Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-872/2017 ~ М-558/2017 от 03.04.2017

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

24 апреля 2017 года г. Жигулевск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,

с участием административного истца Дмитриева А.В.,

представителя административного ответчика – администрации г.о. Тольятти – Попковой Н.А., действующей на основании доверенности,

при секретаре Шушкановой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-872/2017 по административному исковому заявлению Дмитриева А. В. к мэрии (администрации) г.о. Тольятти, заместителю руководителя аппарата мэрии (администрации) г.о. Тольятти Юрьеву А. В. о признании незаконными решений органа местного самоуправления,

УСТАНОВИЛ:

Дмитриев А.В. обратился в суд с указанным выше административным иском к мэрии (администрации) г.о. Тольятти, требуя, с учетом увеличения исковых требований, признать решения администрации г.о. Тольятти, выраженные в письмах № Гр.М/1000 от 17.03.2017 года, № Гр.М/1047 от 20.03.2017 года и № Гр.М/1149 от 23.03.2017 года не соответствующими требованию ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от 19.06.2004 г.

Согласно доводам иска истец Дмитриев А.В., узнав о планируемом митинге против коррупции, который должен был состояться 26 марта 2017 года, планировал реализовать свое право, закрепленное в ст. 31 Конституции РФ, предусматривающей право гражданин собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование, в связи с чем, обратился в сеть Интернет за поиском информации о проведении и организации митинга в <адрес>. В социальной сети vk.com он нашел человека (Б.), который решил подать заявку на проведение митинга ДД.ММ.ГГГГ, после чего истец выразил свое желание и намерение присоединиться к нему, чтобы избежать ситуации, в которой подается несколько уведомлений о проведении одного и того же митинга от нескольких лиц. После этого, ДД.ММ.ГГГГ Б. было подано уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга, с предложением его проведения в трех различных местах. Из ответа мэрии (администрации) г.о. Тольятти № Гр.М/1000 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что все три указанные организатором митинга площадки не согласованы ответчиком, но взамен предложена альтернативная площадка на пересечении <адрес> и <адрес>, около парка <адрес>, что соответствует положениям ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ, организатор публичного мероприятия Б дал письменное согласие о переносе места проведения публичного мероприятия в указанное мэрией (администрацией) г.о. Тольятти место на пересечении <адрес> и <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Тольятти в адрес организатора публичного мероприятия Б было направлено новое письмо № Гр.М/1047 от ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнения к предыдущему, в котором указывалось, что проведение митинга в уже согласованном месте не представляется возможным по причине аварийной ситуации в месте проведения митинга. При этом в письме не содержалась информация о предложении альтернативного места и (или) времени проведения митинга. Таким образом, во время процедуры согласования места и времени публичного мероприятия, администрация г.о. Тольятти нарушила процедуру согласования, не исполнив свои обязательства, предусмотренные ст. 12 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, которая является важнейшей гарантией соблюдения прав и свобод человека.

Б в администрацию г.о. Жигулевск было написано еще одно письмо с указанием на факт нарушения процедуры согласования митинга со стороны администрации г.о. Тольятти, а также просьбой исполнить требования ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Тольятти в ответном письме № Гр.М/1149 сообщила, что для проведения публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ, а равно, для реализации конституционных прав граждан, в г.о. Тольятти отведено пять мест, на которых по определенным причинам проведение публичного мероприятия не представляется возможным, вторично нарушив требования ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, не предложив альтернативного места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Считает, что таким образом, администрацией г.о. Тольятти указан запрет на проведение публичного мероприятия в заявленных местах, при отсутствии предложения о другом месте и (или)времени проведения митинга, что является противоправным поведением со стороны администрации г.о. Тольятти, выраженном в форме бездействия, в случае когда ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» №54-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ в императивной норме п. 1 ст.12 закона прямо указывает на строгое выполнение действия, выраженного в обоснованном предложении об изменении мести и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен заместитель руководителя аппарата мэрии г.о. Тольятти А.В. Юрьев, чьи действия оспариваются административным истцом.

В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал, сославшись на доводы иска, дополнив, что срок для обращения в суд им не нарушен, о нарушении своего права ему стало известно ДД.ММ.ГГГГ, в суд первоначально обратился ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением 10-дневного срока. Считает, что его права нарушены тем, что он был лишен участвовать в митинге и воспользоваться своим конституционным правом. У него подорвана вера к органам муниципального управления. Признание действий ответчиков незаконными восстановит справедливость, и он получит моральное удовлетворение.

Представитель административного ответчика администрации (мэрии) г.о. Тольятти П в судебном заседании исковые требования не признала, считая, что администрация г.о. Тольятти права истца не нарушала, он не является организатором митинга, в уведомлении о проведении митинга Б кроме него указаны организаторы публичного мероприятия, это – Р., Л фамилии истца там нет. Данные Б. ответы не противоречат закону, в Тольятти определены места проведения публичных мероприятий, из соответствующих заявленному Б количеству лиц, которые примут участие в митинге (2000 челок) два места были заняты ранее, около предложенного места - около парка Победы произошла аварийная ситуация, о чем ему было сообщено. Остальные места не подходили по количеству человек, позволяющих принять заявленное количество. Кроме того, истцом не указан способ восстановления его нарушенного права. Он вправе самостоятельно выступить организатором митинга, подав соответствующее уведомление, таким образом реализовав свое конституционное право. Просит в иске отказать.

Административный ответчик – заместитель руководителя аппарата администрации г.о. Тольятти А.В. Юрьев в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил дело в его отсутствие, указав, что истцом заявление подано позже предусмотренного законом срока. Также обжалуемые истцом письма адресованы организатору публичного мероприятия Б, в связи с чем, невозможно определить, какое право истца нарушено администрацией г.о. Тольятти и как решением суда восстановится предполагаемое истцом нарушенное право. Просит в иске отказать.

Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 4 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Судом установлено, что срок обращения в суд Дмитриевым А.В. не нарушен, поскольку последний оспариваемый ответ датирован ДД.ММ.ГГГГ, административное исковое заявление первоначально подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

Порядок реализации конституционного права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентирован Федеральным законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", согласно пункту 1 части 4 статьи 5 которого организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия.

Вместе с тем, законом субъекта Российской Федерации устанавливается порядок использования специально отведенных мест (единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места), нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется (часть 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона).

Согласно статьи 3.2. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и обеспечении отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>», принятого в соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", направленным на обеспечение отдельных условий реализации прав граждан на проведение публичных мероприятий в <адрес>, единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места) определяются Департаментом в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

После определения в установленном настоящим Законом порядке специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом.

Предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях в специально отведенных местах, уведомление о проведении которых не требуется, не должна превышать 150 человек.

В одном специально отведенном месте в одно время не может быть проведено более одного публичного мероприятия.

В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления Департаментом или главой местной администрации муниципального образования в порядке, установленном Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и настоящим Законом.

Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - один человек на 1 кв. метр.

Специально отведенные места могут использоваться для проведения массовых мероприятий в случае отсутствия информации о проведении публичных мероприятий (статья 3.3 названного Закона № 105-ГД).

Решением Думы городского округа Тольятти № 1355 от 01.03.2017 года установлена тождественность наименования «мэрия городского округа Тольятти» наименованию «администрация городского округа Тольятти».

Приказом Департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области № 1-п от 13.01.2016 года «О внесении изменения в приказ департамента по вопросам общественной безопасности Самарской области от 20.02.2013 года № 8-п «Об утверждении Перечня единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера» в данном Перечне в городе Тольятти определены следующие специально отведенные места:

Центральная площадь в границах улиц Мира, Центральной площади, Ленинградской, бульвара Ленина;

Территория у памятника В.И. Ленину в парке культуры и отдыха Центрального района в границах улиц Мира, Карла Маркса, Гагарина, Победы;

Район на пересечении улиц Фрунзе и Революционной;

Парк культуры и отдыха Комсомольского района по адресу: ул. Чайкиной, дом 36, территория прилегающая к сценической площадке;

Площадь перед досуговым центром «Русич» по адресу: ул. Носова, дом 10, в границах улиц Крылова, Носова, Шлюзовой и набережной микрорайона Шлюзовой.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Б., как организатором публичного мероприятия, было подано уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 14.00 час. до 16.30 час. публичного мероприятия в форме митинга, с указанием его проведения в трех различных местах: площадь Свободы, напротив мэрии г.о. Тольятти, Центральный район; Центральная площадь, на ул. Мира, Центральный район; площадка напротив д.с. Волгарь, Приморский бульвар, д. 37, Автозаводский район. Также в качестве организаторов публичного мероприятия указаны Р., Л.

Из ответа мэрии (администрации) г.о. Тольятти № Гр.М/1000 от 17.03.2017 года усматривается, что во всех трех указанных организатором митинга местах проведения публичного мероприятия 26.03.2017 года будут проводиться публичные и массовые мероприятия. Организатору митинга предложено провести митинг на входящей в Перечень единых специально отведенных или приспособленных мест на территории Самарской области для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера – на пересечении улиц Фрунзе и Революционной г. Тольятти.

Предложение об изменении места проведения митинга соответствует требованиям п.п. 2 п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", предусматривающей, что орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан: довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

ДД.ММ.ГГГГ, организатор публичного мероприятия Б письменно уведомил о согласии на перенос места проведения публичного мероприятия в указанное мэрией (администрацией) г.о. Тольятти место на пересечении ул. Фрунзе и ул. Революционной около парка Победы Автозаводского района.

ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.о. Тольятти в адрес организатора публичного мероприятия Б. было направлено письмо № Гр.М/1047 от ДД.ММ.ГГГГ в качестве дополнения к письму № Гр.М/1000 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что проведение митинга в уже согласованном месте не представляется возможным по причине аварийной ситуации в месте проведения митинга, плановая дата устранения которой до ДД.ММ.ГГГГ.

В ответ на заявление от ДД.ММ.ГГГГ Булаева С.А. мэрией (администрацией) г.о. Тольятти был дан ответ от ДД.ММ.ГГГГ № Гр.М/1149, согласно которому в местах, определенных в Перечне единых специально отведенных или приспособленных мест на территории <адрес>, для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории г.о. Тольятти проведение публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ невозможно, поскольку на в двух местах проведение митинга невозможно, о чем ранее сообщалось организатору публичного мероприятия Б., остальные три площадки вмещают 300-500 человек, что не соответствует заявленному в уведомлении Б количеству – 2000 человек.

Все оспариваемые письма подписаны заместителем руководителя аппарата мэрии(администрации) г.о. Тольятти А.В. в пределах своих полномочий, что подтверждается представленными в материалы дела структурой мэрии (администрации) г.о. Тольятти, Положением об Управлении по оргработе с связям с общественностью, входящем в подчинении руководителя аппарата мэрии (администрации) г.о. Тольятти, должностной инструкцией заместителя руководителя аппарата мэрии (администрации) г.о. Тольятти.

Как следует из буквального прочтения оспариваемых ответов, мэрия (администрация) г.о. Тольятти лишь проинформировала организатора публичного мероприятия об имеющихся в его распоряжении сведениях о проведении в предназначенных для проведения публичных мероприятий местах в то же время культурно-массового мероприятия, наличия аварийной ситуации, вмещении в других местах меньше заявленного количества человек.

Из административного искового заявления Дмитриева А.В. следует, что организатором митинга Б. запланированный на ДД.ММ.ГГГГ митинг не проводился.

Анализируя изложенные выше обстоятельства в системной взаимосвязи с вышеприведенными нормами закона, суд приходит к выводу, что административным истцом не представлено доказательств нарушения его прав оспариваемыми решениями, поскольку они приняты в соответствии с требованиями действующего законодательства, истец не является организатором публичного мероприятия, оспариваемые ответы на содержат властного волеизъявления и не указывают на невозможность проведения публичного мероприятия в ином месте и в иное время. Так как каких-либо правовых последствий для административного истца оспариваемые ответы не порождают, не ограничивая его право на реализацию своих конституционных прав на организацию, проведение и участие в публичном мероприятии, суд приходит к выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Дмитриеву А. В. в удовлетворении требовании, предъявленных к мэрии (администрации) г.о. Тольятти, заместителю руководителя аппарата мэрии (администрации) г.о. Тольятти Юрьеву А. В. о признании незаконными решений органа местного самоуправления, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулёвский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А. Сафонова

Настоящее решение в окончательной форме изготовлено 02 мая 2017 года.

Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А.Сафонова

2а-872/2017 ~ М-558/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дмитриев А.Д.
Ответчики
мэрия городского округа Тольятти
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Сафонова Н.А.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
03.04.2017Регистрация административного искового заявления
03.04.2017Передача материалов судье
06.04.2017Решение вопроса о принятии к производству
18.04.2017Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.04.2017Подготовка дела (собеседование)
21.04.2017Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.04.2017Предварительное судебное заседание
24.04.2017Подготовка дела (собеседование)
24.04.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2017Судебное заседание
02.05.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.05.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.06.2017Дело оформлено
06.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее