Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4676/2015 ~ М-3917/2015 от 05.05.2015

Дело № 2-4676/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25.05.2015 года г. Петрозаводск

ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

в составе судьи

Е.В. Лазаревой

при секретаре

А.А. Куценко

при участии

представителя заявителя

О.Н. Ахмадеева, действующего на основании доверенности от 18.05.2015

представителя заинтересованного лица – закрытого акционерного общества

«Соломенский лесозавод»

Н.В. Тенькова, действующего на основании доверенности от 12.01.2015

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лажиевой Н.М. о признании незаконным решения Администрации Петрозаводского городского округа, оформленного письмом №5.3-08-241-Л от 13.04.2015, об отказе в выдаче градостроительного плана на земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Лажиевой Н.М. (далее – заявитель, собственник) обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Администрации Петрозаводского городского округа (далее – заинтересованное лицо, Администрация), оформленного письмом №5.3-08-241-Л от 13.04.2015 (далее – оспариваемое решение, решение от 13.04.2015), которым заявителю было отказано в выдаче градостроительного плана на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> (далее – спорный дом, дом 8), и имеющего кадастровый номер <данные изъяты> (далее – земельный участок, спорный участок), собственником которого, равно как и собственником дома 8 является заявитель, полагая, что указанное в оспариваемом решении основания отказа в выдаче градостроительного плана спорного участка, противоречат положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) и нарушает права и законные интересы собственника на использование земельного участка, в связи с чем просит признать незаконным оспариваемое решение, а также обязать администрацию устранить допущенные нарушения посредством понуждения Администрации выдать градостроительный план спорного участка для строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого дома 8.

Определением от 05.05.2015 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено закрытое акционерное общество «Соломенский лесозавод» (далее – общество, заинтересованное лицо, ЗАО «Соломенский лесозавод»).

Заявитель, извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Его представитель на заявленных требованиях настаивал. Просил возложить на Администрацию судебные расходы как по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> руб., так и по оформлению полномочий представителя в сумме <данные изъяты> руб.

Представитель Администрации, извещенной о месте и времени слушания дела, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие. Ранее в предварительном судебном заседании возражал по существу заявленных требований.

Представитель общества полагал требования обоснованными, поскольку спорный участок не входит в санитарно-защитную зону ЗАО «Соломенский лесозавод».

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Заявитель является собственником дома 8, 1918 года постройки, расположенного на спорном участке, имеющем площадь 1016 кв.м., относящимся к землям населенных пунктов и имеющим разрешенное использование для индивидуальной жилой застройки (эксплуатации жилого дома), при этом спорный участок был приобретен заявителем в порядке, предусмотренном ст. 36 ЗК РФ, по договору от 13.04.2012, заключенному с Администрацией, которым какие-либо ограничения на его использование установлены не были. Согласно данным кадастрового учета также не установлены какие-либо ограничения по использованию спорного участка.

Собственник 02.04.2015 обратился в Администрацию с заявлением, которым просил выдать градостроительный план на спорный участок для строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого, однако оспариваемым решением в выдаче градостроительного плана было отказано на основании п.п. 2.8.1 п. 2.8 Административного регламента Администрации Петрозаводского городского округа по предоставлению муниципальной услуги «Подготовка, утверждение и выдача градостроительных планов земельных участков», утвержденного Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № 638 от 14.02.2012 (далее – Регламент № 638) ввиду того, что спорный участок расположен в санитарно-защитной зоне АО «АВ-Инвест» (деревообрабатывающее производство), притом, что ограничения по его использованию регламентируются ст. 76 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, утвержденных Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 (далее – Правила землепользования и застройки).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, пояснениями сторон и не оспариваются ими.

В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

В соответствие со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При этом согласно разъяснениям, данным в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (далее - постановление от 10.02.2009), при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Согласно ст. 2 ГрК РФ законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности ч. 3 ст. 8 ГрК РФ отнесены, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных ГрК РФ; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов и др.

В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится утверждение подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории.

По смыслу ч. 5 ст. 41 ГрК РФ, одним из видов документации по планировке территории является градостроительный план земельного участка.

В ч.ч. 1 и 2 ст. 44 ГрК РФ указано на то, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст.ст. 44 и 46 ГрК РФ. Так подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа. Форма градостроительного плана земельного участка устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ч. 17 ст. 46 ГрК РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных ч.ч. 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Оснований для отказа в утверждении и выдачи градостроительного плана Градостроительный кодекс РФ не содержит. Доказательств непредставления заявителем необходимых документов Администрацией не представлено. Однако, суд отмечает, что оспариваемое решение не содержит данных об отсутствии конкретных документов либо об отсутствии документов, подтверждающих конкретные обстоятельства, которые необходимы для подготовки градостроительного плана, в связи с чем данное основание для отказа в выдаче градостроительного плана является, по сути, необоснованным, имея ввиду и то обстоятельство, что Градостроительный кодекс РФ не предусматривает обязанность гражданина обосновать цель истребования градостроительного плана, предоставить иные документы, кроме тех, которые связаны с возможностью идентификации обратившегося лица, а также его правомочий в отношении земельного участка.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение, которым было полностью отказано в выдаче градостроительного плана, является незаконным.

Вместе с тем, судом учитывается, что в силу ч. 8 ст. 36 ГрК РФ земельные участки, виды разрешенного использования, предельные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно п. п. 1 - 3 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Правила землепользования и застройки в силу ст. 1 ГрК РФ являются документом градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Согласно п. 2 ст. 36 ГрК РФ градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; видов территориальных зон; требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Пунктом 1 статьи 56 ЗК РФ установлена возможность ограничения прав на землю по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами, при этом в силу подпункта 1 этой же статьи могут устанавливаться ограничения прав на землю, в частности особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов государственной власти, актами органов местного самоуправления или решением суда. Ограничения прав на землю устанавливаются бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Однако, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, по адресу: <адрес>, в настоящее время осуществляет свою деятельность ЗАО «Соломенский лесозавод». Данных об основании установления санитарно-защитной зоны равной 300 м. для производственного объекта, расположенного по адресу: <адрес>, Администрацией не представлено. При этом судом учитывается, что на момент утверждения Правил землепользования и застройки (11.03.2010) ООО «<данные изъяты>» было исключено из ЕГРЮЛ 16.09.2008, что свидетельствует о неправомерности установления санитарно-защитной зоны для ликвидированного предприятия.

Кроме того, согласно ответу Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия № 02-06/3039 от 22.05.2015, в соответствие с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 N 74 (далее СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), принятым в соответствие со ст. 39 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», промышленное предприятие, расположенное по адресу: <адрес>, отнесено к IV классу промышленных объектов и производств, у которых нормативно установлена 100 м. санитарно-защитная зона (раздел VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), которая проходит по земельному участку, занимаемому ближерасположенным к предприятию домом 6 по <адрес> в <адрес>.

Таким образом, спорный участок находится за пределами нормативной санитарно-защитной зоны промышленного предприятия, расположенного в <адрес> в <адрес>.

Кроме того, в соответствие с п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 на основании решения должностного лица Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия и санитарно-эпидемиологического заключения на основании действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), для промышленного производства ЗАО «Соломенский лесозавод» установлена расчетная санитарно-защитная зона в направлении спорного участка, равная 40 м., что полностью исключает его попадание в границы расчетной санитарно-защитной зоны общества.

Указанное в своей совокупности свидетельствует об отсутствии каких-либо ограничений для выдачи градостроительного плана для осуществления строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого дома 8, что является самостоятельным основанием для признания незаконным отказа Администрации в выдаче градостроительного плана на спорный участок и о возложении на орган местного самоуправления обязанности устранить допущенное нарушение посредством понуждения выдать градостроительный план на земельный участок.

При этом, с учетом того обстоятельства, что при обращении в Администрацию заявитель испрашивал о выдаче градостроительного плана для осуществления строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого дома 8, суд полагает необходимым обязать заинтересованное лицо выдать градостроительный план земельного участка для указанных целей.

Определяя срок, в течение которого Администрации следует устранить допущенное нарушение, суд исходит из срока, установленного ч. 17 ст. 46 ГрК РФ, а также из необходимости получения всех необходимых сведений, подлежащих указанию в составе градостроительного плана земельного участка в силу ч.ч. 3 и 4 ст. 46 ГрК РФ, в связи с чем полагает необходимым установить его равным 30 дням со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Применительно к положениям ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с Администрации в полном объеме подлежат взысканию понесенные заявителем расходы по уплате государственной пошлины и оформлению полномочий представителя.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 197, 199ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Администрации Петрозаводского городского округа, оформленное письмом №5.3-08-241-Л от 13.04.2015, об отказе выдать градостроительный план на земельный участок, имеющий кадастровый номер <данные изъяты>, для осуществления строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа в течение 30 дней со дня вступления решения в законную силу выдать Лажиевой Н.М. градостроительный плана на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> для осуществления строительства индивидуального жилого дома взамен сносимого дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, <адрес>.

Взыскать с Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Лажиевой Н.М. судебные расходы в сумме <данные изъяты> руб., в том числе: <данные изъяты> руб. – расходы по уплате государственной пошлины, <данные изъяты> руб. – расходы по оплате нотариальной доверенности.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.В. Лазарева

Решение в окончательной форме принято 01.06.2015.

Последний день подачи апелляционной жалобы – 01.07.2015.

2-4676/2015 ~ М-3917/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Лажиева Наталья Михайловна
Другие
ЗАО "Соломенский лесозавод"
Администрация Петрозаводского городского округа
Ахмадеев Олег Николаевич
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
05.05.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2015Передача материалов судье
05.05.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.05.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.05.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.05.2015Предварительное судебное заседание
25.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2015Дело оформлено
31.07.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее