Мотивированное решение составлено 26.08.2016
Дело № 2-773/16, 2-1870/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Верхняя Пышма 04.08.2016
Верхнепышминский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Мирдофатиховой З.Р.,
при секретаре Поспеловой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Донского Дмитрия Альбертовича к Азисову Марату Мусанимовичу о признании права собственности на гаражный бокс,
по иску Щербаковой Ирины Геннадьевны к Азисову Марату Мусанимовичу об установлении факта владения и пользования гаражным боксом, признании права собственности на гаражный бокс,
установил:
Донской Д.А. обратился в суд с иском к Азисову М.М. о признании права собственности на гаражный бокс.
В обоснование иска указывает, что на основании решений исполнительного комитета Верхнепышминского городского совета народных депутатов № от 17.05.1984г., № от 18.10.1984г., комбинату «Уралэлетромедь» под строительство индивидуальных капитальных гаражей в районе рабочего поселка в <адрес> был отведен земельный участок, утвержден список кооператива по строительству гаражей. Гаражный бокс № в ГСК № принадлежал Азисову Марату Мусанимовичу на праве собственности. ДД.ММ.ГГГГ он приобрел у Азисова М.М. указанный гаражный бокс, что подтверждается распиской. ДД.ММ.ГГГГ было проведено собрание членов ГСК № на котором было принято решение об исключении из членов ГСК Азисова М.М. на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, о принятии в члены ГСК № Донского Д.А. После приобретения гаражного бокса, он погасил задолженности по членским взносам, за 2012-2013 им уплачены все членские взносы. Инвентаризационная стоимость гаражного бокса составляет <данные изъяты>.
Истец просит признать за ним право собственности на гаражный бокс №, общей площадью №., расположенный по адресу: <адрес>.
Щербакова И.Г. обратилась в суд с иском к Азисову М.М. об установлении факта владения и пользования гаражным боксом, признании права собственности на гаражный бокс.
В обоснование иска указывает, что она состояла в зарегистрированном браке с Азисовым М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. В период брака ею был построен объект недвижимости, относящийся к объекту общей совместной собственности: гаражный бокс № в ГСК №, расположенный по адресу: <адрес>, в районе пожарной части. В соответствии с регистрационным удостоверением Верхнепышминского БТИ от ДД.ММ.ГГГГ № право собственности на спорный гаражный бокс № в ГСК № был зарегистрирован за Азисовым М.М. Указанный объект недвижимости она строила хозяйственным способом, приобретала необходимые строительные материалы для строительства гаражного бокса за свой счет. Указанный гаражный бокс был построен ею в период нахождения в зарегистрированном браке с Азисовым М.М. У неё сохранились многочисленные письменные документы, подтверждающие приобретение материалов и строительство указанного гаражного бокса № в ГСК №, расположенном по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ между Щербаковой И.Г. и её бывшим супругом Азисовым М.М. было достигнуто соглашение о разделе имущества супругов в виде указанного гаражного бокса. На тот момент закон предусматривал для соглашения о разделе имущества супругов простую письменную форму. В соответствии с указанным соглашением они предусмотрели, что право собственности на гаражный бокс № в ГСК №, расположенный по адресу: <адрес>, переходит к Щербаковой И.Г. в полном объеме. Условия указанного соглашения были продиктованы тем обстоятельством, что Азисов М.М. долгое время находился в местах лишения свободы, не участвовал в содержании их общих несовершеннолетних детей. Кроме этого, мотоцикл, который находился в указанном гараже, её бывший супруг подарил их сыну Азисову Г.М., и гаражный бокс перестал быть ему нужен. Оригинал соглашения о разделе имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между нею и Азисовым М.М., утрачен. Переход права собственности на гаражный бокс по соглашению о разделе имущества супругов от ДД.ММ.ГГГГ она не зарегистрировала в Федеральной регистрационной службе. У неё сохранилась только копия указанного соглашения о разделе имущества супругов, подписание которого было зарегистрировано свидетелями. Она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области для государственной регистрации права собственности на указанный гаражный бокс. Специалистом Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Свердловской области ей было отказано на том основании, что по копии соглашения супругов о разделе имущества супругов от 16.08.2001 зарегистрировать право собственности на гаражный бокс они не могут. О месте нахождения второй стороны соглашения о разделе имущества супругов – Азисова М.М., ей не известно.
Щербакова И.Г. просит установить факт владения и пользования Щербаковой И.Г. на праве собственности гаражным боксом № в ГСК №, расположенном по адресу: <адрес>. Признать за Щербаковой И.Г. право собственности на гаражный бокс № в ГСК №, расположенный по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Донской Д.А. и его представитель Минин В.В. поддержали исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам.
Донской Д.А. суду пояснил, что в 2011 году Азисов продал ему гараж в ГСК № по <адрес>. Щербакова и Азисов состояли в браке. Он сожительствовал с Зеленкиной и она по его просьбе попросила хранить вещи в гараже Щербаковой. При осмотре были Щербакова с Щербаковым. Ее ключами гараж не смогли открыть. Она сказала, что ключи есть у Азисова, что это его гараж. Потом через месяц он встретил Азисова и он ему открыл своими ключами гараж, сказал, что он собственник гаража. Он мне сказал, что может продать мне гараж, так как оставил квартиру детям и себе оставил гараж. До 2015 года я пользовался гаражным боксом. Щербакова к нему претензий не предъявляла. Ему не известно о том, что гараж, каким-то образом, был в 2001 году передан Азисовым Щербаковой. Его вызывали в отдел полиции для дачи объяснений в отношении гаража, что он неправомерно завладел гаражом, так как сын Азисова хотел после смерти вступить в права наследования после смерти отца. Его участковый вызывал к себе и сказал, что после смерти отца наследниками должны быть дети. Он у председателя ГСК спросил, является ли Азисов членом ГСК. Документов о том, что Азисов является собственником гаража, он не видел. Гараж на тот момент не был приватизирован и поэтому они не оформили договор купли-продажи. Расписку о покупке плит и листов фанеры у Азисова написал он, Азисов только расписался. Он Азисову сначала отдал деньги, потом он написал расписку. Сначала они пошли к председателю и написали заявление об исключении из членов ГСК Азисова, потом включении его - Донского в члены ГСК. Расписка появилась после того, как он был принят в члены ГСК.
Представитель истца Минин В.В. суду пояснил, что о том, что право Щербаковой было нарушено, она узнала в 2003 году, когда она обратилась в УФРС, и ей было отказано в регистрации права на гараж. С этого момента необходимо считать течение срока исковой давности.
В судебном заседании Щербакова И.Г. и её представитель Ионина М.Ю. поддержали свои исковые требования по изложенным в иске обстоятельствам, не признали исковые требования Донского Д.А.
Щербакова И.Г. и её представитель Ионина М.Ю. суду пояснили, что по обоим делам ответчик Азисов, Щербакова это третье лицо по иску Донского и истец по их иску. У Азисова право собственности на гараж возникло с момента регистрации в БТИ в 1988 году и выдаче регистрационного удостоверения ему. Азисов и Щербакова состояли в браке до 1993 года. Данный объект недвижимости находится в совместной собственности супругов. Договор купли - продажи недвижимости заключается в письменной форме. Несоблюдение этой формы влечет его недействительность. В настоящем деле только расписка представлена. Договора нет. В расписке не указана цена и предмет договора. В расписке также не указано, что продано и где, указано только, что продали строительные материалы, ворота и железобетонные плиты для возведения крыши. Расписка не является договором купли-продажи, так как не соблюдена простая письменная форма, не указан предмет, то есть объект купли-продажи и цена. В данном случае супруги оформили раздел имущества, пришли к договоренности в устной и письменной форме в форме соглашения. Как сказал председатель ГСК, он обращался к Щербаковой с просьбой оплатить членские взносы, что говорит о том, что она являлась собственником гаражного бокса. Просит обратить внимание на справку ГСК о выплате Донским паевого взноса в 1985 году. Заявления Донским и Азисовым поданы в разные даты 20 и 21 июня. Собрание было проведено 23 июня, что говорит о том, что в силу закона не могли члены собраться за два дня для проведения собрания. Щербакова не обращалась за регистрацией права собственности на гараж. Она не знала, что в БТИ было зарегистрировано право за Азисовым в 1988 году. Она ходила с Азисовым для регистрации гаражного бокса. Сначала у Азисова не было паспорта, потом он находился в состоянии алкогольного опьянения. Она не знает, на каких основаниях её сын ссылался, что отец умер. Сын знал, что она пустила в гараж Донского. Она изначально считала, что она является собственником гаража.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГСК № 81 в лице председателя Митюрева А.Е. суду пояснил, что гаражный бокс строили все вместе и Азисов и Щербакова. Они были супругами. В 2011 году ему поступило заявление о том, что Азисов выходит из членов ГСК, а Донской вступает. Членские взносы до 2003 года платил отец Щербаковой. Потом Щербакова сказала, гараж не её и платить она не будет. Донской при вступлении в члены ГСК заплатил 7 000 рублей. Для него владельцем с 2011 года является Донской. Азисова он давно не видел. Щербакова с документом, заверенным от Азисова, о том, что он передает ей гараж, к нему не обращалась. С заявлением о вступлении с члены ГСК она не обращалась. Щербакова не платила с 2003 года за гараж взносы. У него не было сомнений в том, что Азисов продал гараж Донскому. Донской не предъявлял документы о праве собственности на гараж. В 2011 году Донской просто принес заявление – документ о том, что просит принять его в члены ГСК. Другие документы кроме паспорта к заявлению приложены не были. Азисов принес ему заявление о продаже гаражного бокса. Договор Азисов не предоставлял. Только написал заявление, что продал гараж Донскому и приложил паспорт. Это было в июне 2011 года, они пришли вместе в один день. В справке от 2012 года указано, что Донской оплатил взнос полностью в 1985 году – это ошибка. О собрании членов ГСК он предупреждает за 14 дней.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО9 суду пояснила, что она знает и Донского, и Щербакову. Щербакова была её начальником. Донской в 2011 году попросил её обратиться к Щербаковой с просьбой, где можно хранить вещи Донского. В 2014 году она по просьбе своего сожителя Донского передала Щербаковой свидетельство о праве собственности на гаражный бокс. В 2015 году она подписала по просьбе Щербаковой акт передачи. Дата в акте и факт передачи они не совпадают. Она передала документы раньше. Она узнала, что Донской стал собственником только по истечении времени, когда он попросил её передать Щербаковой документы. Она потом узнала, что Донской купил гараж у супруги Щербаковой. Свидетельство о праве собственности на гараж Донского она передала Щербаковой в буфете, где работала.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО10 суду пояснил, что Щербакова его бывшая супруга. Они были в браке с 1994 по 2004 год. Азисова он тоже знает. Они вместе работали в одном цехе. Щербакова владела гаражом на протяжении их совместного проживания. Они за свой счет его строили. Далее Азисов отбывал наказание, потом когда, освободился, он подарил гаражный бокс по <адрес> в 2001 году сыну. Ему на день рождение подарили мотоцикл, и подарили гараж. В 2001 году он присутствовал при подписании документов на гараж. С 2001 года их семья владела гаражным боксом. Ему известно, что Зеленкина просила хранить вещи Донского. Он был против. Щербакова ранее писала в ИК Азисову по гаражу. Он написал документ из колонии, что передает гаражный бокс Щербаковой, так как он не строил его. Председатель ГСК взял этот документ. Он при этом не присутствовал. Ему не известно, ходила ли Щербакова с этим документом куда-либо, чтобы зарегистрировать право собственности. Сын Щербаковой проживает с ней по <адрес> общаются. Почему изначально претендовал на гараж сын Азисова и Щербаковой, ему не известно.
Заслушав истца, третьих лиц, допросив свидетелей, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.
Согласно ст. 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Как следует из материалов дела, на основании решения Исполнительного комитета Верхнепышминского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ комбинату «Уралэлектромедь» отведен земельный участок под строительство индивидуальных капитальных гаражей на 31 бокс в районе рабочего поселка в <адрес> (л.д. 5-6).
Согласно сведениям БТИ гаражный бокс № в ГСК №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрирован за Азисовым М.М. (л.д. 7).
ДД.ММ.ГГГГ согласно выписке из протокола № собрания членов ГСК № Азисов М.М. исключен из членов ГСК № на основании его заявления и Донской Д.А. принят в члены ГСК № на основании его заявления владеть боксом № (л.д. 10).
ДД.ММ.ГГГГ Азисов М.М. по расписке продал Донскому Д.А. принадлежащие ему железные гаражные ворота и железобетонные плиты.
Суд не принимает во внимание данную расписку, как основание возникновения права собственности Донского Д.А. на спорный гаражный бокс, поскольку не соблюдена простая письменная форма сделки.
В связи с этим, правовым основанием для возникновения права собственности на спорный гаражный бокс за Донским Д.А. будет являться включение его в члены ГСК и выплата им взноса (л.д. 11-12), что также подтверждается пояснениями представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГСК № 81 в лице председателя Митюрева А.Е.
Щербакова И.Г. в обоснование своих требований ссылается на то, что спорный гаражный бокс, построен в период брака с Азисовым М.М. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ между Щербаковой И.Г. и Азисовым М.М. заключено соглашение о разделе общего имущества бывших супругов, согласно которому спорный гаражный бокс передан в единоличную собственность Щербаковой И.Г. (л.д. 9 гр.д. 2-1870/16).
Данное соглашение составлено в простой письменной форме.
Согласно ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, действующей на момент заключения соглашения, должны совершаться в простой письменной форме, за исключением сделок, требующих нотариального удостоверения:
1) сделки юридических лиц между собой и с гражданами;
2) сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
Согласно п. 2 ст. 38 Семейного кодекса Российской Федерации общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что между сторонами на момент заключения соглашения о разделе общего имущества супругов не соблюдена форма соглашения в силу ст. 161 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим, суд не принимает во внимание данное соглашение о разделе общего имущества супругов как доказательство в подтверждение требований Щербаковой И.Г.
Кроме того, истец не привела убедительных доводов о том, почему данный переход права собственности на спорный гаражный бокс не прошел государственную регистрацию, как того требует закон в отношении недвижимости.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Щербаковой И.Г.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Донского Д.А. суд обосновывает свои выводы представленными истцом доказательствами, поскольку они не противоречивы, соответствуют письменным документам, имеющимся в материалах дела, которые оценены судом, в соответствии с ч.ч.3,5 ст.67, ч.ч.1,2 ст. 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и приняты во внимание как достоверные и достаточные доказательства по делу.
Руководствуясь ст. ст. 12, 13, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск Донского Дмитрия Альбертовича к Азисову Марату Мусанимовичу о признании права собственности на гаражный бокс удовлетворить.
Признать за Донским Дмитрием Альбертовичем право собственности на гаражный бокс №, общей площадью №., расположенный по адресу: <адрес>.
В удовлетворении иска Щербаковой Ирины Геннадьевны к Азисову Марату Мусанимовичу об установлении факта владения и пользования гаражным боксом, признании права собственности на гаражный бокс отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме через Верхнепышминский городской суд Свердловской области.
Судья З.Р. Мирдофатихова.