Дело № 2-150/2021
УИД 650004-01-2021-000134-74
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 мая 2021 года г. Долинск
Долинский городской суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи М.П. Повраковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.К. Хомицкой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» обратился в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество.
Требования мотивировал тем, что Комитет по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» является уполномоченным органом местного самоуправления по постановке на учет бесхозяйного имущества и признанию права муниципальной собственности на него. 31 декабря 2019 года, 13 января 2020 года комитет обратился в Росреестр с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества: осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №; осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №; осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №; осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №. Указанное имущество принято на учет как бесхозяйное. По истечении года после принятия на учет объектов как бесхозяйных, сведения о собственниках недвижимого имущества отсутствуют. В реестре федерального имущества не значатся, государственной собственностью не являются. В состав осушительных систем входят: осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км.), коллекторы (<данные изъяты> км), дрены (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги <данные изъяты> км); осушительная система <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км); осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км); осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км). Осушительные системы располагаются на землях сельскохозяйственного назначения, кадастровые номера: №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №, №. Земельные участки с кадастровыми номерами №, (земли лесного фонда), № (земли лесного фонда), № (земли промышленности) являются собственностью Российской Федерации и поставлены на кадастровый учет 28 ноября 2013 года, 19 января 2009 года, 28 июля 2008 года соответственно, то есть позднее, чем были введены в эксплуатацию осушительные системы. Просит суд признать право собственности муниципального образования городской округ «Долинский» на бесхозяйное недвижимое имущество: осушительная система Ручьинская, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №; осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №; осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер № осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м. кадастровый номер №.
Определением суда от 15 апреля 2021 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство сельского хозяйства и торговли Сахалинской области, ФГБУ «Управление Сахалинмеливодхоз», ООО «РК Стародубское», ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12.
В судебном заседании заявитель и заинтересованные лица не присутствовали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Изучив материалы дела, исследовав совокупность доказательств, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
На основании пункта 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях и в порядке, предусмотренных названным Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной (пункт 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Порядок приобретения права собственности на бесхозяйные недвижимые вещи регулируется пунктом 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Такие вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 262 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела о признании движимой вещи бесхозяйной и признании права муниципальной собственности на бесхозяйную недвижимую вещь в порядке особого производства.
Согласно части 1 статьи 292 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судья при подготовке дела по заявлению о признании права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь к судебному разбирательству выясняет, какие лица (собственники, фактические владельцы и другие) могут дать сведения о принадлежности имущества, а также запрашивает об имеющихся о нем сведениях соответствующие организации.
В соответствии с частью 2 статьи 293 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Судом установлено, что на территории муниципального образования городской округ «Долинский» расположены осушительные системы
осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км.), коллекторы (<данные изъяты> км), дрены (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км);
осушительная система <данные изъяты> год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги <данные изъяты> км);
осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км);
осушительная система <данные изъяты>, год ввода в эксплуатацию ДД.ММ.ГГГГ, каналы (<данные изъяты> км), мосты (<данные изъяты>.), переезды (<данные изъяты> шт.), дороги (<данные изъяты> км).
На основании заявлений комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» от 31 декабря 2019 года и от 13 января 2020 года о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, Федеральной кадастровой палатой Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Сахалинской области на кадастровый учет как бесхозяйные объекты недвижимости приняты:
осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу: <адрес>, 31 декабря 2019 года присвоен кадастровый номер №;
осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу: <адрес>, 31 декабря 2019 года присвоен кадастровый номер №;
осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу: <адрес>, 31 декабря 2019 года присвоен кадастровый номер №;
осушительная система <данные изъяты>, <данные изъяты> кв. м., год завершения строительства ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу: <адрес>, 13 января 2020 года присвоен кадастровый номер №.
Со дня постановки данных объектов на учет как бесхозяйного недвижимого имущества прошло более одного года, никто не заявил своих прав в отношении него.
Представленные заявителем документы подтверждают, что указанные выше объекты не имеют собственника, они не учтены в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества, что подтверждается сообщениями Министерства имущественных и земельных отношений Сахалинской области, Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Сахалинской области.
Согласно справок Государственного бюджетного учреждения Сахалинской области «Сахалинский центр государственной кадастровой оценки», по состоянию на 19 февраля 1999 года, сведения о регистрации права собственности на вышеназванных осушительные системы, отсутствуют.
Расположенные на территории муниципального образования городской округ «Долинский» осушительные системы, находятся на земельных участках предоставленных в пользование либо в частную собственность. Осушительные системы располагаются на землях сельскохозяйственного назначения, земельный участок с кадастровым номером
№ на условиях аренды передан ФИО3
№ на праве собственности принадлежит <данные изъяты>
№, № на условиях аренды переданы ФИО10
№ на условиях аренды передан ФИО13,
№, № на условиях аренды передан ФИО14,
№ передан в безвозмездное срочное пользование ФИО8 и ФИО9
№ передан в безвозмездное срочное пользование ФИО6 и ФИО7,
№, №, № на условиях аренды переданы ФИО5
Земельные участки с кадастровыми номерами №, (земли лесного фонда), № (земли лесного фонда), № (земли промышленности) являются собственностью Российской Федерации и поставлены на кадастровый учет 28 ноября 2013 года, 19 января 2009 года, 28 июля 2008 года соответственно.
Земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №, №, №, №, № включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий в Сахалинской области, использование которых для других целей не допускается в соответствии с постановлением Правительства Сахалинской области № 342 от 08 июля 2016 года.
Положения ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) определяют признаки недвижимых вещей (недвижимого имущества, недвижимости). К таковым относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Осушительные системы безусловно прочно связаны с землей, более того их отдельные части находятся в земле, однако, они не могут быть признаны самостоятельным объектом недвижимого имущества, поскольку являются составной частью другого объекта - земельного участка. Элементы осушительных систем расположенные внутри границ земельного участка предназначены исключительно для обслуживания этого земельного участка. Поэтому у них не может быть самостоятельного хозяйственного назначения, отличного от назначения самого земельного участка, так как они создаются исключительно для его обслуживания и улучшения качества земли.
Согласно ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
В рассматриваемом случае материалами дела не подтверждено наличие систем, отвечающих признакам, установленным в ст. 1 ФЗ "О мелиорации земель". Из паспортов осушительных систем следует, что мелиоративные системы находятся преимущественно в неудовлетворительном состоянии, реконструкция с начала ввода в эксплуатацию не проводилась.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объекты, на которые заявитель просит признать право муниципальной собственности не имеют самостоятельного функционального назначения, созданы исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживают только земельный участок, на котором они расположены, поэтому являются его неотъемлемой частью и применительно к статье 135 Гражданского кодекса должны следовать судьбе этого земельного участка.
И поскольку осушительные системы являются частью земельных участков, не обладают признаками недвижимого имущества, отдельного права собственности на эти объекты быть не может, заявление комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» удовлетворению не подлежит.
По мнению суда, заслуживают внимания доводы Министерства сельского хозяйства и торговли Сахалинской области, изложенные в письменном отзыве.
Согласно ст. 1 Федерального закона "О мелиорации" (далее Закон о мелиорации) мелиоративные системы - комплексы взаимосвязанных гидротехнических и других сооружений и устройств (каналы, коллекторы, трубопроводы, водохранилища, плотины, дамбы, насосные станции, водозаборы, другие сооружения и устройства на мелиорированных землях), обеспечивающих создание оптимальных водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорированных землях.
В силу ст. ст. 10, 11 Закона о мелиорации государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения могут принадлежать на праве собственности Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.
К федеральной собственности относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, размещенные на территории одного или на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, осуществляющие межрегиональное и (или) межхозяйственное водораспределение и построенные (строящиеся) за счет средств федерального бюджета, а также использующиеся для осуществления полномочий Российской Федерации, установленных настоящим Федеральным законом.
К собственности субъектов Российской Федерации относятся государственные мелиоративные системы и отдельно расположенные гидротехнические сооружения, не относящиеся к федеральной собственности, к муниципальной собственности, а также к собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц.
Законом предусмотрено, что отнесение государственных мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений к федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 4 ст. 11 Закона).
В соответствии с Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в приложениях 1-3 к указанному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт – Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов. До момента определения соответствующего собственника указанных объектов они относятся к федеральной собственности. Мелиоративные системы, в том числе осушительные, приложениях 1-3 не указаны.
Согласно пунктам 4 и 7 указанного Постановления объекты, переданные в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах), могут быть по решению их Верховных Советов, Советов народных депутатов переданы в муниципальную собственность административно-территориальных образований, входящих в их состав. Передача объектов, указанных в пункте 4 настоящего Постановления, в муниципальную собственность осуществляется на основании предложений нижестоящих Советов народных депутатов, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Вышестоящий Совет народных депутатов обязан рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в 2-х месячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом.
При этом, доказательств применения условий соблюдения данного порядка, предусмотренных пунктами 4 и 7 Постановления N 3020-1 суду не представлено, согласование уполномоченного органа в области имущественных и земельных отношений Российской федерации и Сахалинской области не было получено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Комитета по управлению муниципальной собственностью муниципального образования городской округ «Долинский» о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Сахалинский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Долинский городской суд Сахалинской области.
Апелляционную жалобу вправе подать также лица, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом.
Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 года.
Судья М.П. Повракова