Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1583/2021 ~ М-569/2021 от 01.02.2021

Дело № 2а-1583/2021

УИД 36RS0004-01-2021-000849-12

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2021 года                                                                                                           г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Жмудь Р.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности Волчанского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области к Федорову Сергею Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

    Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Федорову С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженности по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженности по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженности по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области, проведя полный учет сведений об имуществе, поступивших из органов Росреестра установила, что Федоров С.А., ИНН , являлся собственником следующих земельных участков:

- земельный участок, адрес: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 36:07:7000008, кадастровый , площадью 1065906, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, адрес: 396131, <адрес>, , земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, кадастровый , площадью 202555, дата регистрацииправа ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.ст. 388, 389 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога.

Инспекцией было направлено налоговое уведомление № 26356363 от 20.08.2019 г. в соответствии с которым Федорову С.А. необходимо было уплатить земельный налог за 2018 в сумме 23 730.00 руб. в срок до 02.12.2019 г.

В связи с неуплатой в установленный срок суммы земельного налога, инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ направила требование от 04.02.2020 г. № 11632, в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 31.03.2020 г., погасить задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 24 044.02 руб.

Инспекция от 03.07.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского судебного района Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Федорова С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, задолженности по пени. 03.07.2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ. В связи с поданными должником возражениями определением мирового судьи судебный приказ отменен.

До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности, в инспекцию не поступало.

27 ноября 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на основании Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106 @                «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области».

В соответствии с п. 6 Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106@ установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области.

30 ноября 2020 года Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району             г. Воронежа переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца по доверенности Волчанский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснив суду, что сумма взыскиваемой задолженности по налогам и пени до настоящего времени Федоровым С.А. не погашена.

Административный ответчик Федоров С.А. о рассмотрении дела 26.04.2021 г. судом надлежащим образом извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции, в судебное заседание не явился, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представил, возражения по заявленным требованиям в адрес суда не направил.

        Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а - 946/2020, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

27 ноября 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на основании Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106 @                «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области».

В соответствии с п. 6 Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106@ установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.

Объектом налогообложения в соответствии с положениями ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом, подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспорено административным ответчиком, в налоговый период 2018 года Федоров С.А. являлся собственником следующего недвижимого имущества:

- земельный участок, адрес: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 36:07:7000008, кадастровый , площадью 1065906, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, адрес: <адрес> <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, кадастровый , площадью 202555, дата регистрацииправа ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Праву налогоплательщиков получать налоговые уведомления и налоговые требования об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ) корреспондирует, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 этого же Кодекса обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

Налоговым органом была исчислена сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2018 г. в отношении ранее поименованного имущества в сумме 20 210 руб. по ОКТМО 20611428 и в сумме 3520 руб. по ОКТМО 20611436 и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 26356363 от 20.08.2019 г.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, представленный расчет задолженности не оспорил, контррасчет суду не представил.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатила, налоговой инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ была начислена пени.

Проверив расчет сумм пени, указанный налоговым органом в административном иске, суд полагает его арифметически верным, произведенным с соблюдением норм действующего законодательства.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом заказным письмом было направлено требование от 04 февраля 2020 г. № 11632, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме земельного налога, начисленных сумм пени, а также об обязанности уплатить обязательные платежи в срок до 31 марта 2020 г.

Налогоплательщик в установленный срок до 31 марта 2020 г. не исполнил вышеуказанное требование.

    Как установлено судом, судебным приказом № 2а-946/2020 мирового судьи судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 06 июля 2020 г., было решено взыскать с должника Федорова С.А. в пользу МИ ФНС России № 13 по Воронежской области задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Определением мирового судьи от 03 августа 2020 г. в связи с поданными должником возражениями судебный приказ был отменён.

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина              Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

С настоящим иском Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд 29 января 2021 г., в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Взыскать с Федорова Сергея Алексеевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: г<адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Взыскать с Федорова Сергея Алексеевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: г<адрес>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 921 руб. 32 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 07 мая 2021 года.

Дело № 2а-1583/2021

УИД 36RS0004-01-2021-000849-12

3.192 - Гл. 32 КАС РФ -> О взыскании налогов и сборов

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 апреля 2021 года                                                                                                           г. Воронеж

Ленинский районный суд города Воронежа в составе:

председательствующего судьи                                    Яковлева А.С.,

при секретаре                                                                  Жмудь Р.С.,

с участием представителя административного истца по доверенности Волчанского А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области к Федорову Сергею Алексеевичу о взыскании задолженности по земельному налогу и начисленной пени,

УСТАНОВИЛ:

    Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд с административным иском к Федорову С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженности по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженности по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженности по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Мотивируя заявленные требования, указывали в административном иске, что Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области, проведя полный учет сведений об имуществе, поступивших из органов Росреестра установила, что Федоров С.А., ИНН , являлся собственником следующих земельных участков:

- земельный участок, адрес: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 36:07:7000008, кадастровый , площадью 1065906, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, адрес: 396131, <адрес>, , земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, кадастровый , площадью 202555, дата регистрацииправа ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии со ст.ст. 388, 389 НК РФ административный ответчик является плательщиком земельного налога.

Инспекцией было направлено налоговое уведомление № 26356363 от 20.08.2019 г. в соответствии с которым Федорову С.А. необходимо было уплатить земельный налог за 2018 в сумме 23 730.00 руб. в срок до 02.12.2019 г.

В связи с неуплатой в установленный срок суммы земельного налога, инспекция в порядке ст. 75 НК РФ начислила пени и в соответствии со ст.ст. 69, 70 НК РФ направила требование от 04.02.2020 г. № 11632, в котором налогоплательщику предлагалось в срок до 31.03.2020 г., погасить задолженность по земельному налогу за 2018 год в сумме 24 044.02 руб.

Инспекция от 03.07.2020 г. обратилась к мировому судье судебного участка № 5 Ленинского судебного района Воронежской области с заявлением о вынесении судебного приказа в отношении Федорова С.А. о взыскании задолженности по земельному налогу, задолженности по пени. 03.07.2020 г. мировым судьей вынесен судебный приказ. В связи с поданными должником возражениями определением мирового судьи судебный приказ отменен.

До настоящего времени документов, подтверждающих добровольную оплату задолженности, в инспекцию не поступало.

27 ноября 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на основании Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106 @                «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области».

В соответствии с п. 6 Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106@ установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области.

30 ноября 2020 года Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району             г. Воронежа переименована в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 17 по Воронежской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.

Представитель административного истца по доверенности Волчанский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить в полном объеме, пояснив суду, что сумма взыскиваемой задолженности по налогам и пени до настоящего времени Федоровым С.А. не погашена.

Административный ответчик Федоров С.А. о рассмотрении дела 26.04.2021 г. судом надлежащим образом извещен, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказной корреспонденции, в судебное заседание не явился, доказательств наличия уважительных причин неявки суду не представил, возражения по заявленным требованиям в адрес суда не направил.

        Выслушав объяснения представителя административного истца, изучив материалы настоящего административного дела, материалы судебного приказа судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области № 2а - 946/2020, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии со ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

С учетом требований ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.

Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Согласно ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.

Обстоятельства, подлежащие доказыванию, указаны судьей в определении о подготовке дела к судебному разбирательству, которое было направлено участвующим в деле лицам посредствам почтового отправления, и последними получено.

В соответствии со ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги и сборы.

27 ноября 2020 г. Межрайонная ИФНС России № 13 по Воронежской области была реорганизована путем присоединения к ИФНС России по Левобережному району г. Воронежа на основании Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106 @                «О структуре Управления Федеральной налоговой службы по Воронежской области».

В соответствии с п. 6 Приказа УФНС России по Воронежской области от 17.08.2020 г. № 02-05-05/106@ установлено, что Инспекция Федеральной налоговой службы по Левобережному району г. Воронежа является правопреемником в отношении полномочий, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 13 по Воронежской области.

Статьей 65 Земельного кодекса РФ установлено, что использование земли в Российской Федерации является платным.

Формами такой платы являются земельный налог и арендная плата за землю.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с п. 1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненно наследуемого владения.

Объектом налогообложения в соответствии с положениями ст. 389 НК РФ признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статей 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на день внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости такого земельного участка.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (пункт 4).

Налоговым периодом признается календарный год (ст. 393 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

Как установлено в ходе рассмотрения дела судом, подтверждается представленными в материалы дела документами и не оспорено административным ответчиком, в налоговый период 2018 года Федоров С.А. являлся собственником следующего недвижимого имущества:

- земельный участок, адрес: <адрес>, <адрес>, земельный участок расположен в южной части кадастрового квартала 36:07:7000008, кадастровый , площадью 1065906, дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ;

- земельный участок, адрес: <адрес> <адрес>, земельный участок расположен в юго-западной части кадастрового квартала, кадастровый , площадью 202555, дата регистрацииправа ДД.ММ.ГГГГ, дата утраты права ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с пунктом 2 статьи 52 НК РФ в налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога.

В силу п. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Праву налогоплательщиков получать налоговые уведомления и налоговые требования об уплате налога и сбора (подпункт 9 пункта 1 статьи 21 НК РФ) корреспондирует, предусмотренная подпунктом 9 пункта 1 статьи 32 этого же Кодекса обязанность налогового органа направлять налогоплательщику налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

В силу ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени и направления налоговым органом налогоплательщику требований об уплате налога (ст.ст. 75, 69 НК РФ).

Налоговым органом была исчислена сумма налога, подлежащая уплате за налоговый период 2018 г. в отношении ранее поименованного имущества в сумме 20 210 руб. по ОКТМО 20611428 и в сумме 3520 руб. по ОКТМО 20611436 и в адрес налогоплательщика направлено налоговое уведомление № 26356363 от 20.08.2019 г.

Административный ответчик в судебное заседание не явился, представленный расчет задолженности не оспорил, контррасчет суду не представил.

В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (ч. 4 ст. 52 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (п. 1).

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (п.3).

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.

Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации (п. 4).

В связи с тем, что в установленный срок налогоплательщик сумму налога не уплатила, налоговой инспекцией на сумму недоимки в порядке положений статьи 75 НК РФ была начислена пени.

Проверив расчет сумм пени, указанный налоговым органом в административном иске, суд полагает его арифметически верным, произведенным с соблюдением норм действующего законодательства.

В соответствии с п. 1, 2 ст. 69 НК РФ налогоплательщику налоговым органом заказным письмом было направлено требование от 04 февраля 2020 г. № 11632, в котором содержались сведения о неуплаченной сумме земельного налога, начисленных сумм пени, а также об обязанности уплатить обязательные платежи в срок до 31 марта 2020 г.

Налогоплательщик в установленный срок до 31 марта 2020 г. не исполнил вышеуказанное требование.

    Как установлено судом, судебным приказом № 2а-946/2020 мирового судьи судебного участка № 5 в Ленинском судебном районе Воронежской области от 06 июля 2020 г., было решено взыскать с должника Федорова С.А. в пользу МИ ФНС России № 13 по Воронежской области задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Определением мирового судьи от 03 августа 2020 г. в связи с поданными должником возражениями судебный приказ был отменён.

В соответствии с положениями ст. 48 НК РФ предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.

Частью 2 ст. 286 КАС РФ регламентировано, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.

Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.

Таким образом, статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании в порядке приказного производства и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 № 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 № 479-О-О).

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 08.02.2007 г.              № 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.

Установление в законе срока для защиты нарушенных интересов лица, начала его течения и последствий пропуска такого срока обусловлено необходимостью обеспечить стабильность отношений участников спорных правоотношений.

При этом, в обязанность суда входит проверка соблюдения налоговым органом срока обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом (ч. 6 ст. 289 КАС РФ).

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26 октября 2017 года № 2465-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина              Ефимова П.П. на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 48 НК РФ, указанный пункт не предполагает возможности обращения налогового органа в суд за пределами срока, установленного НК РФ, за исключением случаев, когда такой срок восстановлен судом по ходатайству налогового органа; при этом при принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть соблюдены все последовательные сроки, установленные статьей 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.

С настоящим иском Межрайонная ИФНС России № 17 по Воронежской области обратилась в суд 29 января 2021 г., в связи с чем, суд считает, что административным истцом не пропущен срок на обращение в суд с указанными требованиями, поскольку налоговый орган вправе обратиться с иском о взыскании задолженности по обязательным платежам в течение шести месяцев с даты вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

В связи с изложенным, с административного ответчика в доход соответствующего бюджета подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально размеру удовлетворенной части исковых требований.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

    Взыскать с Федорова Сергея Алексеевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: г<адрес> в пользу Межрайонной ИФНС России № 17 по Воронежской области задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 в сумме 20 210,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611428 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 267,44 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 в сумме 3520,00 руб., задолженность по пене по земельному налогу за 2018 год ОКТМО 20611436 за период с 03.12.2019 по 03.02.2020 в сумме 46,58 руб., а всего в сумме 24 044,02 руб.

Взыскать с Федорова Сергея Алексеевича (ИНН , ДД.ММ.ГГГГ г.р., зарегистрированного по адресу: г<адрес>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 921 руб. 32 коп.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                                                          А.С. Яковлев

Решение суда в окончательной форме изготовлено в установленные десять рабочих дней 07 мая 2021 года.

1версия для печати

2а-1583/2021 ~ М-569/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МИФНС России № 17 по Воронежской области
Ответчики
Федоров Сергей Алексеевич
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Яковлев Александр Сергеевич
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
01.02.2021Регистрация административного искового заявления
02.02.2021Передача материалов судье
03.02.2021Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.03.2021Судебное заседание
01.04.2021Судебное заседание
26.04.2021Судебное заседание
07.05.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.05.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее