Дело № 2-574/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Курчатов Курской области 15 августа 2019 года
Курчатовский городской суд Курской области в составе судьи Звягинцевой М.А.,
при секретаре Максимовой О.Н.
с участием заместителя Курчатовского межрайонного прокурора Шевелева А.В.,
представителя ответчика - директора МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области Куликовой Н.Н., действующей на основании устава без доверенности,
представителя ответчика - администрации Курчатовского района Курской области Куликова В.П., действующего на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курчатовского межрайпрокурора Курской области в интересах неопределенного круга лиц к МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области, администрации Курчатовского района Курской области, комитету финансов Курской области об обязании обеспечить охраной объекты (территории) МКОУ «Иванинская СООШ» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
У С Т А Н О В И Л:
Курчатовский межрайонный прокурор Курской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района, администрации Курчатовского района Курской области, указав, что в ходе проверки исполнения МКОУ «Иванинская СОШ» требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности выявлены существенные нарушения в названной сфере, а именно: необеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в МКОУ «Иванинская СОШ», расположенном по адресу ул.Советская, д.4, п.Иванино, Курчатовский pайон Курской область, а также в здании МКОУ «Иванинская СОШ» (дошкольный уровень), расположенном по адресу Курская обл., Курчатовский pайон, п.Иванино, ул. Советская, д.12.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет финансов Курской области.
Прокурор Шевелёв А.В. в судебном заседании требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - директор МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области Куликова Н.Н. в судебном заседании исковые требования признала, против удовлетворения иска не возражала, пояснив, что действительно объекты (территории) МКОУ «Иванинская СОШ», расположенные по адресу Курская область, Курчатовский район, п. Иванино, ул. Советская д. 4 и ул. Советская д. 12, сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями ведомственной охраны федеральных органов, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечены. При обращении с письменным заявлением в администрацию Курчатовского района Курской области о выделении денежных средств, администрацией Курчатовского района отказано ввиду отсутствия финансирования на данные цели. При поступлении средств на эти цели, допущенные нарушения будут устранены.
Представитель ответчика - администрации Курчатовского района Курской области Куликов В.П. в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что в текущем финансовом году администрация Курчатовского района не располагает денежными средствами на обеспечение охраны объектов МКОУ «Иванинская СОШ» сотрудниками специализированной охраны. Администрация района гарантирует учесть эти расходы при формировании бюджета на следующий финансовый год на указанные цели.
Представитель ответчика – комитета финансов Курской области в судебное заседание не явился, о месте и времени надлежаще извещен. В возражениях на иск указал, что комитет финансов Курской области как финансовый орган объекта Российской Федерации формирует областной бюджет, при этом непосредственное финансирование деятельности муниципальных образовательных учреждений не осуществляет. Полагает, что комитет финансов Курской области является ненадлежащим ответчиком.
Суд, выслушав доводы сторон, исследовав представленные доказательства, считает требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В п. 3 ст. 3 «Конвенции о правах ребенка» указано, что государства - участники конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в том числе по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных и школьных учреждениях.
Пунктом 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений образования.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в том числе создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Исходя из содержания п. 8 ч. 1 ст. 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
В силу п. 2 ч. 3 ст. 28 вышеприведенного Закона к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п. 1.7 Устава МКОУ «Иванинская СОШ», утвержденного постановлением администрации Курчатовского района Курской области от 28.12.2015 №1834, установлено, что учредителем и собственником имущества школы является муниципальный район «Курчатовский район» Курской области.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, на ином объекте, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.
Согласно ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.
В силу п. 7.1 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится, в том числе участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах муниципального, городского округа.
Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 №1235 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования), которые устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов.
Установлено, что согласно свидетельств о государственной регистрации права от 03.10.2012 г., выданных на основании постановления главы администрации Курчатовского района Курской области № 933 от 12.07.2010 г., МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области расположенному по адресу Курская область, Курчатовский район, п. Иванино, ул. Советская д. 4, на праве оперативного управления принадлежит здание детского сада, назначение нежилое, общей площадь 3738, 9 кв.м. по адресу Курская область, Курчатовский район, п. Иванино, ул. Советская дом 12, а также здание школы с подвалом и пристройками, назначение нежилое, общей площадью 3664,3 кв.м., расположенного по адресу Курская область, Курчатовский район, п. Иванино, ул. Советская д. 4.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ от 12.09.2016 г. № 625В/2016 учредителем МКОУ «Иванинская СОШ» является муниципальное образование муниципальный район «Курчатовский район Курской области».
