Решение по делу № 2-2160/2020 от 20.05.2020

УИИ 52RS0007-01-2020-001546-62 (марка обезличена)

Дело № 2-2160\2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 сентября 2020 г. Советский районный суд г.Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Тоненковой О.А.,

с участием истца Егоровой Т.В., представителей ответчика ГБУЗ НО «Поликлиника № 31» Авериной С.А. (по доверенности), Матвеевой А.Н. (по доверенности), представителя ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Осиповой Е.П. (по доверенности), прокурор Бармышевой О.А.,

при секретаре Сергачевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егоровой Татьяны Васильевны к Министерству здравоохранения Нижегородской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Поликлиника № 31» о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Истец Егорова Т.В. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Нижегородской области о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда, указав в обоснование иска следующее.

В (дата) году истцу бессрочно установлена №... группа инвалидности с правом на получение льготных лекарственных препаратов. Экспертный диагноз: (марка обезличена). Сопутствующий диагноз: (марка обезличена)

Согласно заключения врача хирурга-флеболога с (дата) года истцу назначен препарат «(марка обезличена)» (производство Франция) в год две упаковки по 60 таблеток каждая – два курса лечения, т.е. одна упаковка 60 таблеток должны быть приняты весной, а другая упаковка 60 таблеток должны быть приняты осенью.

Данный препарат истец получал в (дата) года по указанной схеме. В (дата) году ответчик отказал в выписке льготного рецепта на препарат «(марка обезличена)». Срок проведения первого курса лечения пропущен. Истцу причинен вред здоровью, она испытывает сильные боли, судороги, затруднение в передвижении, нарушения в венозной системе кровоснабжения организма, сбои в работе сердца.

Согласно ФЗ №178 от 17.07.1999 истец имеет право на льготное лекарственное обеспечение.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 3, 254, 255, 257 ГПК РФ, ст. 46 Конституции РФ, ФЗ № 178 от 17.07.1999г., ст. 1085, 1092 ГК РФ истец просила обязать ответчика включить в перечень льготных лекарственных препаратов лекарственный препарат «(марка обезличена)» по 1000 мг., обязать ответчика обеспечить истца лекарственным препаратом (венотоником) «(марка обезличена)» по 1000 мг. в количестве двух упаковок по 60 таблеток каждая (норма на (дата) год) по льготному рецепту (бесплатно), взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 150000 рублей.

В последующем в порядке ст.39 ГПК РФП истец требования дополнила. Просила по указанным выше основаниям обязать ответчика обеспечить истца по полису ОМС всеми видами медицинской помощи согласно экспертному диагнозу МСЭ: выдача направлений врачам-специалистам (эндокринологу, кардиологу, флебологу, дерматологу, иммунологу), выдача талонов по ОМС для бесплатной диагностики эндокринологического, кардиологического, флебологического, дерматологического, иммунного диагнозов, выписка льготных рецептов обеспечение льготными лекарствами по назначению врачей по эндокриминологическому, кардиологическому, флебологическому, дерматологическому, иммунному диагнозам через аптеку «Фармация» ...), уполномоченному на обслуживание льготных категорий пациентов; обязать ответчика выполнять назначения врачей (инъекции) в процедурном кабинете участковой поликлиники №31 Советского района г.Н.Новгорода (...

Определениями суда от (дата)г. и (дата)г. к участию по делу в качестве соответчиков были привлечены ГБУЗ Нижегородской области «Поликлиника № 31» и Министерство здравоохранения РФ.

Определением суда от (дата)г. к участию по делу в качестве третьх лиц на стороне ответчика без самостоятельных требований относительно предмета спора были привлечены Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области и ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

В судебном заседании истец Егорова Т.В. исковые требования поддержала.

Представители ответчика ГБУЗ НО «Поликлиника № 31» Аверина С.А. (по доверенности), Матвеева А.Н. (по доверенности), против удовлетворения иска возражали. Пояснили, что пациентка Егорова Т.В. находится в поликлинике на особом учете, ее осмотр и выписка рецептов осуществляется вне очереди и вне записи у заведующей терапевтическим отделением. Обеспечение ее лекарственными препаратами осуществляется в соответствии с назначениями и в полном мере. В (дата). обеспечение препаратом «(марка обезличена)» должно быть осуществлено в условиях дневного стационара, о чем Егорова Т.В. была поставлена в известность. Однако от приема препарата в данных условиях она отказалась. Также ей были выданы направления для посещения всех врачей и прохождение всех исследований согласно имеющейся диагнозов, о чем она была поставлена в известно по домашнему телефону. Однако данными направлениями пациентка не воспользовалась. В ходе рассмотрения дела Егоровой Т.В. вновь были выписаны направления, они были доставлены ей по месту жительства медсестрой, однако от получения данных направлений Егорова Т.В. отказалась. Поскольку для истицы была организована медицинская помощь надлежащим образом, полагали, что основания для удовлетворения иска отсутствуют. Представили письменные возражения на иск.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Нижегородской области Осипова Е.П. (по доверенности) также просила в удовлетворении иска отказать. Указала что пациентка Егорова Т.В. обеспечивается всей необходимой медицинской помощью в соответствии с назначениями и рекомендациями лечащего врача. Лекарственный препарат «(марка обезличена)» не входит в перечень лекарственных препаратов жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, не входит в перечень, утвержденный Постановлением Правительства Нижегородской области от 12 октября 2019г. «О программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Нижегородской области медицинской помощи на (дата). плановый период (дата).г.», а потому рецепт на его получение не может быть выписан соответствующей медицинской организацией. Представила письменные возражения на иск.

Ответчик Министерство здравоохранения РФ в судебное заседание в лице представителя не явился, был извещен, представил письменные возражения, в которых просил в удовлетворении иска отказать как заявленного к ненадлежащему ответчику.

Третьи лица Министерство финансов РФ в лице Управления федерального казначейства по Нижегородской области и ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в судебное заседание в лице представителей не явились, были извещены. От Управления федерального казначейства по Нижегородской области поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. ГУ Нижегородское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о причинах неявки представителя не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.

Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, прокурора, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав доводы истца, возражения представителей ответчиков, допросив свидетеля У.И.Н., заслушав заключение прокурора, указавшего на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность (статья 3 Всеобщей декларации прав человека; принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН).

Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

Каждый имеет право на жизнь (часть 1 статьи 20 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции Российской Федерации).

Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья.

В развитие норм международного права и положений Конституции Российской Федерации приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом в указанной сфере является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно статье 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых - соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается: 1) в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти; 2) в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями; 3) на основе клинических рекомендаций; 4) с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть 2 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В соответствии с частями 3 и 4 статьи 48 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" консилиум врачей - совещание нескольких врачей одной или нескольких специальностей, необходимое для установления состояния здоровья пациента, диагноза, определения прогноза и тактики медицинского обследования и лечения, целесообразности направления в специализированные отделения медицинской организации или другую медицинскую организацию и для решения иных вопросов в случаях, предусмотренных названным федеральным законом. Консилиум врачей созывается по инициативе лечащего врача в медицинской организации либо вне медицинской организации (включая дистанционный консилиум врачей). Решение консилиума врачей оформляется протоколом, подписывается участниками консилиума врачей и вносится в медицинскую документацию пациента. В протоколе консилиума врачей указываются фамилии врачей, включенных в состав консилиума врачей, сведения о причинах проведения консилиума врачей, течении заболевания пациента, состоянии пациента на момент проведения консилиума врачей, включая интерпретацию клинических данных, лабораторных, инструментальных и иных методов исследования и решение консилиума врачей. При наличии особого мнения участника консилиума врачей в протокол вносится соответствующая запись. Мнение участника дистанционного консилиума врачей с его слов вносится в протокол медицинским работником, находящимся рядом с пациентом.

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено частью 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Пунктом 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610.

Федеральной программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, в частности, установлены: перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи ("Финансовое обеспечение Программы") предусмотрено, что за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" закреплены обязательства органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению граждан Российской Федерации лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения на региональном уровне.

Этим же постановлением утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (приложение N 1). Согласно названному перечню право на получение всех лекарственных средств по рецептам врачей бесплатно имеют неработающие инвалиды 2 группы.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (часть 1 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу пункта 5 части 2 статьи 81 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Правительством Нижегородской области от 12 октября 2019 года N 2406 утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Нижегородской области на 2020 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.

Пунктом 5 программы предусмотрено, что финансовое обеспечение, в частности лекарственными препаратами, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой, осуществляется за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и средств бюджета ТФОМС области.

Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи установлено, что за счет бюджетных ассигнований областного бюджета осуществляется: обеспечение граждан зарегистрированными в установленном порядке на территории Российской Федерации лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или к их инвалидности; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи Нижегородской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относятся обеспечение за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Нижегородской области) инвалидов 2 группы всеми лекарственными средствами по рецептам врачей бесплатно, в том числе лекарственными препаратами, не входящими в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения. По жизненным показаниям решением консилиума врачей федеральной специализированной медицинской организации к индивидуальному применению пациентом может быть назначено лекарственное средство, не входящее в соответствующий стандарт медицинской помощи и (или) перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

Таким образом, реализация государственной политики в сферах здравоохранения и обращения лекарственных средств на территории Нижегородской области, осуществление финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения в части реализации федеральных, областных целевых программ и контроль за целевым использованием финансовых средств возложена на Министерство здравоохранения Нижегородской области.

Как установлено судом и следует из материалов дела Егорова Т.В., (дата) г.р., наблюдается в ГБУЗ НО «Городская поликлиника №31» с (дата),с диагнозом: (марка обезличена)

В (дата) г. Егорова Т.В. признана инвалидом №... группы по общему заболеванию, льготное лекарственное обеспечение получает по федеральной льготе. Соц. пакет на (дата) год сохранен.

Егорова Т.В. обеспечивается медикаментами по льготным рецептам в связи с имеющимися заболеваниями. В частности по рецептам она получает льготные лекарства (марка обезличена)

Претензий по поводу получения лекарственных препаратов у истца претензий не имеется, за исключением обеспечения ее препаратом «(марка обезличена)» в связи с имеющимся диагнозом «варикозная болезнь вен нижних конечностей».

Как следует из медицинской карты Егоровой Т.В, (дата) Егорова Т.В. была консультирована флебологом ГБУЗ НО « ГКБ № 40 «Диагноз (марка обезличена)

Учитывая указанные выше положения нормативных актов, Егорова Т.В, как инвалид №... группы имеет право на обеспечение назначенными ей лекарственными препаратами за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (Нижегородской области) в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи независимо от включения их в федеральный или региональный перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Как пояснила в судебном заседании врач-терапевт У.И.В., в связи с тем, что препарат Детралекс отсутствует в Перечне лекарственных препаратов, отпускаемых по федеральной или регионой льготе, данный препарат был заказан через НОФ для обеспечения Eгopoвой Т.В. в условиях дневного стационара.

(дата) пациенткой Егоровой условиях дневного стационара был получен препарат (марка обезличена) 1000 мг №..., что подтверждается медицинской документацией истца и не оспаривается ею в судебном заседании.

(дата)г. протоколом врачебной комиссии принято решение об обеспечении пациента Егоровой ИТ.В. препаратом «(марка обезличена) в условиях дневного стационара (Том 1 л.д.180). Данное решение незаконным либо необоснованным признано не было.

Согласно решения врачебной комиссии в (дата). обеспечение Егоровой Т.В. препаратом «(марка обезличена)» также было запланировано в условиях дневного стационара. Согласно показаний свидетеля У.И.Н. о наличии возможности получить препарат «(марка обезличена)» в условиях дневного стационара Егорова Т.В. была извещена, однако от получения препарата данным способом отказалась. Данные обстоятельства не оспаривались истицей в судебном заседании.

Таким образом, по делу установлено, что Егорова Т.А. как инвалид №... группы была обеспечена лечебными препаратами в соответствующими назначениями врачей. Препаратом (марка обезличена)» истица также была обеспечена в порядке, определенном врачебной комиссией. Однако от принятия данного препарата в условиях дневного стационара истица отказалась.

Доводы истца о том, что препарат «(марка обезличена)» должен быть ей выдан по льготному рецепту через аптеку, а не в условиях дневного стационара не могут свидетельствовать о том, что ее права как инвалида №... группы, имеющего право на обеспечение бесплатными лекарственными препаратами были нарушены. Указанными выше нормами права государство приняло на себя обязанность обеспечить истца как инвалида №... группы указанным лекарственным препаратом. Данная обязанность была выполнена посредством направления истца на получение препарата «(марка обезличена)» в условиях дневного стационара, что указанным выше нормам права не противоречит. Несогласие истца со способом получения препарата не свидетельствует о нарушении прав и оказание ей ненадлежащей медицинской помощи.

Также не может согласиться суд с утверждением истца о ненадлежащем оказании услуг по выдаче ей направлений к специалистам и проведении исследований согласно имеющихся у нее заболеваний, поскольку необходимые консультации врача эндокринолога и кардиолога она получает в условиях поликлиники по месту жительства, консультации врачей иммунолога, флеболога, дерматолога, аллерголога – в специализированных лечебных учреждений по направлениям поликлиники. В частности в (дата). истцу были выписаны направления на прием и проведение исследований указанными врачами, о чем она была ставилась в известность по домашнему телефону через родственников. Указанные выше обстоятельства следуют как из записей в медицинской карте истца, так и подтверждаются показаниями свидетеля У.И.Н. Однако истица данными направлениями не воспользовалась, на прием в указанное в направлениям время не явилась. При этом истица пояснила, что родственники ей о наличии выписанных на ее имя направлений в известность не ставили, в условиях режима повышенной готовности она не обязана была идти в поликлинику для получения направлений, данные направление, по ее мнению, должны были быть доставлены по ее адресу лично.

В ходе рассмотрения дела соответствующие направления были вновь выписаны на имя Егоровой Т.В. Из материалов дела следует, что направления были доставлены по месту жительства истца медсестрой лично. Однако родственники истца дверь не открыли, получать направления отказались. В судебном заседании истица также пояснила, что получать данные направления не намерена, так как ее не устраивает время, указанное в направлениях для посещения специалистов и проведения исследований, кроме того, во время рассмотрения настоящего гражданского дела, получение направления для нее неприемлемо.

Учитывая изложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ответчиками организовано надлежащее оказание истцу медицинской помощи, отвечающее требованиям действующего законодательства, согласующееся с выставленными диагнозами и рекомендациями и назначениями врачей.

Поликлиникой предприняты разумные меры для организации лечения истца, однако от получения препарата «(марка обезличена)» и соответствующих направлений истица отказалась, т.е. необеспечение необходимыми лекарственными препаратами и консультациями специалистов обусловлено не неправомерными действиями (бездействием) ответчиков, а поведением самого истца.

Учитывая изложенные обстоятельства, требования Егоровой Т.В. о понуждении ответчиков к обеспечению лекарственным препаратом «(марка обезличена)», проведение необходимых процедур в кабинете поликлиники №..., обеспечении всеми видами медицинской помощи согласно имеющегося диагноза, удовлетворению не подлежат.

Иск Егоровой Т.В. о понуждении ответчиков к включению препарата «(марка обезличена)» в льготный список лекарственных препаратов также не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Согласно ч. 1 пункта "а" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

В силу п. "ж" ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения.

Согласно части 3 статьи 26.1 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации, определяются федеральными законами, издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также соглашениями.

Согласно п. 15 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. к ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся утверждение программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, включающей в себя базовую программу обязательного медицинского страхования.

К компетенции субъектов Российской Федерации, в силу п. п. 2, 5 ст. 7 данных Основ относится разработка и утверждение территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Во исполнение ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 была утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Кроме того, Правительство Российской Федерации рекомендовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании Методических рекомендаций утвердить территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

В соответствии с Уставом Нижегородской области исполнительный орган государственной власти Нижегородской области Правительство Нижегородской области является исполнительным органом власти области) разрабатывает областную программу оказания государственных гарантий по предоставлению медицинской помощи населению.

С учетом этого Правительством Нижегородской области в пределах своей компетенции и была разработана и утверждена Программа государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи на (дата) г. и плановый период (дата)., постановлением от 12 октября 2019 г. N 2406.

Согласно п. 15 ст. 5 Основ законодательства Российской Федерации "Об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 г. к ведению Российской Федерации в вопросах охраны здоровья граждан относятся установление льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

К компетенции субъектов Российской Федерации, в силу п. 5 ст. 7 данных Основ относится установление дополнительных льгот отдельным группам населения в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении.

Постановлением Правительства РФ от 11 сентября 1998 г. N 1096 утверждена Программа государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Программа определила виды медицинской помощи, предоставляемой населению бесплатно (раздел второй программы) и установила в четвертом разделе, что за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется льготное лекарственное обеспечение.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (дата) год и на плановый период (дата) годов утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.2019 N 1610.

В соответствии с требованиями п. п. 2 и 3 ст. 6 Федерального закона "О лекарственных средствах" от 22 июня 1998 г. N 86 ФЗ Правительство РФ разрабатывает и осуществляет федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами, устанавливает порядок социальной защиты граждан Российской Федерации, льготного или бесплатного обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации лекарственными средствами.

В компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере обращения лекарственных средств согласно п. 1 ст. 7 этого Федерального закона находится разработка и осуществление региональных программ обеспечения населения лекарственными средствами.

Статьей 42 данного Федерального закона установлено, государственная система обеспечения доступности лекарственными средствами включает федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами и региональные программы обеспечения населения субъектов Российской Федерации лекарственными средствами, при этом федеральные программы обеспечения населения Российской Федерации лекарственными средствами финансируются из средств федерального бюджета.

В целях упорядочения льготного обеспечения граждан лекарственными средствами и во исполнение Федерального закона РФ "О лекарственных средствах" Постановлением Правительства РФ "О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях обеспечения граждан лекарственными средствами" от 8 апреля 1999 г. N 393 Министерству здравоохранения Российской Федерации было поручено разработать и утвердить по согласованию с Министерством экономики и Министерством финансов РФ минимальный ассортимент лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, наличие которого обязательно для аптечных учреждений, предусмотрев в нем в качестве составной части перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Таким образом, к компетенции Российской Федерации относится вопрос об установления льгот отдельным группам населения в лекарственном обеспечении, которые распространяются на всех граждан Российской Федерации, с осуществлением финансирования за счет средств федерального бюджет, а исполнительный орган субъекта Российской Федерации, вправе лишь установить дополнительные льготы отдельным группам населения в лекарственном обеспечении, которые распространяются на граждан, проживающих на его территории, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ.

В целях реализации Основ законодательства РФ "Об охране здоровья граждан", ФЗ "О лекарственных средствах", и в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.09.1998 г. N 1096 Министерством здравоохранения РФ издан приказ N 328 от 23 августа 1999 г. "О рациональном назначении лекарственных средств, правилах выписывания рецептов на них и порядке их отпуска аптечными учреждениями" (в редакции приказа Минздрава РФ от 16 мая 2003 г. N 206), которым утвержден Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях.

Согласно п. 17 Порядка отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях обязательный отпуск лекарственных средств по бесплатным и льготным рецептам осуществляется в соответствии с минимальным ассортиментом лекарственных средств, необходимых для оказания медицинской помощи, утвержденным для аптечных Учреждений органом управления здравоохранения и фармацевтическими организациями объекта Российской Федерации.

Приказом Минздрава РФ от 26 марта 2001 г. N 88 "О введении в действие отраслевого стандарта "Государственный информационный стандарт лекарственного средства. Основные положения" определено, что список льготного отпуска лекарственных средств - документ, утверждаемый местным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащий гарантированный ассортимент лекарственных средств льготного отпуска для амбулаторного лечения.

Таким образом, утверждение Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств относится к компетенции Правительства РФ. К компетенции Правительства Нижегородской области относится составление регионального перечня лекарственных средств, но с учетом минимального ассортимента лекарственных средств, разработанного и утвержденного в соответствии с Постановлением Правительства РФ.

Указанные перечни являются самостоятельным нормативным актом, принятым компитентными органами власти на уровне Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, которые в установленном порядке не отменены, незаконными не признаны.

Учитывая изложенное, требования истца о понуждение ответчиков к включению препарата «(марка обезличена)» указанные перечни жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств не основаны на законе применительно к порядку внесения изменений в соответствующие нормативные акты.

В силу положений ст.ст.11,12 ГК РФ избрание ненадлежащего способна защиты предполагаемо нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в иске.

Согласно ст. 151 ГК РФ, подлежит денежной компенсации моральный вред (физические или нравственные страдания) причинен действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

Исходя из положений ст. 56 ГПК РФ, бремя доказывания причинения морального вреда возложено на заявителя.

Однако, доказательств причинения вреда здоровью истцу либо возникновения такого вреда в дальнейшем в результате неправомерных действий (бездействия) ответчиков Егорова Т.В. не представила.

При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о компенсации морального вреда также не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска Егоровой Татьяны Васильевны к Министерству здравоохранения Нижегородской области, Министерству здравоохранения Российской Федерации, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Нижегородской области «Поликлиника № 31» о понуждении к совершению действий, компенсации морального вреда – отказать.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья - подпись- О.А. Тоненкова

Мотивированное решение составлено 25 сентября 2020 г.

Справка:

Решение не обжаловано.

Решение не вступило в законную силу.

Оригинал документа хранится в материалах дела № 2-2160/20г.

(марка обезличена)

(марка обезличена)

Секретарь с\з Сергачева Е.Б.

2-2160/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Егорова Татьяна Васильевна
Прокурор Советского района г.н.Новгорода
Ответчики
Министерство здравоохранения РФ
Министерство здравоохранения Нижегородской области
ГБУЗ НО "Подликлиника № 31"
Другие
Министерство Финансов РФ в лице УФК по Нижегородской области
Фонд социального страхования Нижегородской области
Суд
Советский районный суд г. Нижний Новгород
Судья
Тоненкова Ольга Александровна
Дело на сайте суда
sovetsky.nnov.sudrf.ru
20.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2020Передача материалов судье
22.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
03.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.06.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.06.2020Предварительное судебное заседание
06.07.2020Предварительное судебное заседание
18.08.2020Судебное заседание
08.09.2020Судебное заседание
18.09.2020Судебное заседание
25.09.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее