РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
г. Самара 10 сентября 2021 года
Судья Красноглинского районного судаг. Самара Бурая Е.П., рассмотрев жалобу заместителя директора ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 2 на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 1 №-И/535 от <дата>. о привлечении ООО «Электрощит-Стройсистема» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 1 №-И/535 от <дата> ООО «Электрощит-Стройсистема» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 130000 рублей.
С указанным постановлением заместитель директора ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 2 не согласился и обратился в суд с жалобой, в которой просит данное постановление отменить, мотивируя тем, что обстоятельства установлены неполно, упущения в работе Общества не повлекли значительного нарушения прав работника и существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. События административного правонарушения подтверждаются Актом о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от <дата> №-И/535. Следует отметить, что вместо Акта о результатах проверки соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права от <дата> №-И/535 был вручен Акт выездной проверки, который составлен <дата>. Вместе с тем, в самом Акте указано, что проверка окончена <дата>. В ходе проверки было установлено, что работникам ООО «Электрощит- Стройсистема» фио 3, фио 8, фио 9, фио 10, фио 3, Бахмачевойфио 4 С.В., фио 5, фио 6 были выданы средства индивидуальной защиты не в полном объем, а именно не выдавались каски защитные, очки защитные, жилет сигнальный, ботинки с защитным подноском, сапоги резиновые, перчатки резиновые. Однао, не согласен с данным нарушением, считая, что средства индивидуальной защиты, указанные в Акте проверки - средства индивидуальной защиты простой конструкции, применяемы в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю. На основании изложенного, просит постановление №-И/535 от <дата> отменить, освободить ООО «Электрощит-Стройсистема» от административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ в связи с малозначительностью (ст. 2.9. КоАП РФ).
В судебном заседании представитель ООО «Электрощит-Стройсистема» фио 2 доводы жалобы поддержал, просил обжалуемое постановление отменить, дал пояснения аналогичные изложенным в жалобе.
Должностное лицо – государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 1 в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, дал пояснения аналогичные изложенным в отзыве.
Изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, выслушав явившихся лиц, судья приходит к следующим выводам.
На основании статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом административного наказания и мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
Согласно части 1 статьи 2.10 КоАП РФ юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Судом установлено, что Государственной инспекцией труда в <адрес> на основании решением от <дата> 63/№-И/53 Заместителя руководителя Государственной инспекции труда в <адрес> фио 7, была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований трудового законодательства и государственных нормативных требований охраны труда ООО Электрощит-Стройсистема», по результатам которой составлен Акт выездной проверке плановой от <дата>. №-И/535.
По результатам проверки, 13.08.2021г. в отношении ООО Электрощит-Стройсистема» составлен протокол об административном правонарушении от <дата> №-И/535 по части 4 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а именно:
В соответствии со ст. 1 Трудового Кодекса РФ целями трудового законодательства являются создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.
В соответствии со ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей.
Согласно ст. 211 ТК РФ государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Согласно ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить: приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.
Организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Согласно пункту 13 Приказ Минздравсоцразвития России от <дата> N290н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты».
Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средствами индивидуальной защиты в установленные сроки.
Выдача работникам и сдача ими средств индивидуальной защиты, фиксируются записью в личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты, форма которой приведена в приложении к Правилам.
Работодатель вправе вести учет выдачи работникам средств индивидуальной защиты с применением программных средств (информационно-аналитических баз данных). Электронная форма учетной карточки должна соответствовать установленной форме личной карточки учета выдачи средств индивидуальной. При этом в электронной форме личной карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты вместо личной подписи работника указываются номер и дата документа бухгалтерского учета о получении средств индивидуальной, на котором имеется личная подпись работника.
В ходе проверки было выборочно проверены личные карточки учета выдачи средств индивидуальной защиты учет выдачи средств индивидуальной ООО «Электриощит- Стройсистема» ведется посредством оформления личных карточек учета выдачи средств индивидуальной, однако работники не в полном объеме обеспечены средствами индивидуальной защиты, что подтверждается предоставленными Обществом личными карточками и не оспаривалось представителем общества в суде.
Согласно п. 317 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденных приказом Миндздравсоцразвития от <дата>№н, Приказ ООО «Электрощит-Стройсистема» от <дата> №Пр «Об обеспечении работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» вальцовщик должен быть обеспечен следующими средствами индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожанные с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, очки защитные, руковицы х/б с брезентовыми накладками, каска защитная, берушипротивошумные, жилет сигнальный.
Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной фио 8 были выданы следующие средства индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, рукавицы, перчатки с полимерным покрытием, берушипротивошумные.
В нарушение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13 приказа Минздравсоцразвития России от <дата> N290н, п. 317 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, утвержденных приказом Минздрасоцразвития России от <дата> №н, Приказ ООО «Электрощит- Стройсистема» от <дата> №Пр «Об обеспечении работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» вальцовщик фио 8 не был обеспечен средством индивидуальной в полном объёме по установленным нормам не были выданы: каска защитная,ботинки кожанные с защитным подноском, очки защитные, жилет сигнальный.
Согласно личной карточке учета выдачи средств индивидуальной защиты фио 9 были выданы следующие средства индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, рукавицы, перчатки с полимерным покрытием, берушипротивошумные.
В нарушение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13 приказа Минздравсоцразвития России от <дата> N290н, п. 317 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях, утвержденных приказом Минздрасоцразвития России от <дата> №н, Приказ ООО «Электрощит-Стройсистема» от <дата> №Пр «Об обеспечении работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» вальцовщик фио 9 не был обеспечен средством индивидуальной защиты в полном объёме по установленным нормам не были выданы: каска защитная, ботинки кожанные с защитным подноском, очки защитные, жилет сигнальный.
Согласно личной карточке учета выдачи средством индивидуальной защиты фио 10 были выданы следующие средства индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, ботинки кожанные с защитным подноском, перчатки с полимерным покрытием, перчатки резиновые КЩС тип 1, респиратор противоарозольный ЗМ 8122, куртка на утепленной прокладке.
В нарушение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13 приказа Минздравсоцразвития России от <дата> N290н, п. 3 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минтруда России от <дата> N997н, Приказ ООО «Электрощит- Стройсистема» от <дата> №Пр «Об обеспечении работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» аппаратчик фио 10 не был обеспечен средством индивидуальной защиты в полном объёме по установленным нормам не были выданы: каска защитная,фартук для зашиты от растворов кислот и щелочей, сапоги резиновые, очки защитные, жилет сигнальный.
Согласно личной карточке учета выдачи средства индивидуальной защиты фио 11 были выданы следующие средства индивидуальной защиты: костюм для защиты от общих производственных загрязнений и механических воздействий, сабо, перчатки с полимерным покрытием, перчатки резиновые КЩС тип 1, респиратор противоарозольный ЗМ 8122.
В нарушение требований ст.ст. 212, 221 Трудового кодекса Российской Федерации, п. 13 приказа Минздравсоцразвития России от <дата> N290н, п. 66 типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением", утвержденных приказом Минтруда России от <дата> N997н, Приказ ООО «Электрощит- Стройсистема» от <дата> №Пр «Об обеспечении работников специальной одеждой и специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты» лаборант химического анализа фио 11 не была обеспечена СИЗ в полном объёме по установленным нормам не были выданы: тапочки кожаные, каска защитная,очки защитные, жилет сигнальный.
Доводы представителя общества, что работники не должны обеспечиваться касками, несотосятелен по следующим основаниям.
Согласно п. 13 приложения № решения Комиссии Таможенного союза от <дата> N878 «О принятии технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты» средства индивидуальной защиты каска защитная относиться ко второму классу.
В соответствии с определением защитная каска - головной убор, предназначенный для защиты верхней части головы от повреждений падающими предметами, от воздействия влаги, электрического тока, брызг металла.
Согласно приложения № решения Комиссии Таможенного союза от <дата> N878 «О принятии технического регламента Таможенного союза " формы подтверждения соответствия средства индивидуальной защиты пункт 7 средства индивидуальной защиты головы (каски защитные) относятся ко второму классу риска.
На основании вышеуказанного работники ООО «Электрощит-Стройсистема» не были обеспечены средствами индивидуальной защиты в полном объёме по установленным нормам, а именно: средствами индивидуальной защиты головы (каски защитные) относящимися ко второму классу риска.
Выявленные нарушения закона свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами ООО «Электрощит-Стройсистема» обязанностей по соблюдению требований охраны груда, а также влечет нарушение законных прав и интересов работников Общества, ставит под угрозу безопасность их производственной деятельности.
Установленные должностным лицом обстоятельства совершения административного правонарушения, в том числе вина ООО «Электрощит-Стройсистема» в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, подтверждаются материалами дела об административном правонарушении, в частности: решением о проведении выездной плановой проверки от <дата>. №-И535, согласно которому срок проведения проверки установлен с <дата>. по <дата>., актом выездной проверки от 10.08.2021г., которым зафиксированы нарушения трудового законодательства, а также иными материалами дела, не доверять которым оснований у суда не имеется.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ООО «Электрощит-Стройсистема» правильно квалифицированы по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Вопреки доводам жалобы, не усматривается оснований для отмены обжалуемого постановления.
Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием для отмены постановления, не установлено.
Несогласие с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого судебного акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Указание в акте выездной проверки, что проверка окончена <дата>., тогда как сам акт составлен <дата>. не является существенным нарушением, поскольку из пояснений участников процесса следует, что фактически проверка была закончена <дата>., после чего был составлен акт.
В соответствии с пунктом 2 статьи 87 Федерального закона от <дата> N248-ФЗ (ред. от <дата>) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (далее 248 - ФЗ) по окончании проведения контрольного (надзорного) мероприятия, предусматривающего взаимодействие с контролируемым лицом, составляется акт контрольного (надзорного) мероприятия (далее также - акт).
Из пояснений должностного лица следует, что плановая выездная проверка в отношении ООО «Электрощит-Стройсистема» проводилась не превышающее десять рабочих дней, а именно: с 30 июля по <дата>, и в акте выездной проверки плановой от <дата> № в пункте 8 ошибочно (техническая ошибка) указан срок фактического окончания проверки <дата>, вместо <дата>.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
У суда не возникло сомнений в достоверности сведений, содержащихся в обжалуемом постановлении.
Нарушений, гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается, принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Нарушений материальных и процессуальных норм, влекущих отмену обжалуемого постановления, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Оснований для отмены указанного постановления судом не установлено.
Допущенное правонарушение не может быть признаномалозначительным, поскольку необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, Приказом Минздравсоцразвития России от <дата> N290н (ред. от <дата>) "Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты" (Зарегистрировано в Минюсте России <дата> N14742), является фактом возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан.
На основании вышеуказанного и руководствуясь ст.ст.30.6 – 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ
Постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в <адрес> фио 1 №-И/535 от <дата>. о привлечении ООО «Электрощит-Стройсистема» к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу заместителя директора ООО «Электрощит-Стройсистема» - без удовлетворения.
Вступившее в законную силу постановление и решение по результатам рассмотрения жалобы могут быть обжалованы в Самарский областной суд.
Судья Е.П. Бурая