63RS0039-01-2023-004897-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 января 2024 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ретиной М.Н.,
при секретаре Крыловой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Полякова В. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решением № от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии истцу отказано по причине отсутствия требуемого специального стажа. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Безымянской ТЭЦ <адрес>, что подтверждается трудовой книжкой. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, просит суд включить в специальный стаж истца период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он работал в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов Безымянской ТЭЦ <адрес>, назначить истцу досрочную страховую пенсию с даты обращения с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам, изложенным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы гражданского дела, приходит к следующим выводам.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию правовым и социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и закрепляя свободу труда, право каждого свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 1, ст. 7, ч. 1 ст. 37), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39).
Основания и порядок назначения и перерасчета размера страховых пенсий по старости установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Как следует из ч. 3 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ предусматривает оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, от величины которого зависит размер страховой пенсии, исчисляемый в соответствии со статьей 30 названного Федерального закона, определяемого по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по формуле и зависящего от стажевого коэффициента, который подлежит повышению при увеличении трудового стажа сверх указанной продолжительности.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 6 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 2 ст. 30, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы, имевшие место до вступления в силу вышеназванного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы. При этом могут применяться правила исчисления, действовавшие в период этой работы (ч.ч. 2, 3 и 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В соответствии с приложением № к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на страховую пенсию в 2019, срок ее назначения - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права, в 2020 не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2021 не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" (далее Федеральный закон № 350-ФЗ) гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ и которые в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В то же время в силу положений ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 350-ФЗ за гражданами, достигшими до ДД.ММ.ГГГГ возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию, и (или) имевшими право на получение пенсии, но не обратившимися за ее назначением либо не реализовавшими право на назначение пенсии в связи с несоблюдением условий назначения страховой пенсии по старости, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", сохраняется право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение), на социальную пенсию без учета изменений, внесенных настоящим Федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 665 утверждены Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.
Вышеуказанным Постановлением установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ применяются:
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до ДД.ММ.ГГГГ (далее - Список N 2 от 1956 года);
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение" (далее - Список N 2 от 1991 года).
Судом установлено и из материалов дела следует, что Поляков В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ "О страховых пенсиях".
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», включении в страховой стаж периодов работы, в возрасте 55 лет из-за отсутствия требуемого специального стажа не менее 12 лет 6 месяцев и наличие страхового стажа не менее 25 лет. Документально подтвержденный специальный стаж истца составляет 00 лет 02 месяц 23 дней.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения Полякова В.А. в суд.
Согласно сведениям трудовой книжки АТ-II №, ДД.ММ.ГГГГ Поляков В.А. принят на работу на Безымянскую ТЭЦ на должность слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов 5 разряда в котельных цех, уволен ДД.ММ.ГГГГ в связи с несоответствием выполняемой работе по состоянию здоровья.
Из приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что в силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации на лице, претендующем на назначение пенсии лежит обязанность доказать обоснованность заявленных требований.
В соответствии со статьями 55, 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается в качестве своих требований и возражений, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В соответствии со Списком № производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение", разделом XXIII «Электростанции, энергопоезда, паросиловое хозяйство», позицией 2140000а-18455 предусмотрены электрослесари всех наименований, занятые на обслуживании, ремонте котельного, турбинного (парогазотурбинного) оборудования, оборудования топливоподачи и пылеприготовления и обеспечивающих его работу средств измерений и автоматики.
Оспариваемый истцом период в должности слесаря по ремонту оборудования котельных и пылеприготовительных цехов не могут быть включены в специальный стаж по Списку № по следующим основаниям.
В соответствии с архивной справкой ГБУСО «СОГАДЛС» имеется информация о работе Полякова В.А. на Безымянской ТЭЦ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, при этом приказы по личному составу о предоставлении отпусков, документы по заработной плате сотрудников на хранение в Архивный отдел не поступали, также как и документы, подтверждающие льготный характер работы Полякова В.А.
Таким образом, истцом не представлено, а судом не добыто доказательств того, что в оспариваемые периоды истцом его трудовые обязанности выполнялись постоянно в течение полного рабочего дня и не менее 80% рабочего времени. Справки, подтверждающие льготный характер работы истца, его работодателями также не представлены.
Доводы истца о том, что отсутствие документов, подтверждающих льготных характер работы истца, связано с бездействием органов Фонда пенсионного и социального страхования, суд считает основанными на неверном толковании норм права, поскольку ответчик не является органом, надзирающим за направлением работодателями сведений о работниках с льготными условиями труда.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Учитывая, что на момент обращения у истца отсутствует необходимый специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", суд считает, что требования истца о назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГГГ удовлетворению не подлежат.
Оценивая представленные выше доказательства, суд находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Полякова В. А. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> о включении периодов работы в стаж, назначении досрочной страховой пенсии – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись М.Н. Ретина
Копия верна.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.