УИД: №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2023 года г. Самара
Кировский районный суд г.Самары в составе:
председательствующего судьи Кузнецовой Е.Ю.,
с участием прокурора Грязнова М.А.,
при секретаре Бурдиной И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №а-873/2023 по административному исковому заявлению Прокурора Кировского района г.Самары в интересах неопределенного круга лиц к МБОУ Школа № г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о признании незаконным бездействие по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в суд с административным иском к административным ответчикам МБОУ «Школа № г.о. Самара, Департаменту образования г.о. Самара о признании незаконным бездействие по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства, мотивируя свои требования тем, что Прокуратурой Кировского района проверено исполнение МБОУ Школа № г.о. Самара требований законодательства. В ходе проверки было установлено, что согласно п.30 требований АТЗ система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца. Вышеуказанные требования законодательства МБОУ «Школа № не соблюдаются. Проверкой установлено, что в МБОУ «Школа № г.о. Самаре не оборудовано сплошное ограждение территории. По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ вынесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму в связи с вышеуказанным фактом. Согласно ответу на представление нарушения будут устранены по мере поступления финансирования. До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены. Ненадлежащее исполнение законодательства о противодействии терроризму может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенна круга лиц, посещающих объекты указанного образовательного учреждения, в числе обучающихся, воспитанников, педагогического коллектива и иных посетителей. Просит признать незаконным бездействие МБОУ Школа № г.о. Самара, Департамент образования г.о. Самара по устранению выявленных нарушений требований антитеррористического законодательства, обязать Департамент образования г.о. Самара в срок не свыше трех месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу, произвести финансирование затрат МБОУ Школа № г.о. Самара по адресу: <адрес>, обязать МБОУ Школа № г.о. Самара в срок не свыше шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему административному делу оборудовать сплошное ограждение территории МБОУ «Школа 38 г.о. Самара» по адресу: <адрес>.
В судебном заседании административный истец - помощник Прокурора Кировского района г. Самара Грязнов М.А. заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика МБОУ «Школа №38 г.о. Самара в лице директора Ерисовой И.В.. в судебном заседании административный иск признала в полном объеме, не возражала против его удовлетворения. Пояснила, что готовы выполнить предписание прокуратуры, после того как будет выделено финансирование от Департамента образования г.о. Самара.
Представитель административного ответчика Департамента образования г.о. Самара в суд не явился, извещался надлежащим образом
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 3 Конвенции ООН о правах ребенка закреплено, что государства- участники обязуются обеспечить ребенку такую защиту и заботу, которые необходимы для его благополучия, и с этой целью принимают все соответствующие законодательные и административные меры.
В силу ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон № - ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе - создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» государство признает охрану здоровья детей, как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на следующих основных принципах: обеспечен» защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; системность и комплексное использование политических информационно-пропагандистских, социально- экономических, правовых специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет предупреждения терроризма.
Согласно ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); минимизации (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствует совершению террористического акта.
В силу ч.13 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защит несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдения следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организации объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены мс направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений их последствий. В предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера несанкционированного вторжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Постановление) утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее Требования АТЗ) и форма паспорта безопасности таких объектов (территорий).
Для целей вышеуказанных требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий (строений, сооружений) и систем, имеющих общую прилегающую территорию и (или) внешние границы, отдельные здания (строения, сооружения), обособленные помещения или группы помещений, правообладателями коте являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федерал» служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по де молодежи, организации, подведомственные Министерству образования и науки Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки и Федеральному агентству по делам молодежи, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, осуществляющих полномочия в сфере образования и научной деятельности, организации, осуществляющие деятельность в сфере образования и науки.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности обьектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников а объектах (территориях).
В силу п.п.24, 25, 26 Постановления в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных ко порой, третьей, четвертой категории опасности, осуществляется в том числе следующие мероприятия: оснащение объектов (территорий) системами передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации или в систему обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру “112” и поддержания их в исправном состоянии, оснащение системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; оснащение объектов территорий) стационарными или ручными металлоискателями.
Согласно п. 17 Требований АТЗ антитеррористическая защищенность объектов (территорий) независимо от их категории опасности обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) па воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий совершения террористических ак тов на объектах (территориях) и ликвидацию угрозы их совершения;
д) на обеспечение защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории) и иных документах, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объектов (территорий).
Подпунктами б, в, г пункта 18 Требований АТЗ установлено, что воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе, посредством своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение террористического акта;
обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженере техническими средствами и системами охраны.
Пунктом 19 Требований АТЗ установлено, что выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта обеспечивается путем исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств; поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объем (территорий).
Согласно п.20 Требований АТЗ пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и сися охраны, обеспечения бесперебойной и устойчивой связи на объем (территориях).
Согласно п.30 Требований АТЗ система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечим непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объектов (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца- 1 Вышеуказанные требования законодательства МБОУ «Школа № соблюдаются. Проверкой установлено, что в МБОУ «Школа № г.о. Самаре не оборудовано сплошное ограждение территории.
По результатам ранее проведенной прокуратурой района проверки директору образовательного учреждения ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения противодействия терроризму, в связи с вышеуказанным фактом.
Согласно ответу на представление нарушения будут устранены по мере поступления финансирования. До настоящего времени выявленные проверкой нарушения учреждением не устранены.
Ненадлежащее исполнение законодательства о противодействии терроризму может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенна круга лиц, посещающих объекты указанного образовательного учреждения, в числе обучающихся, воспитанников, педагогического коллектива и иных посетителей.
Согласно ст. 41 Конституции РФ, Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» каждый гражданин, в том числе ребенок, имеет право на охрану здоровья. Одной из целей государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое развитие. Одним из принципов государственной политики в интересах детей является ответственность виновных лиц за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Учитывая, что ненадлежащее исполнение законодательства об образовании, антитеррористического законодательства может послужить причиной причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, посещающих объекты указанного образовательного учреждения, в том числе обучающихся, воспитанников, педагогического коллектива и иных посетителей, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ № ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № ░.░. ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № ░.░. ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░ 38 ░.░. ░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ № ░.░. ░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░