Решение по делу № 2-2108/2020 от 21.05.2020

№ 2-2108/2020

22RS0066-01-2020-002181-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

13 августа 2020 года              г. Барнаул

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи     Барсуковой Н.Н.

при секретаре         Сазыкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Синепутова О.С. к КГКУ «Региональное жилищное управление» о признании права на включение в список, включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение признании права на обеспечение жилым помещением,

У С Т А Н О В И Л:

Синепутов О.С. обратился в Железнодорожный районный суд г. Барнаула с исковым заявлением к КГКУ «Региональное жилищное управление», в котором просил признать право на включение в список нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями как лицо из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязать ответчика включить в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, обязать предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м., а если оно представляет собой благоустроенную однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м. на территории <адрес> в срок не позднее 2 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований указано на то, что Синепутов О.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе, поскольку его мать ФИО3 умерла, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних Восточного райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ истец определен в учреждение общественного воспитания.

Жилищной комиссией администрации Новичихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 включен в список очередности граждан, нуждающихся в жилье в первоочередном порядке.

До настоящего времен истец жильем не обеспечен.

Истец собственником либо нанимателем или членом семьи нанимателя жилого помещения не является, в связи с чем полагал, что имеет право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Истец и представитель ответчика в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

Представитель истца Ульянова В.А. на удовлетворении исковых требований по изложенным в иске основаниям настаивала.

В соответствии с положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований по следующим основаниям.

Как установлено судом, Синепутов О.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения относился к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать Сайдакова (ФИО8) Н.Н. умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16).

Согласно постановления комиссии по делам несовершеннолетних Восточного райисполкома <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Синепутов Олег поступил в Бийский дом ребенка из Новичихинской районной больницы. Адрес матери неизвестен. Учитывая сложившуюся обстановку ребенка и наличие заключение психоневролога истец был помещен в специализированное детское учреждение для дальнейшего воспитания и содержания за счет государства (л.д.14).

На основании путевки от ДД.ММ.ГГГГ Синепутов О.С. из Горно-Алтайского дома ребенка направлен в Тюменцевский дом ребенка (л.д.17-18).

На основании постановления администрации Новичихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о выделении денежных средств на приобретение жилья Синепутову О.С. или предоставлении ему жилого помещения.

Из содержания анкеты гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья следует, что жилищная комиссия решила ходатайствовать о выделении истцу безвозмездной субсидии или приобретение жилья согласно социальной норме (л.д.69).

Согласно заключения комитета по образованию администрации Новичихинского района Синепутов О.С. до достижения возраста 23 лет обратился с заявлением о получении субсидии на приобретение жилья (л.д.70).

По информации Минобрнауки Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ согласно имеющимся электронным базам данных Синепутовым О.Н. подавалась анкета на получение субсидии на покупку (строительство) жилья, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но субсидия не выплачивалась в связи с выделением ему жилья по договору социального найма администрацией Новичихинского района. (л.д.105).

Решением жилищной комиссии администрации Новичихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ истец поставлен в первоочередную очередь по обеспечению жильем (л.д.15, 73-74).

Из содержания протокола заседания жилищной комиссии Новичихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что принято решение о предоставлении Синепутову О.С. квартиры по <адрес> (л.д.75-76).

Аналогичная информация о принятии решения о выделении Синепутову О.С. квартиры по адресу: <адрес> секция левая (л.д.71).

Из ответа администрации Новоичихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ следует, что анкета гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья была направлена в Министерство образования, но Синепутов О.С. был снят с учета в связи с выделением ему жилья по договор социального найма, в котором он добровольно отказался проживать. (л.д.68).

В судебном заседании представитель истца пояснила, что жилье, указанное в ответах администрации Новичихинского района истцу не было предоставлено, договор социального найма с ним не заключался.

На запрос суда администрацией Новичихинского района Алтайского сообщено, что доказательства приобретения для Синепутова О.С. квартиры по <адрес>9 в <адрес>, отказа истца от указанного жилого помещения отсутствуют. В настоящее время квартира не является муниципальной собственностью (л.д.111).

Материалами дела подтверждено, что вышеназванное жилое помещение в 2007 передано в собственность семье Бугаевых, которые продали ее ФИО5 (л.д.98).

Согласно информации БТИ и Росреестра Синепутов О.С. не имеет в собственности жилых помещений.

Сведения об истце отсутствуют в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые ведутся КГКУ «Региональное жилищное управление»,что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела.

Из ответа Министерства образования и науки Алтайского края следует, что субсидия на приобретение жилья ему не выплачивалась.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Без попечения родителей истец остался в 1982 в возрасте 1 года, на момент подачи заявления на предоставление субсидии ему исполнился 21 год, следовательно истец, реализуя предоставленное ему право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями статьи ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выполнил возложенную на него обязанность заявить о своем праве в уполномоченный орган.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей в 2003 году) дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Регистрационный учет детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (место закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).

Действовавшая редакция статьи 37 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала внеочередное предоставление жилья гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям (пункт 3 статьи 60)

Действовавшая на тот момент достижения истцом совершеннолетия редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ также предусматривала обеспечение лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями, а также регистрационный учет такой категории лиц.

Пункт 2 части 2 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции до 01 января 2013 года) предусматривал внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии устанавливались законодательством субъектов Российской Федерации. Законом Алтайского края от 31 декабря 2004 года N 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае» в качестве формы обеспечения жильем данной категории граждан предусматривалось выделении субсидии на приобретение или строительство жилья.

Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении (до 01 января 2013 года – в общем порядке, установленном жилищным законодательством, после 01 января 2013 года – путем включения в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями).

Синепутов О.С. на таком учете до достижения возраста 23 лет состоял, что подтверждается собранными по делу доказательствами.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями к таким лицам, в частности, относились дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (то есть лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей), по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ (в редакции до 01 января 2013 года), в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.

Действующая с 01 января 2013 года редакция статьи 8 Федерального закона №159-ФЗ предусматривает предоставление жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также относящимся к ним лицам по договору найма специализированного жилого помещения, и возлагает на орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.

При этом как действовавшее до 01 января 2013 года законодательство, так и действующее с 01 января 2013 года правовое регулирование отношений по предоставлению жилых помещений данной категории граждан связывают право на обеспечение жильем с учетом гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении и включением в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

Однако предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

Вместе с тем, отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых гражданин своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 ноября 2013 года) отмечено, что наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:

- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;

- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;

- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;

- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.

Применительно к спорным отношениям суд учитывает, что истец на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением состоял, однако был снят с такого учета в связи с предоставлением жилого помещения по договору социального найма, то есть реализовал свое право.

Вместе с тем, суду не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих утрату истцом нуждаемости в жилом помещении в связи с предоставлением ему жилого помещения по договору социального найма, какими являются ордер и договор социального найма, а также отказ истца от предоставленного ему жилья.

Установленные судом обстоятельства, являются обстоятельствами, которые объективно препятствовали реализации его права на обеспечение жилым помещением.

Таким образом, основания, предусмотренные ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», для обеспечения истца жилым помещением возникли.

Вместе с тем, до настоящего времени Синепутов О.С. не обеспечен жилым помещением, его право осталось нереализованным, следовательно, сохраняет право на предоставление благоустроенного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения.

Довод ответчика о том, что истец на протяжении длительного времени не обращался в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении жилого помещения опровергается материалами дела, доказательств информирования истца о предоставлении ему жилого помещения и принятии решения о снятии его с учета лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями материалы дела не содержат.

Порядок обеспечения жилыми помещениями специализированного жилищного фонда детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, утвержден постановлением администрации Алтайского края от 28 июля 2014 года N 351.

Согласно п. п. 2.1, 2.2, 2.5 Порядка, а также положений ст.17-1 Закона Алтайского края № 136-3C «О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края» формирование и ведение Списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, и их предоставление осуществляется КГКУ «Региональное жилищное управление».

Поскольку истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, отвечает требованиям, предусмотренным статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и пункта 3 Правил, требования о включении в Список и возложении обязанности предоставить жилое помещение подлежат удовлетворению.

Признание права быть включенным в вышеназванный список является основанием иска, а потому не подлежит разрешению в резолютивной части решения, что не влечет частичного удовлетворения исковых требований.

Основания для установления срока исполнения решения в соответствии со статьей 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Синепутова О.С. удовлетворить.

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» включить Синепутова О.С. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Обязать Краевое государственное казенное учреждение «Региональное жилищное управление» предоставить Синепутову О.С. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Алтайского края по договору найма специализированного жилого помещения по месту жительства в границах муниципального образования города Новоалтайска Алтайского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 33 кв.м, а если оно представляет собой однокомнатную квартиру общей площадью не менее 28 кв.м.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Барнаула в течение 1 месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья Барсукова Н.Н.

2-2108/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Синепутов Олег Сергеевич
Ответчики
Краевое государственное казенное учреждение "Региональное жилищное управление"
Другие
Ульянова Виктория Анатольевна
Суд
Железнодорожный районный суд г. Барнаул
Судья
Барсукова Наталья Николаевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhny.alt.sudrf.ru
21.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.05.2020Передача материалов судье
26.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.05.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
24.06.2020Предварительное судебное заседание
20.07.2020Судебное заседание
13.08.2020Судебное заседание
20.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.08.2020Дело оформлено
13.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее