дело № 2-757/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ворошиловский районный суд Волгограда в составе:
председательствующего судьи Дрогалевой С.В.
при секретаре судебного заседания Шашковой Н.В.,
15 февраля 2017 года в Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Попова Т.А. к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями,
установил:
Попова Т.А. обратилась с иском к Комитету образования и науки Волгоградской области, в обоснование указала, что имеет статус лица, из числа детей оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>. Вместе с тем, приказом Комитета образования и науки Волгоградской области № от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по причине достижения истцом 23-летнего возраста. Полагает отказ незаконным, поскольку со стороны органов опеки и попечительства не был осуществлен должный контроль, не была доведена информация о ее правах и обязанностях, на внеочередное предоставление жилого помещения. В связи с чем, она была лишена возможности обратиться в органы опеки и попечительства с заявлением о включении ее в список детей - сирот, в установленный законом срок. На основании изложенного, просит признать ее лицом, оставшимся без попечения родителей, обязать комитет образования и науки Волгоградской области включить ее в список лиц, нуждающихся в получении жилой площади, как лица, оставшегося без попечения родителей.
Истец Попова Т.А. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении. Пояснила, что в ДД.ММ.ГГГГ устно обращалась в администрацию <адрес> с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако ей было отказано. Указала, что за ней закреплено жилое помещение – <адрес>, которое заключением межведомственной комиссии администрации муниципального района <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ признано непригодным для проживания. При этом, на праве собственности недвижимого имущества не имеет, временно зарегистрирована в <адрес>. Со стороны органов опеки и попечительства не был осуществлен должный контроль в отношении нее, а именно не была доведена информация о ее правах и обязанностях, в связи с чем, в Комитет по образованию и науки Волгоградской области она обратилась лишь в ДД.ММ.ГГГГ году с заявлением о включении в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями. Длительный пропуск срока вызван подготовкой и оформлением документов, необходимых для включения в льготный список.
Представитель ответчика Комитета образования и науки Волгоградской области Никуличева О.Н., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения иска. Пояснила, что право на обеспечение истца жилым помещением к моменту обращения Поповой Т.А. отсутствовало, поскольку она ранее на учет нуждающихся в предоставлении жилья поставлена не была, с заявлением на обеспечение жильем обратилась после достижения 23 летнего возраста, однако к указанному времени утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и право на государственную поддержку по соответствующему основанию, включая право на обеспечение жильем. Принятое в отношении истца решение в полной мере соответствует закону, а следовательно, не нарушает права и законные интересы Поповой Т.А., в этой связи просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав пояснения лиц, присутствующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплено, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определены в Федеральном законе от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Настоящим законом во взаимосвязи с соответствующими положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в числе иных гарантий по социальной поддержке государством детей-сирот и иных лиц данной категории предусматривается возможность обеспечения последних жильем на безвозмездной основе.
В соответствии с абз. 1,2 п.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п.3 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.
В целях реализации данного положения Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 5 февраля 2013 года № 5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Волгоградской области».
Статьей 3 настоящего Закона установлен порядок формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа указанной категории граждан, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Указанный порядок предполагает подачу заявлений лицами, относящимися к категории детей-сирот, в орган опеки и попечительства по месту своего жительства, если они не были в установленном порядке включены в список соответственно до приобретения ими полной дееспособности, до достижения совершеннолетия либо до достижения ими возраста 18 лет или не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилым помещением до 01 января 2013 года.
Орган опеки и попечительства в свою очередь направляет данное заявление с пакетом документов и своим заключением в уполномоченный орган исполнительной власти Волгоградской области в сфере образования, который формирует соответствующий список лиц указанной категории, подлежащих обеспечению жильем, принимает решение о включении (невключении) лица в данный список.
Данным органом в настоящее время является Комитет образования и науки Волгоградской области.
Решение об отказе во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список принимается в случае отсутствия предусмотренных действующим законодательством оснований для включения в список.
Из материалов дела следует, что <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Таким образом, Попова Т.А. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», что не оспаривалось ответчиком.
Согласно акту обследования помещения и заключению межведомственной комиссии администрации муниципального района <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом <адрес> признан непригодным для постоянного проживания (л.д.44,45).
Согласно ответу на запрос администрации Муниципального района <данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. для постановки на учет для улучшения жилищных условий в органы местного самоуправления муниципального образования муниципального района <данные изъяты> не обращалась. В список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, Попова Т.А. не включена. На территории <адрес> жилые помещения Попова Т.А. не предоставлялись (л.д.70).
Из сообщения Министерства труда, занятости и социальной защиты <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Попова Т.А. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, не числится. Решения о предоставлении Попова Т.А. жилого помещения в период ДД.ММ.ГГГГ на территории <адрес> не принимались (л.д.69).
Сведений о принадлежности на праве собственности Попова Т.А. какого-либо имущества материалы дела не содержат, что подтверждается уведомлением филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области об отсутствии зарегистрированных прав Попова Т.А. на объекты недвижимого имущества (л.д. 75).
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. обратилась в администрацию Киквидзенского муниципального района с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Согласно заключению отдела опеки и попечительства администрации <данные изъяты> муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Волгоградской области, в связи с тем, что она не относится к указанной категории лиц (л.д.54).
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и пояснениями сторон в ходе судебного разбирательства.
Отказывая Попова Т.А. в удовлетворении иска, суд исходит из того, что установленный в ст.1 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» срок для реализации права на социальную поддержку 23 годами возраста, является пресекательным, и не может быть восстановлен. Поэтому достижение истицей возраста 29 лет, не вставшей на учёт нуждающейся в жилом помещении до 23 лет, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, дополнительные гарантии, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе, на обеспечение жилой площадью, в соответствии с действующим законодательством распространяются исключительно на лиц, не достигших возраста 23 лет.
При этом, суд исходит из того, что правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.
Изложенному не противоречит положение пункта 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ (в ред. от 29.02.2012) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.
Вместе с тем, достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.
В силу закона предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным Федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
По смыслу и содержанию упомянутого Федерального закона № 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан.
В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением.
Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. В противном случае достижение 23-летнего возраста влечет утрату указанного права, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет.
Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.
В соответствии с нормами жилищного законодательства лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет.
При этом, судом установлено, что истец не была поставлена на учет в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан. Впервые обратилась с заявлением о постановке ее на учет ДД.ММ.ГГГГ, по достижении <данные изъяты> летнего возраста.
В ходе судебного разбирательства не установлено наличие объективных и исключительных причин, препятствовавших обращению истца к ответчику по вопросу постановки ее на учет в качестве лица, имеющего предусмотренное законом право на обеспечение жилым помещением, ранее обусловленной даты.
Доказательств тому, что Попова Т.А. в период с даты совершеннолетия и до достижения 23-летнего возраста не могла реализовать свое право на подачу заявления на постановку на учет по объективным причинам, суду не представлено.
Довод истца о том, что со стороны органов опеки и попечительства не был осуществлен должный контроль, а именно не была доведена информация о ее правах и обязанностях на внеочередное предоставление жилого помещения, необоснованны, поскольку о своем праве истец узнала в ДД.ММ.ГГГГ, что не оспаривалось ею в ходе судебного разбирательства. При этом, с заявлением о включении в список детей сирот она обратилась только в ДД.ММ.ГГГГ, по достижении <данные изъяты>.
В обоснование своих доводов о невозможности встать на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения, как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Попова Т.А. ссылается на то, что обращение в устной форме в органы государственной власти.
Однако как следует из материалов дела, впервые в ДД.ММ.ГГГГ Попова Т.А. обратилась в администрацию <адрес> района Волгограда с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска Попова Т.А. о включении ее в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Требования истца о признании ее лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также не подлежат удовлетворению, поскольку истцом, в нарушение ст. 12 ГК РФ избран ненадлежащий способ защиты права.
Согласно статье 12 ГК РФ признание права является одним из способов защиты гражданских прав.
Избирая предусмотренный гражданским законодательством способ защиты - признание лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, истец указала, что данный статус необходим для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
В ходе судебного разбирательства, представителем ответчика не оспаривалось, что Попова Т.А. относилась к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на которых распространяются гарантии, предусмотренные Законом РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
При этом, в иске о включении в список детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа Попова Т.А. отказано.
Поскольку истцом не представлено суду доказательств нарушения ее прав ответчиком, а защите подлежит только нарушенное право, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований в части признания лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ввиду отсутствия спора.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Попова Т.А. в удовлетворении иска к Комитету образования и науки Волгоградской области о признании лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 20 февраля 2017 года.
Председательствующий: С.В. Дрогалева