Дело № 10RS0011-01-2021-014161-28 (2а-5796/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 августа 2021 года
город Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи
М.Н.Картавых,
при секретаре
М.О.Журковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Романовского Сергея Николаевича о признании недействующим в части Постановления Главного государственного санитарного врача - начальника филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Шилина Артема Владимировича,
установил:
Романовский С.Н., отбывающий уголовное наказание в виде лишения свободы в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия обратился с административным иском, в котором оспаривает пункт 15 постановления главного государственного санитарного врача – начальника филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Шилина А.В. № 92 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия»(далее – Постановление № 92 от 16.10.2020), просит признать Постановление № 92 от 16.10.2020 в части пункта 15 недействующим со дня его вынесения.
Определением суда от 30.07.2021 к участию в деле в качестве административного соответчиков привлечены: филиал «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России (далее - ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России), ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России, в качестве заинтересованного лица Управление Роспотребнадзора по Республике Карелия.
В судебном заседании 13.08.2021 Романовский С.Н., чье участие в деле было обеспечено путем проведения видеоконференции, требования поддержал по основаниям указанным в административном иске, считает, что Постановление № 92 от 16.10.2020 в части п. 15 нарушает Конституционные права осужденных. В судебном заседании 25.08.2021, принимая во внимание отсутствие технической возможности для обеспечения видеоконференц-связи с ПФРСИ ИК – 9 УФСИН России по РК, при надлежащем извещении административного истца, суд, с учетом мнения, участвующих при рассмотрении дела лиц, полагает возможным рассмотреть дело без участия административного истца в данном судебном заседании.
Главный государственный санитарный врач – начальник филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Шилин А.В., представитель ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Дагданова А.А. в судебном заседании с иском не согласились, поддержали доводы, изложенные в письменном отзыве.
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Егоренко А.А., действующий на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласился, указав, что меры принятые в оспариваемом пункте Постановления № 92 от 16.10.2020 направлены прежде всего на сохранение здоровья самого административного истца.
Суд, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ст. 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений, как осужденными, так и иными лицами.
В ст.71 и ст.72 Конституции Российской Федерации закреплено, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находится в ведении Российской Федерации, а осуществление мер по борьбе с эпидемиями, ликвидация их последствий, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Романовский С.Н. осужден приговором суда, вступившим в законную силу, к наказанию в виде лишения свободы; содержится в ФКУ ИК-9 УФСИН России по Республике Карелия.
Романовский С.Н. оспаривает незаконное, по его мнению, постановление главного государственного санитарного врача – начальника филиала «Центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России Шилина А.В. № 92 от 16.10.2020 «О дополнительных мерах по недопущению распространения COVID-19 в учреждениях УФСИН России по Республике Карелия» мероприятий, в части приостановления предоставления длительных свиданий.
Установление оспариваемым Постановлением № 92 от 16.10.2020 иных ограничительных и предупредительных мер, направленных на нераспространение новой короновирусной инфекции, Романовским С.Н. не оспаривается.
Согласно ч.1 ст.89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденным к лишению свободы предоставляются краткосрочные свидания продолжительностью четыре часа и длительные свидания продолжительностью трое суток на территории исправительного учреждения. В предусмотренных настоящим Кодексом случаях осужденным могут предоставляться длительные свидания с проживанием вне исправительного учреждения продолжительностью пять суток. В этом случае начальником исправительного учреждения определяются порядок и место проведения свидания.
4.2 этой же статьи закреплено, что краткосрочные свидания предоставляются с родственниками или иными лицами в присутствии представителя администрации исправительного учреждения. Длительные свидания предоставляются с правом совместного проживания с супругом (супругой), родителями, детьми, усыновителями, усыновленными, родными братьями и сестрами, дедушками, бабушками, внуками, а с разрешения начальника исправительного учреждения - с иными лицами.
30.01.2020 Всемирная организация здравоохранения присвоила эпидемиологической ситуации, вызванной вспышкой новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), уровень международной опасности; объявлена чрезвычайная ситуация международного значения.
11.03.2020 Всемирная организация здравоохранения, оценив ситуацию с распространением коронавируса COVID-19, объявила пандемию (распространение нового заболевания в мировых масштабах).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19) является острым респираторным заболеванием, вызванным новым коронавирусом (SARS-CoV-2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 №715 утверждён перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих; начиная с 11.02.2020, в этот перечень заболеваний включена коронавирусная инфекция (2019-nCoV).
Федеральный закон от 30 марта 1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) регулирует отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, в том числе отношения, связанные с организацией федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, под которым понимается деятельность по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания (статьи 1, 4).
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из указанного закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (статья 3).
Согласно абз.14 ст.1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения под санитарно- противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями понимаются организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
К ограничительным мероприятиям (карантину) относятся административные, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний и предусматривающие особый режим хозяйственной и иной деятельности, ограничение передвижения населения, транспортных средств, грузов, товаров и животных (абз.15 ст.1 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Согласно п.1 ст.29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Следовательно, перечень санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, не носит исчерпывающего характера, иное, означало бы невозможность соответствующих должностных лиц, обеспечивать реализацию возложенных на них задач, направленных на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.
Пункт 3 ст.29 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п.2 ст.50 настоящего Федерального закона.
Организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, -Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, а также руководители его территориальных органов - главные государственные санитарные врачи по соответствующим территориям и на транспорте, главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз.4 п.2 настоящей статьи. Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, указанных в абз.4 п.2 настоящей статьи, по своим функциональным обязанностям являются заместителями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию (п.3, п.4 ст.46 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).
Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации №205 от 06.06.2006, утверждено Положение об организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах уголовно-исполнительной системы (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения закреплено, что организацию Госсанэпиднадзора в уголовно-исполнительной системе осуществляет главный государственный санитарный врач ФСИН России, являющийся по своим функциональным обязанностям заместителем руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - главного государственного санитарного врача Российской Федерации.
Согласно п.3 Положения Госсанэпиднадзор на объектах УИС осуществляется главными государственными санитарными врачами территориальных органов ФСИН России и их заместителями, уполномоченными осуществлять Госсанэпиднадзор и являющимися составной частью единой федеральной централизованной системы государственного санитарно-эпидемиологического надзора. Главные государственные санитарные врачи территориальных органов находятся в прямом подчинении начальников территориальных органов ФСИН России, а по вопросам Госсанэпиднадзора - главного государственного санитарного врача ФСИН России.
К объектам УИС, подлежащим государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, относятся учреждения, входящие в УИС независимо от их организационно-правовой формы, с их инженерно-коммунальными и техническими коммуникациями, санитарно-защитными зонами, а также земли, отведенные под размещение учреждений УИС (п.4 Положения).
В силу п. 12 Положения, Главный государственный санитарный врач ФСИН России, главные государственные санитарные врачи территориальных органов ФСИН России и их заместители обладают полномочиями, установленными ст.50 и ст.62 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно п. ст. 49, п.п. 6 п. 1 ст. 51 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения главные государственные санитарные врачи, являющиеся должностными лицами, уполномоченными в соответствии с названным законом осуществлять федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделены полномочиями выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах
Постановлениями Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2020 №5 и от 18.03.2020 №7 предписано, в том числе и главным санитарным врачам, равно на уровне субъектов Российской Федерации, принимать меры реагирования, направленные на нераспространение новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, оспариваемое Постановление № 92 от 16.10.2020 разработано в связи с продолжающимся глобальным распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в целях снижения рисков распространения COVID-19 в Российской Федерации в учреждениях уголовно-исполнительной систем, принято должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий, не противоречит действующему законодательству в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и не нарушает прав, свобод и законных интересов административного истца.
Временное ограничение свиданий по существу направлено на защиту жизни и здоровья лиц, содержащихся в учреждениях, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы, персонала данных учреждений и иных лиц в условиях широкой циркуляции инфекции и трудностей обеспечения физического дистанцирования, в замкнутом пространстве или местах большого скопления людей.
Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации в настоящее время повлекло и может еще повлечь человеческие жертвы, нанесение ущерба здоровью людей, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности населения, и на противодействие ее распространению направлены принимаемые меры по обеспечению безопасности населения и территорий, в том числе и оспариваемые акты, принятые в сфере предотвращения или устранения угрозы для жизни, здоровья людей.
Лишение свободы не предполагает ограничение права осужденных на охрану здоровья и не снимает обязанности государства обеспечить охрану здоровья как самих осужденных, так и окружающих лиц.
Кроме того, постановлением главного государственного санитарного врача начальника филиала ЦГСЭН ФКУЗ МСЧ-10 ФСИН России от 11.05.2021 N91 с 12.05.2021 и до особого указания пункт 15 Постановления № 92 от 16.10.2020 в части предоставления краткосрочных свиданий изложен в следующей редакции: предоставление подозреваемым, обвиняемым и осуждённым краткосрочных свиданий осуществлять в помещениях комнат краткосрочных свиданий, где имеется разграничительное стекло, с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания всеми участниками свидания. Обеспечить рассадку всех участников свидания с учетом принципа социального дистанцирования на расстоянии друг от друга не менее 1.5 м.
В связи с изложенным и обстоятельствами по делу суд не усматривает нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, поскольку право осужденного на длительные и краткосрочные свидания, не является безусловным и абсолютным, в рассматриваемом деле, нарушенного права, защита и восстановление которого была бы возможна в порядке Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в результате рассмотрения и разрешения данного административного дела, судом не установлено. оспариваемое Постановление № 92 от 16.10.2020 в части пункта 15 направлено на защиту здоровья осужденных, равно как и иных лиц с ними контактирующих, и только исключительно в связи с необходимостью максимально возможной защиты от новой коронавирусной инфекции.
Учитывая положения вышеуказанных норм права, установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении административного иска в полном объеме, поскольку совокупность установленных п. 1 ч. 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельств, являющихся основанием для удовлетворения заявленных требований, отсутствует.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении требований Романовского Сергея Николаевича отказать.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение составлено 06 сентября 2021 года