Дело № 2-474/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Енисейск 23 апреля 2019 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Штея Н.А.,
при секретаре Дидоха Д.В.,
с участием представителя истца – Логиновой М.В., представителя ответчика – Козмерчук С.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора,
УСТАНОВИЛ:
Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю в лице территориального отдела в городе Лесосибирске обратилось в суд с иском к ООО «Енисейэнергоком» о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора - скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес> «А» д. <адрес>.
Требования мотивированы тем, что ООО «Енисейэнергоком» при осуществлении эксплуатации источника водоснабжения нарушает действующее санитарное законодательство, а именно: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Статьёй 43 Водного кодекса Российской Федерации определено, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, для которых устанавливаются зоны санитарной охраны, то есть территории и акватории, на которых устанавливается особый санитарно-эпидемиологический режим хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников - водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Статус зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения как зон особыми условиями использования территорий, устанавливаемыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, закреплен в ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» предусмотрены мероприятия организационного, технического, гигиенического и противоэпидемического характера, конкретный комплекс которых определяется в проекте зоны санитарной охраны в каждом случае в зависимости от вида (подземный или поверхностный), степени его естественной защищенности и возможного микробного или химического загрязнения, что позволяет предотвратить неблагоприятное воздействие различных видов хозяйственной и иной деятельности на качество воды и ограничение использования для питьевых и хозяйственной бытовых целей. Границы утвержденных зон санитарной охраны водоисточников в соответствии с п.5 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации отображаются на картах градостроительного зонирования.
Земельные участки, расположенные в первом и вторых поясах утвержденных зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, являются ограниченными в обороте и не подлежат передаче в частную собственность (п.п.14 ч.5 ст.27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, действующим законодательством Российской Федерации предусмотрена комплексная и последовательная защита водоисточников и прилегающих к ним территорий как путем разработки и утверждения проекта зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения и установления особого режима хозяйственной деятельности на землях, расположенных в зонах санитарной охраны, так и ограничения их
в обороте, с отображением границ этих земель в градостроительной документации.
Управлением выдано санитарно-эпидемиологическое заключение от ДД.ММ.ГГГГ
№ о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, устанавливающий границы зон санитарной охраны.
В настоящее время эксплуатацию подземного водозабора № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес> осуществляет ООО «Енисейэнергоком», основной вид деятельности организации: производство пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительные - забор, очистка и распределение воды, забор и очистка воды для питьевых и промышленных нужд. Лицензия на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (далее-СанПиН 2.1.4.1110-02) зоны санитарной охраны (далее-ЗСО) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду, как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.
Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Назначение первого пояса ЗСО - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. В каждом из трёх поясов ЗСО устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.
В соответствии с требованиями п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В соответствии с требованиями п. 1.12., п. 1.12.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 текстовая часть проекта ЗСО должна содержать характеристику санитарного состояния источников водоснабжения; анализы качества воды; гидрогеологические данные; данные, характеризующие взаимовлияние подземного и поверхностного водоема при наличии гидравлической связи между ними: данные о перспективах строительства в районе расположения водоисточников; определение границ первого, второго и третьего поясов ЗСО с соответствующим обоснованием и перечень мероприятий с указанием сроков выполнения и ответственных организаций, с определением источников финансирования; правила и режим хозяйственного использования территорий, входящих в ЗСО всех поясов. В соответствии с п. 2.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 водозаборы подземных вод должны располагаться вне территории промышленных предприятий и жилой застройки. Расположение на территории промышленного предприятия возможно при надлежащем обосновании. Граница первого пояса устанавливается на расстоянии не менее 30 м от водозабора - при использовании защищенных подземных вод и на расстоянии не менее 50 м - при использовании недостаточно защищенных подземных вод.
Руководствуясь п. 2.2.2.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 при определении границ второго и третьего поясов следует учитывать, что приток подземных вод из водоносного горизонта к водозабору происходит только из области питания водозабора, форма и размеры которой в плане зависят от: типа водозабора (отдельные скважины, группы скважин, линейный ряд скважин, горизонтальные дрены и др.); величины водозабора (расхода воды) и понижения уровня подземных вод; гидрологических особенностей водоносного пласта, условий его питания и дренирования.
Пункт 2.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 указывает, что граница второго пояса ЗСО определяется гидродинамическими расчетами исходя из условий, что микробное загрязнение, поступающее в водоносный пласт за пределами второго пояса, не достигает водозабора.
Основными параметрами, определяющими расстояние от границ второго пояса ЗСО до водозабора, является время продвижения микробного загрязнения с потоком подземных вод к водозабору (Тм). При определении границ второго пояса Тм принимается по таблице 1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Граница третьего пояса ЗСО, предназначенного для защиты водоносного пласта от химических загрязнений, также определяется гидродинамическими расчетами, что регламентировано в п.2.2.2.3 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В соответствии с требованиями п.1.6., п. 1.12.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» в составе проекта ЗСО должны быть разработаны правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО, план мероприятий по улучшению санитарного состояния ЗСО и предупреждению загрязнения водоисточника.
В составе проекта предусмотрен перечень общих мероприятий и по каждому поясу ЗСО, в соответствии с требованиями п. 3.2. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения».
Обеспечение установленного режима санитарной охраны осуществляется в первом поясе владельцем водозабора, во втором и третьих поясах - владельцами объектов, оказывающих (или могущих оказать) отрицательное влияние на качество воды источника водоснабжения. Таким образом, должный санитарный режим в первом, втором и третьем поясах будет и должен обеспечивать ООО «Енисейэнергоком».
Исполнение мероприятий по организации и содержанию зон санитарной охраны на водозаборном участке предусматривается собственными силами и за счет собственных средств учреждения-недропользователя - ООО «Енисейская энергетическая компания», контроль за исполнением производит руководитель ООО «Енисейэнергоком».
В соответствии с п.3.2.1.1., 3.2.1.2., 3.2.1.3., 3.2.1.4., 3.2.1.5. СанПин 2.1.4.1110-02 территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Не допускается посадка высокоствольных деревьев, все виды строительства, не имеющие непосредственного отношения к эксплуатации, реконструкции и расширению водопроводных сооружений, в том числе прокладка трубопроводов различного назначения, размещение жилых и хозяйственно-бытовых зданий, проживание людей, применение ядохимикатов и удобрений.
Здания должны быть оборудованы канализацией с отведением сточных вод в ближайшую систему бытовой или производственной канализации или на местные станции очистных сооружений, расположенные за пределами первого пояса ЗСО с учетом санитарного режима на территории второго пояса.
В исключительных случаях при отсутствии канализации должны устраиваться водонепроницаемые приемники нечистот и бытовых отходов, расположенные в местах, исключающих загрязнение территории первого пояса ЗСО при их вывозе.
Водопроводные сооружения, расположенные в первом поясе зоны санитарной охраны, должны быть оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения питьевой воды через оголовки и устья скважин, люки и переливные трубы резервуаров и устройства заливки насосов.
Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО.
В рамках мероприятий по второму и третьему поясам регламентировано:
- Выявление, тампонирование или восстановление всех старых, бездействующих, дефектных или неправильно эксплуатируемых скважин, представляющих опасность в части возможности загрязнения водоносных горизонтов;
- Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова, производится при обязательном согласовании с центром государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
- Запрещение закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр земли.
- Запрещение размещения складов горюче-смазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод.
Размещение таких объектов допускается в пределах третьего пояса ЗСО только при использовании защищенных подземных вод, при условии выполнения специальных мероприятий по защите водоносного горизонта от — загрязнения при наличии санитарно-эпидемиологического заключения центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора, выданного с учетом заключения органов геологического контроля.
В соответствии с п.3.2.3.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 не допускается:
размещение кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод;
применение удобрений и ядохимикатов; рубка леса главного пользования и реконструкции.
Источником водоснабжения д. Малобелая являются подземные воды. На территории поселка располагается 1 водозаборная скважина по адресу: <адрес>А. Водозаборная скважина располагается на окраине с южной стороны д. Малобелая. По данным Всероссийской переписи населения 2010 г. численность населения составляет 178 чел. Согласно оценке численности населения по муниципальным образованиям Красноярского края на ДД.ММ.ГГГГ численность населения составляет 137 чел. Водозаборный участок сформирован в 1979 г., когда предприятием ПМК-9 треста Промжилводстрой была разработана и пробурена водозаборная скважина д. Малобелая. Статус скважины – «действующая». Снабжение абонентов д. Малобелая холодной питьевой водой осуществляется через централизованную систему водопровода. Сети эксплуатируются с 1979 г.
В скважине установлен насос марки ЭЦВ6-10-110. Производительностью 10,0 куб. м./час. Сооружений по водоподготовке не предусмотрено. Водоизмерительная аппаратура на водозаборной скважине отсутствует.
Требуемый напор в сети водоснабжения обеспечивается скважинным насосом. Для хранения воды предусмотрен резервуар 1 шт (W = 10 м3). По трубопроводам, общей протяженностью 760 м, вода подается в разводящую сеть поселка до каждого потребителя. Водовод выполнен из чугунных труб. Согласно гидрологическому заключению уровень грунтовых вод расположен ниже уровня прокладки трубопровода. Глубина залегания водовода 2,5*3 метра. Глубина залегания верхнего водоносного четвертичного аллювиального горизонта от 4-6 метров.
Территория административно относится к Енисейскому району. Енисейский район расположен в среднем течении реки Енисей, в центральной части Красноярского края, к северу от города Красноярска. ООО «Енисейэнергоком» получена лицензия на право пользования недрами № от ДД.ММ.ГГГГ на срок до ДД.ММ.ГГГГ. Лицензированию подлежит водозаборная скважина № (104), глубиной 130 метров. Продуктивным водоносным горизонтом является нижне-верхнемеловой терригенный комплекс (пировская и симоновская свиты). Географические координаты скважины - северная широта 58°13’35" и восточная долгота 91°57"20".
Скважина глубиной 130 метров находится в павильоне, выполненном из дерева. Размер павильона составляет 2x2 метра. Техническое состояние скважины удовлетворительное, скважина в рабочем состоянии. Работает в автоматическом режиме. Скважина имеет герметичный оголовок, исключающий возможность загрязнения питьевой воды через ствол скважины. Дверь павильона закрыта на замок для исключения доступа посторонних лиц к скважине. Павильон обеспечен внутренним и наружным освещением. Территория водозаборного участка не огорожена, круглосуточная охрана отсутствует. Конструкция скважины представлена обсадной трубой, фильтровой колонной и фильтром. Обсадная труба располагается в интервале от 0 до 60 метров диаметром 377 мм, фильтровая колонна в интервале от 0 до 130 метров диаметром 168 мм, два фильтра расположены в интервале от 64 до 74 метров и от 88 до 100 метров диаметром 168 мм каждый.
Фактический водоотбор на скважине составляет 8 куб.м/сут., максимально возможный водоотбор составляет 10 куб.м./сут. Режим работы скважины - автоматический, по мере необходимости. Время работы около 1 часа в сутки.
Для регулирования напора и расхода воды в водопроводной сети, а также хранения воды на расстоянии 1 метр в северо-западном направлении от скважины № (104) расположена водонапорная башня, которая состоит из бака (резервуара) для воды цилиндрической формы, и опорной конструкции (ствола). Регулирующая роль водонапорной башни заключается в том, что в часы уменьшения водопотребления избыток воды, подаваемой насосной станцией, накапливается в водонапорной башне и расходуется из нее в часы увеличенного водопотребления. Ёмкость бака вододонапорной башни —10 куб.м.
Опорная конструкция и бак для хранения воды защищены деревянным брусом. Право собственности на водопроводные сети в д. Малобелая закреплено за муниципальным образованием Енисейский район. Право собственности на водонапорную башню с водозаборной скважиной <адрес> сельсоветом. Водопроводные сети переданы в эксплуатирующую организацию ООО «Енисейэнергоком» на основании концессионного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ.
Территория водозаборного участка озеленена, высокоствольные деревья отсутствуют. Асфальтированные подъездные и пешеходные дорожки отсутствуют. К павильону водозаборной скважины ведет песчано-гравийная дорога.
Территория водозаборной скважины не огорожена, не обеспечена постоянной охраной. Не спланирован отвод поверхностного стока за пределы водозаборного участка. Санитарная обстановка на водосборной площади водозаборного участка удовлетворительная, условия для организации зон санитарной охраны всех трёх поясов благоприятные - объекты (или использование территории)загрязняющие подземные воды отсутствуют. Существующая застройка относительно скважины расположена следующим образом.
В северном направлении от скважины на расстоянии 36 метров проезжая часть по <адрес>, далее в 73 метрах располагаются приусадебные участки с расположенными на них одноэтажными и малоэтажными жилыми домами.
В северо-восточном и восточном направлениях от скважины на расстоянии 54 метра и 73 метра соответственно расположен земельный участок. На участке расположены жилые дома и хозяйственно-бытовые пристройки для хранения огородного инвентаря. На участке осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Далее расположены приусадебные участки с малоэтажной жилой застройкой.
В юго-восточном, южном, юго-западном направлениях территория свободная от застройки. В западном направлении в 28 метрах грунтовая проезжая часть по <адрес>, далее территория, свободная от застройки.
В настоящее время на территории <адрес> имеется одна электрокотельная, общей производительностью по подключенной нагрузке 0,1 Гкал/ч. Электрокотельная обслуживает школу и Дом культуры. Котельная располагается на расстоянии 400 метров в северо-восточном направлении от скважины. Другие промышленные предприятия в д.Малобелая отсутствуют.
Территория первого пояса не используется под сельскохозяйственные угодья. На территории отсутствуют жилые и хозяйственно-бытовые здания, не применяются ядохимикаты и удобрения. Строительство объектов, обуславливающих опасность микробиологического загрязнения подземных вод в пределах зон первого и второго поясов, и химического загрязнения подземных вод в пределах зоны третьего пояса в перспективе не планируется.
Подземные воды водоносного горизонта в месте расположения водозаборной скважины надежно защищена от проникновения поверхностных загрязнений, поскольку водозаборные сооружения оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения подземной воды через герметичный оголовок скважины и деревянный павильон водозаборной скважины.
Выполнение предусмотренных мероприятий по содержанию зон санитарной охраны водозаборного участка в надлежащем состоянии, позволит своевременно предотвращать возможное загрязнение отбираемых подземных вод и сохранить их хозяйственно-питьевое качество на неограниченный период времени.
Подземный водозабор № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенный по <адрес> расположен вне территории промышленных предприятий и жилой застройки, что соответствует требованиям п. 2.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Таким образом, по результатам исследований качество воды подземного водозабора № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес> соответствует гигиеническим нормативам для воды централизованных систем питьевого водоснабжения [2, 3, 4] по микробиологическим, органолептическим показателям, по радиологическим показателям, по содержанию химических веществ, за исключением содержания железа, марганца и мутности.
Согласно ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения» подземный источник водоснабжения относится ко 2-му классу, в связи с чем необходима водоподготовка воды.
В соответствии с требованиями п. 1.6, п. 1.12.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 в составе проекта ЗСО разработаны правила и режим хозяйственного использования территории ЗСО, планы мероприятий, предусмотренный для каждого пояса ЗСО в соответствии с его назначением, как единовременного, так и режимного характера.
В соответствии с п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах первого пояса ЗСО должны выполняться владельцами водопровода. В пределах второго и третьего поясов ЗСО санитарные мероприятия выполняются владельцами объектов, оказывающих или могущих оказать отрицательное влияние на качество воды источников водоснабжения. Границы первого пояса от водоразборной скважины располагаются в 50 метрах. Зона санитарной охраны первого пояса расположена за чертой населенного пункта. Со всех сторон в радиусе 50 метров территория подземного водозабора свободная от застройки. На территории первого пояса ЗСО в 23 метрах в северо-западном и в 36 метрах в северном направлениях от скважины расположена проезжая часть по <адрес> Дорога грунтовая, характеризуется крайне низкой интенсивностью движения и предназначена для транспортной и пешеходной связи в пределах планировочного района. Дорога не имеет твердого асфальтобетонного покрытия, что не исключает возможность загрязнения подземных вод. В северо-восточном и восточном направлениях от скважины на расстоянии 54 метра и 73 метра соответственно расположен земельный участок. На участке расположены жилые дома и хозяйственно-бытовые пристройки для хранения огородного инвентаря. На участке осуществляется сельскохозяйственная деятельность. Далее расположены приусадебные участки с малоэтажной жилой застройкой.
На территории первого пояса скважины расположен объект, размещение которого запрещено на территории первого пояса ЗСО, а именно: сквозной проезд (проход) по территории первого пояса. Другие объекты и территории, не относящихся к деятельности водозаборных сооружений отсутствуют в радиусе 50 метров. Подземные воды водоносного горизонта в пределах эксплуатируемой скважины надежно защищены от проникновения поверхностных загрязнений, поскольку водозаборные сооружения оборудованы с учетом предотвращения возможности загрязнения подземной воды через герметичный оголовок. Полы павильона, выполненного из бруса, имеют прочное покрытие, исключающее загрязнение подземных вод с поверхности, что соответствует п. 3.2.1.4. СанПиН 2.1.4.1110-02. Водозаборная скважина не оборудована аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического водопотребления (счетчик, пьезометрическая трубка, электроуровнемер), что является нарушением п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02. В водозаборных сооружениях подземных вод следует предусматривать измерения расхода воды, подаваемое из скважины и уровня воды в скважине, а также давления на насосах. По результатам исследования подземных и водопроводных вод установлено, что качество воды, подаваемое на хозяйственно-бытовые нужды населения д. Малобелая не соответствует требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» по содержанию железа и марганца в подземных водах, а также по органолептическому показателю - мутность.
С целью получения воды питьевого качества, соответствующей гигиеническим требованиям к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения СанПиН 2.1.4.1074-01 юридическому лицу рекомендовано внедрить озонофильтровальную станцию очистки воды «Пульсар», номинальная производительность которой составляет 6,5 м3/час.
Согласно проведенным расчетам ширина второго пояса составляет 100 метров, расстояние вверх по потоку 50 метров, а расстояние вниз по потоку 50 метров.
Зона санитарной охраны второго пояса расположена вне территории промышленного предприятия, но в черте населенного пункта. Объектов и территорий, не относящихся к деятельности водозаборной скважины, в границах второго пояса, не располагаются.
В границы второго пояса ЗСО в северном направлении от скважины попадает часть земельного участка площадью около 300 м". На участке отсутствуют жилые и хозяйственно-бытовые строения, осуществляется сельскохозяйственная деятельность без применения удобрений и ядохимикатов, что соответствует п. 3.2.3.1 СанПиН2.1.4.1110-02.
Согласно проведенным расчетам расстояния вниз по потоку 3-го пояса составляет 50 метров, расстояние вверх по потоку 3-го пояса 626 метров, общая ширина 100 метров.
В границы третьего пояса с северо-западной и северной стороны попадают земельные участки, предназначенные для выращивания сельскохозяйственных культур. На участках отсутствуют хозяйственно-бытовые и жилые строения.
Согласно плану мероприятий на территории ЗСО подземного источника водоснабжения подземного водозабора № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, утвержденного генеральным директором ООО «Енисейэнергоком», согласованного исполняющим обязанности Главы Енисейского района, планируется проведение санитарно-технических мероприятий.
Санитарная обстановка на водосборной площади водозаборного участка удовлетворительная, условия для организации зон санитарной охраны всех трёх поясов имеются. Строительство объектов, обусловливающих опасность микробиологического загрязнения подземных вод в пределах зон первого и второго поясов, и химического загрязнения подземных вод в пределах зоны третьего пояса в перспективе не планируется, что подтверждается письмом администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос ООО «Енисейэнергоком» о перспективах строительства в районе размещения поясов зон санитарной охраны водозаборной скважины № (104) 000 «Енисейэнергоком» по <адрес> строительство жилых, промышленных и сельскохозяйственных объектов не планируется.
Для соблюдения режима ограниченного использования территории первого, второго и третьего поясов ЗСО водозабора, территория должна быть обозначена информационными знаками на соответствующих графических материалах.
План основных мероприятий на территории ЗСО, осуществляемых при эксплуатации водозабора, составлен применительно к конкретной природной и санитарной обстановке с учетом современного и перспективного использования территории в районе ЗСО.
Мероприятиями предусмотрено, что территория первого пояса должна быть ограждена и обеспечена охраной, спланирована для отвода поверхностного стока за пределы первого пояса, дорожки выполнить с твердым покрытием, в соответствии с п.3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Согласно п.3.2.1.5. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» должна быть предусмотрена установка аппаратуры для систематического учета фактического дебита воды.
Зона санитарной охраны второго пояса расположена вне территории промышленного предприятия и жилой застройки. Объектов и территорий, не относящихся к деятельности водозаборной скважины, не располагаются. Территория озеленена, чистая в санитарном отношении, источник химического и микробиологического загрязнения отсутствуют. Старые, бездействующие, дефектные и неправильно эксплуатируемые скважины отсутствуют. Закачки отработанных вод в подземные горизонты, подземного складирования твердых отходов и разработки недр не осуществляется. Бурение новых скважин и новое строительство, связанное с нарушением почвенного покрова не ведётся и не планируется. Отсутствуют склады горючесмазочных материалов, ядохимикатов и минеральных удобрений, накопители промышленных стоков, шламохранилища, что соответствует п.п. 3.2.2.1, 3.2.2.2, 3.2.2.3, 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02.
В границах второго пояса нет кладбищ, скотомогильников, полей ассенизации, полей фильтрации, навозохранилищ, силосных траншей, животноводческих и птицеводческих предприятий и других объектов, обусловливающих опасность микробного загрязнения подземных вод, что соответствует п. 3.2.3.1 СанПиН 2.1.4.1110-02. В целом территорию второго пояса ЗСО можно оценить как благоприятную.
Объекты и территории, не относящиеся к деятельности водозаборного сооружения в границах 3-го пояса отсутствуют.
Экологическое и санитарное состояние территории можно оценить как благоприятное. Старые, бездействующие, дефектные и неправильно эксплуатируемые скважины отсутствуют. Бурение новых скважин и новое строительство не планируется, что соответствует п. 3.2.2.1. и п. 3.2.2.2. СанПиН 2.1.4.1110-02.
На территории третьего пояса ЗСО отсутствуют склады горючесмазочных материалов, ядохимикатов, минеральных удобрений. Не обнаружено накопителей промстоков, шламохранилищ и других объектов, обусловливающих опасность химического загрязнения подземных вод, что соответствует п. 3.2.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02.
Источников микробиологического загрязнения не обнаружено.
Подземные воды в пределах 3-го пояса ЗСО относятся к защищенным. Сверху разреза залегают водоупорные породы, поэтому можно с уверенностью сказать, что воды не будут загрязнены даже при неблагоприятных обстоятельствах. Экзогенные процессы отсутствуют.
Таким образом, санитарные и экологические условия территорий I, II, III поясов ЗСО можно оценить как благоприятные.
В пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод.
Не допускается прокладка водоводов по территории свалок, полей ассенизации, полей фильтрации, полей орошения, кладбищ, скотомогильников, также прокладка магистральных водоводов по территории промышленных и сельскохозяйственных предприятий.
В соответствии с ч.4 ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Согласно п.1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект зоны санитарной охраны должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора (в настоящее время - Управление), после чего утверждается в установленном порядке.
Руководствуясь п. 2 постановления Правительства Красноярского края от 15.10.2009 № 525-п «О порядке утверждения проектов зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения» органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным осуществлять утверждение проектов зон санитарной охраны, является Министерство природных ресурсов и экологии Красноярского края.
Министерством природных ресурсов и экологии Красноярского края по запросам Управления предоставляется информация о лицах, обратившихся за утверждением в установленном порядке проектов зон санитарной охраны.
На момент обращения истца с настоящим исковым заявлением в суд информация об утверждении проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, устанавливающий границы зон санитарной охраны отсутствует, что свидетельствует о том, что вышеуказанный проект зоны санитарной охраны не утвержден, границы указанной зоны санитарной охраны не установлены.
Отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес> устанавливающий границы зон санитарной охраны означает, что для указанного водного объекта не организована защита расстоянием в виде поясов зон санитарной охраны, не разработаны с учетом характеристик водоисточника обязательные защитные, ограничительные мероприятия, целью которых является максимальное снижение микробного и химического загрязнений воды источника, на картах градостроительного регулирования не нанесены границы земель, в пределах которых ограничена хозяйственная деятельность, не регулируется хозяйственная деятельность и не установлены земли, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны, являющихся ограниченными в обороте и не подлежащими передаче в частную собственность.
Отсутствие утвержденных органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации границ и режима зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, не позволяет определить необходимый комплекс мероприятий по защите и сохранению постоянства природного состава воды в подземном водозаборе, что формирует условия, при которых источник питьевого водоснабжения создает угрозу возникновения вредного воздействия на неопределенный круг лиц по химическому и биологическому фактору.
Указанное не соответствует требованиям ст. 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», в соответствии с которой водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, не должны являться источником биологических, химических факторов вредного воздействия на человека.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) предусмотрен способ защиты гражданских прав в том числе, присуждением к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законодательством.
В силу ст. 150 ГК РФ, жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействия на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В силу ст.8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
При этом, в соответствии со ст. 1 вышеуказанного закона, среда обитания характеризуется как совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющая условия жизнедеятельности человека.
Согласно ч.1 ст.4 вышеуказанного закона обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения определено одним из основных условий реализации предусмотренного Конституцией РФ права граждан на благоприятную окружающую среду. Следовательно, благоприятная окружающая среда понятийно входит в благоприятную среду обитания в той мере, насколько это связано с жизненными условиями человека.
Поскольку определить круг лиц, которым несоблюдением ответчиком санитарного законодательства причинен вред, не представляется возможным, как в настоящее время, так и в будущем, данный круг лиц является неопределенным.
Таким образом, ответчик, не соблюдая требования санитарного законодательства при осуществлении деятельности, с нарушением санитарного законодательства нарушает и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
По изложенным основаниям истец просит обязать ООО «Енисейэнергоком» в течение 3-х (трех) месяцев с даты вступления в законную силу решения суда утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, устанавливающий границы зон санитарной охраны.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрация Малобельского сельсовета.
В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю – Логинова М.В. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Пояснила, что эксплуатирует скважину ответчик, так как последний обращался в Управление с проектом и заключением, в котором указаны эти данные. В целях обеспечения сетевого водоснабжения, необходимо придерживаться законодательства. У ответчика был заключен контракт на подготовку проекта с ООО «Одум». Ответчик осуществляет подачу воды, разработал проект, осталось только утвердить его в Министерстве экологии Красноярского края и получить приказ об этом. В проекте изложены мероприятия, которые необходимо выполнить в каждом населенном пункте. На сайте Администрации Малобельского сельсовета, отражено, что у них имеется система водоснабжения и водоотведения, они являются собственниками и передали объекты ответчику по концессионному соглашению. Они проводят осмотр скважин с учетом численности. В процессе утверждения приказа, проходила экспертиза, ответчик должен был подтвердить, что проводил работы, сейчас порядок изменен. Само положение в проекте сейчас в разработке. Управление не может внести предписание Администрации Малобельского сельсовета о понуждении к заключению отдельного концессионного соглашения с ответчиком по эксплуатации спорной скважины, т.к. это не входит в его полномочия. Ответчик хочет уйти от ответственности по утверждению проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком» Малобельского производственного участка, устанавливающий границы зон санитарной охраны, так как это требует финансовых вложений.
Представитель ответчика ООО «Енисейэнергоком» – Козмерчук С.П. в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, считала их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что Проект разрабатывался ООО «Одум», ООО «Енисейэнергокм» с ним заключило контракт в 2016 году, когда разработали проект, было получено санэпидемзаключение. Администрация Енисейского района объявляла конкурс на заключении договора концессии в 2013 году, полагала что это их владение, а затем выяснилось, что собственником является Администрация Малобельского сельсовета и исключила скважину № (104) из реестра муниципальной собственности. В дальнейшем на предложение ООО «Енисейэнергоком» заключить договор аренды Администрация Малобельского сельсовета не реагировала. На данный момент договор аренды не пролонгировался. Законных оснований передать ответчику объект не имеется, так как срок ввода в эксплуатацию составляет свыше 5 лет. Между ООО «Енисейэнергоком» и администрацией Малобельского сельсовета отсутствуют договорные отношения.
Разрешая заявленные истцом требования и доводы об их непризнании, высказанные в судебном заседании представителем ответчика, суд приходит к следующему.
В соответствии с пп. 10,11 ст. 106 Земельного кодекса Российской Федерации, обязательным приложением к решению об установлении зоны с особыми условиями использования территории, а также к решению об изменении зоны с особыми условиями использования территории, предусматривающему изменение границ данной зоны, являются сведения о границах данной зоны, которые должны содержать графическое описание местоположения границ данной зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости. Форма графического описания местоположения границ зоны с особыми условиями использования территории, требования к точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего указанные сведения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
Подготовка предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи сведений о границах зоны с особыми условиями использования территории обеспечивается собственниками зданий, сооружений, в связи с размещением которых устанавливаются или изменяются соответствующие зоны (концессионером, частным партнером в период действия концессионного соглашения, соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, предметом которых является эксплуатация (использование) таких здания, сооружения, если иное не предусмотрено указанными соглашениями), иным правообладателем таких здания, сооружения, если данная обязанность предусмотрена документом, на основании которого им осуществляются владение и (или) пользование такими зданием, сооружением, застройщиками в случае установления зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением планируемого к строительству объекта, а при отсутствии правообладателей, застройщиков или в случае установления зон с особыми условиями использования территорий по основаниям, не связанным с размещением зданий, сооружений, - органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на принятие решений об установлении, изменении, о прекращении существования зоны с особыми условиями использования территории, органами государственной власти или органами местного самоуправления, уполномоченными на установление границ зоны с особыми условиями использования территории, возникающей в силу федерального закона.
В судебном заседании установлено и одновременно подтверждено представителем ответчика, что ООО «Енисейэнергоком» как гарантирующий поставщик коммунальных услуг в районе фактически эксплуатирует источник хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора - скважину № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>
В 2012 году при проведении открытого конкурса № на право заключения концессионного соглашения в отношении систем коммунальной инфраструктуры <адрес>, водонапорная башня с водонапорной скважиной по указанному выше адресу с кадастровым номером 24:12:000000:0000:04:215:002:000991750, были включены в перечень объектов концессионного соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией <адрес> (концедентом) и АО «Енисейэнергоком» (концессионером) заключено концессионной соглашение №, в соответствии с которым концессионер обязался реконструировать за свой счет недвижимое имущество, состав и описание которого приведены в разделе II Соглашения, право собственности на которое принадлежит концеденту. Также концессионер обязался в этой связи осуществлять производство, бесперебойное водоснабжение, водоотведение потребителям, очистку сточных вод, бесперебойную подачу, распределение и сбыт электроэнергии с использованием объекта Соглашения. Концедент при этом принимал обязательство предоставить концессионеру на срок, установленный Соглашением, права владения и пользования объектами Соглашения для осуществления указанной деятельности. В приложении 1 к концессионному соглашению № (объекты концессионного соглашения) в п. 104 указана водонапорная башня с водонапорной скважиной с кадастровым номером №.
Водонапорная башня с водонапорной скважиной с кадастровым номером №, согласно свидетельству о государственной регистрации права 24-ЕИ № принадлежат на праве собственности муниципальному образованию Малобельский сельсовет <адрес>.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО3 пояснила, что данные объекты были ошибочно включены в перечень объектов концессионного соглашения, в связи с чем в приведенное выше концессионное соглашение № вносились изменения в форме дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ, а именно изменения приложения к данному соглашению, в котором водонапорная башня с водонапорной скважиной с кадастровым номером № уже отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Малобельского сельсовета <адрес> заключен договор аренды муниципального имущества № с ООО «Енисейэнергоком», в соответствии с которым арендатору во временное возмездное владение и пользование передавался комплекс объектов водоснабжения, в том числе сооружение: водонапорная башня с водозаборной скважиной, балансовой стоимостью 82569,53 руб., согласно перечню Приложения №. Срок действия договора аренды устанавливался с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Третье лицо – администрация Малобельского сельсовета Енисейского, в судебное заседание своего представителя не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлялось. В соответствии с информацией, предоставленной администрацией Малобельского сельсовета Енисейского (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), фактическим пользователем водонапорной башни с водозаборной скважиной является ООО «Енисейэнергоком». Причин и мотивов для отказа передачи данного имущества в безвозмездное пользование ответчику у администрации Малобельского сельсовета не имеется.
В соответствии с информацией, предоставленной Министерством экологии и рационального природопользования <адрес> (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Енисейэнергоком» может обратиться в министерство для установления зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) Малобельского производственного участка с соблюдением требований установленных пунктами 10, 11 статьи 106 Земельного кодекса Российской Федерации, приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Требований к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории». Также сообщено, что до настоящего времени ООО «Енисейэнергоком» в адрес министерства для утверждения проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора скважины № (104) Малобельского производственного участка не обращалось.
В соответствии со ст. 621 ГК РФ если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610).
Исследовав представленные сторонами и истребованные судом доказательства, суд приходит к выводу о том, что ответчик в настоящий момент сохраняет правовые основания для владения и пользования водонапорной башни с водонапорной скважиной с кадастровым номером №, как гарантирующий поставщик услуги водо- и теплоснабжения, фактически поставляющий данные услуги населению - и как концессионер и как арендатор указанных объектов сохраняет обязанность обращения в уполномоченный орган государственной власти <адрес> для утверждения проекта зон санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора - скважины № (104) Малобельского производственного участка.
С изменением перечня объектов концессионного соглашения № ответчик не утратил права и обязанности ни как концессионер, ни как арендатор и ни как фактический пользователь скважины № (104), поскольку дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ не вносило изменений в п. 1 соглашения №, в котором закреплялись права и обязанности ответчика по отношению недвижимому имуществу в первоначальной редакции его состава и описания.
При изложенных обстоятельствах заявленные истцом требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Управления Роспотребнадзора по <адрес> в лице территориального отдела в городе Лесосибирске к Обществу с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» о возложении обязанности утвердить проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Енисейэнергоком» в течение 3-х (трех) месяцев с даты вступления в законную силу решения суда утвердить в уполномоченном органе исполнительной власти Красноярского края проект зоны санитарной охраны источника хозяйственно-питьевого водоснабжения подземного водозабора - скважины № (104) ООО «Енисейэнергоком», расположенного по <адрес>, устанавливающий границы зон санитарной охраны.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через Енисейский районный суд Красноярского края путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий Н.А. Штей
Мотивированное решение составлено 29 апреля 2019 г.