20.06.2019 г. Курчатовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области требований законодательства, направленного на охрану жизни и здоровья учащихся, обеспечение антитеррористической защищенности, по результатам которой в деятельности образовательной организации выявлены существенные нарушения в названной сфере, а именно: необеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в МКОУ «Иванинская СОШ», расположенном по адресу: ул.Советская, д.4, п. Иванино, Курчатовский p-он, Курская область, а также в здании МКОУ «Иванинская СОШ» (дошкольный уровень), расположенном по адресу: Курская обл., Курчатовский p-он, п.Иванино, ул. Советская, д.12.
Согласно акта проверки, проведенной 20.06.2019 г. Курчатовской межрайонной прокуратурой с участием директора МКУО «Иванинская СОШ» Куликовой Н.Н., установлено, что в здании МКОУ «Иванинская СОШ», расположенном по адресу: ул.Советская, д.4, п.Иванино, Курчатовский p-он, Курская область, обучается 230 учащихся и работает 55 сотрудников школы. В здании МКОУ «Иванинская СОШ» (дошкольный уровень), расположенном по адресу: Курская обл., Курчатовский p-он, п.Иванино, ул. Советская, д.12, обучается 160 воспитанников и работает 47 сотрудников. Охрана здания МКУО «Иванинская СОШ» сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не обеспечена. Договор с соответствующей организацией на охрану МКУО «Иванинская СОШ» не заключен.
Таким образом, на основании п.п. «б» п. 12 Требований с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения оба здания МКОУ «Иванинская СОШ» относятся к объектам (территории) второй категории опасности, что также подтверждается паспортом безопасности объектов массового нахождения людей МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области, утвержденным директором МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области 26.03.2018.
В силу п. 18 Требований воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается, в том числе посредством обеспечения охраны объектов (территорий) путем привлечения сотрудников охранных организаций и оснащения объектов (территорий) инженерно- техническими средствами и системами охраны.
В п.п. «а» п. 23 Требований указано, что в отношении объектов (территорий) второй категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 22 настоящих требований, осуществляются, в том числе мероприятия по обеспечению охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В силу п. 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Как установлено в судебном заседании и подтверждено пояснениями представителей ответчиков, а также представленными документами, в настоящее время МКОУ «Иванинская средняя общеобразовательная школа» Курчатовского района Курской области осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании.
Согласно Устава МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского района Курской области учредителем МКОУ «Иванинская СОШ» Курчатовского район Курской области является муниципальный район «Курчатовский район Курской области». Функции и полномочия учредителя осуществляет администрация Курчатовского района Курской области (п.1.3). Учреждение является муниципальным казенным общеобразовательным учреждением, которое осуществляет оказание муниципальных услуг, выполнение работ и (или) исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы (п.1.6). Собственником имущества учреждения является муниципальный район «Курчатовский район Курской области» (п.1.7). Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник имущества (п.1.8).
Таким образом, необеспечение охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в зданиях МКОУ «Иванинская СОШ», отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, так как не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, их родителей, работников организации, то есть неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком является МКОУ «Иванинская СОШ», и именно ею нарушено действующее законодательство РФ в области обеспечения организации охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в зданиях МКОУ «Иванинская СОШ», в связи с чем, требования Курчатовского межрайонного прокурора подлежат удовлетворению.
Сам по себе факт отсутствия финансирования для обеспечения охраны сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, не является основанием для освобождения ответчика МКОУ «Иванинская СОШ» от выполнения возложенных обязанностей на эти цели.
Данных о том, что до подачи иска в суд школа обращалась в администрацию Курчатовского района с просьбой о выделении денежных средств на проведение соответствующих мероприятий, материалы дела не содержат.
С учетом изложенного требования прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Определяя срок, в течение которого указанные требования должны быть выполнены, суд принимает во внимание, что на эти цели, требуется дополнительное финансирование, а поэтому приходит к выводу об установлении срока исполнения требования в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 4 ░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░ ░. 12 (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░), ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░