Дело № 2-240/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 февраля 2018 года г. Ужур
Ужурский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Сазоновой О.В.,
при секретаре Дригота К.А.,
с участием прокурора - помощника прокурора Ужурского района Красноярского края Стонт Н.В., представителей ответчика МБОУ «Малоимышская СОШ» - директора Помогаева М.А. и Деркач Н.К., действующей на основании доверенности от 26.02.2018 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Ужурского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Малоимышская средняя общеобразовательная школа» об обязании разработать и утвердить паспорта на образуемые в процессе деятельности отходы I-IV классов опасности, суд
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ужурского района обратился в суд с иском к МБОУ «Малоимышская СОШ» об обязании разработать и утвердить паспорта на образуемые в процессе деятельности отходы I-IV классов опасности. Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения МБОУ «Малоимышская СОШ» экологического законодательства. В ходе проведения проверки установлено, что в процессе деятельности МБОУ «Малоимышская СОШ», являющегося юридическим лицом, образуются следующие основные виды отходов: лампы люминесцентные ртутьсодержащие отработанные и брак; лампы электрического накаливания; мусор от уборки территории и помещений объектов; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности. Кроме того, на основании договора на откачку септика от 09.01.2017 года МКУ «Забота» оказывает образовательному учреждению услуги по вывозу жидких бытовых отходов, что подтверждается актами приемки выполненных работ. В нарушение требований действующего законодательства МБОУ «Малоимышская СОШ» не разработаны и не утверждены паспорта на образуемые в процессе деятельности учреждения отходы 1 - IV классов опасности. По выявленным фактам нарушений действующего законодательства прокуратурой внесено МБОУ «Малоимышская СОШ» представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с отходами. Проверкой, проведенной в порядке контроля, установлено, что по состоянию на 10.01.2018 нарушения, изложенные в представлении прокурора района, МБОУ «Малоимышская СОШ» фактически не устранены. Несоблюдение указанных требований влечет нарушение экологических прав граждан, то есть неопределенного круга лиц. На основании изложенного, прокурор Ужурского района просит обязать МБОУ «Малоимышская СОШ» разработать и утвердить паспорта на образуемые в процессе деятельности отходы 1 - IV классов опасности в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор - помощник прокурора Ужурского района Красноярского края Стонт Н.В. настаивает на удовлетворении заявленных требований, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.
Представитель ответчика МБОУ «Малоимышская СОШ» - директор Помогаев М.А. исковые требования прокурора Ужурского района признал в полном объеме. Суду пояснил, что в настоящее время проводятся работы по устранению выявленных нарушений. Срок, в течение которого необходимо устранить выявленные нарушения, достаточен для исполнения.
Представитель ответчика МБОУ «Малоимышская СОШ» Деркач Н.К. поддерживает мнение представителя Помогаева М.А.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы и обстоятельства дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ, защита гражданских прав, помимо прочего, осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
Из статьи 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» следует, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Частью 2 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусмотрено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, урегулированы Федеральным законом от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказание услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
В силу статьи 4.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
На основании ст. 14 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется. На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Согласно Критериям отнесения опасных отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утвержденным Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 04.12.2014 года № 536, критерии отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 года № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности» утверждены Правила проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности.
В соответствии с пунктами 4 и 7 Правил, паспорт составляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности (далее - индивидуальные предприниматели и юридические лица). Определение данных о составе и свойствах отходов I - IV классов опасности, включаемых в паспорт, осуществляется с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям и средствам измерений. Индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. На отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 года № 712.
Согласно ст. 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», под паспортом отходов понимается документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе. Паспортизация опасных отходов является одним из обязательных требований обращения с ними, установленных положениями ст. 14 данного Федерального закона.
Судом установлено, МБОУ «Малоимышская СОШ» является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, выполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, что подтверждается пунктом 1.5 Устава МБОУ «Малоимышская СОШ», утвержденного постановлением администрации Ужурского района № 46 от 01.02.2016 года.
Прокуратурой Ужурского района проведена проверка исполнения МБОУ «Малоимышская СОШ» экологического законодательства. Проведенной проверкой установлено, что в процессе деятельности МБОУ «Малоимышская СОШ» образуются следующие основные виды отходов: лампы люминесцентные ртутьсодержащие отработанные и брак; лампы электрического накаливания; мусор от уборки территории и помещений объектов; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности. Кроме того, на основании договора на откачку септика от 09.01.2017 года МКУ «Забота» оказывает образовательному учреждению услуги по вывозу жидких бытовых отходов, что подтверждается актами приемки выполненных работ.
Вместе с тем, в нарушение требований действующего законодательства МБОУ «Малоимышская СОШ» не разработаны и не утверждены паспорта на образуемые в процессе деятельности учреждения отходы I-IV классов опасности.
По факту нарушения законодательства в сфере обращения с отходами 10 апреля 2017 года прокуратурой Ужурского района директору МБОУ «Малоимышская СОШ» внесено представление об устранении выявленных нарушений, в том числе, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона.
Однако, до настоящего времени паспорта на образуемые в процессе деятельности МБОУ «Малоимышская СОШ» отходы I-IV классов опасности не разработаны и не утверждены, что следует из информации МКУ «Управление образования Ужурского района» от 10.01.2018 года. Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме.
Учитывая, что в нарушение требований действующего природоохранного законодательства МБОУ «Малоимышская СОШ» не разработаны и не утверждены паспорта на образуемые в процессе деятельности отходы, что препятствует правильному применению технических средств и технологий для обезвреживания и безопасного размещения отходов производства, требования прокурора Ужурского района подлежат удовлетворению.
Срок, в течение которого прокурор Ужурского района просит обязать ответчика устранить нарушения природоохранного законодательства, а именно в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, по мнению суда, является разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, с ответчика МБОУ «Малоимышская СОШ» в соответствующий бюджетподлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой прокурор Ужурского района Красноярского края освобожден, в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Ужурского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Малоимышская средняя общеобразовательная школа» в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления настоящего решения в законную силу разработать и утвердить паспорта на образуемые в процессе деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоимышская средняя общеобразовательная школа» отходы I-IV классов опасности.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Малоимышская средняя общеобразовательная школа» государственную пошлину в сумме 300 рублей в доход муниципального образования Ужурский район Красноярского края.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ужурский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 02 марта 2018 года.
Председательствующий О.В. Сазонова