Дело № 2-34/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1 марта 2013 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе судьи Сердитого Э.А.,
при секретаре Вафиной А.В.,
с участием представителя заявителя Георгиевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего военного комиссариата <Адрес обезличен> Комиссарова И.Г. об оспаривании действий руководителя ФКУ «ОФО МО РФ по <Адрес обезличен>, военного комиссара <Адрес обезличен> и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с невыплатой денежной компенсации за вещевое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Комиссаров И.Г., проходивший военную службу по контракту в военном комиссариате <Адрес обезличен> в должности <данные изъяты> военного комиссариата <Адрес обезличен>, приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2012 года <Номер обезличен> исключённый из списков личного состава военного комиссариата с 30 ноября 2012 года, обратился в военный суд с заявлением, в котором просил признать действия руководителя ФКУ, военного комиссара <Адрес обезличен> и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанные с невыплатой денежной компенсации за вещевое имущество за 2012 год, незаконными и обязать руководителя ФКУ выплатить ему денежную компенсацию за вещевое имущество за 2012 год в размере 1793 рублей.
Заявитель Комиссаров И.Г., будучи надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, направил в суд своего представителя.
Представитель заявителя Георгиева Н.В. в судебном заседании поддержала требования, изложенные Комисаровым И.Г., пояснила, что заявителю, при увольнении с военной службы, не была выплачена денежная компенсация взамен вещевого имущества, указав, что вещевое имущество и справка на получение денежной компенсации вещевого имущества выданы Комиссарову И.Г. должностными лицами войсковой части <Номер обезличен> только 24 января 2013 года, при этом заявитель не обращался с волеизъявлением на получение денежной компенсации взамен вещевого имущества. Поскольку Комиссаров И.Г. не реализовал своё право на обеспечение положенными видами довольствия, Георгиева Н.В. просила удовлетворить заявленные требования в полном объёме.
Представитель командира войсковой части <Номер обезличен> Габтуллин О.Р., будучи уведомленным надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия, при этом в своих возражениях с требованиями Комиссарова И.Г. не согласился и просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что в воинской части отсутствует финансовый орган, в связи с чем, денежная компенсация взамен вещевого имущества не может быть выплачена.
Руководитель ФКУ «ОФО МО РФ по <Адрес обезличен>», уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия, при этом в своих возражениях с требованиями не согласился, пояснив, что выплата денежной компенсации за вещевое имущество военнослужащим, уволенным с военной службы с 3 октября 2012 года осуществляется ЕРЦ МО РФ, в связи с чем, полагал, что ФКУ «ОФО МО РФ по <Адрес обезличен>» не является ответчиком по требования, заявленным Комисаровым И.Г.
Военный комиссар Чувашской Республики, уведомленный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился и просил рассмотреть дело без его участия.
В судебное заседание были представлены и исследованы следующие доказательства.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 28 мая 2012 года <Номер обезличен> Комиссаров И.Г. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями.
По выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 ноября 2012 года <Номер обезличен> установлено, что Комиссаров И.Г. с 30 ноября 2012 года исключён из списков личного состава военного комиссариата <Адрес обезличен>.
Справкой № 8 от 24 января 2013 года, представленной в суд представителем командира войсковой части <Номер обезличен> и составленной начальником вещевой службы войсковой части <Номер обезличен>, подтверждается начисление денежной компенсации взамен вещевого имущества Комиссарову И.Г. за 12 месяцев предшествующих моменту его исключения из списков личного состава части в сумме - 1793 рубля.
Согласно копии накладной № 109 от 24 января 2013 года, выданной вещевой службой войсковой части <Номер обезличен> усматривается, что начисленное заявителю к выдаче вещевое имущество получено Комисаровым И.Г. - 24 января 2013 года.
Выслушав объяснения представителя заявителя, огласив объяснения должностных лиц, чьи действия оспариваются заявителем, исследовав доказательства, суд приходит к выводу, что требования Комиссарова И.Г. подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
Пунктами 1 и 2 статьи 3 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1998 года «О статусе военнослужащих», для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учётом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации.
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О статусе военнослужащих» установлено, что командиры являются единоначальниками и отвечают за материальное, техническое, финансовое, бытовое обеспечение и медицинское обслуживание подчиненного личного состава. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих является обязанностью командиров и начальников. Никто не вправе ограничивать военнослужащих в правах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О статусе военнослужащих».В соответствии с пунктом 16 статьи 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, военнослужащий, уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов, он из списков личного состава воинской части, без его согласия, не исключается.
В пункте 11 статьи 38 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» указано, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
Таким образом, судом установлено, что Комиссаров И.Г., уволенный с военной службы и исключённый из списков личного состава военного комиссариата <Адрес обезличен>, зачисленный на обеспечение вещевым имуществом в войсковую часть <Номер обезличен>, 24 января 2013 года не был обеспечен положенным вещевым имуществом в полном объёме, что послужило основанием для его обращения в суд с требованием о выплате ему денежной компенсации взамен вещевого имущества неполученного им в 2012 году.
Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в Федеральных органах исполнительной власти, в которых Федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» утверждены Правила получения отдельными категориями военнослужащих денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, положенных по нормам снабжения вещевым имуществом военнослужащих в мирное время, в соответствие с которыми право на получение денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества личного пользования, в том числе, имеют: военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, увольняемые с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" и "к" пункта 1, подпунктами "а", "б" и "ж" пункта 2, пунктами 3 и 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более, - за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев на момент исключения из списков личного состава воинской части.
Оценивая позицию заявителя и его представителя о невыплате Комиссарову И.Г. оспариваемой денежной компенсации, суд приходит к выводу о её несостоятельности по следующим основаниям.
Получение денежной компенсации является правом военнослужащего, а не обязанностью воинской части, и реализуется посредством волеизъявления военнослужащего. Как установлено в суде, и подтверждается представителем заявителя, в период увольнения с военной службы Комиссаров И.Г. с рапортом о выплате ему оспариваемой компенсации не обращался. Предоставление ему 24 января 2013 года начальником вещевой службы войсковой части <Номер обезличен> справки № 8 с расчётом выплаты денежной компенсации не может служить основанием для её выплаты и лишь свидетельствует о неполучении заявителем вещевого имущества в виде пары полусапог и перчаток общей стоимостью - 1793 рубля. Данное обстоятельство позволяют суду прийти к выводу о незаконности требования заявителя и отказать в удовлетворении требований в части выплаты оспариваемой компенсации.
Вместе с тем, учитывая отсутствие волеизъявления Комиссарова И.Г. о выплате ему денежной компенсации за вещевое имущество за последний год прохождения военной службы, суд считает, что право Комиссарова И.Г. на обеспечение его вещевым имуществом в полном объёме, которого он не может быть лишён в силу закона, нарушено. Принимая во внимание, то обстоятельство, что в полном объёме вещевое имущество при увольнении с военной службы заявителю не выдавалось, а также отсутствие доказательств о принятии должностными лицами мер к обеспечению его указанным имуществом, суд приходит к выводу о незаконности действий военного комиссар <Адрес обезличен> и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с не обеспечением в полном объёме заявителя вещевым имуществом и полагает необходимым обязать командира войсковой части <Номер обезличен>, поскольку именно в данной воинской части заявитель обеспечивался вещевым довольствием, выдать неполученное заявителем вещевое имущество.
Руководствуясь статьями 194-199, 258, 320-321 ГПК РФ, военный суд
Р Е Ш И Л:
Заявление бывшего военнослужащего военного комиссариата <Адрес обезличен> Комиссарова И.Г. об оспаривании действий руководителя ФКУ «ОФО МО РФ по <Адрес обезличен>», военного комиссара <Адрес обезличен> и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанных с невыплатой денежной компенсации за вещевое имущество, удовлетворить частично.
Признать незаконными действия военного комиссара <Адрес обезличен> и командира войсковой части <Номер обезличен>, связанные с не обеспечением в полном объёме Комиссарова И.Г. вещевым имуществом.
Обязать командира войсковой части <Номер обезличен> обеспечить Комиссарова И.Г. положенным вещевым довольствием, предоставив ему неполученное имущество в сумме 1793 рубля.
В остальной части в удовлетворении заявленных Комисаровым И.Г. требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Э.А. Сердитый