Дело №2-30/2021 (2-419/2020)
УИД 13RS0015-01-2020-000797-47
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснослободск 15 января 2021 г.
Краснослободский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Седовой Е.В.,
при секретаре Конкиной Е.В.,
с участием в деле:
истца Ведяшкиной Л. В., ее представителя Стенюшкина Р. В., действующего на основании письменного заявления от 15 января 2021 г.,
ответчика администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ведяшкиной Л. В. к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
установил:
Ведяшкина Л.В. обратилась в суд с указанным иском к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия.
В обоснование заявленных требований указала, что с <дата> Ведяшкина Л.В. состояла в браке с В*** Согласно ордеру №131, выданному 22 мая 1989 г. Краснослободским городским Советом народных депутатов Краснослободского района МАССР семье в составе: В*** (супруг), Ведяшкиной Л. В. (супруга), В*** (сын) было предоставлено в найм жилое помещение - квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В 1989 г. на основании ордера она была вселена в вышеуказанную квартиру в качестве члена семьи В***, в которой непрерывно проживает по настоящее время, но никогда не была ни прописана, ни зарегистрирована по месту жительства или пребывания в данной квартире, так как в период с 1989 г. была прописана, а затем зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>
20 августа 2012 г. между В*** и Краснослободским городским поселением Краснослободского муниципального района Республики Мордовия был заключен договор социального найма жилого помещения №419. Согласно данному договору вышеуказанная квартира была предоставлена в бессрочное владение и пользование ее супругу В*** и членам его семьи. На основании данного договора совместно с В*** в квартиру был вселен сын В*** Поскольку она была зарегистрирована по иному адресу места жительства, ее вселение в вышеуказанную квартиру и проживание в ней документально оформлено не было. С 20 июня 2019 г. в данной квартире не проживает и не зарегистрирован ее сын В*** 20 мая 2020 г. ее супруг В*** умер. После смерти В*** она продолжает проживать в данной квартире, оплачивает коммунальные услуги по лицевым счетам открытым на имя В***
В октябре 2020 г. она обратилась к ответчику с заявлением о заключении с ней договора социального найма данной квартиры, в чем ей было отказано, по тем основаниям, что она не была включена в договор социального найма квартиры в качестве члена семьи нанимателя В***, не была зарегистрирована по месту жительства в данной квартире.
Просила суд признать Ведяшкину Л.В. нанимателем жилого помещения- квартиры, расположенной по адресу: <адрес>; возложить на администрацию Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия обязанность заключить с Ведяшкиной Л.В. договор социального найма жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
В судебном заседании истец Ведяшкина Л.В., ее представитель Стенюшкин Р.В. исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия в судебное заседание не явился о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Глава администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия Трунтаев Н.Н. в письменном заявлении от 30 декабря 2020 г. просил суд рассмотреть дело в отсутствие ответчика, разрешение требований оставил на усмотрение суда.
При таких обстоятельствах и на основании положений статьи 167 ГПК РФ, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившегося ответчика.
Суд, выслушав истца, его представителя, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
На основании пункта 1 статьи 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно статям 1, 2 Закона Российской Федерации №5242-1 от 25 июня 1993 г. «О праве гражданина Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека, каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижении, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных законных основаниях.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Учитывая, что Ведяшкина Л.В. проживает в вышеуказанной квартире с 1989 года, то спорные правоотношения возникли в период действия Жилищного кодекса РСФСР (далее - ЖК РСФСР), в связи с чем при разрешении заявленных истцом требований необходимо руководствоваться положениями ЖК РСФСР.
Согласно статье 47 ЖК РСФСР единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение являлся ордер, который выдавался на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Советов народных депутатов.
Пользование жилыми помещениями в домах государственного и общественного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями (статья 50 ЖК РСФСР).
В соответствии со статьей 53 ЖК РСФСР члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Исходя из положений статьи 54 ЖК РСФСР, наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами семьи (статьей 53) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Аналогичные положения содержатся в статьях 69, 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» даны разъяснения, из которых следует, что по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Частью 2 статьи 82 ЖК РФ предусмотрено, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Эти положения воспроизводят (применительно к договору социального найма) нормы пункта 2 статьи 686 ГК РФ, согласно которым в случае смерти нанимателя или его выбытия из жилого помещения договор продолжает действовать на тех же условиях, а нанимателем становится один из граждан, постоянно проживающих с прежним нанимателем, по общему согласию между ними. Если такое согласие не достигнуто, все граждане, постоянно проживающие в жилом помещении, становятся сонанимателями.
Таким образом, положения пункта 2 статьи 686 ГК РФ в силу пункта 3 статьи 672 указанного Кодекса применимы и к договору социального найма жилого помещения, поскольку иное не предусмотрено жилищным законодательством.
Приведенные нормы в их взаимосвязи указывают на то, что в случае, если после смерти нанимателя, а также его выезда в другое место жительства в жилом помещении остаются проживать члены его семьи, договор социального найма не признается расторгнутым и продолжает действовать на тех же условиях, при этом нанимателем признается один из проживающих или все проживающие признаются сонанимателями. По смыслу части 3 статьи 83 ЖК РФ договор социального найма признается расторгнутым лишь в том случае, если из жилого помещения выехал как сам наниматель, так и члены его семьи.
Таким образом, возникновение равного с нанимателем права пользования жилым помещением обусловлено вселением в жилое помещение с соблюдением предусмотренного порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
На основании части 1 статьи 60 ЖК РФ по договору социального найма одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующее от его имени уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных указанным Кодексом.
Согласно статье 61 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется на основании договора социального найма.
В силу статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Материалами дела установлено, что на основании решения исполкома Краснослободского городского Совета народных депутатов Мордовской АССР от 19 мая 1989 г. №32 В*** на семью, состоящую из трех человек была предоставлена квартира жилой площадью 26,9 кв.м, расположенная по адресу: <адрес>. Выдан ордер на право пользования квартирой. (архивная копия от 08 декабря 2020 г. №395/25).
Согласно паспорту на занимаемую государственную жилую площадь квартира, расположенная по адресу: <адрес> была предоставлена В*** на основании ордера №131 от 22 мая 1989 г. В графе «члены семьи и другие лица, проживающие с квартиросъемщиком» указаны: Ведяшкина Л. В., В***.
На основании ордера №131 городского совета народных депутатов от 22 мая 1989 г. с В*** заключен договор найма жилого помещения, жилой площадью 26,9 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>. Члены семьи в договор вписаны не были.
20 августа 2012 г. между ООО «Этрон» (наймодатель) и В*** (наниматель) был заключен договор социального найма жилого помещения №49, согласно которому наймодатель передает нанимателю и членам его семьи изолированное помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 2-х комнат, общей площадью 47,7 кв.м, в том числе жилой 29,9 кв.м, по адресу: <адрес>. В данный договор в качестве члена семьи был вписан сын - В***
Как следует из свидетельства о заключении брака серии I ЖК № В*** с Ведяшкиной Л.В. заключили брак <дата>, о чем составлена запись акта о заключении брака №
<дата> В*** умер, что подтверждается свидетельством о смерти серии I ЖК № от <дата>
Согласно справке №282 от 03 июня 2020 г., выданной ООО «Этрон» В*** <дата> года рождения, проживал и был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес> 09 июня 1989 г. по 20 мая 2020 г. Снят с регистрационного учета по месту жительства 29 мая 2020 г. в связи со смертью.
Как усматривается из расписки от 05 октября 2020 г. Ведяшкиной Л.В. в отдел по имущественным отношениям администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия были поданы документы на переоформление (заключение) договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>
Письменным ответом Главы администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия от 05 октября 2020 г. Ведяшкиной Л.В. отказано в признании ее нанимателем жилого помещения по тем основаниям, что она не была прописана по адресу: <адрес> включена в договор социального найма помещения №419 от 20 августа 2012 г. как член семьи.
