66RS0001-01-2022-000162-43 №2-1690/2022
мотивированное решение составлено 13.04.2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
06.04.2022 г. Екатеринбург
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего судьи Патрушевой М. Е., при секретаре Толстых А.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пашниной Е.В. к Государственному Учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области о защите пенсионных прав
установил:
Пашнина Е.В. обратилась в суд с иском, в котором с учетом уточнения исковых требований просит:
признать незаконным решение Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Верх-Исетском районе г. Екатеринбурга Свердловской области (с 01.10.2021 Государственное Учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловской области (далее по тексту Управление, Отделение) от ДД.ММ.ГГГГ об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии;
включить в расчеты начисления пенсии ИПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3,329 балла, начиная с ДД.ММ.ГГГГ;
взыскать с ответчика недополученную проиндексированную сумму за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом баллов (5,462) за 2017 год на текущий момент;
взыскать с ответчика недополученную сумму, образовавшуюся в процессе перерасчета с декабря 2020 года (л.д.96-97).
Иск мотивирован тем, что с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена досрочно трудовая пенсия по старости как матери ребенка инвалида с детства. В июле 2017 года истец право на досрочную пенсию передала мужу. По заявлению с ДД.ММ.ГГГГ истцу была назначена страховая пенсия на общих основаниях, размер которой составил 16038,67 руб. В ноябре 2020 года истец получала пенсию в размере 19523, 81 руб. ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками Управления было принято решение об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, а именно:
величина ИПК после 2015г. учтена более 3-х (при перерасчете Управлением занижен ИПК после 2015 года, вместо 6,873 балла учтено 3,0 бала, в 2016 году вместо 6,646 балла -3,0, что не соответствует сведениям, имеющимся на индивидуальном лицевом счете на дату назначения пенсии 03.07.20170);
при расчете размера пенсии не применен увеличенный ожидаемый период выплаты (расчет пенсии был произведен в соответствии с ч.1 ст.32 Федерального закона №173-Ф3, то есть значение ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости применено в размере 228 месяцев, однако Отделение полагает необходимым применять значение 240 месяцев (по ч.2 ст.32 Федерального закона №173-Ф3..
неверно определена стоимость пенсионного капитала (сумма расчетного пенсионного капитала, это результат, который получен путем сложения трех значений. Каждое из которых вычисляется по определенной формуле. Соответственно при замене одной или нескольких величин (в случае истца это ИПК и ожидаемый период выплаты), результат меняется;
Размер пенсии был уменьшен на 1187,70 руб. и составил 18 336,11руб. Такие действия ответчика грубо нарушают пенсионы права истца и нормы действующего пенсионного законодательства, приводят к значительному снижению размера страховой пенсии по старости. На сегодняшний день размер пенсии составляет 19491,42 руб., который истец считает неправомерно заниженным.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержала, просила удовлетворить. Истец дважды обращалась за назначением пенсии по разным основаниям: первый раз с ДД.ММ.ГГГГ в досрочном порядке, второй раз с ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях, соответственно, расчеты должны производиться на основании требований закона, а именно п. 2 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3 при первом обращении, п.1 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3 при переходе на другой вид пенсии. Другое определение размера пенсии законодателем не предусмотрено. Пенсия рассчитывалась в 2017 году, соответственно, ИПК после 2015 года рассчитывался впервые, значит, при расчете должна применяться ч. 18 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ: за 2015 год - 6,87 балла, за 2016 год - 6,646, общая сумма которых составила 13,519, что выше минимального значения (11,4). Соответственно применение (п.3 ч.2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, установленных ч. 4 настоящей статьи) относящихся к перерасчету, недопустимо. На дату назначения пенсии не учитывался ИПК за 2017 год в размере 3,329 баллов, что противоречит ч. 18 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ. Их должны были включить в без заявительном порядке после поступления данных от работодателя, так как они заработаны до начисления пенсии.
Представитель ответчика Елькина О.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании просила в иске отказать, поддержала доводы, изложенные в отзыве на иск, указав на ошибочное применение истцом норм материального права, применяемого при переходе с одного вида пенсии на другой.
Заслушав сторон, исследовав материалы дела, пенсионное дело №, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 4 ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту Федеральный закон № 400-ФЗ) в случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Установление указанной пенсии или выплаты в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации, или прекращение выплаты указанной пенсии или выплаты в связи с отсутствием права на них производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Из материалов дела усматривается, в ноябре 2020 года Управлением при проведении тематической проверки выплатных (пенсионных) дел из числа родителей инвалидов с детства установлено, что при расчете размера страховой пенсии по старости Пашниной Е. В., назначенной повторно на общих основаниях согласно ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ с ДД.ММ.ГГГГ (по ее заявлению в связи с отказом в пользу другого родителя (супруга) от ранее назначенной досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 173-ФЗ), были допущены ошибки при определении ожидаемого периода выплаты, а также при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды после ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Управление вынесло решение № об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии, в котором указало, что в связи с устранением ошибки перерасчет страховой пенсии по старости будет произведен Пашниной Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была обнаружена соответствующая ошибка.
Сумма переплаты (более 30000 руб. учитывая разницу в размере пенсии, получаемый истцом до и после выявленной ошибки) с истца не взыскивалась и отнесена на расходный фонд Пенсионного фонда.
Суд полагает правильным применение Управлением норм материального права (пенсионного законодательства) при расчете размера пенсии истцу при ее повторном назначении ДД.ММ.ГГГГ (по сути перевод на пенсию того же вида, но по иному основанию), в частности при определении такого параметра расчета пенсионного обеспечения по старости как ожидаемый период выплаты (Т) для исчисления величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) за периоды до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона № 400-ФЗ лицам, имеющим право на одновременное получение страховых пенсий различных видов, в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается одна пенсия по их выбору.
В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет.
Аналогичное положение содержалось в подп. 1 п. 1 ст. 28 Федерального закона N 173-ФЗ, действовавшего до 01.01.2015.
Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3 в связи с введением в действие настоящего Федерального закона при установлении трудовой пенсии осуществляется оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал по указанной в данной норме формуле.
Необходимость оценки пенсионных прав при каждом новом обращении пенсионера с заявлением о назначении пенсии (переходе на другой вид пенсии) обусловлена также и тем фактом, что ст. 14, 30, 32 Федерального закона №173-Ф3 предусмотрен обязательный расчет ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии.
Согласно разъяснениям, данным в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" исчисляя трудовую пенсию, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, в целях сохранения ранее приобретенных прав на пенсию производят оценку пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.
При рассмотрении требований, связанных с оценкой органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, пенсионных прав граждан по состоянию на 1 января 2002 года путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал, судам необходимо руководствоваться правилами, изложенными в ст. 30 Федерального закона №173-Ф3, имея в виду следующее:
1) оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года производится органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, одновременно с назначением им трудовой пенсии в соответствии с названным Федеральным законом, но не позднее 01 января 2013 года. Застрахованным лицам, занятым на работах, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", оценка пенсионных прав, приобретенных ими на 01 января 2002 года, должна быть произведена не позднее 01 января 2011 года либо до указанной даты - одновременно с назначением трудовой пенсии (пункт 12 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ));
2) расчетный пенсионный капитал, т.е. учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу указанного Федерального закона, является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии (абз. 4 ст. 2 Федерального закона №173-Ф3). Расчетный пенсионный капитал в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 01 января 2002 года определяется по формуле, указанной в п. 1 ст. 30 Федерального закона №173-Ф3.
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 1 ст. 14 Федерального закона №173-Ф3, начиная с 01 января 2002 года, установлен продолжительностью 12 лет (144 месяца) и подлежит ежегодному увеличению на 6 месяцев (с 01 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяца), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 1 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев) (п. 1 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3).
В таком же порядке в силу п. 2 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3 определяется ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 данного Федерального закона. Начиная с 01 января 2013 года этот период ежегодно (с 01 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного ст. 7 Федерального закона №173-Ф3 (для мужчин и женщин соответственно).
В соответствии с п. 1, 2 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3 при определении размера страховой части трудовой пенсии, начиная с 01 января 2002 года, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, предусмотренный п. 1 ст. 14 настоящего Федерального закона, устанавливается продолжительностью 12 лет (144 месяца) и ежегодно увеличивается на 6 месяцев (с 01 января соответствующего года) до достижения 16 лет (192 месяцев), а затем ежегодно увеличивается на один год (с 01 января соответствующего года) до достижения 19 лет (228 месяцев).
Лицам, указанным в п. 1 ст. 27 и п. 1 ст. 28 настоящего Федерального закона, страховая часть трудовой пенсии по старости определяется исходя из установленного в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Начиная с 01 января 2013 года этот период ежегодно (с 01 января соответствующего года) увеличивается на один год, при этом общее количество лет такого увеличения не может превышать количество лет, недостающих при досрочном назначении трудовой пенсии до возраста выхода на трудовую пенсию, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона (для мужчин и женщин соответственно).
Из анализа приведенных норм следует, что юридически значимой является дата первичного назначения пенсии, которая определяется датой обращения за ней, но не ранее возникновения права, с учетом правовых и фактических оснований и соответствующих им условий (определение Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда от 10.09.2020 N 88-13921/2020).
Паншина Е.В. является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, изначально в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28 Федерального закона №173-Ф3 как один из родителей инвалида с детства, воспитавший его до достижения ими возраста 8 лет, в последующем с ДД.ММ.ГГГГ на общих основаниях.
Соответственно, на дату выхода истца на пенсию по старости ДД.ММ.ГГГГ, ожидаемый период выплаты пенсии составил 240 мес. (228 мес. (установленный п.1 ст. 32 Федерального закона №173-Ф3 на ДД.ММ.ГГГГ) + 12 мес. (увеличение на один год с ДД.ММ.ГГГГ для этой категории граждан)).
В дальнейшем при переходе с одного вида (основания) пенсии на другой, оценка пенсионных прав должна быть произведена исходя из исходных данных (значений) по состоянию на дату выхода гражданина на пенсию впервые, то есть в данном случае на ДД.ММ.ГГГГ. Поэтому Управлением при расчете пенсии истцу с ДД.ММ.ГГГГ ошибочно был произведен расчет пенсии как лицу, которому пенсия устанавливается впервые, в связи с чем, правомерно при выявлении ошибки в ноябре 2020 года Управление произвело перерасчет размера пенсии, применив увеличенный ожидаемый период выплаты пенсии.
Доводы истца об обратном судом отклоняются, поскольку основаны на ошибочном применении норм материального права.
Также суд соглашается с тем, что при расчете размера страховой пенсии по старости, назначенной Пашниной Е.В. на общих основаниях с ДД.ММ.ГГГГ, Управление изначально неверно определило индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости (ИПКн), исходя из следующих обстоятельств.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон № 400-ФЗ, предусмотревший, что пенсионные права граждан формируются в индивидуальных пенсионных коэффициентах.
Согласно положений ст. 34 настоящего Федерального закона размеры трудовых пенсий, установленные по состоянию на 31.12.2014, подлежат перерасчету за периоды до 01.01.2015 на основании документов выплатного дела, исходя из размера установленной трудовой пенсии (без учета фиксированного базового размера), деленного на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на 01.01.2015 равного 64,10 руб.
В этом случае, за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, величина индивидуального пенсионного коэффициента учитывается в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, с применением ограничений, установленных ч. 4 настоящей статьи, так как в силу ч. 1 настоящей нормы права размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Размер трудовой пенсии по старости, назначенной в досрочном порядке с ДД.ММ.ГГГГ, был пересчитан Пашниной Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с вышеизложенным порядком.
В частности, страховая часть пенсии истца без учета фиксированного базового размера по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 8 616,13 руб.
Соответственно, индивидуальный пенсионный коэффициент за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ, составил 134,417 (8616,13: 64,10 руб.).
В порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, истцу с ДД.ММ.ГГГГ произведен перерасчет размера страховой пенсии по старости исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию за 2015 год: 137,417 (134,417 + 3,00 (максимальное значение индивидуального пенсионного коэффициента при перерасчете по такому основанию). Размер страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ составил 137,417 х 71,41 + 4383,59= 14196,54 руб.
ДД.ММ.ГГГГ по достижении возраста 55 лет истец подала в Управление заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 400-ФЗ, одновременно отказавшись в пользу своего супруга от ранее назначенной ей в досрочном порядке страховой пенсии по старости, что истцом не оспаривается.
При указанных фактических обстоятельствах, истец, по сути, продолжила получать пенсионное обеспечение по старости, но уже по иному основанию.
Следовательно, величина индивидуального пенсионного коэффициента должна учитывается в порядке, предусмотренном п. 3 ч. 2 ст. 18 Федерального закона № 400-ФЗ, с применением ограничений, установленных частью 4 настоящей статьи, а не в порядке, установленном ч. 18 ст. 15 Федерального закона № 400-ФЗ, которая применяется только при первоначальном назначении пенсионного обеспечения по старости.
Таким образом, при вынесении решения об обнаружении ошибки Управление правомерно определило истцу величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с ДД.ММ.ГГГГ, за начисленные страховые взносы в сумме 9,372, из них по 3 балла за 2015 -2017 года, а 0,372 балла за 2018 год.
Требование истца о включении в расчеты начисления пенсии индивидуального пенсионного коэффициента в размере 3,329 балла начиная с ДД.ММ.ГГГГ не основано на фактических обстоятельствах дела, поскольку по сведениям индивидуального лицевого счета застрахованного лица сумма учитываемых индивидуальных пенсионных коэффициентов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 3,329, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - 2,133, из них учтено пенсионным органом за 2017 год 3 балла.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что пенсионное обеспечение истца с ДД.ММ.ГГГГ соответствует действующему законодательству, оснований для удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Управления от ДД.ММ.ГГГГ № не имеется, в связи с чем, производные требования истца о включении в расчет начисления пенсии ИПК за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 3,329 балла, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, взыскании с ответчика недополученной проиндексированной суммы за период с ДД.ММ.ГГГГ с учетом баллов (5,462) за 2017 год на текущий момент, а также недополученной суммы, образовавшейся в процессе перерасчета с декабря 2020 года, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░