Дело №2а-914/2020 Строка 3.027
УИД № 36RS0004-01-2020-001446-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.05.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Панявиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Усачевой Ирины Валентиновны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А., начальнику отдела – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства №,
УСТАНОВИЛ:
Усачева Ирина Валентиновна обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП.
В исковом заявлении указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А. от 16.08.2019 года возбуждено исполнительное производство №53980/19/36037-ИП по исполнительному листу №ФС 021597505 от 13.06.2019 года о взыскании с Соколаевой Евгении Геннадьевны денежных средств в размере 13 000 руб.
Как указывает истец, до настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, судебным приставом-исполнителем действий направленных на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований не производилось и не производится, в связи с чем допускается незаконное бездействие, которое нарушает установленное законом право взыскателя на своевременное и полное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила исковые требования и просила: признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №53890/19/36037-ИП; признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №53890/19/36037-ИП; признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в не направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него; обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить запросы в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложения ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него; обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Административный истец, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа, административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Соколаева Е.Г. о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 09.01.2020 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку у административного истца отсутствовали сведения о принятии судебным приставом мер принудительного исполнения по исполнительному документу до момента обращения в суд.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа находится исполнительное производство №-ИП от 16.08.2019 года, возбужденное на основании исполнительного листа №ФС 021597505 от 13.06.2019, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в размере 13 000 руб. в отношении должника Соколаевой Евгении Геннадьевны в пользу взыскателя Усачевой Ирины Валентиновны.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа от 30.09.2019 года объявлен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортного средства <данные изъяты>, 2010 г.в., г/н № (л.д.27-28).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа от 02.10.2019 года обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в ПАО Сбербанк (л.д.32-33).
11.09.2019 года выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт (л.д.36).
23.12.2019 года выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что Соколаева Е.Г. по данному адресу не проживает, фактически проживает по адресу: <адрес>, о чем составлен акт (л.д.35).
24.01.2020 года выходом по адресу должника: <адрес>, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт (л.д.34).
Согласно справке от 10.10.2019 года, выданной ООО «Центр КДМ» Соколаева Е.Г. работает в ООО «Центр КДМ» в должности регионального менеджера с 15.11.2017 года, с 29.04.2019 г. находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д.37).
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Однако двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
При этом, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП, а именно с 16.08.2019 года по дату обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением, а именно по 09.01.2020 года, судебным приставом-исполнителем принимались не все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Так, в материалах дела, в том числе в предоставленных копиях материалов исполнительного производства, отсутствуют сведения о направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года, о направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, за исключением ПАО Сбербанк, о направлении запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Следовательно, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания данных бездействий судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №-ИП от 16.08.2019 года незаконными.
Документов, подтверждающих обратное, в нарушение ч.11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками в материалы дела не представлено.
При этом, согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку являются нормативно обоснованными и документально подтвержденными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в не направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить запросы в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложения ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
О результатах исполнения решения суда сообщить в двухмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу административному истцу и в суд.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.06.2020 года
Дело №2а-914/2020 Строка 3.027
УИД № 36RS0004-01-2020-001446-48
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28.05.2020 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Панявиной А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Усачевой Ирины Валентиновны к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А., начальнику отдела – старшему судебному приставу Ленинского РОСП г.Воронежа, УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства №,
УСТАНОВИЛ:
Усачева Ирина Валентиновна обратилась в Ленинский районный суд г.Воронежа с административным иском к судебному приставу-исполнителю Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А., УФССП России по Воронежской области о признании незаконным бездействия, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению в рамках исполнительного производства №-ИП.
В исковом заявлении указано, что постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Ю.А. от 16.08.2019 года возбуждено исполнительное производство №53980/19/36037-ИП по исполнительному листу №ФС 021597505 от 13.06.2019 года о взыскании с Соколаевой Евгении Геннадьевны денежных средств в размере 13 000 руб.
Как указывает истец, до настоящего времени требования, содержащиеся в исполнительном документе не исполнены, судебным приставом-исполнителем действий направленных на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований не производилось и не производится, в связи с чем допускается незаконное бездействие, которое нарушает установленное законом право взыскателя на своевременное и полное исполнение требований содержащихся в исполнительном документе.
Считая свои права нарушенными, административный истец обратилась в суд и просит: признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП.
В ходе подготовке дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнила исковые требования и просила: признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №53890/19/36037-ИП; признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №53890/19/36037-ИП; признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в не направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него; обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить запросы в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложения ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него; обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Административный истец, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Ленинского РОСП г.Воронежа, административный ответчик начальник отдела – старший судебный пристав Ленинского РОСП г.Воронежа, представитель административного ответчика УФССП России по Воронежской области, заинтересованное лицо Соколаева Е.Г. о времени и месте проведения заседания извещены в установленном законом порядке.
В соответствии со ст.ст.150, 226 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В соответствии со ст.226 КАС РФ обязанность доказывания нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на административного истца.
На административного ответчика судом возложена обязанность по доказыванию соблюдения требований нормативных актов, устанавливающих полномочия, порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
С учетом требований ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, административный истец обратилась в суд с настоящим иском 09.01.2020 года, т.е. в пределах десятидневного срока с того момента, когда ей стало известно о нарушении своих прав, поскольку у административного истца отсутствовали сведения о принятии судебным приставом мер принудительного исполнения по исполнительному документу до момента обращения в суд.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве", задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 02 октября 2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Согласно ч. 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что на исполнении Ленинского РОСП г.Воронежа находится исполнительное производство №-ИП от 16.08.2019 года, возбужденное на основании исполнительного листа №ФС 021597505 от 13.06.2019, выданного Ленинским районным судом г.Воронежа, с предметом исполнения: иные взыскания имущественного характера в размере 13 000 руб. в отношении должника Соколаевой Евгении Геннадьевны в пользу взыскателя Усачевой Ирины Валентиновны.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа от 30.09.2019 года объявлен запрет на совершение действий по распоряжению, регистрационных действий в отношении транспортного средства <данные изъяты>, 2010 г.в., г/н № (л.д.27-28).
Постановлением судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа от 02.10.2019 года обращено взыскание на денежные средства, находящиеся на счетах, открытых в ПАО Сбербанк (л.д.32-33).
11.09.2019 года выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт (л.д.36).
23.12.2019 года выходом по адресу должника: <адрес>, указанному в исполнительном документе, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что Соколаева Е.Г. по данному адресу не проживает, фактически проживает по адресу: <адрес>, о чем составлен акт (л.д.35).
24.01.2020 года выходом по адресу должника: <адрес>, судебным приставом-исполнителем Ленинского РОСП г.Воронежа установлено, что дверь никто не открыл, оставлена повестка, о чем составлен акт (л.д.34).
Согласно справке от 10.10.2019 года, выданной ООО «Центр КДМ» Соколаева Е.Г. работает в ООО «Центр КДМ» в должности регионального менеджера с 15.11.2017 года, с 29.04.2019 г. находится в отпуске по уходу за ребенком (л.д.37).
В силу статьи 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" (с изменениями) судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
На основании ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.
