РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 августа 2016 года город Заозерный
Рыбинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Подвойского С.П.
при секретаре Жигалиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыбинского межрайонного прокурора в интересах Потапова Михаила Владимировича к Администрации Рыбинского района Красноярского края о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Рыбинский межрайонный прокурор обратился в суд с иском в интересах Потапова М.В. по тем основаниям, что последний является лицом из категории детей, оставшихся без попечения родителей, его мать лишена родительских прав, сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери. Истец поставлен Министерством образования и науки <адрес> на учет, как нуждающийся в жилом помещении, однако до настоящего времени им не обеспечен. По указанным основаниям прокурор просит обязать ответчика предоставить Потапову М.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца – заместитель Рыбинского межрайонного прокурора Агуленко О.В. поддержала заявленные требования.
Истец Потапов М.В. поддержал исковые требования прокурора.
Представитель ответчика – <адрес> Блинков Д.В., выступающий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований по тем основаниям, что истец поставлен на учет Министерством образования и науки <адрес>, как нуждающийся в жилье, в связи с чем, его права на получение жилого помещения не нарушены. Жилое помещение ему будет предоставлено в порядке очередности. Считает, что удовлетворение судом заявленных прокурором требований будет нарушать права других лиц из этой категории, поставленных на учет ранее истца.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - министерство образования и науки <адрес>, надлежаще извещенное о месте и времени рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109.1. Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Аналогичные положения содержатся в статьях 1, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка».
Таким образом, жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должны предоставляться немедленно после наступления предусмотренных в Федеральном законе от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ и законодательстве субъектов Российской Федерации обстоятельств.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 5 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав ребенка» формирование и ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с настоящей статьей, осуществляется уполномоченным <адрес> органом исполнительной власти края в области образования.
В список включаются лица, указанные в пункте настоящей статьи, достигшие возраста 14 лет, имеющие постоянное место жительства на территории края, которым ранее не предоставлялось жилое помещение в соответствии с настоящей статьей, на основании установленных данной статьей документов.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона № - ФЗ предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
В судебном заседании установлено, что мать истца Потапова М.В. – ФИО1 решением Рыбинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении него. Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.
Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-п Белоусова Л.В. назначена опекуном Потапова М.В.
Согласно представленных в материалах дела аттестату Потапов М.В. в 2012 году окончил МКОУ «Рыбинская средняя общеобразовательная школа №» <адрес>.
Из уведомления межмуниципального Заозерновского филиала «Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» следует, что сведений о зарегистрированных правах на имевшиеся (имеющиеся) у Потапова М.В. объекты недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не имеется.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что истец в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей, в связи с чем, имеет право на меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Исходя из изложенного и приведенных выше правовых норм, учитывая, что Потапов М.В. до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, имеет право на обеспечение жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотренные данным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О наделении органов местного самоуправления отдельных муниципальных районов и городских округов края государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ) исполнительно-распорядительные органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями, благоустроенными применительно к условиям населенного пункта, в котором предоставляется жилое помещение, в соответствии со статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 «О защите прав ребенка» детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
Указанные полномочия включают в себя, в том числе приобретение в муниципальную собственность, строительство жилых помещений и предоставление жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, на основании решений судебных органов; заключение договоров найма специализированных жилых помещений и однократное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании решений о предоставлении жилых помещений уполномоченного органа исполнительной власти края в области образования.
Принимая во внимание приведенные положения закона, суд считает, что исковые требования к администрации <адрес> заявлены обоснованно.
В соответствии с частью 7 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Согласно пункту 14 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 12-961 «О защите прав ребенка», общая площадь жилых помещений, предоставляемых по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения - 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного человека.
Исходя из приведенных положений закона истец подлежит обеспечению благоустроенное жилым помещением на территории <адрес>, отвечающим установленным санитарным и техническим правилам и нормам по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метра.
Поскольку ни главой 10 Жилищного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок и условия предоставления специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не предусмотрено предоставление специализированных жилых помещений лицам указанной категории в порядке очередности, доводы представителя ответчика о том, что право Потапова М.В. на получение жилого помещения может быть реализовано только в порядке очередности, основаны на неверном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Рыбинского межрайонного прокурора удовлетворить.
Обязать <адрес> предоставить Потапову Михаилу Владимировичу благоустроенное жилое помещение на территории <адрес> по договору найма специализированного жилого помещения площадью не менее 33 квадратных метра, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в апелляционном порядке через Рыбинский районный суд в течение одного месяца со дня принятия.
Судья С.П. Подвойский