Решение по делу № 3а-13/2020 от 30.12.2019

Дело № 3а-13/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 февраля 2020 года г. Псков

Псковский областной суд в составе:

председательствующего Анашкиной М.М.,

при секретаре Алексеевой Н.С.,

с участием представителя административного истца Маркова А.А. – Козырева В.М., представителя административного ответчика Администрации Псковской области – Шульженко Э.В.,

рассмотрев административное дело по административному иску Маркова А.А. об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости,

О П Р Е Д Е Л И Л:

Марков А.А. обратился в суд к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области с административным иском об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости.

В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежат нежилые здания- коровники на 130 и 200 голов с кадастровыми номерами (****) и (****), расположенные по адресу: <****> кадастровая стоимость которых по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 19 ноября 2011 г. составляет 7 470 000 руб. и 10 630 000 руб., соответственно.

Согласно отчету об оценке рыночной стоимости указанных объектов недвижимости от 02 декабря 2019 г. № 661-П-19, подготовленному ООО «ИКБ «ЭкспертЪ», величина рыночной стоимости нежилого здания с кадастровым номером (****) составляет 442 000 руб., с кадастровым номером (****) – 2 569 000 руб.

Установленная кадастровая стоимость зданий существенно превышает их рыночную стоимость, что затрагивает права административного истца как собственника объектов недвижимости и плательщика налогов.

Административный истец, представители административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области и заинтересованного лица Администрации ГП «Гдов», надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения искового заявления, в судебное заседание не явились.

С учетом мнения участвующих в деле лиц суд, руководствуясь положениями статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), не видит препятствий для рассмотрения административного иска в отсутствие указанных лиц.

Представитель административного истца Козырев В.М. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования, заявил ходатайство о восстановлении срока на подачу административного иска.

Представитель административного ответчика Администрации Псковской области Шульженко Э.В. возражений относительно заявленных исковых требований не представил, оставил вопросы о восстановлении срока на подачу административного иска и об удовлетворении заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, исследовав представленные доказательства, суд признает требования Маркова А.А. об установлении кадастровой стоимости обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

Часть 3 статьи 245 КАС РФ предусматривает, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

Как следует из материалов дела, Марков А.А. является собственником объектов недвижимости с кадастровым номером (****), площадью 1 047,2 кв.м., назначение: нежилое, наименование: коровник на 130 голов, и с кадастровым номером (****), площадью 1 741,9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: коровник на 200 голов, расположенных по адресу: <****> что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 08 ноября 2019 г., договором купли-продажи указанных объектов от 05 сентября 2014 г. и государственной регистрацией права собственности на объекты от 23 июня 2017 г.

По результатам государственной кадастровой оценки объектов недвижимости кадастровая стоимость здания с кадастровым номером (****) по состоянию на 19 ноября 2011 г. определена в размере 7 470 000 руб., с кадастровым номером (****) – 10 630 000 руб.

Сведения о кадастровой стоимости объекта внесены в Единый государственный реестр недвижимости 23 декабря 2012 г.

Согласно отчету № 661-П-19 об оценке рыночной стоимости указанных нежилых зданий, выполненного ООО «ИКБ «ЭкспертЪ», по состоянию на 19 ноября 2011 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером (****) составляет 442 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером (****) - в размере 2 569 000 руб.

Из представленных выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объектов недвижимости на 31 января 2020 г. следует, что Постановлением Администрации Псковской области от 19 ноября 2019 г. № 409 утверждены очередные результаты государственной кадастровой оценки рассматриваемых объектов недвижимости, 27 января 2020 г. результаты государственной кадастровой оценки внесены в ЕГРН.

Так, по состоянию на 01 января 2019 г. кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровым номером (****) составляет 3 620 851, 08 руб., с кадастровым номером (****) – 6 022 880,54 руб. Дата начала применения названной кадастровой стоимости – 01 января 2020 г.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28) разъяснено, что в соответствии с пунктом 7 статьи 4 Закона о кадастре при изменении кадастровых сведений ранее внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения сохраняются (далее - архивные сведения).

Требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).

Дело о пересмотре кадастровой стоимости должно быть рассмотрено по существу независимо от того, что до принятия судом решения утверждены или внесены в государственный кадастр недвижимости результаты очередной кадастровой оценки, поскольку действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы с 1-го числа налогового периода, а для иных целей, предусмотренных законодательством, с 1-го числа календарного года, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания (пункт 15 статьи 378.2, пункт 1 статьи 391, пункт 2 статьи 403 НК РФ, статья 24.18, абзац 5 статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности) (пункт 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Поскольку на дату обращения с настоящим иском в суд сохраняется право на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости для целей налогообложения, и действующее правовое регулирование предусматривает право заявителя пересчитать сумму налоговой базы, то заявленные исковые требования подлежат рассмотрению по существу.

Административный иск об установлении кадастровой стоимости в отношении указанных объектов недвижимости подан с пропуском срока, предусмотренного часть 3 статьи 245 КАС РФ, однако суд считает возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении процессуального срока по следующим основаниям.

В пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28 разъяснено, что ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, причины его пропуска выясняются в судебном заседании, а выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ, части 5 статьи 180 КАС РФ должны содержаться в решении суда.

Из материалов дела следует, что Марков А.А. приобрел в собственность указанный объект недвижимости на основании договора купли-продажи от 05 сентября 2014 г., право собственности зарегистрировал в установленном законом порядке 23 июня 2017 г.

С 2018 г. результаты государственной кадастровой оценки в отношении указанных объектов стали использоваться в целях налогообложения, ранее кадастровая стоимость в налогообложении не применялась.

Договор на проведение оценки рыночной стоимости нежилых зданий заключен Марковым А.А. 30 октября 2019 г., отчет составлен 02 декабря 2019 г., 30 декабря 2019 г. Марков А.А. обратился с административным иском в Псковский областной суд.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что административным истцом предприняты меры по оспариванию результатов кадастровой стоимости в течение года с того момента, как ему стало известно о применении в отношении указанных объектов недвижимости кадастровой стоимости, пропуск установленного законом срока на подачу административного иска произошел по причинам, не зависящим от административного истца.

В связи с изложенным, суд считает, что установленный законом срок пропущен по уважительным причинам, имеются основания для его восстановления.

В силу пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Федеральным законом от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее ФЗ № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам.

Согласно статье 24.18 ФЗ № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 указанного закона является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую, установлена его кадастровая стоимость.

Согласно абзацу 5 части 16 статьи 24.18 ФЗ № 135-ФЗ к заявлению о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости прилагается отчет об оценке объекта.

Из представленного отчета № 661-П-19 об оценке рыночной стоимости нежилых зданий, выполненного ООО «ИКБ «ЭкспертЪ», следует, что по состоянию на 19 ноября 2011 г. рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером (****) составляет 442 000 руб., нежилого здания с кадастровым номером (****) - в размере 2 569 000 руб.

Возражений относительно метода оценки и использованных в отчете сведений от административных ответчиков не поступило.

Оценив представленный отчет, суд признает его соответствующим критериям относимости, допустимости и достоверности.

Суд учитывает, что оценщиком стоимость объектов определена затратным подходом к оценке с учетом величины износа и устареваний. На основе полученных результатов оценщик определил итоговую величину рыночной стоимости объектов.

Отчет об оценке рыночной стоимости указанных зданий составлен в соответствии с требованиями законодательства, предъявляемыми к таким отчетам.

Оценка рыночной стоимости произведена оценщиком, являющимся членом Ассоциации саморегулируемой организации «Национальная коллегия специалистов-оценщиков», имеющим диплом о профессиональной переподготовке, квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, сертификат к договору обязательного страхования ответственности оценщика.

Лицами, участвующими в деле, возражений относительно представленных административным истцом доказательств, не представлено.

При таких обстоятельствах, суд принимает указанный отчет как доказательство рыночной стоимости нежилых зданий с кадастровыми номерами (****) и (****), и считает заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Согласно части 1 статьи 12 ФЗ № 135-ФЗ итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 ФЗ № 135-ФЗ, пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 28).

Поскольку Марков А.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Псковской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вышеназванных объектов недвижимости не обращался, а административное исковое заявление было подано в суд 30 декабря 2019 г., что следует из входящего штемпеля Псковского областного суда, то датой обращения за пересмотром кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости следует считать дату обращения в Псковский областной суд с настоящим иском – 30 декабря 2019 г.

В соответствии с пунктом 2 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации изменение кадастровой стоимости объекта налогообложения на основании установления его рыночной стоимости по решению суда, является основанием для внесения этих сведений в Единый государственный реестр недвижимости, а также для учета рыночной стоимости при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.

Кроме того, как разъяснено в пункте 25 Постановления Правительства Российской Федерации, если на момент принятия решения суда в государственный кадастр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости, установленные в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки, в резолютивной части решения должно содержаться указание на период действия определенной судом кадастровой стоимости.

С учетом данного разъяснения, а также того обстоятельства, что Постановлением Администрации Псковской области от 19 ноября 2019 г. № 409 в ЕГРН внесены очередные результаты государственной кадастровой оценки, которые подлежат применению с 01 января 2020 г., суд считает необходимым указать в резолютивной части судебного решения дату действия установленной судом кадастровой стоимости объектов недвижимости – по 31 декабря 2019 г. включительно.

Руководствуясь статьями 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

административное исковое заявление Маркова А.А. к Администрации Псковской области, Управлению Росреестра по Псковской области об установлении в отношении объектов недвижимости кадастровой стоимости в размере их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером (****), площадью 1 047,2 кв.м., назначение: нежилое, наименование: коровник на 130 голов, расположенного по адресу: <****> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости – 442 000 (четыреста сорок две тысячи) руб. по состоянию на 19 ноября 2011 г. Дата действия данной кадастровой стоимости – по 31 декабря 2019 г. включительно.

Установить в отношении объекта недвижимости – нежилого здания с кадастровым номером (****), площадью 1 741,9 кв.м., назначение: нежилое, наименование: коровник на 200 голов, расположенного по адресу: <****> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости – 2569 000 (два миллиона пятьсот шестьдесят девять тысяч) руб. по состоянию на 19 ноября 2011 г. Дата действия данной кадастровой стоимости – по 31 декабря 2019 г. включительно.

Установить датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости указанных выше объектов недвижимости – 30 декабря 2019 г.

Данное решение является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд апелляционной инстанции общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 14 февраля 2020 г.

Судья

Псковского областного суда М.М. Анашкина

3а-13/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Марков Андрей Александрович
Ответчики
Администрация Псковской области
Управление Росрееста по Псковской области
Другие
Козырев Виталий Михайлович
Администрация городского поселения "Гдов"
Суд
Псковский областной суд
Судья
Анашкина Марина Михайловна
Дело на странице суда
oblsud.psk.sudrf.ru
30.12.2019Регистрация административного искового заявления
30.12.2019Передача материалов судье
09.01.2020Решение вопроса о принятии к производству
09.01.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.01.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2020Предварительное судебное заседание
10.02.2020Судебное заседание
14.02.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.03.2020Дело оформлено
10.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее