Дело № 2-222/2020
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Темрюк 27 января 2020 года
Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Назаренко С.А.,
при секретаре Немченко Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску администрации МО Темрюкский район к Велигура В.В. и Потаповой З.А. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО <адрес> обратилась в суд с иском, в котором просит:
1) обязать Велигура В.В. оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, на котором расположен двухэтажный объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7);
2) обязать Потапову З.А. оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>А, на котором расположен двухэтажный объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7);
3) запретить Велигура В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, и иным лицам, эксплуатировать объект недвижимости с кадастровым номером №, площадью 502,5 кв.м, количество этажей - 2, расположенного на земельном участке с кадастровым номером № по адресу: <адрес>А, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке;
4) запретить Потаповой З.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, и иным лицам, эксплуатировать объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>А, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке.
В обоснование своих требований истец указал, что управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр принадлежащего ответчикам на праве общей долевой собственности земельного участка с кадастровым номером № на предмет целевого использования участка и объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>А, по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 1125 кв.м., с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», расположенного на землях населенных пунктов, возведен объект капитального строительства - двухэтажное здание гостиничного типа, частично облицованное кирпичом и обшитое сайдингом, которое занимает значительную часть территории земельного участка.
Кроме того, в общедоступной сети «интернет» имеется информация о гостевом доме «На берегу», расположенном по адресу: <адрес>
В связи с этим, усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования.
Так, согласно данным ЕГРН, Велигура В.В. и Потаповой З.А. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) принадлежит двухэтажный объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>
Проведенными в 2018 году и в настоящее время рейдовыми обследованиями, управлением муниципального контроля администрации муниципального образования Темрюкский район, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственником не по целевому назначению, а для коммерции - под гостиничное обслуживание.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ собственникам указанного выше земельного участка направлены рекомендательные письма об изменении вида разрешенного использования земельного участка и целевого назначения объекта, расположенного на нём, в добровольном порядке.
Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
Кроме того, неисполнение Велигура В.В. и Потаповой З.А. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Запорожского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц - его жителей.
В связи с изложенными обстоятельствами, администрация МО Темрюкский район вынуждена обратиться в суд с настоящим иском.
Представитель истца – администрации МО Темрюкский район, в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве, представитель Пивень А.И. просит о рассмотрении настоящего спора в отсутствие представителя истца, заявленные требования - удовлетворить в полном объёме.
Ответчики Велигура В.В. и Потапова З.А., будучи надлежащим образом извещёнными о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, причина их неявки суду неизвестна.
Представитель надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте слушания дела третьего лица – администрации Запорожского сельского поселения Темрюкского района, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду неизвестно.
Представитель третьего лица – Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, в судебное заседание не явился, в адресованном суду ходатайстве представитель Коваленко И.В. просит о рассмотрении настоящего спора в отсутствие представителя третьего лица и принять решение на усмотрение суда.
В связи с неявкой ответчиков, извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, не сообщивших об уважительных причинах неявки и не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, суд определил рассмотреть настоящее дело в порядке заочного производства.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о том, что исковые требования, заявленные администрацией МО <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст.ст. 12, 56, 57 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании принципа состязательности сторон, причем каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых основывает свои требования либо возражения; доказательства представляются сторонами и иными участвующими в деле лицами.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, с целью проведения мероприятий, направленных на профилактику нарушений обязательных требований земельного законодательства Российской Федерации, законодательства <адрес> и муниципальных правовых актов в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых предусмотрена административная и иная ответственность, а также мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами проведен визуальный осмотр земельного участка с кадастровым номером <адрес> по результатам которого установлено, что на земельном участке площадью 1125 кв.м., с видом разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного на землях населенных пунктов, возведен объект капитального строительства - двухэтажное здание гостиничного типа, частично облицованное кирпичом и обшитое сайдингом, которое занимает значительную часть территории земельного участка.
Кроме того, в общедоступной сети «интернет» имеется информация о гостевом доме «На берегу», расположенном по адресу: <адрес>А.
В данном случае, усматриваются признаки использования земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории и (или) разрешенным видом использования.
Так, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, Велигура В.В. и Потаповой З.А. на праве общей долевой собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <адрес>А, с видом разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», категория земель - земли населенных пунктов.
Также, согласно данным ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, Велигура В.В. и Потаповой З.А. на праве общей долевой собственности (по 1/2 доле) принадлежит двухэтажный объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>
В силу положений пункта 8 части 1 статьи 1 Земельного кодекса РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории и требованиями законодательства.
Пунктом 1 ст. 7 3К РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, названные в п. 1 указанной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 названного Кодекса).
Зонирование территории для строительства регламентируется ГрК РФ, в п. 7 ст. 1 которого содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Конкретные виды и состав территориальных зон указаны в ст. 35 ГрК РФ, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства - в ст. 37 указанного Кодекса.
В соответствии с положениями ч.ч. 2, 3 ст. 37 ГрК РФ, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень видов надзора и контроля за использованием земель, в том числе муниципальный земельный контроль, который в соответствии со ст. 72 ЗК РФ осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу ст. 260 ГК РФ, ст.ст. 40, 42 ЗК РФ, собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием.
Пунктом 1 статьи 263 ГК РФ установлено, что собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
Статья 42 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) устанавливает обязанность собственников земельных участков, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Данная норма корреспондирует с положениями ст.ст. 36 и 58 Конституции Российской Федерации. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Пунктом 1 статьи 43 ЗК РФ устанавливается правило, согласно которому граждане и юридические лица при осуществлении своих прав на земельные участки вправе руководствоваться собственным усмотрением, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ, одними из обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, являются: использование земельных участков в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдение при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Проведенными в 2018 году и в 2019 году рейдовыми обследованиями, управлением муниципального контроля администрации муниципального образования <адрес>, в рамках осуществления муниципального земельного контроля установлено, что земельный участок используется собственниками не по целевому назначению, а для коммерции (под гостиничное обслуживание).
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства (код 2.2). Однако, фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования - гостиничное обслуживание (код 4.7).
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ собственникам земельного участка № (ответчикам) истцом направлены рекомендательные письма об изменении вида разрешенного использования земельного участка и целевого назначения объекта, расположенного на нем, в добровольном порядке. Однако, до настоящего времени земельный участок используется не по целевому назначению, вид разрешенного использования не изменен.
Положениями Налогового кодекса РФ предусмотрено, что земельный налог и авансовые платежи по налогу уплачиваются налогоплательщиками физическими лицами в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
Согласно ч. 1 ст. 387 Налогового кодекса РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Согласно п. 7 ч.1 ст. 1, ч.1 ст.65 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность.
Приказом Министерства экономического развития РФ № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден классификатор видов разрешенного использования земельных участков, согласно которому разрешенное использование земельного участка относится к наименованию вида разрешенного использования - для ведения личного подсобного хозяйства (код 2.2). На указанном земельном участке возможно размещение жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с ко<адрес>.1 - (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур); размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек; производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
Однако, фактическое использование земельного участка соответствует виду разрешенного использования «гостиничное обслуживание» (код 4.7 - Размещение гостиниц, а также иных зданий, используемых с целью извлечения предпринимательской выгоды из предоставления жилого помещения для временного проживания в них).
Советом Запорожского сельского поселения <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении земельного налога в Запорожском сельском поселении <адрес>», в котором налоговая ставка градируется в зависимости от категорий земель и разрешенного использования земельного участка.
Исходя из чего, в отношении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства установлена налоговая ставка в размере 0,1% от кадастровой стоимости земельного участка, в отношении иных земельных участков установлена налоговая ставка 1,5%.
Таким образом, неисполнение Велигура В.В. и Потаповой З.А. требований земельного законодательства влечет за собой недополучение бюджетом Запорожского сельского поселения денежных средств от взимания земельного налога, что нарушает права и законные интересы как муниципального образования, так и неопределенного круга лиц - его жителей.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является требование о присуждении к исполнению обязанности в натуре.
При этом, критериями допустимости иска об исполнении в натуре является возможность реального исполнения принятого решения исходя из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" и возможности реальной защиты оспариваемых или нарушенных прав сторон при выборе в данном конкретном случае такого способа защиты права, как присуждение к исполнению обязанности в натуре.
В тех случаях, когда будет доказано, что объекты используются с нарушением целевого использования, уполномоченные органы в установленных законом случаях вправе требовать запрета соответствующей деятельности.
При изложенных обстоятельствах, требования администрации являются законными и обоснованными.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 198, 235-237 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Иск администрации МО <адрес> к Велигура В.В. и Потаповой З.А. о запрете эксплуатации объекта капитального строительства и возложении обязанности изменить вид разрешенного использования земельного участка - удовлетворить.
Обязать Велигура В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>А, на котором расположен двухэтажный объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7).
Обязать Потаповой З.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженку <адрес>, оформить в установленном законном порядке за свой счет изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым № расположенного по адресу: <адрес>А, на котором расположен двухэтажный объект капитального строительства гостиничного типа, в соответствии с фактическим использованием земельного участка, разрешенного вида использования - гостиничное обслуживание (4.7).
Запретить Велигура В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцу <адрес>, и иным лицам, эксплуатировать объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>А, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке.
Запретить Потаповой З.А. , ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженке <адрес>, и иным лицам, эксплуатировать объект недвижимости с кадастровым номером <адрес>А, в качестве гостевого дома, до оформления объекта недвижимости в установленном законом порядке.
Ответчик вправе подать в Темрюкский районный суд заявление об отмене заочного решения в течение семи дней со дня вручения ему копии решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий: С.А. Назаренко