Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-593/2022 ~ М-512/2022 от 06.07.2022

73RS0025-01-2022-000939-48

Дело № 2а-593/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ульяновская область, р.п. Чердаклы                                                        3 августа 2022 года

Чердаклинский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Бирюковой М.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Голяшовой Т.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности принять меры к постановке на учет нежилого здания в качестве бесхозяйного имущества,

установил:

    прокурор Чердаклинского района Ульяновской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области о признании бездействия незаконным, обязании принять меры к признанию здания бесхозным имуществом и постановке на его учет, мотивируя свои требования следующим. В ходе осуществления прокурорского надзора в деятельности администрации МО «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области выявлены нарушения законодательства.

    Установлено, что на территории муниципального образование «Калмаюрское сельское поселение» находится здание бывшего детского сада, расположенное по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, с. Новая, 24А, которое длительное время не эксплуатируется. Данное здание находятся в аварийном состоянии: в ряде случаев отсутствуют окна, двери, частично разобран пол, присутствует угроза обрушения кровли и потолочных перекрытий, стен, ограждение объекта отсутствует, в помещение имеется свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних, что не обеспечивает безопасность последних в здании, создает реальную опасность жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, участок вокруг указанного здания зарос сорной растительностью. Однако, вопреки изложенному органом местного самоуправления никаких мер к установлению собственника указанного объекта с целью понуждения его исполнить требования ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не приняты. В реестр муниципального имущества указанное здание также не включено. Непринятие мер по признанию указанного объекта бесхозяйной вещью с целью дальнейшей его постановки на учет, а в последующем принятия мер к ограничению доступа в здание может привести к любым чрезвычайным ситуациям: пожару, обрушению здания, что может повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних.

В связи с изложенным просит признать незаконным бездействие администрации МО «Озерское сельское поселение», выразившееся в непринятии мер к признанию нежилого здания расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, с. Новая, 24А, бесхозным имуществом незаконным; возложить на администрацию МО «Калмаюрское сельское поселение» принять меры к постановке на учет нежилое здание расположенное по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, с. Новая, 24А, в качестве бесхозного имущества.

Представитель административного истца – помощник прокурора Чердаклинского района Ульяновской области Бутовичева Е.В. в судебном заседании заявленные административные требования поддержала в полном объеме, обосновала их доводами, изложенными в иске.

Представитель административного ответчика МУ администрация МО «Калмаюрское сельское поселение» Соколова О.В. в судебном заседании с заявленным прокурором требованиями согласилась частично, пояснила, что планируется снос здания, сведения о принадлежности которого у администрации отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица МУ администрация МО «Чердаклинский район» в судебное заседание не явился.

Суд определил рассмотреть дело при указанной явке.

Выслушав пояснения прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований на основании следующего.

В соответствии со ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. Данные нормы права тесным образом связаны с положением ст. 38 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которым детство находится под защитой государства.

Согласно п. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В силу п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

Вопросы, касающиеся принятия на учет и снятия с учета бесхозяйных недвижимых вещей, регулируются Порядком принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок).

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке недвижимого имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Проведенной прокуратурой проверкой установлено, что на территории МО «Калмаюрское сельское поселение» находится нежилое здание – здание бывшего детского сада, расположенное по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, ул. Новая, 24А, которое длительное время не эксплуатируется.

Данное здание находятся в аварийном состоянии: в ряде случаев отсутствуют окна, двери, частично разобран пол, присутствует угроза обрушения кровли и потолочных перекрытий, стен, ограждение объекта отсутствует, в помещение имеется свободный доступ граждан, в том числе несовершеннолетних, что не обеспечивает безопасность последних в здании, создает реальную опасность жизни и здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних, участок вокруг указанного здания зарос сорной растительностью.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных Градостроительным Кодексом.

Полномочия органов местного сельского поселения в части осмотра зданий, сооружений и выдаче рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений закреплены в п. 20 ч. 1, ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Однако, вопреки изложенному органом местного самоуправления никаких мер к установлению собственника указанного объекта с целью понуждения его исполнить требования ч. 1 ст. 55.25 ГрК РФ, ч. 1 ст. 36, ст. 37 Федерального закона № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не приняты.

В реестр муниципального имущества указанное здание также не включено. Непринятие мер по признанию указанного объекта бесхозяйной вещью с целью дальнейшей его постановки на учет, а в последующем принятия мер к ограничению доступа в здание может привести к любым чрезвычайным ситуациям: пожару, обрушению здания, что может повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью граждан, в том числе несовершеннолетних. С учетом указанных обстоятельств, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд

решил:

административный иск прокурора Чердаклинского района Ульяновской области в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального учреждения администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области в непринятии мер к признанию нежилого здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, ул. Новая, д. 24А бесхозяйным имуществом.

Обязать муниципальное учреждение администрация муниципального образования «Калмаюрское сельское поселение» Чердаклинского района Ульяновской области принять меры к постановке на учет нежилого здания, расположенного по адресу: Ульяновская область, Чердаклинский район, с. Уразгильдино, ул. Новая, д. 24А в качестве бесхозяйного имущества.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд, через Чердаклинский районный суд Ульяновской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                        М.В. Бирюкова

Мотивированное решение изготовлено 12.08.2022.

2а-593/2022 ~ М-512/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чердаклинского района Ульяновской области
Ответчики
Администрация МО "Калмаюрское сельское поселение"
Суд
Чердаклинский районный суд Ульяновской области
Судья
Бирюкова М. В.
Дело на странице суда
cherdaklinskiy--uln.sudrf.ru
06.07.2022Регистрация административного искового заявления
06.07.2022Передача материалов судье
07.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
07.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2022Судебное заседание
12.08.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.09.2022Дело оформлено
19.09.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее