Судья Логинов А.А. Дело № 2-69/2019
№ 33-1295/2019
26 марта 2019 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Кировского областного суда в составе председательствующего судьи Леденских И.В.
судей Суркова Д.С., Мартыновой Т.А.
при секретаре Кругловой И.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кирове 26 марта 2019 года дело по апелляционной жалобе Чернышовой ФИО12 на решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 января 2019 года, которым в удовлетворении заявленных требований к Министерству социального развития Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения» в Вятскополянском районе Кировской области обязать произвести социальную выплату и выдать ей «Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения» отказано.
Заслушав доклад судьи Мартыновой Т.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Чернышова Е.Г. обратилась с иском к Министерству социального развития Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения» в Вятскополянском районе Кировской области, просила обязать ответчиков произвести социальную выплату и выдать ей «Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения» в соответствии с мерами социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с п. 1 ст. 4, п. 2 ч. 3 ст. 3 Закона Кировской области от 01.08.2006 № 32-ЗО «О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета» и ч. 2 ст. 17, ст. 28.2 Федерального Закона от 24.11.1995 № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ».
В обоснование требований указала, что она инвалид № группы, <дата> была включена в сводный реестр граждан-получателей меры социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, в соответствии с вышеуказанными законами. Однако до настоящего времени, более 15 лет, ответчики данную выплату истцу не предоставили, мотивируя, что нет средств, очередь продвигается медленно. Полагает, что нарушаются её жилищные права, гарантируемые Конституцией РФ. Она инвалид, условия её проживания не соответствуют нормам жилой площади и санитарным нормам, вынуждена арендовать жилье.
Судом первой инстанции в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Чернышова Е.Г. с вынесенным решением не согласна, просит его отменить, требования удовлетвоирть, приводит в жалобе аналогичные доводы, изложенные в исковом заявлении.
В своих возражениях на жалобу Министерство социального развития Кировской области, КОГКУ «Управление социальной защиты населения» в Вятскополянском районе Кировской области просят решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Министерства социального развития Кировской области Иванов А.А. просил решение суда оставить без изменения.
Другие участники процесса в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствии.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленные возражения, судебная коллегия апелляционной инстанции приходит к следующему.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Предусмотренные данным Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (преамбула Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Частью 2 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ установлено, что обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона.
Согласно статье 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 г. (часть 1 данной статьи).
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций. Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки. Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации (части 2 - 5 статьи 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ).
Порядок предоставления жилых помещений инвалидам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 г., установлен законом Кировской области № 32-30 «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета».
Вопрос признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, постановки на учет по обеспечению жилыми помещениями отнесен к компетенции органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона Кировской области № 32-30 орган исполнительной власти Кировской области в сфере социальной защиты населения на основании полученных от уполномоченных органов реестров граждан до четвертого числа каждого календарного месяца формирует Сводный реестр граждан, имеющих право на меру социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета.
На основании списков органов местного самоуправления министерством социального развития Кировской области формируется единый по всей области Сводный реестр, в соответствии с которым выделяются средства из федерального бюджета на предоставление социальной выплаты на приобретение жилого помещения в собственность.
При выделении денежных средств из федерального бюджета приказом министерства социального развития Кировской области утверждается список лиц, которым предоставляется социальная выплата на приобретение жилого помещения согласно очередности.
В соответствии с требованиями вышеуказанного законодательства Чернышоваа Е.Г. <дата> включена в Сводный реестр на основании и списка нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 в органах местного самоуправления по Вятскополянскому району. Указанный список был сформирован и предоставлен в Министерство социального развития Кировской области.
Согласно Сводному реестру по состоянию на <дата> очередь Чернышовой Е.Г. на получение меры социальной поддержки по линии органов социальной защиты населения № №.
В соответствии с муниципальной адресной программой «Переселений граждан, проживающих на территории Сосновского городского поселения Вятскополянского района Кировской области из аварийного жилищного фонда» на 2013-2017 гг., утвержденной Постановлением Правительства Кировской области от 18.06.2013 № 213/365, истцу и членам её семьи (дочери ФИО13 внучке ФИО14 взамен аварийного жилья по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., было предоставлено по договору социального найма жилого помещения № № от <дата> жилое помещение по адресу: <адрес>, общей площадью № кв.м., в котором они зарегистрированы по месту жительства, освободили аварийное жилье.
Согласно справке от <дата> № № истец состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ с <дата> номер очереди №, она не снята с данного учета при переселении из ветхого жилья, так как основания нуждаемости в улучшении жилищных условий сохранились.
Суд первой инстанции, проанализировав законодательство, регулирующее данные правоотношения, обстоятельства дела, пришел к выводу, что исковые требования обязать КОГКУ «Управление социальной защиты населения в Вятскополянском районе» и Министерство социального развития Кировской области произвести социальную выплату и выдать «Свидетельство о праве на получение субсидии на приобретение жилого помещения» в соответствии с мерами социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы Чернышовой Е.Г., что она состоит на очереди длительное время, очередь продвигается медленно, полагает, что нарушаются её жилищные права, гарантируемые Конституцией РФ, она инвалид, условия её проживания не соответствуют нормам жилой площади и санитарным нормам, вынуждена арендовать жилье, основанием для отмены решения суда не являются, поскольку суд, руководствуясь статьями 17, 28.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", пунктом 5 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года N 614, законом Кировской области от 01 августа 2006 года № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета», пришел к правильному выводу, что получение социальной помощи возможно при соблюдении принципа очередности. Истица состоит на учете, включена в областной реестр, следовательно, социальная выплата должна быть предоставлена истцу исходя из последовательности, определяемой датой постановки ее на учет.
Внеочередное предоставление мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета действующим законодательством не предусмотрено.
Доказательств о том, что имеются нарушения очередности в суд апелляционной инстанции не представлено.
Доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции истца по иску, судом проверены, им дана надлежащая оценка, а потому они фактически выражают несогласие с выводами суда, по существу их не опровергают, оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными.
При таких обстоятельствах решение суда следует признать законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Вятскополянского районного суда Кировской области от 15 января 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Судьи: