УИД 63RS0030-01-2023-002462-39
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
05 июля 2023 года г. Тольятти
Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Милованова И.А.,
при секретаре судебного заседания Веприковой Д.М.,
с участием старшего помощника прокурора Комсомольского района г. Тольятти Самарской области Толстовой А.О.,
представителя административного истца ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силакова И.В.,
административного ответчика Романова О.О. (посредством видеоконференцсвязи),
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-2278/2023 по административному исковому заявлению начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области об установлении административного надзора в отношении Романова О.О., ... года рождения, родившегося в ...., отбывающего наказание в ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
Начальник ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области предъявил в Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении Романова О.О., указав при этом следующее.
Романов О.О., ... года рождения осужден 09.09.2013 г. приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области по ст. 228-1 ч. 1, 30 ч. 1, 228-1 ч.4, 228 ч. 2, 69 ч. 3 УК РФ к 10 годам 3 месяцам лишения свободы в ИК строгого нежима. Отбывает наказание за совершение особо тяжкого преступления при рецидиве. С 13.10.2022 г. был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Конец срока отбывания наказания Романова О.О. наступает 17.07.2023г.
Административный истец просит установить административный надзор в отношении Романова О.О., ... года рождения, на срок 8 лет со следующими ограничениями: запретить пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 до 06.00, кроме случаев, связанных с работой; обязать явкой не реже двух раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В судебном заседании административный истец – представитель ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области Силаков И.В. исковые требования уточнил, просил об установлении административного надзора в отношении Романова О.О. на срок 3 года, в части заявленных административных ограничений исковые требования поддержал полностью.
Административный ответчик Романов В.В. в судебном заседании уточненные административные исковые требования признал в полном объеме.
Старший помощник прокурора Комсомольского района г. Тольятти Толстова А.О., давший заключение в порядке ст. 39 КАС РФ, в судебном заседании уточненные административные исковые требования поддержала. Просила установить Романову В.В. указанные в административном исковом заявлении административные ограничения.
Суд, выслушав представителя административного истца и административного ответчика, а также заключение прокурора, исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, приходит к выводу о необходимости удовлетворения уточненных административных исковых требований начальника ФКУ ИК-16 УФСИН России по Самарской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 2 ст. 272 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.
Как следует из ч. 8 ст. 272 КАС РФ, при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) и Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" (далее - Федеральный закон N 64-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Частью 1 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ установлено, что административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью первой статьи 228, статьей 228.3, частью первой статьи 231, частью первой статьи 234.1 Уголовного кодекса РФ.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ в отношении указанного в части 1 настоящей статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу статьи 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
При установлении административного надзора в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться административные ограничения, перечень которых предусмотрен статьей 4 Закона об административном надзоре.
Частью 1 статьи 4 Закона от 6 апреля 2011 года N 64-ФЗ определено, что в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В соответствии с ч. 2 статьей 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приговором Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 17.05.2010 г. Романов О.О. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 228 УК РФ, к 6 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год.
Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.03.2011 г. Романов О.О. осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 228 УК РФ, с применением ст. ст. 64, 74, 70 УК РФ (приговор от 17.05.2010 г.) к наказанию в виде лишения свободы на срок 2 года 1 месяц. Освободился по отбытию срока наказания Романов О.О. в январе 2013 года.
Приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г. Романов О.О. осужден за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, с применением ст. 69 ч. 3 УК РФ к наказанию (с учетом апелляционного определения Самарского областного суда от 28.10.2013 г. и постановления президиума Самарского областного суда от 03.07.2014 г.) в виде лишения свободы на срок 10 лет 9 месяцев.
Апелляционным определением Самарского областного суда от 28.10.2013 г. приговор Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г. изменен: исключена ссылка на рецидив преступлений как отягчающее наказание обстоятельство по делу.
Постановлением президиума Самарского областного суда от 03.07.2014 г. кассационная жалоба Романова О.О. удовлетворена частично: резолютивная часть приговора Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г. дополнена указанием на то, что Романов О.О. освобожден от наказания по ч. 2 ст. 228 УК РФ, назначенного по приговору Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 30.03.2011 г., на основании ст. 10 УК РФ; из вводной части приговора исключена ссылка на судимость по приговору Комсомольского районного суда г. Тольятти Самарской области от 17.05.2010 г.
Из вышеуказанных судебных решений судом установлено, что преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, за которые Романов О.О. осужден приговором Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г. совершены осужденным в отсутствии рецидива (опасного рецидива) преступлений.
В силу ч.ч. 4,5 ст. 15 УК РФ преступления, предусмотренные ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, за совершение которых Романов О.О. отбывает в настоящее время наказание в виде лишения свободы, относятся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.
Согласно п.п. «г,д» ч. 3 ст. 86 УК РФ в редакции, действовавшей на момент совершения Романовым О.О. преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228.1, ч. 1 ст. 30, п. «г» ч. 4 ст. 228.1, ч. 2 ст. 228 УК РФ, срок погашения судимости за совершение тяжких и особо тяжких преступлений составлял 6 и 8 лет соответственно.
Согласно представленной характеристики Романов О.О. за время отбывания наказания 3 раза поощрялся администрацией исправительного учреждения и 89 раз привлекался к дисциплинарной ответственности за нарушение порядка и условий отбывания наказания, имеет 8 не снятых взысканий, в том числе связанных с помещением в ШИЗО.
Согласно постановлению от 27.01.2022 г. Романов О.О. признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
Принимая во внимание то, что административный ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких и особо тяжкого преступлений, в период отбывания наказания признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, а также учитывая данные о личности осужденного, суд приходит к выводу о том, что имеются предусмотренные законом основания (пункт 1 части 1 статьи 3, пункт 1 части 3 статьи 3, пункт 1 части 1 статьи 5 Закона об административном надзоре) для установления Романову О.О. административного надзора на срок – 3 года. Данный срок не превышает срок, установленный ст. 86 УК РФ для погашения судимости Романова О.О. по приговору Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 273 КАС РФ суд, принимая решение об установлении или о продлении административного надзора, одновременно решает вопрос об установлении конкретных административных ограничений.
Из представленной характеристики, справок о поощрениях и взысканиях, а также постановления № 717 от 28.04.2023 г. следует, что за время отбывания наказания в местах лишения свободы осужденный Романов О.О. 90 раз допускал нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что ему объявлялись выговоры, он выдворялся в ШИЗО (последний раз 28.04.2023 г.), 2 взыскания сняты поощрениями, 1 раз предоставлялось дополнительное длительное свидание.
Из представленной характеристики также следует, что Романов О.О. состоит на строгих условиях отбывания наказания. Принимает участие в работах по благоустройству исправительного учреждения и прилегающих к нему территорий. Лекции, общие собрания осужденных, культурно-массовые и спортивные мероприятия посещает. В ФКУ ИК-16 не трудоустроен, к труду относится посредственно. Имеет средне - специальное образование. Является инвалидом 3 группы. Библиотекой пользуется, отношение к религии положительное. Правила личной гигиены соблюдает. На мероприятия воспитательного характера реагирует удовлетворительно. Взаимоотношения поддерживает с осужденными как положительной, так и отрицательной категории направленности. Отношения с родственниками поддерживает в установленном законом порядке, путем переписки и телефонных переговоров. В совершенном преступлении вину признал частично. 25.03.2022 г. поставлен на профилактический учет как лицо, организующее или активно участвующее в азартных играх с целью извлечения материальной выгоды. С 04.10.2022 г. поставлен на профилактический учет как склонный к доставке, хранению запрещенных предметов.
Согласно выписки из протокола № 7 от 29.06.2023 г. Романов О.О. снят с профилактического учета как лицо, организующее или активно участвующее в азартных играх с целью извлечения материальной выгоды.
После освобождения Романов О.О. следует к месту жительства по адресу: .....
Суд отмечает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов.
Часть 1 статьи 4 ФЗ РФ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусматривает исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть установлены в отношении поднадзорного лица.
В соответствии с п. 22 разъяснений Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 г. № 15 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
При этом, в соответствии с ч. 2 статьей 4 Закона об административном надзоре обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории. Разрешая требования административного истца о назначении Романову О.О. ограничений, в целях устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказания воспитательного воздействия на осужденного в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения, принимая во внимание данные о личности Романова О.О., его поведение за весь период отбывания наказания, с учетом характера и обстоятельств совершенных им преступлений, суд, в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ, считает необходимым установить ему ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации;
- обязательной явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Вышеназванные ограничения будут способствовать предупреждению совершения административным ответчиком преступлений и других правонарушений и оказания на него индивидуального профилактического воздействия, в целях защиты государственных и общественных интересов, отвечает задачам административного надзора и обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, суд принимает во внимание, что Романов О.О. судим за совершение умышленных преступлений против здоровья населения и общественной нравственности.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения повлекут нарушение прав административного ответчика, в том числе его право на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п., последним не представлено и судом таких доказательств не установлено.
Количество установленных судом 2 явок на регистрацию в орган внутренних дел не является для ответчика чрезмерным, назначено в пределах Федерального закона №64-ФЗ, направлено на воспитание у поднадзорного лица законопослушного поведения.
Из приговора Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 09.09.2013 г. следует, что одно из преступлений (ч. 1 ст.228.1 УК РФ), входящее в совокупность, за которые ответчик отбывает наказание в виде лишения свободы, совершено им вне жилого помещения и в вечернее время, в связи с чем административное ограничение в виде запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица в период с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, кроме случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации также соответствует требованиям Федерального Закона N 64-ФЗ, принципам и задачам института административного надзора, назначено с целью недопущения совершения поднадзорным лицом новых преступлений и правонарушений и не создает осужденному препятствий для реализации его прав и обязанностей после освобождения из мест лишения свободы, в том числе на социальную адаптацию и медицинское обслуживание.
При этом, судом отмечается, что в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального Закона N 64-ФЗ орган внутренних дел праве дать разрешение поднадзорному лицу, в отношении которого установлено такое административное ограничение, на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания этого лица, в связи с определенными исключительными личными обстоятельствами.
Административный ответчик в течение всего срока административного надзора не лишен возможности обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 указанного Федерального закона, – с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в части 1 статьи 3 поименованного федерального закона, при наличии основания, предусмотренного пунктом 1 части 3 статьи 3 Федерального закона N 64-ФЗ, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения (пункт 1 части 3 статьи 5).
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177-180, 270-273 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление начальника Федерального казенного учреждения исправительной колонии № 16 УФСИН России по Самарской области – удовлетворить.
Установить административный надзор в отношении Романова О.О., ... года рождения, родившегося в ...., на срок – 3 года.
Установить Романова О.О. административные ограничения в виде:
- запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в период времени с 22.00 часов до 06.00 часов следующего дня, за исключением случаев, связанных с работой или нахождением в медицинской организации;
- обязательной явки 2 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить осужденному, что неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства в определенный судом срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора, влечет уголовную ответственность по ст.314.1 УК РФ.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение десяти дней со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в полной форме составлено в день его принятия – 05 июля 2023 года в 12 часов 50 минут.
Председательствующий судья И.А. Милованов