Из выписки из домовой книги №674 от 16 декабря 2020 г. по адресу: <адрес> следует, что В*** <дата> года рождения выбыл <дата> в связи со смертью; В*** <дата> года рождения выбыл 20 июня 2019 г. в <адрес> Таким образом, зарегистрированных лиц, в квартире по вышеуказанному адресу в настоящее время не имеется.
Свидетель Тараскина Т.В., зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес>, что подтверждается представленным паспортом, в судебном заседании пояснила, что знакома с Ведяшкиной Л.В. с 1989 г., с указанного времени Ведяшкина Л.В. непрерывно проживала с супругом В*** и сыном В*** в квартире, по адресу: <адрес>, которая была предоставлена ее супругу по договору социального найма. В настоящее время Ведяшкина Л.В. также проживает по вышеуказанному адресу одна, после смерти своего супруга В*** несет бремя содержания данной квартиры, оплачивает коммунальные услуги.
Свидетель Фролкина Т.С. зарегистрированная по месту жительства по адресу: <адрес> что подтверждается представленным паспортом, в судебном заседании пояснила, что на протяжении всего длительного периода времени, которого она знает Ведяшкину Л.В., последняя проживала в квартире по адресу: <адрес> совместно с супругом и сыном. Затем сын Ведяшкиной Л.В. съехал из вышеуказанной квартиры. А супруг В*** умер весной <дата>. После этого Ведяшкина Л.В. по-прежнему осталась проживать в квартире. Ведяшкина Л.В. не меняла своего места жительства.
Согласно оригиналам счетов-квитанций на имя В***, кассовых чеков за 2020 г., 2021 г. по адресу: <адрес> оплачиваются коммунальные услуги за электроэнергию, газоснабжение, за пользование жилым помещением.
Таким образом, судом установлено, после смерти своего супруга В*** истец Ведяшкина Л.В. до настоящего времени проживает в спорной квартире, несет бремя содержания вышеуказанной квартиры.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что Ведяшкина Л.В. являлась членом семьи нанимателя В***, в связи с чем приобрела равные с ним права по пользованию спорной квартирой, а значит имеет право требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо В***
Доказательств наличия иных лиц, претендующих на право пользования спорным жилым помещением, ответчиком не представлено.
В связи с изложенным, руководствуясь вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что спорное жилое помещение используется Ведяшкиной Л.В. на условиях договора социального найма.
По смыслу статей 69, 70 ЖК РФ, право на жилое помещение связано не с регистрацией, а вселением в него и проживанием в качестве члена семьи нанимателя.
Ведяшкина Л.В. в судебном заседании пояснила, что не была зарегистрирована в вышеуказанной квартире и вселена в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения, потому что была зарегистрирована по иному адресу.
Отсутствие у истца регистрации по месту жительства в спорной квартире само по себе не может служить основанием для ограничения прав и свобод человека, включая право на жилище.
Давая оценку собранным по делу доказательствам, в соответствии со статьями 12, 56, 67, суд признает установленным, что Ведяшкина Л.В. вселена в спорное жилое помещение с согласия нанимателя, постоянно проживала в квартире в качестве члена семьи, являясь его супругой, в связи с чем имеет право требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма спорной квартиры, вместо умершего супруга В***
В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Ведяшкиной Л.В.
Руководствуясь статьями 194- 199, Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Ведяшкиной Л. В. к администрации Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия о признании нанимателем жилого помещения на условиях договора социального найма, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения удовлетворить.
Признать Ведяшкину Л. В. нанимателем на условиях договора социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Краснослободского городского поселения Краснослободского муниципального района Республики Мордовия заключить с Ведяшкиной Л. В. договор социального найма жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Краснослободский районный суд Республики Мордовия.
Председательствующий судья Е.В. Седова
Мотивированное решение суда составлено 19 января 2021 г.
Председательствующий судья Е.В. Седова