами по делу.
Наличие иного подъезда к домам не исключает привлечение к административной ответственности, поскольку наличие удобных подъездов для специальной техники, в том числе пожарных автомобилей, должно быть организовано.
Ссылка в заявлении на решения общего собрания собственников квартир дома об установке блоков административную ответственность должностного лица не исключает, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что должностное лицо общества приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, имея такую возможность.
В материалах дела отсутствуют сведения об организации дежурства ответственных лиц с целью допуска пожарных машин во двор дома в любое время суток, о принятии мер в отношении собственников многоквартирного дома, установивших конструкции с нарушением противопожарных норм и правил.
Однако если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: противоречит основам правопорядка или нравственности (статья 181.5 ГК РФ).
Наказание назначено должностному лицу в размере минимальной санкции, предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Доводы жалобы не являются основанием для освобождения должностного лица от административной ответственности по ч.1 ст.20.4 КоАП РФ.
С учетом изложенного заявление (жалоба), по изложенным в ней доводам, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ № ░░ /░░░░/, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.1 ░░.20.4 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6000,00 ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░.30.12 ░░░░ ░░.
░░░░░ (░░░░░░░)