Адм. дело №12-76/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
22 октября 2019 года ЗАТО г.Североморск
Судья Североморского районного суда Мурманской области Мохова Т.А.,
при секретаре Черепениной Е.О.,
с участием представителя заявителя ФИО1,
представителя административного органа ФИО2,
рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Североморская строительная компания» ФИО1 на постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной ФИО3 от 9.07.2019 №51/АА000358/226/2019 и решение врио заместителя начальника МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной ФИО4 от 29.08.2019, которыми юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Североморская строительная компания» привлечено к административной ответственности по ч. 3 ст. 18.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной № 51/АА000358/226/2019 от 19.07.2019 по делу об административном правонарушении юридическое лицо – общество с ограниченной ответственностью «Североморская строительная компания» (далее (далее – ООО «ССК», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением врио заместителя начальника МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной судьи ФИО4 от 29.08.2019 постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной № 51/АА000358/226/2019 от 19.07.2019 оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Североморский районный суд, защитник ООО «ССК» ФИО1 просит постановление и решение отменить. Указывает, что при проведении проверки не учтены положения ст. 61 Трудового кодекса РФ, согласно которой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя. Трудовой договор № 3 с ФИО5 заключен 01.03.2019, дополнительным соглашением к нему, срок действия трудового договора определен с 27.05.2019, следовательно, моментом заключения договора считается день его вступления в силу, а именно 27.05.2019; фактически ФИО5 приступил к работе – 27.05.2019. Общество в установленный срок направило уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином. Приводит довод о наличии оснований для замены назначенного административного наказания на предупреждение в соответствии с положениями статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ООО «ССК» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства; ранее Общество не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 18.15 Кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан ее доводами и проверяет дело в полном объеме.
В ходе рассмотрения дела представитель ООО «ССК» по доверенности ФИО1 доводы жалобы поддержал. Полагал постановление и решение подлежащими отмене. Дополнительно указал, что Общество внесено в реестр субъектов малого предпринимательства. В дополнениях к жалобе указал, что статья 4.1.1 КоАП Российской Федерации применима в рассматриваемой ситуации, поскольку осуществляемые отделом по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной функции являются государственным контролем в сфере миграционного учета.
Представитель административного органа ФИО2 в судебном заседании с доводами жалобы не согласилась, полагая обжалуемые постановление и решение законными и обоснованными. Дополнительно пояснила, что ФИО5 на дату обнаружения правонарушения 12.04.2019 находился на территории Российской Федерации легально (до 31.05.2019).
Заслушав представителей ООО «ССК» и административного органа, исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Административные правонарушения в области обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации определены главой 18 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 18.15 КоАП Российской Федерации неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц – от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей, либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» иностранный гражданин – физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Согласно пункту 8 статьи 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
На момент совершения правонарушения применялись формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом МВД России от 10.01.2018 № 11 «О формах и порядке уведомления Министерства внутренних дел Российской Федерации или его территориального органа об осуществлении иностранными гражданами (лицами без гражданства) трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее - Приказ МВД России от 10.01.2018 № 11). Форма уведомления о прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином (лицом без гражданства) приводится в Приложении № 14 к Приказу от 10.01.2018 № 11, порядок уведомления – в Приложении № 15.
Согласно пункту 2 Приказа МВД России от 10.01.2018 № 11 Приложения № 15 работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган МВД России на региональном уровне в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином (лицом без гражданства) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора. Срок подачи уведомления исчисляется со следующего дня с даты заключения (расторжения) соответствующего договора.
Из материалов административного дела следует, что в ходе проведения проверки материалов в рамках КУСП от 17.05.2019 № 5224 по факту нарушения порядка предоставления уведомления о заключении трудового договора ООО «ССК» с иностранным гражданином (гражданином Республики Армения – ФИО5), в отделе по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной, расположенном по адресу: г.Североморск, ул. Северная Застава, д.16 установлено, что ООО «ССК» в лице генерального директора ФИО6 заключило трудовой договор с работником – государства члена ЕАЭС от 01.03.2019 № 3 с гражданином Республики Армения ФИО5 на выполнение работ в должности штукатура и не направило в установленный законом срок (до 07.03.2019) уведомление о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
Как установлено должностным лицом административного органа, ООО «ССК» 01.03.2019 заключило трудовой договор с гражданином Республики Армения ФИО5 и в нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», не уведомило в установленные законом сроки, то есть до 07.03.2019 соответствующий контролирующий орган в сфере миграции (УВМ УМВД России по Мурманской области) о заключении трудового договора с иностранным гражданином.
В этой связи 22.06.2019 заместителем начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной в отношении юридического лица ООО «ССК» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации правонарушениях.
Протокол составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя общества – генерального директора ФИО6
19.07.2019 начальником отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной ООО «ССК» привлечено к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением врио заместителя начальника МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной судьи ФИО4 от 29.08.2019 постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г. Североморск и г. Островной № 51/АА000358/226/2019 от 19.07.2019 оставлено без изменения.
Наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и вина юридического лица ООО «ССК» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами, подробно перечисленными в обжалуемом постановлении и решении, которым дана оценка на предмет относимости, допустимости и достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП Российской Федерации юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об объективной невозможности соблюдения Обществом требований миграционного законодательства, а равно принятия всех зависящих от него мер по его соблюдению, материалы дела не содержат.
Таким образом, вывод о наличии в действиях Общества события вмененного правонарушения, основан на действующем законодательстве и подтвержден материалами дела.
При рассмотрении довода жалобы об отсутствии в действиях Общества состава административного правонарушения, прихожу к следующему.
Как указано выше, административная ответственность по ч. 3 ст. 18.15 КоАП Российской Федерации предусмотрена за неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом.
В части 1 Примечания к данной норме установлено, что в целях настоящей статьи под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Статьей 16 Трудового кодекса РФ определено, что трудовые отношения между работником и работодателем возникают на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Согласно статье 61 Трудового кодекса РФ трудовой договор вступает в силу со дня его подписания работником и работодателем, если иное не установлено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации или трудовым договором, либо со дня фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. Работник обязан приступить к исполнению трудовых обязанностей со дня, определенного трудовым договором. Если в трудовом договоре не определен день начала работы, то работник должен приступить к работе на следующий рабочий день после вступления договора в силу.
По смыслу части 2 статьи 67 Трудового кодекса РФ трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя. При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.
Исходя из изложенного, наличие оформленного трудового либо гражданско-правового договора не является необходимым элементом объективной стороны вмененного юридическому лицу административного правонарушения, так как доказыванию в данном случае подлежит фактический допуск ООО «ССК» конкретного иностранного гражданина к выполнению каких-либо работ в интересах данного юридического лица и не направление в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации в течение трех рабочих дней с момента его допуска к работе уведомления о заключении с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ или оказания услуг.
В данном случае факт допуска 01.03.2019 к выполнению каких-либо работ в интересах ООО «ССК» гражданина Республики Армении ФИО5 с ведома руководства ООО «ССК» удостоверяется трудовым договором № 03 от 01.03.2019, которым гражданин Республики Армения ФИО5 принят на работу в Общество в должность штукатур, 0,5 ставки с 01.03.2019 по 24.02.2020.
При этом судья критически относится к доводу жалобы о том, что фактически иностранный гражданин приступил к выполнению работ с 27.05.2019, что следует из дополнительного соглашения к трудовому договору от 02.03.2019, поскольку в первоначальных объяснениях доводов об ином срока начала действия трудового договора не приводилось.
Вместе с тем, довод жалобы о наличии оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение заслуживает внимание.
Частью 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ предусмотрена возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если за него не предусмотрено административное наказание в виде предупреждения, при условии, что ответственность за совершенное административное правонарушение не установлена нормами, перечисленными в ч.2 данной статьи, и при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Как следует из материалов дела, ООО «ССК» с 01.08.2016 зарегистрировано как субъект малого и среднего предпринимательства (микропредприятие), рассматриваемое административное правонарушение совершило впервые, а наказание Обществу назначено за бездействие, которое не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей либо других негативных последствий.
В части 2 статьи 4.1.1. КоАП РФ административное правонарушение, предусмотренное частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, не названо.
При этом привлеченный Обществом к трудовой деятельности иностранный гражданин находился и осуществлял трудовую деятельность на территории РФ легально, что не создавало угрозу причинения вреда безопасности государства.
При таких обстоятельствах, полагаю возможным применить часть 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ и назначенное ООО «ССК» административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей заменить на предупреждение, что отвечает принципам справедливости и соразмерности наказания, и иным образом не ухудшает положение правонарушителя.
Доводы представителя административного органа о невозможности применения статьи 4.1.1 КоАП РФ и замены штрафа на предупреждение, несостоятельны ввиду следующего.
По смыслу статьи 4.1 КоАП РФ процедура выявления факта совершения правонарушения или способ такого выявления не относится к обстоятельствам, которые учитываются при назначении наказания.
Поэтому в целях применения положений статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации понятие «государственный контроль (надзор)» следует рассматривать в широком смысле, не ограничивая его только рамками действия Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», иное означало бы нарушение одного из основополагающих принципов равенства всех перед законом (статья 1.4 КоАП РФ).
При этом приведенные административным органом понятие «государственный контроль (надзор)» в соответствии с положениями статьи 2 Закона № 294-ФЗ используется только для целей этого закона.
Постановление о привлечении ООО «ССК» к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.1, 30.6, 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление начальника отдела по вопросам миграции МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной ФИО3 от 9.07.2019 №51/АА000358/226/2019 и решение врио заместителя начальника МО МВД России по ЗАТО г.Североморск и г.Островной ФИО4 от 29.08.2019 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью «Североморская строительная компания» изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 КоАП Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Североморский районный суд Мурманской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Т.А. Мохова