РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2014г. г.Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по искам Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах Поповой Р.Д., Смирновой В.Н., Бессоновой Г.В., Давыдовой Н.П., Ротганг Г.Ш. к ГАОУ СПО "Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий", Министерству образования и науки Республики Бурятия о понуждении привести заработную плату в соответствие с федеральным уровнем минимального размера оплаты труда, произвести перерасчет заработной платы и выплатить недополученную часть заработной платы,
Установил:
Северобайкальский межрайонный прокурор в интересах Поповой Р.Д. Смирновой В.Н., Бессоновой Г.В., Давыдовой Н.П., Ротганг Г.Ш. обратился в суд с вышеуказанными исками.
В судебном заседании помощник прокурора Ильязова С.Д. иски поддержала по указанным в исковых заявлениях основаниям, пояснила, что в ходе проверки установлено, что заработная плата истцов за заявленный период при полной выработке нормы труда составляла без учета районного коэффициента, северной надбавки и других стимулирующих выплат, ниже установленного минимального размера оплаты труда. Федеральным законом от 19.06.200г. №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» с 01.01.2014г. минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 5 554 рублей. В соответствии с частью 2 статьи 146, статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами.Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях. В нарушение указанных требований трудового законодательства заработная плата указанных работников ГАОУ СПО "Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий в указанный период при полной выработке нормы труда без учета районного коэффициента и северной надбавки с учетом стимулирующих выплат ниже установленного МРОТ. Ответчиками нарушены права истцов, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Согласно ч.3 ст.37 Конституции РФ каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Таким образом, заработная плата истцов подлежит приведению в соответствие с требованиями трудового законодательства, перерасчету, и выплате задолженности по заработной плате: в отношении Поповой Р.Д. по ставке повара 4 разряда за январь 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Смирновой В.Н. по ставке дежурный по общежитию за февраль, март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Бессоновой Г.В. по ставке дежурного по общежитию за февраль,март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Давыдовой Н.П. по ставке сторожа за март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Ротганг Г.Ш. по ставке сторожа за февраль,март 2014г. в размере <данные изъяты>. Просила исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Истцы Поповой Р.Д. Смирновой В.Н., Бессоновой Г.В., Давыдовой Н.П., Ротганг Г.Ш. просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика- директор ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий» Михалев А.П. с исковыми требованиями не согласился, пояснил, что учебное заведение само не решает вопросов, формирования и установления должностных окладов работников техникума, штатное расписание с окладами согласовываются с Минобразования РБ, какое финансирование поступает с Минобразования РБ, то и выплачиваем.
Представитель Министерства образования и науки РБ Ангашанова Л.Д. просила рассмотреть дело без их участия. Согласно отзыва следует, Минобразования РБ возражает относительно их привлечения в качестве соответчика при разрешении материальных требований по увеличению размера заработной платы по следующим основаниям. Пунктом 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29.12,2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», пунктом 13.1 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относится организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации.Формирование объема расходной части республиканского бюджета производится на основе расходных обязательств Республики Бурятия. В соответствий со статьей 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъекта РФ» как публично-правового образования, возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов, заключения договоров (соглашений). Соответствующие расходные обязательства по порядку осуществления полномочий Республики Бурятия в части финансирования расходов на оплату труда установлены законодательством Республики Бурятия. Минобразованием Республики Бурятия, утвержденные Законом РБ от 13.12.2013 № 254- V «О республиканском бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг направляются подведомственным министерству образовательным учреждениям в полном объеме, в том числе и ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий», задолженностей перед учреждениями в части финансирования заработной платы нет. В соответствии с принципом законности Министерство образования и науки Республики Бурятия не должно (не вправе) осуществлять действия, выходящие за пределы установленные законом. Согласно части 1 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово- экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации. В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В соответствии с пунктом 3.13 постановления Правительства РБ от 22.04,2008 № 188 «О министерстве финансов Республики Бурятия» к полномочиям Министерства финансов Республики Бурятия относится выполнение функции главного администратора доходов, главного администратора источников финансирования дефицита республиканского бюджета и главного распорядителя средств республиканского бюджета. Таким образом, надлежащим ответчиком по иску является Министерство финансов Республики Бурятия. Исходя из изложенного, считаем, что Министерство образования и науки Республики Бурятии не является надлежащим ответчиком по иску Северобайкальского межрайонного Прокурора, в связи е чем, просим в материальных требованиях по увеличению размера заработной платы в отношении Министерства образования и науки Республики Бурятия отказать в полном объеме.
Представитель третьего лица Министерство финансов РБ извещенный о месте и времени судебного заседания не явился, суд учитывая мнение участников процесса, считает возможным рассмотрение дела.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что Смирнова В.Н., Бессонова Г.В. работают дежурными по общежитию, Попова Р.Д. работает поваром 4 разряда, Давыдова Н.П., Ротганг Г.Ш. работают сторожами в ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий». Заработная плата истцов в ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий» за январь- март 2014г. при полной выработке нормы труда при окладах в размере <данные изъяты> с учетом стимулирующих выплат, составила менее минимального размера оплаты труда, установленного в РФ. Согласно приказов о принятии на работу истцы являются работниками ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий».
Согласно ч.2 ст.146, ст. 148 Трудового кодекса Российской Федерации труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. Заработная плата работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.
Часть 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятие тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.
Согласно названной статье тарифная ставка - это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад - базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
В соответствии со ст.133 ТК РФ, минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Согласно ст.1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» с 1 января 2014 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 5 554 рублей в месяц.
То есть Трудовым кодексом РФ допускается установление окладов (тарифных ставок),как составных частей заработной платы работников, в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, данном случае не менее действующего размера МРОТ. Оплата труда, выполняемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (статьи 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
В силу главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации.
По требованию о понуждении привести заработную плату в соответствие с федеральным уровнем минимального размера оплаты труда, суд считает надлежащими ответчиками Министерство образования и науки РБ, ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий», поскольку Минобразование РБ является учредителем образовательного учреждения,согласно соглашения №336 от 30.12.2013г. предоставляет Учреждению субсидии из республиканского бюджета на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием в соответствии с государственным заданием государственных услуг (выполнением работ), Минобразование РБ согласовывает, а ГАОУ СПО «БРМТИТ» утверждает штатное расписание учебного учреждения.
По исковым требованиям производства перерасчета заработной платы и выплаты недополученной части заработной платы истцов надлежащим ответчиком будет являться ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий», как непосредственный работодатель истцов.
Учитывая, что заработная плата истцов в заявленный период ( при выполнении нормы) составляла менее предусмотренного законом минимального размера оплаты труда, в то время как по смыслу вышеуказанных норм Трудового кодекса Российской Федерации, районный коэффициент и процентная надбавка за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера должны быть начислены на заработную плату, суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению требования о понуждении привести в соответствие с установленным минимальным размером оплаты труда размер заработной платы истцов. В связи с чем, требования в части произвести перерасчет и выплату недополученной части заработной платы истцам за указанный в иске период, суд находит законными и обоснованными, недополученная часть заработной платы Поповой Р.Д. по ставке повара 4 разряда за январь 2014г. составила в размере <данные изъяты> рублей; Смирновой В.Н. по ставке дежурный по общежитию за февраль, март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Бессоновой Г.В. по ставке дежурного по общежитию за февраль,март 2014г. составила в размере <данные изъяты> рублей; Давыдовой Н.П. по ставке сторожа за март 2014г. составила в размере <данные изъяты> рублей; Ротганг Г.Ш. по ставке сторожа за февраль,март 2014г. составила в размере <данные изъяты>, представленный прокурором расчет проверен судом и признан правильным, ввиду чего заработная плата истцов подлежит перерасчету и выплате в заявленном прокурором размере, исходя из минимального размера оплаты труда в размере 5 554 рубля.
Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в связи, с чем подлежит взысканию с ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий» госпошлина в муниципальный бюджет по 753 рубля 48 копеек, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ, суд
Решил:
Обязать ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий», Министерство образования и науки Республики Бурятия привести в соответствие с требованиями трудового законодательства заработную плату секретаря –делопроизводителя, заведующего хозяйством, механика, дежурного по общежитию, автослесаря ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий».
Обязать ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий» произвести перерасчет заработной платы Поповой Р.Д., Смирновой В.Н., Бессоновой Г.В., Давыдовой Н.П., Ротганг Г.Ш. и выплатить недополученную часть заработной платы : Поповой Р.Д. по ставке повара 4 разряда за январь 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Смирновой В.Н. по ставке дежурной по общежитию за февраль, март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Бессоновой Г.В. по ставке дежурной по общежитию за февраль, март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Давыдовой Н.П. по ставке сторожа за март 2014г. в размере <данные изъяты> рублей; Ротганг Г.Ш. по ставке сторожа за февраль, март 2014г. в размере <данные изъяты>
Взыскать с ГАОУ СПО «Бурятский республиканский многопрофильный техникум инновационных технологий» госпошлину в муниципальный бюджет по 753 рубля 48 копеек.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение 1-ого месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение принято в окончательной форме 10.06.2014г.
Судья Н.Г. Рабдаева