Дело № 2-842/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 ноября 2014 г. г. Щигры
Щигровский районный суд Курской области в составе: председательствующего судьи Зуборева С.Н.,
при секретаре судебного заседания Крюковой Ю.А.,
с участием истца Нефедовой В.А.,
представителя ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> (с выполнением функций по выплате пенсий) - Алескерова З.М., действующего на основании доверенности б/н от 03.10.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нефедовой Валентины Анатольевны к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о включении периодов работы и обучения в льготный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, об обязании назначить пенсию по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган,
У С ТА Н О В И Л:
Нефедова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о включении периодов работы и обучения в льготный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, об обязании назначить пенсию по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган. В обоснование своих исковых требований указала, что в настоящее время она работает в должности директора муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Косоржанская средняя общеобразовательная школа». В данном учреждении она работает с 01 августа 1989 года согласно приказу № от 22.08.1989. Она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, поскольку имеет более 25 лет необходимого специального стажа, но решением УПФ РФ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При этом в специальный стаж не был засчитан период прохождения ею неоплачиваемой педагогической практики в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере при Косоржанской средней школе с 01.06.1987 по 21.06.1987, а также период обучения в Курском педагогическом училище с 01 сентября 1985 г. по 27 июня 1989 г. Считает, что указанные периоды необоснованно не включены в специальный стаж и просит признать незаконным решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей, периодов работы и обучения, обязать ответчика включить ей в специальный стаж период прохождения неоплачиваемой педагогической практики в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере при Косоржанской средней школе с 01 июня 1987 г. по 21 июня 1987 г., период обучения в Курском педагогическом училище с 22 июня 1987 г. по 27 июня 1989 г. и назначить ей пенсию с момента обращения, то есть с 01 августа 2014 г.
В судебном заседании истица Нефедова В.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить ее требования в полном объеме, пояснила, что в стаж ее педагогической деятельности подлежит зачету период ее обучения в Курском государственном педагогическом институте с 22 июня 1987 г. по 27 июня 1989 г., поскольку времени ее обучения предшествовало прохождение педагогической практики в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере при Косоржанской средней школе и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность, в связи с чем время обучения в соответствии с действовавшим в то время законодательством подлежало включению в стаж педагогической деятельности, также подлежит зачету в специальный стаж время прохождения педагогической практики в летнем оздоровительном лагере при Косоржанской средней школе с 01 июня 1987 г. по 21 июня 1987 г., поскольку она в этот период осуществляла педагогическую трудовую деятельность в качестве воспитателя.
Представитель ответчика Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> (с выполнением функций по выплате пенсий) Алескеров З.М. в судебном заседании исковые требования не признал. В обоснование своих возражений пояснил, что УПФ РФ по <адрес> было принято решение об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия у Нефедовой В.А. требуемого специального стажа - 25 лет, пенсионные права истицы были оценены как по нормам ранее действовавшего законодательства, так и в соответствии с действующим законодательством, при этом подтвержденный специальный стаж составил 23 года 09 месяцев 27 дней. Не засчитаны в специальный трудовой стаж период работы с 01.06.1987 по 21.06.1987 в качестве воспитателя в летнем оздоровительном лагере при Косоржанской средней школе в период прохождения педпрактики, являющейся неотъемлемой частью учебного процесса, период обучения истца в Курском педагогическом училище с 22.06.1987 по 27.06.1989, поскольку действующим законодательством право на включение части периода обучения в педагогический стаж не предусматривается. В связи с этим просил в иске отказать.
Выслушав объяснения сторон, исследовав показания свидетелей ФИО1 и ФИО2, а также представленные в материалы дела письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно пункту 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года № 781 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также ранее принятые Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 и применяемые при исчислении стажа работы в части, не урегулированной Правилами от 29 октября 2001 года № 781, не предусматривают возможность включения в педагогический стаж периодов учебы.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» и в силу правовых позиций, изложенных Конституционным Судом РФ в Постановлениях от 24 мая 2001 года № 8-П и от 29 января 2004 года № 2-П, оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года при установлении трудовой пенсии, в том числе подтверждение и исчисление трудового стажа, может осуществляться по нормам законодательства, действующего на момент осуществления трудовой деятельности, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются.