Согласно ст.64 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: 1) вызывать стороны исполнительного производства (их представителей), иных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; 2) запрашивать необходимые сведения, в том числе персональные данные, у физических лиц, организаций и органов, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территориях иностранных государств, в порядке, установленном международным договором Российской Федерации, получать от них объяснения, информацию, справки; 3) проводить проверку, в том числе проверку финансовых документов, по исполнению исполнительных документов; 4) давать физическим и юридическим лицам поручения по исполнению требований, содержащихся в исполнительных документах; 5) входить в нежилые помещения, занимаемые должником или другими лицами либо принадлежащие должнику или другим лицам, в целях исполнения исполнительных документов; 6) с разрешения в письменной форме старшего судебного пристава (а в случае исполнения исполнительного документа о вселении взыскателя или выселении должника - без указанного разрешения) входить без согласия должника в жилое помещение, занимаемое должником; 7) в целях обеспечения исполнения исполнительного документа накладывать арест на имущество, в том числе денежные средства и ценные бумаги, изымать указанное имущество, передавать арестованное и изъятое имущество на хранение; 8) в порядке и пределах, которые установлены настоящим Федеральным законом, производить оценку имущества; 9) привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности (далее - оценщик); 10) производить розыск должника, его имущества, розыск ребенка самостоятельно или с привлечением органов внутренних дел; 11) запрашивать у сторон исполнительного производства необходимую информацию; 12) рассматривать заявления и ходатайства сторон исполнительного производства и других лиц, участвующих в исполнительном производстве; 13) взыскивать исполнительский сбор; 14) обращаться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на имущество и сделок с ним (далее - регистрирующий орган), для проведения регистрации на имя должника принадлежащего ему имущества в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 15) устанавливать временные ограничения на выезд должника из Российской Федерации; 15.1) устанавливать временные ограничения на пользование должником специальным правом, предоставленным ему в соответствии с законодательством Российской Федерации; 16) проводить проверку правильности удержания и перечисления денежных средств по судебному акту, акту другого органа или должностного лица, а также правильности списания с лицевого счета должника в системе ведения реестра и счетах депо в депозитариях, открытых профессиональным участником рынка ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - лицевой счет и счет депо), и зачисления на лицевой счет или счет депо взыскателя эмиссионных ценных бумаг по заявлению взыскателя или по собственной инициативе, в том числе по исполнительным документам, предъявленным в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 8, частью 1 статьи 8.1 и частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. При проведении такой проверки организация или иное лицо, указанные в части 1 статьи 8, части 1 статьи 8.1 и части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, обязаны представить судебному приставу-исполнителю соответствующие бухгалтерские и иные документы; 16.1) производить зачет встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств; 17) совершать иные действия, необходимые для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительных документов.
В соответствии со ст.68 Федерального закона от 02.10.2007 N229-ФЗ мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.
Мерами принудительного исполнения являются: 1) обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; 2) обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; 3) обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; 4) изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; 5) наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; 6) обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; 7) совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; 8) принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; 9) принудительное выселение должника из жилого помещения; 10) принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; 10.1) принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; 10.2) принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; 11) иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.
В соответствии с ч.1 ст.36 Федерального закона от 02.10.2007 года N229-ФЗ "Об исполнительном производстве" содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Однако двухмесячный срок исполнения требований исполнительного документа не является пресекательным и носит для судебного пристава-исполнителя организационно-процедурный характер.
В соответствии с разъяснениями, данными в п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", неисполнение требований исполнительного документа в срок, предусмотренный названным Законом, само по себе не может служить основанием для вывода о допущенном судебным приставом-исполнителем незаконном бездействии.
При этом, бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что с момента возбуждения исполнительного производства №-ИП, а именно с 16.08.2019 года по дату обращения административного истца в суд с настоящим исковым заявлением, а именно по 09.01.2020 года, судебным приставом-исполнителем принимались не все необходимые меры, направленные на исполнение требований исполнительного документа. Так, в материалах дела, в том числе в предоставленных копиях материалов исполнительного производства, отсутствуют сведения о направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года, о направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, за исключением ПАО Сбербанк, о направлении запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Следовательно, суд приходит к выводу о наличии оснований для признания данных бездействий судебного пристава-исполнителя в рамках исполнительного производства №-ИП от 16.08.2019 года незаконными.
Документов, подтверждающих обратное, в нарушение ч.11 ст. 226 КАС РФ, административными ответчиками в материалы дела не представлено.
При этом, согласно ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо.
С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению, поскольку являются нормативно обоснованными и документально подтвержденными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в непринятии мер по принудительному исполнению исполнительного документа в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в несвоевременном направлении в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
Признать незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндеевой Юлии Александровны, выразившиеся в не направлении запросов в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложении ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить запросы в кредитные организации с целью розыска счетов должника и наложения ареста на денежные средства, запросов в налоговые органы и в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и прав на него.
Обязать судебного пристава-исполнителя Ленинского РОСП г.Воронежа Киндееву Юлию Александровну направить в регистрирующий орган постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств от 30.09.2019 года в рамках исполнительного производства №-ИП.
О результатах исполнения решения суда сообщить в двухмесячный срок с даты вступления решения суда в законную силу административному истцу и в суд.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 11.06.2020 года