ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Р Е Ш Е Н И Е
18 февраля 2014 года г. Павлово
Павловский городской суд Нижегородской области в составе судьи Гороховой О.В., с участием представителя процессуального истца – Павловского городского прокурора – Ягодиной Ж.Е., представителя ответчика адвоката _Юриной М.А., представившей удостоверение №741 и ордер №12814, при ведении протокола судебного заседания Фадеевой О.В.., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловского городского прокурора Каширникова А.В. в интересах Российской Федерации, муниципального образования к Садуллаеву Б.Б., Аверьянову А.М. (заинтересованное лицо – УФМС России по Нижегородской области) о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной,
У С Т А Н О В И Л:
Павловский городской прокурор Каширников А.В. обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, муниципального образования к Садуллаеву Б.Б., Аверьянову А.М. (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, УФМС России по Нижегородской области) о признании постановки на миграционный учет иностранного гражданина недействительной. В обоснование заявленных требований указано следующее:
Павловской городской прокуратурой проведена проверка по факту нарушения требований миграционного законодательства в части постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан.
Пункты 3 и 6 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее - Федеральный закон) определяют следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно п.4 ст.2 Федерального закона, место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.1 ст.7 Федерального закона, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений ст.21 Федерального закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Установлено, что Аверьяновым А.М. в 2013 году оформлялись уведомления о временном пребывании в <адрес>, граждан иностранных государств, в связи с чем, в доме по месту жительства Аверьянова А.М. были поставлены на учет по месту пребывания граждане иностранных государств, в том числе гражданин Узбекистана Садуллаев Б.Б..
Уведомление о прибытии гражданина Узбекистана Садуллаева Б.Б. принято и зарегистрировано в Павловском отделе УФМС России по Нижегородской области. По месту пребывания Садуллаев Б.Б. не появлялся, в жилое помещение не вселялся, что указывает на фиктивность постановки его на учет по месту пребывания.
По факту нарушения законодательства начальником ОУФМС России по Нижегородской области Рябовой Н.А.. вынесено постановление в отношении Аверьянова А.М. от 08.08.2013 г. о привлечении его к административной ответственности по ч.2 ст.19.27 КоАП РФ, которое вступило в законную силу 19.08.2013 г.
Таким образом, постановка на учет по месту пребывания Садуллаева Б.Б. изначально была фиктивной.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания: постановка иностранного гражданина на учет по новому месту пребывания; выезд иностранного гражданина из Российской Федерации; смерть иностранного гражданина в Российской Федерации либо вступления в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (далее - Порядок).
В соответствии с положениями п.37 Порядка, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 Порядка предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В связи с чем, при отсутствии сведений, указанных в п.23 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п.37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 года №9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что, искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства.
Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление подается в интересах Российской Федерации и муниципального образования Павловского района, поскольку отсутствие возможности снять с учета иностранного гражданина, фактически не проживающего по адресу постановки на учете, а следовательно поставленному на такой учет фиктивно, искажает статистическую отчетность, предусмотренную законодательством Российской Федерации, дает неверное представление о реальном количестве зарегистрированных иностранных граждан на территории района, что не соответствует требованиям политики государства в сфере миграционных правоотношений.
Просит признать адрес: <адрес> не являющимся местом пребывания в Российской Федерации гражданина Республики Узбекистана Садуллаева Богбека Бахрамовича, а также признать постановку на миграционный учет иностранного гражданина недействительной.
В судебном заседании представитель истца Ягодина Ж.Е. поддержала заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик Аверьянов А.М. в судебное заседание не явился о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, причина неявки не известна, ходатайств об отложении дела не поступало.
Ответчик Садуллаев Б.Б. в судебное заседание не явился.
Как следует из материалов дела, высланные в адрес ответчика Садуллаева Б.Б. копии искового заявления и документы, судебная повестка о дне, времени и месте судебного заседания по указанному истцом адресу (<адрес>) были возвращены почтовым отделением в адрес суда с отметкой «истек срок хранения». Другой адрес суду неизвестен. Информации о месте пребывании ответчика Садуллаева Б.Б. в материалах дела не имеется.
Определением Павловского городского суда Нижегородской области от 12.02.2014 года в качестве представителя ответчика Садуллаева Б.Б., зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, настоящее место жительство которого неизвестно, для защиты его прав, свобод и законных интересов, в качестве его представителя назначен адвокат Адвокатской конторы Павловского района Нижегородской областной коллегии адвокатов.
Представитель ответчика Садуллаева Б.Б. – адвокат Юрина М.А. в судебном заседании исковые требования Павловского городского прокурора не признал, указав, что ответчик Садуллаев Б.Б. не давал ему полномочий на признание исковых требований, его позицию он не знает.
Представитель третьего лица УФМС России по Нижегородской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, отзыва на исковое заявление, ходатайства с просьбой об отложении рассмотрения дела в суд не направил, сведения о причинах неявки отсутствуют.
Согласно требований ст.167 ГПК РФ, лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин. Суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными… Стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
Согласно ст.14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в судебном процессе. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.
Неявка лица, участвующего в деле, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела, и поэтому не может быть препятствием для рассмотрения дела по существу.
С учетом мнения участников процесса, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснение сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Павловского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
При этом, суд исходит из следующего:
Согласно части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При этом под неопределенным кругом понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого лица при разрешении дела.
Пункты 3 и 6 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006 года №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» (далее - Федеральный закон) определяют следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
В соответствии со ст., ст.11,12 Закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Иные федеральные органы исполнительной власти могут осуществлять отдельные полномочия в области миграционного учета в соответствии с законодательством Российской Федерации. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст. 2 Закона "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации (далее - принимающая сторона), - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, федеральный орган государственной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, дипломатическое представительство либо консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, международная организация или ее представительство в Российской Федерации либо представительство иностранного государства при международной организации, находящейся в Российской Федерации, у которых иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Миграционный учет имеет уведомительный характер, за исключением случаев, предусмотренных федеральным конституционным законом или федеральным законом.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
Согласно п., п. 21,22,23,25,26,27,28 указанных Правил, основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона, при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно положений ст. 21 Федерального закона, основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
В судебном заседании установлено, что Павловской городской прокуратурой проведена проверка по факту нарушения требований миграционного законодательства в части постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан.
В ходе проверки установлено, что Аверьяновым А.М. в 2013 году оформлялись уведомления о временном пребывании в <адрес>, граждан иностранных государств, в связи с чем, в доме по месту жительства Аверьянова А.М. боли поставлены на учет по месту пребывания граждане иностранных государств, в том числе гражданин Узбекистана Садуллаев Б.Б..
Уведомление о прибытии гражданина Узбекистана Садуллаева Б.Б. принято и зарегистрировано в Павловском отделе УФМС России по Нижегородской области. По месту пребывания Садуллаев Б.Б. не появлялся, в жилое помещение не вселялся, что указывает на фиктивность постановки его на учет по месту пребывания.
Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Недостоверные сведения о прибытии иностранного гражданина Садуллаева Б.Б. были предоставлены собственником жилого помещения Аверьяновым А.М.., давшей согласие на регистрацию иностранного гражданина по данному адресу без фактического его проживания, что подтверждается имеющейся в материалах дела копией постановления, вынесенного начальником ОУФМС России по Нижегородской области в Павловском районе Рябовой Н.А. от 08.08.2013. о привлечении Степновой А.Н. к административной ответственности по ст.19.27 ч.2 КоАП РФ, которое 19.08.2013 г. вступило в законную силу.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Постановлением Правительства РФ № 9 от 15.01.2007 года, которым утверждены Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.
В соответствии с Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее - уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
При этом законом предусмотрено, что уведомление о прибытии иностранного гражданина по месту пребывания должна представлять в органы почтовой связи принимающая сторона после проверки сведений о личности этого иностранного гражданина.
При указанном, суд приходит к выводу, что постановка иностранного гражданина Садуллаева Б.Б. по месту пребывания (<адрес>) является незаконной, в связи с чем, исковые требования Павловского городского прокурора в интересах Российской Федерации, муниципального образования о признании постановки на миграционный учет иностранного гражданина недействительной являются обоснованными, доказанными и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст., ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Павловского городского прокурора Каширникова А.В. в интересах Российской Федерации, муниципального образования удовлетворить.
Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания (<адрес>) иностранного гражданина Садуллаева Б.Б. недействительной.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Павловский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 18 февраля 2014 года.
Судья: О.В. Горохова