Решение
Именем Российской Федерации
29 сентября 2022 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Хайретдиновой Н.Г., при секретаре Кирюхиной Н.А., с участием административного истца Исмаилова Р.И. и его представителя – Решетилович Л.В., заинтересованного лица Исмаиловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1010/2022 по административному исковому заявлению Исмаилова Радмира Идаретдиновича к Министерству юстиции Российской Федерации об отмене решения о нежелательности пребывания в РФ,
УСТАНОВИЛ:
Осужденный приговором Нижегородского районного суда Нижегородской области от 11.08.2015 по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ, п.п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ к двум годам лишения свободы гражданин Украины Исмаилов Радмир (до изменения имени – Родион) Идаретдинович обратился в суд с административным иском к Министерству юстиции РФ о признании незаконным и отмене принятого последним в отношении него решения об отказе в отмене распоряжения от 26.09.2016 № 5520-рн о его бессрочной нежелательности пребывания (проживания) на территории в Российской Федерации, а также обязании Министерства юстиции РФ отменить данное распоряжение.
Требования мотивированы тем, что он выехал с территории г. Харькова Республики Украина, на территории которой проходят военные действия и в настоящее время пребывает на территории РФ, куда прибыл вместе со своей супругой и двумя несовершеннолетними детьми с целью получения убежища, во временном предоставлении которого ему органы МВД РФ отказывают в связи с наличием распоряжения от 26.09.2016 № 5520-рн о его нежелательности пребывания (проживания) на территории в Российской Федерации, тогда как отказ административного ответчика пересмотреть такое распоряжение чрезмерно ограничивает и ущемляет его права на уважение частной жизни, разрушает личную семейную жизнь его и его семьи, лишает возможности исполнять возложенные законодательством обязанности по воспитанию несовершеннолетних детей, при том, что и его супруга, и его дети являются гражданами РФ, а он полностью интегрирован в общественную социальную жизнь РФ и не представляет угрозы для безопасности государства и общественного порядка, при том, что в случае возвращении его семьи на Украину, где сейчас проводятся военные действия, жизни членов его семьи будут подвергнуты опасности.
Административный истец Исмаилов Р.И. и его представитель по доверенности Решетилович К.Л. в судебном заседании настаивали на удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь в том числе на то, что в настоящее время судимость Исмаилова Р.И. погашена и оспариваемый отказ Министерства юстиции РФ препятствует легализации последнего на территории РФ, где он в настоящее время пребывает.
Административный ответчик Министерство юстиции РФ в судебное заседание, представителя не направило, извещено, возражений на иск не представило.
Заинтересованное лицо Исмаилова Е.А. полагала возможным удовлетворить заявленные административным лицом требования.
В соответствии со ст. 150 и ст. 152 КАС РФ решение по делу постановлено при данной явке.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела видно, что Исмаилов Радмир (до смены имени на основании свидетельства от 04.11.2017 серия I-ВЛ № 013114 – Родион) Идаретдинович, 16.12.1990 года рождения, является гражданином Украины, паспорт Р UKR FU397182, срок действия до 06.03.2029.
26.09.2016 в отношении осужденного административным ответчиком вынесено распоряжение № 5520-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», в соответствии с которым пребывание (проживание) гражданина Украины Исмаилова Р.И. в Российской Федерации признано нежелательным.
Согласно справке зонального информационного центра ГУ МВД России по г. Москве № 099К№0622312760 о наличии судимости, 11.08.2015 Нижегородским районным судом Нижегородской области гражданин Украины Исмаилов Р.И., 16.12.1990 года рождения, место рождения г. Харьков, по п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ, п.п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ приговорен к двум годам лишения свободы.
02.06.2017 административный истец освобожден из исправительного учреждения по отбытии срока.
В силу ст. 15 УК РФ в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пятнадцати лет лишения свободы.
Согласно п. «в» ч. 2 ст. 161 УК РФ грабеж, то есть открытое хищение чужого имущества, с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище; наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до десяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца или без такового и с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
В силу п.п. «б», «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище; с причинением значительного ущерба гражданину наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года или без такового.
В соответствии с нормами п. в. ч. 3 ст. 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести по истечении трех лет после отбытия наказания.
Таким образом, судимость Исмаилова Р.И. 03.06.2020 погашена.
Как следует из материалов дела и не оспаривается стороной административного истца, на момент принятия распоряжения о его нежелательности пребывания на территории РФ последний не имел и не имеет российского гражданства.
При этом в материалы дела истцом представлены ответы ГУ МВД России по Нижегородской области № 3/225202952678 от 01.04.2022 и 3/227703480551 от 06.04.2022 на его обращения от 29.12.2021 и 17.05.2022, в силу которых Исмаилову Р.И. было отказано в отмене спорного распоряжения, поскольку исполненное 03.06.2017 в отношении него решение от 16.05.2017 о депортации и запрета на въезд на территорию РФ сроком на 5 лет до 03.06.2022 носит императивный характер и при отсутствии оснований не может быть изменено в ходе его исполнения.
Согласно ответу Минюста России № 04-4927422 от 28.04.2022 на обращение Исмаилова Р.И. от 20.04.2022 по вопросу нежелательности его пребывания на территории РФ, такое решение принималось Минюстом России в пределах своих полномочий в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы без определенного срока действия соответствующего запрета; наличие у иностранного гражданина семьи и имущества на территории РФ не является основанием, препятствующим принятию решения о нежелательности его пребывания на территории РФ. При этом Минюст России не наделен полномочиями по отмене (пересмотру) распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ, а погашение судимости автоматически не влечет отмену или сокращение срока нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.
Вместе с тем постановлением следователя Измайловского межрайонного следственного отдела СУ по ВАО ГСУ СК РФ по г. Москве от 08.06.2022 иностранный гражданин признан потерпевшим по уголовному делу № 201/837072-14, возбужденному 30.05.2014 по факту применения представителями силовых структур Украины запрещенных Женевской Конвенцией от 12.08.1949 и протоколом II к ней средств и методов ведения войны, то есть по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 356 УК РФ.
18.09.2022 Министерством внутренних дел РФ административному истцу выдан документ, подтверждающий прохождение иностранным гражданином или лицом без гражданства обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования.
Таким образом, в настоящее время Исмаилов Р.И. пребывает на территории РФ, где в месте с тем проживают его супруга Исмаилова Е.А. и двое малолетних детей – Исмаилова К.Р., 29.04.2018 года рождения, Исмаилова К.Р., 24.11.2019 года рождения, имеющих гражданство Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Так, из смысла части 1 статьи 218 и статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным такого ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий, а именно: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов административного истца.
В соответствии с частью 3 статьи 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25.07.2005 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Наличие непогашенной судимости за совершение на территории Российской Федерации преступления является основанием, препятствующим иностранному гражданину или лицу без гражданства в получении вида на жительство, разрешения на временное проживание, а также гражданства Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 7, п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.07.2005 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»).
Вопросы въезда и выезда иностранных граждан регламентируются Федеральным законом от 15.05.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», также устанавливающим правило, согласно которому въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если названные лица имеют неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления на территории Российской Федерации или за ее пределами, признаваемого таковым в соответствии с федеральным законом (статья 27).
В соответствии с частью 4 статьи 25.10 Федеральным законом от 15.05.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства создает реальную угрозу, в частности, общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации.
В силу п. 11 ст. 31 Федерального закона от 25.07.2005 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда (п. 12 названной статьи).
Постановлением Правительства РФ от 07.04.2003 № 199 «Об утверждении Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской федерации и Перечня федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации» утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, согласно которому, к числу таких органов исполнительной власти относится Министерство юстиции РФ.
При этом в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Минюст России полномочиями по отмене распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации не наделен.
Так, оспариваемый ответ Министерства юстиции Российской Федерации от 28.04.2022 на обращение Исмаилова Р.И. от 20.04.2022 по вопросу отмены распоряжения о нежелательности его пребывания на территории РФ соответствовал требованиям и положениям Федерального закона от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, Закон о порядке рассмотрения обращений граждан), при том, что у Министерства юстиции Российской Федерации в соответствии с действующим нормативно-правовым регулированием по отмене ранее принятых подобных распоряжений о нежелательности пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации полномочий не имеется.
Вместе с тем приведенные стороной административного истца доводы о том, что принятое в отношении него Министерством юстиции Российской Федерации 26.09.2016 Распоряжения № 5520-рн «О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы» в настоящее время нарушает его права, суд находит убедительными и заслуживающими внимания, при том, что при отсутствии у Министерства юстиции РФ полномочий для отмены данного распоряжения, такой вопрос находится в компетенции суда и подлежит соответствующему рассмотрению.
Учитывая, что назначенное Исмаилову Р.И. наказание за совершенное им преступление средней тяжести исполнено 02.06.2017 и судимость 03.06.2020 за такое преступление погашена, а распоряжение от 26.09.2016 о нежелательном пребывании (проживание) последнего в Российской Федерации не имеет указания на срок, то есть указывает на бессрочное признание нежелательности пребывания, что безусловно нарушает права административного истца, который вместе с тем имеет близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации и проживающих на территории Российской Федерации, более того в настоящее время пребывает на территории Российской Федерации в связи военными действиями на территории Украины, при этом в течение длительного времени имеет законопослушное поведение и выражает желание легализоваться на территории Российской Федерации, а настоящая внутригосударственная ситуация на Украине в связи с вооруженным конфликтом ставит под угрозу высшую ценность - жизнь и здоровье административного истца, являющегося носителем русского языка и имеющего намерение проживать в Российской Федерации, суд приходит к выводу о необходимости отмены упомянутого распоряжения о его нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ, поскольку обратное будет являться существенным вмешательством в личную и семейную жизнь и сделает невозможным совместное проживание административного истца с его семьей, поставив последних в сложную жизненную ситуацию.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Отменить распоряжение Министерства Юстиции № 5520-рн от 26.09.2016 г. «О нежелательности пребывания (проживания) в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы», принятое в отношении гражданина Украины – Исмаилова Р.И., 16.12.1990 года рождения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский городской суд через Замоскворецкий районный суд г. Москвы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 06 сентября 2022 г.