Дело №2-48/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
посёлок Пряжа 20 апреля 2012 года
Пряжинский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Прохорова А.Ю.,
при секретаре Арефьевой М.В.,
с участием представителя истца - Бочинского О.А.,
представителя ответчика -главы Эссойльского сельского поселения Ореханова А.И.,
представителя третьего лица - Администрации Пряжинского национального муниципального района Федоровой Е.А.,
представителя третьего лица - ООО «Вега-Союз» Терентьевой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия к Администрации Эссойльского сельского поселения о понуждении к ликвидации несанкционированной свалки,
УСТАНОВИЛ:
Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия обратилось в суд с иском к Администрации Эссойльского сельского поселения по тем основаниям, что по результатам проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> участкового лесничества (<данные изъяты> участкового лесничества по лесоустройству) расположена несанкционированная свалка. Просит обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в течение месяца с момента вступления решения в законную силу ликвидировать указанные несанкционированную свалку.
Изложенные в исковом заявлении требования представитель истца - Бочинский О.А. поддержал в судебном заседании. Пояснил, что свалка расположены на землях лесного фонда, не находящихся в аренде у третьих лиц.
Представитель ответчика Ореханов А.И. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая об отсутствии оснований к удовлетворению иска. Пояснил, что Администрацией поселения принимаются необходимые меры по организации сбора мусора на территории поселения и он не считает Администрацию надлежащим ответчиком по делу.
Представитель третьего лица - Администрации Пряжинского национального муниципального района Федорова Е.А. поддержала позицию, изложенную в отзыве, полагая, что обязанность по надлежащему контролю за состоянием земель лесного фонда лежит на истце.
Представитель третьего лица - ООО «Вега-Союз» в судебном заседании пояснила, что представляемое ею юридическое лицо отношения к свалке не имеет.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные документы, суд приходит к следующим выводам.
Как подтверждено материалами дела, в ходе проведенной проверки соблюдения лесного законодательства установлено, что в квартале <данные изъяты> выделе <данные изъяты> участкового лесничества (<данные изъяты> участкового лесничества по лесоустройству) обнаружена несанкционированная свалка мусора. Размещение свалки осуществлено без учета требований в области охраны окружающей среды, предъявляемых к эксплуатации объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, как проживающих на территории муниципального образования, так и неопределенного круга лиц. Лиц, разместивших эти отходы, установить не представилось возможным.
Территория размещения свалок входит в состав лесного фонда и не является территорией, арендуемой какими-либо третьими лицами.
В статье 7 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определены полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Согласно части 1 указанной нормы закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. Аналогичное положение закреплено и в части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В статье 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» указано, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Обеспечение соблюдения санитарных норм и правил, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с указанными нормами закона надлежащим ответчиком по делу является Администрация Эссойльского сельского поселения, поскольку организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Наличие на территории Эссойльского сельского поселения несанкционированной свалки является следствием ненадлежащего исполнения ответчиком установленного федеральным законодательством полномочия по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории, где указанная свалка расположены.
Принимая во внимание, что обнаруженная несанкционированная свалка находится в границах Эссойльского сельского поселения, земельные участки, на которых обнаружена свалка, не предоставлены в пользование юридическим или физическим лицам, лица, виновные в образовании свалки, не установлены, а Администрация муниципального образования в силу статьи 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязана организовать деятельность по работе с отходами на территории муниципального образования, суд полагает необходимым обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения ликвидировать несанкционированную свалку.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года №23 «О судебном решении», решение не должно вызывать затруднений при исполнении (пункт 11 названного постановления).
Суд полагает, что, исполнение решения в испрашиваемый срок - в течение месяца после вступления в законную силу - представляется затруднительным, поэтому не может быть удовлетворено судом.
В соответствии со статьёй 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Руководствуясь указанной нормой закона, суд устанавливает срок, в течение которого решение суда подлежит исполнению - не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, находя указанный срок разумным и достаточным для исполнения решения.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ расходы по оплате государственной пошлины с ответчика (органа местного самоуправления) в пользу истца не возмещаются.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Обязать Администрацию Эссойльского сельского поселения в срок не позднее, чем до истечения шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на территории Эссойльского сельского поселения, в выделе <данные изъяты> квартала <данные изъяты> участкового лесничества.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Пряжинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья А.Ю. Прохоров
В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение составлено 23 апреля 2012 года