В спорный период вопросы назначения пенсий за выслугу лет педагогическим работникам в силу статьи 58 Закона СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях» регулировало «Положение о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», утвержденное пунктом 7 Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала, либо непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
В судебном заседании установлено, 01 августа 2014 г. Нефедова В.А. обратилась в УПФ РФ по <адрес> и <адрес> с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности. В назначении пенсии ей было отказано ввиду отсутствия необходимого стажа педагогической деятельности. В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Нефедовой В.А. зачтено 23 года 09 месяцев 27 дней, решением УПФР по <адрес> и <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ период прохождения неоплачиваемой педагогической практики в качестве воспитателя в лагере труда и отдыха при Косоржанской средней школе с 01 июня 1987 г. по 21 июня 1987 г., период обучения в Курском педагогическом училище с 22 июня 1987 г. по 27 июня 1989 г. в данный стаж не включен.
Из материалов дела следует, что истица Нефедова (Головина) В.А. с 01 сентября 1985 года по 27 июня 1989 года проходила обучение по очной форме в Курском педагогическом училище по специальности «преподавание в начальных классах общеобразовательных школ», по окончании которого ей присвоена квалификация «учитель начальных классов (старший пионервожатый)».
Как следует из объяснений истца, показаний свидетелей ФИО1 и ФИО2 и подтверждается копией приказа № по Косоржанской средней школе от 26 мая 1987 г., с 01 июня по 21 июня 1987 года в период обучения в КПУ Нефедова (до замужества - Головина) В.А. проходила педагогическую практику в качестве воспитателя в лагере труда и отдыха при Косоржанской средней школе.
В связи с этим суд приходит к выводу, что обучению истца в Курском педагогическом училище не предшествовала педагогическая деятельность, в связи с чем как период работы с 01 июня по 21 июня 1987 года воспитателем в лагере труда и отдыха - педагогическая практика, так и период продолжения учебы после прохождения производственной практики с 22 июня 1987 года по 27 июня 1989 года не подлежат включению в льготный стаж истицы, поскольку не выполнялись необходимые для этого условия, предусмотренные Положением, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397.
Из буквального толкования нормы права, регулирующего спорные правоотношения сторон, следует, что время обучения (а не его часть) подлежит включению в педагогический стаж при одновременном соблюдении следующих условий: если ему (времени обучения) непосредственно предшествовала педагогическая деятельность и если таковая следовала за ним.
Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица в учебное заведение и до момента отчисления из него.
Из имеющейся в материалах дела копии диплома видно, что истица поступила в Курское педагогическое училище в 1985 году. До этого момента трудового стажа по специальности она не имела, так как согласно трудовой книжке первая запись о ее трудовой деятельности сделана 01 августа 1989 года, с момента принятия на должность учителя начальных классов в Косоржанскую среднюю школу.
Следовательно, факт педагогической деятельности истицы непосредственно перед обучением отсутствует, что исключает возможность зачета в специальный стаж спорного периода обучения истца в данном учебном заведении в соответствии с условиями, установленными п. 2 Положения.
Факт прохождения истцом педагогической практики в качестве воспитателя в лагере труда и отдыха при Косоржанской средней школе имел место в период обучения в Курском педагогическом училище и являлся неотъемлемой частью учебного процесса.
Как усматривается из трудовой книжки истца, запись о работе качестве воспитателя в лагере труда и отдыха при Косоржанской средней школе отсутствует.
В соответствии со ст. 19 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
В судебном заседании установлено, что Нефедова В.А. обратилась с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в УПФ РФ по <адрес> и <адрес> 01 августа 2014 г., с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств на момент обращения истца с заявлением у нее было 23 года 09 месяцев 27 дней специального стажа, т. е. менее 25 лет.
Таким образом, на день обращения истицы за назначением пенсии, то есть на 01 августа 2014 г., у нее отсутствовал необходимый стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.
В связи с указанными обстоятельствами в удовлетворении исковых требований Нефедовой В.А. о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о включении периодов работы и обучения в льготный стаж, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании назначить пенсию по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган надлежит отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Нефедовой Валентины Анатольевны к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) по <адрес> и <адрес> (с выполнением функций по выплате пенсий) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, о включении периодов работы и обучения в льготный стаж, признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, об обязании назначить пенсию по старости со дня обращения за ней в пенсионный орган отказать.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Щигровский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 01 декабря 2014 г.
Судья С.Н. Зуборев