Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 декабря 2018 года <адрес>
Кировский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи ФИО8.О.,
при секретаре ФИО4,
с участием истца ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к администрации Кировского городского округа, ФИО2 о признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к администрации Кировского городского округа <адрес> и ФИО2 о признании площади земельного участка с кадастровым номером 26:35:020903:180, расположенного по адресу: <адрес>, земельный массив СХП «Марьинское», равной 34667 кв.м., и признать за ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности в порядке наследования на земельный участок с кадастровым номером 26:35:020903:180, площадью 34667 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, земельный массив СХП «Марьинское»
Из искового заявления следует, что ФИО3 по наследству от ФИО1 принадлежит недвижимое имущество: 2/3 земельной доли сельскохозяйственного назначения размером 52000 кв.м., расположенная в границах сельскохозяйственного предприятия «Марьинское», что подтверждается свидетельством о праве на наследство по завещанию и свидетельством о государственной регистрации права АВ26 № от ДД.ММ.ГГГГ. Собственником 1/3 указанной земельной доли является ФИО2. ДД.ММ.ГГГГ, общим собранием ОАО Марьинское в счет указанной доли выделен земельный участок в натуре, площадью 3,4667 га, что подтверждается выпиской из протокола № от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно внесенных в Росреестр сведений, площадь выделенного ФИО3 земельного участка составляет 52000 кв.м., тогда как, согласно межевого плана, составленного кадастровым инженером ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ составляет 34667 кв.м., то есть 2/3 от 52000 кв.м..
1/3 земельная доля, принадлежащая ФИО2, находится в земельном участке с кадастровым номером 26:35:000000:406, что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права <адрес>7. При обращении с заявлением о внесении изменений и регистрации за истцом права на вышеуказанный земельный участок, управлением Росреестра ФИО3 было отказано в связи с тем, что согласно свидетельству АВ26 № от ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 2/3 доли в праве на земельный участок, с кадастровым номером 26:35:020903:180, а также отсутствует согласование с ним границ участка. Просил суд признать площадь земельного участка с кадастровым номером 26:35:020903:180 равной 34 667кв.м. и признать за ним право собственности на данный участок.
В судебном заседании истец ФИО3 поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, пояснив при этом, что из-за указанных расхождений он не имеет возможности зарегистрировать свое право на данный участок.
Представитель ответчика администрации Кировского городского округа <адрес> в судебное заседание не явилась, представив отзыв, из которого следует, что необходимо установить обстоятельства, в результате которых у истца имеются или отсутствуют законные основания для удовлетворения заявленных исковых требований, вынести решение на свое усмотрение, рассмотрев в отсутствии представителя администрации Кировского городского округа <адрес>.
Представитель Управления федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по <адрес> в <адрес> в судебное заседание не явился. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, посчитал возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Суд, выслушав ФИО3, изучив письменное заявление ответчика администрации Кировского городского округа <адрес>, исследовав материалы гражданского дела, приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении искового заявления.
Так Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35 часть 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (статья 36 часть 1), условия и порядок пользования которой определяются на основе федерального закона (статья 36 часть 3).
На основании ч. 5 указанной статьи ЗК РФ, для приобретения прав на земельный участок граждане, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Судом установлено, что в соответствии со свидетельством о государственной регистрации права АВ26 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, принадлежит на праве общей долевой собственности 2/3 земельной доли СТК:35:173, 296,4 балла-гектаров, из них пашни 4,72, земли сельхозначения, площадью 5,20 га, расположенного по адресу: <адрес>, земельный массив СХП «Марьинское», на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию ДД.ММ.ГГГГ, нотариус ФИО6 Р№, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №.35-3/2000-915.
Согласно выписки из протокола № общего собрания владельцев земельных долей, находящихся в границах ОАО «Марьинское» от ДД.ММ.ГГГГ, по заявлению ФИО3 «О выделении земельной доли в натуре», постановлено выделить ФИО3 земельную долю в натуре по адресу: <адрес>, в границах ОАО «Марьинское». Земельный участок сельскохозяйственного назначения, для сельскохозяйственного производства, площадь сельскохозяйственных угодий – 3,4667 га, из них пашни – 3,1467 га. Площадь в балло-гектарах составляет 197,6 балло-гектаров, на основании свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество АВ26 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о приостановлении №/РКФ/18-12592 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что осуществление действий по государственному кадастровому учету в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:35:020903:180, расположенного по адресу: <адрес>, земельный массив СХП «Марьинское», согласно включенному в состав приложения межевого плана, свидетельства о государственной регистрации права на недвижимое имущество <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 принадлежит 2/3 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 52000 кв.м.. Таким образом, отсутствует заявление от правообладателя оставшейся 1/3 доли в праве на земельный участок с кадастровым номером 26:35:020903:180, а также отсутствует согласование местоположения границ н1-н7 с правообладателем 1/3 доли на уточняемый земельный участок. В связи с чем, вопреки исковому заявлению, у суда отсутствуют правовые основания признания площади земельного участка с кадастровым номером 26:35:020903:180 равной 34667кв.м.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч. 4 ст. 26 Закона о кадастре решение о приостановлении должно содержать причину приостановления осуществления кадастрового учета с обязательной ссылкой на соответствующие положения части 2 данной статьи. Если такое решение принято в соответствии с пунктом 1, 2, 3, 5, 6 или 7 части 2 названной статьи, в нем указываются обстоятельства, послужившие основанием для его принятия, а также выявленные органом кадастрового учета возможные причины возникновения этих обстоятельств и рекомендации по устранению данных причин.
Осуществление кадастрового учета было приостановлено на основании п. 5 ч. 2 ст. 26 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», в связи с тем, что в представленном межевом плане не приведено обоснование уточненного местоположения границ земельного участка, не указаны сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет. Рекомендовано подготовить межевой план в соответствии с требованиями действующего земельного законодательства РФ, приказа Минэкономразвития России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ч. 2 ст. 16 ФЗ № 221-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон о кадастре) постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых других, предусмотренных Законом о кадастре сведений, осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 22 Закона о кадастре при кадастровом учете изменений земельного участка необходим межевой план, оформленный в соответствии с Требованиями к межевому плану, утвержденными Приказом Минэкономразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 412 «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков».
Согласно п. 13 Требований к межевому плану, раздел «Заключение кадастрового инженера» включается в состав межевого плана в следующих случаях:
- в ходе кадастровых работ выявлены несоответствия кадастровых сведений о местоположении ранее установленных границ смежных земельных участков, границ муниципальных образований или населенных пунктов их фактическому местоположению, наличие которых является препятствием для постановки образуемых земельных участков на ГКУ или для кадастрового учета изменений в отношении существующих земельных участков;
- в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка;
- в иных случаях, в том числе, если по усмотрению лица, выполняющего кадастровые работы, необходимо дополнительно обосновать результаты кадастровых работ (например, необходимо обосновать размеры образуемых земельных участков).
Кроме того, в соответствии с п. 67 Требований к межевому плану, выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка проводится, на основании документов, перечисленных в части 9 статьи 38 Закона. В данном случае реквизиты таких документов приводятся в реквизите "1" раздела "Исходные данные".
При отсутствии указанных документов местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет.
Согласно п.85 Приказа Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке» в Акт согласования включаются также сведения о заинтересованном лице, являющемся правообладателем земельного участка, в отношении которого в результате кадастровых работ оформляется Акт согласования.
В соответствии с частью 9 ст. 38 Закона о кадастре при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Документами, на основании которых кадастровый инженер производит обоснование границ земельного участка, согласно Письму Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" от ДД.ММ.ГГГГ N 10-0772-КЛ "О направлении информации" могут являться решение о предварительном согласовании мест размещения объектов, решения о предоставлении земельных участков, иные документы о правах на земельные участки. Помимо карт (планов) для подтверждения фактического местоположения границ земельного участка кадастровый инженер может использовать документы, хранящиеся в государственном фонде данных, полученных в результате проведения землеустройства, материалы и данные из федерального, территориальных и ведомственных картографо-геодезических фондов, материалы инвентаризации, ситуационные планы, подготавливаемые бюро технической инвентаризации, генеральные планы (планы застройки) территорий садоводческих, огородных и дачных объединений граждан, утвержденные в установленном порядке, и иные документы.
Также необходимо отметить, что перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, указанный в Требованиях, не является исчерпывающим.
Согласно Письму Министерства экономического развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N <адрес> "По вопросам уточнения местоположения границ и площади земельных участков" кадастровый инженер, выполняя кадастровые работы по уточнению местоположения границ земельного участка, должен руководствоваться документами, указанными в части 9 статьи 38 Закона о кадастре (соответствующие документы необходимо включать в состав приложения межевого плана). Таким образом, конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в таких документах.
Из анализа названных законоположений следует, что местоположение земельного участка определяется исключительно исходя из сведений, содержащимся в документе, подтверждающем право на земельный участок. При отсутствии у заявителя такого документа представленный им межевой план должен содержать обоснование не только границ земельного участка в соответствии с границами, существующими на местности пятнадцать лет и более, но и изменение его площади.
Фактическое местоположение границ земельных участков на местности 15 и более лет подтверждаются с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5 000 и крупнее.
Этим требованиям закона представленный межевой план заявителя не отвечает, поскольку в нем отсутствует "Заключение кадастрового инженера", а так же обоснование местоположения уточненных границ земельного участка со ссылкой на факт использования земельного участка в уточняемых границах согласно выкопировки на земельный участок с кадастровым номером 26:35:020903:180. Таким образом, в представленном межевом плане не приведено обоснование уточненного местоположения границ земельного участка, не указаны сведения, обосновывающие существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29, 36, 60 ЗК РФ, ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к администрации Кировского городского округа, ФИО2 о признании права собственности на земельный участок – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам <адрес>вого суда через Кировский районный суд в течение месяца с момента его вынесения.
Судья И.О. Кононов