Дело № 2-1003/17
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2017 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе
председательствующего судьи Николаевой Н.Д.,
с участием прокурора Хасановой Е.А.,
при секретаре Пекарской О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Имангулова А. В. к акционерному обществу «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием,
УСТАНОВИЛ:
Имангулов А.В. обратился в суд с иском к АО «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, мотивируя свои требования следующим.
С 2003 года работал на заводе «Авиастар-СП» сборщиком-клепальщиком в агрегатно-сборочном производстве летных аппаратов. За время работы, а это 12 лет 4 месяца, вся его трудовая деятельность проходила в контакте с локальной вибрацией, токсико-химическими веществами, шумом. Первые признаки заболевания появились в 2009 году, стал отмечать <данные изъяты>. Боль <данные изъяты>. В 2014 году был направлен в Ульяновский профпотологический центр с диагнозом <данные изъяты>, находился на обследовании и лечении. В 2015 году диагностированы заболевания: <данные изъяты> Заболевания профессиональные. Установлена утрата трудоспособности. Состояние здоровья ухудшается с каждым годом, он испытывает физические и нравственные страдания, постоянно беспокоят <данные изъяты> боли, <данные изъяты>, необходимы денежные средства на приобретение слухового аппарата, ограничен в ведении активного образа жизни.
В связи с получением профессиональных заболеваний ему были причинены нравственные и физические страдания, просит взыскать с ответчика компенсацию морального вреда 200 000 рублей.
Истец Имангулов А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме по доводам иска. В ходе судебного разбирательства пояснял, что заболевание истца было впервые установлено в 2011 году. Считает, что состояние его здоровья ухудшилось во время работы в АО «Авиастар-СП», так как условия работы были вредными, именно в период работы у ответчика накопились вредные факторы, приходилось часть работы выполнять в ручную, в том числе, в холодное время года, поднимать тяжести, так как по факту, специальное оборудование на производстве отсутствовало; в АО «Авиастар-СП» не в полной мере соблюдались требования норм и правил, которые были нарушены в сторону превышения; комиссия исследовала условия работы в организациях и установила, что именно на этом предприятии получено профзаболевание; в результате полученного профессионального заболевания истцу причинен моральный вред, который ответчик обязан возместить в соответствии с законом; просил иск удовлетворить.
Представитель ответчика АО «Авиастар-СП» Кравчук Ю.В. иск не признала. В ходе судебного разбирательства поясняла, что заболевание истца связано со стажем работы в контакте с локальной вибрацией и шумом; при этом, учитывая отклонения от режима работы, общая продолжительность времени, при котором Имангулов А.В. отработал во взаимодействии с ручным виброопасным инструментом, составляет 10 лет 9 месяцев, кроме того, процент работы был небольшим, в пределах 20 %. В виду низкого процента взаимодействия, доводы истца о том, что профессиональное заболевание возникло в результате длительного, непрерывного контакта с виброопасным инструментов являются необоснованными. Полагает, что факт ухудшения состояния здоровья истца в период работы в АО «Авиастар-СП» не может быть основанием для возложения ответственности за причинение нравственных и физических страданий истцу. Предприятие проводило все необходимые профилактические мероприятия, в том числе по снижению уровня шума и вибрации. Кроме того, Имангулов А.В. был проинформирован о специфике работы, продолжая работать, должен самостоятельно нести ответственность. АО «Авиастар-СП» не является причинителем вреда истцу, в связи, с чем в иске к АО «Авиастар-СП» просит отказать.
Выслушав пояснения истца Имангулова А.В., представителя ответчика АО «Авиастар-СП» Кравчук Ю.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, суд полагает исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 37 Конституции РФ каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
В силу требований ст. 219 ТК РФ каждый работник имеет право на рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда.
В соответствии со ст. 220 ТК РФ в случае причинения вреда жизни и здоровью работника при исполнении трудовых обязанностей возмещение указанного вреда осуществляется в соответствии с федеральным законом.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.
В судебном заседании установлено, что Имангулов А.В. был принят на работу на в ЗАО «Авиастар-СП» с 29.11.2002 в качестве токаря 5 разряда в механо-сборочное производство (цех № 244); с 09.01.2003 был переведен учеником сборщика-клепальщика в цех № 283; с 01.04.2003 переведен сборщиком-клепальщиком 3 разряда в цех № 283; с 01.04.2005 переведен сборщиком-клепальщиком 4 разряда в цех № 283; 04.10.2006 переведен в цех № 572 агрегатно-сборочное производство сборщиком-клепальщиком 4 разряда; 01.11.2006 переведен в цех № 283 агрегатно-сборочное производство сборщиком-клепальщиком 4 разряда;, 01.04.2007 переведен в производство отсеков фюзеляжа Ф-3, Ф-4 цех 283 сборщиком-клепальщиком 4 разряда; 18.07.2007 переведен в цех 283 сборщиком-клепальщиком 5 разряда; 01.06.2012 переведен сборщиком-клепальщиком 5 разряда в цех сборки отсеков фюзеляжа Ф-3, Ф-4 изд. «204» отсека Ф-2 изд. «476» (283) агрегатно-сборочного производства; 01.04.2015 переведен в агрегатно-сборочное производство в цех сборки отсеков фюзеляжа Ф-3, Ф-4 изделия «204», отсека Ф-2 изделия ИЛ-76 МД-90А (283) слесарем-сборщиком летательных аппаратов 4 разряда; 10.07.2015 переведен в цех сборки отсеков фюзеляжа Ф-3, Ф-4 изделия «204», отсека Ф-2 изделия ИЛ-76 МД-90А агрегатно-сборочного производства оператором клепальных автоматов 4 разряда АО «Авиастар-СП», где работал до 01.04.2016.
В соответствии с Распоряжением Президента РСФСР от 26.11.1991 года № 103-рп «Об Ульяновском авиационном промышленном комплексе» и Постановлением Правительства РСФСР от 26.11.1991 года № 23 «Вопросы акционерных обществ «Авиастар» и «Волга-Днепр» ГП УАПК «Авиастар» было преобразовано в АО «Авиастар».
ЗАО «Авиастар СП» зарегистрировано в качестве юридического лица 02.12.1997, учреждено как коммерческая организация на основе средств учредителей и отвечает по своим обязательствам имуществом, имеющимся в его собственности, что подтверждается, свидетельствами о государственной регистрации и внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, Уставом ЗАО «Авиастар СП».
Согласно выписке из протокола №10 заседания Совета директоров АО «Авиастар» от 26.09.1997, закрытое акционерное общество «Авиастар-СП» создано акционерным обществом «Авиастар», доля которого в уставном капитале ЗАО «Авиастар-СП» определена в 100% с оплатой ее имуществом.
В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случаях возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно выписным эпикризам Ульяновского областного центра профпатологии истец находился на обследовании и лечении в 2014, 2015, 2016 годах, был направлен с диагнозом: <данные изъяты>.
В 2015 году установлено, что заболевания профессиональные. Нетрудоспособен в профессии сборщика-клепальщика, слесаря-сборщика летательных аппаратов.
В связи с полученными профессиональными заболеваниями истцу была установлена утрата профессиональной трудоспособности по <данные изъяты> болезни 30%, по <данные изъяты> – 10%, что подтверждается Справками МСЭ от 15.09.2016.
При этом, первые признаки заболеваний отмечались у Имангулова А.В. с 2011 года, что подтверждается представленными медицинским документами ГУЗ «Городская поликлиника № 5».
Актами о случае профессионального заболевания от 01.07.2015, составленными в отношении слесаря-сборщика летательных аппаратов цеха 283 АСП (агрегатно-сборочного производства) в связи с установлением ему диагнозов: <данные изъяты>, а также воздействия сопутствующих факторов – локальной вибрации, шума, физических нагрузок, неудобной, вынужденной позы, холодового фактора, химических веществ. Непосредственными причинами заболеваний послужили локальная вибрация и шум.
Воздействия комплекса производственных факторов повышенных уровней локальной вибрации и шума, а также воздействия сопутствующих факторов – локальной вибрации, шума, физических нагрузок, неудобной, вынужденной позы, холодового фактора, химических веществ в прошлом подтверждается, что 12 лет 5 месяцев работал сборщиком-клепальщиком и слесарем летательных аппаратов в АО «Авиастар-СП».
На основании результатов расследования комиссией, в состав которой входили и специалисты ответчика АО «Авиастар-СП», было установлено, что заболевание является профессиональным и возникло в результате длительного воздействия вредных производственных факторов – шума и локальной вибрации – и в течение рабочей смены. При этом непосредственными причинами заболеваний послужили локальная вибрация и шум. В данных актах делается вывод, что вины работника нет.
Воздействие вредных факторов в период работы Имангулова А.В. подтверждается также и представленной санитарно-гигиенической характеристикой условий труда работника при подозрении у него профессионального заболевания от 19.02.2014 № 28, установившей неблагоприятные условия труда Имангулова А.В., приведшие к возникновению профзаболевания.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ответчик АО «Авиастар-СП» (ранее – ЗАО «Авиастар-СП») является причинителем вреда, ответственным за моральный вред, связанный с профессиональным заболеванием истца, поскольку истец работал в АО «Авиастар-СП» в контакте с вредными производственными факторами, в том числе локальной вибрацией, шумом, послужившими непосредственными причинами заболеваний, при этом в период работы в АО «Авиастар-СП» отмечались превышение предельно допустимого уровня вибрации и наличие других вредных производственных факторов; утрата профессиональной трудоспособности впервые установлена в период работы в АО «Авиастар-СП», где произошло и явное ухудшение состояния здоровья Имангулова А.В., что отражено в выписках Ульяновского областного центра профпатологии. Ранее Имангулов А.В. на производствах с вредными производственными факторами не работал.
Доказательств отсутствия воздействия вредных производственных факторов на истца в период работы в АО «Авиастар-СП» в суд не представлено, проводимые ответчиком мероприятия по снижению воздействия этих факторов, обеспечение истца средствами индивидуальной защиты, в полной мере не избавляли истца от их воздействия.
В соответствии со ст. 151, 1101 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может наложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда; размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий-, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда; при определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости; характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего.
С учетом изложенных выше фактических обстоятельств дела, при которых был причинен моральный вред, характера и степени физических и нравственных страданий истца от полученного профессионального заболевания, принимая во внимание, что истец в результате профессионального заболевания утратил профессиональную трудоспособность на 30% по вибрационной болезни и на 10% по тугоухости, не может работать в своей профессии, которую вынужден оставить, не может вести активную деятельность в связи с ухудшением состояния здоровья, а также, учитывая степень вины причинителя вреда, период фактического воздействия вредных факторов на здоровье истца (с учетом периодов административных отпусков) требования разумности и справедливости, суд считает, что иск подлежит удовлетворению частично и определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с АО «Авиастар-СП» в сумме 120 000 рублей.
Кроме того, поскольку в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 333.36 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ст. 103 ГПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 333.39 НК РФ в доход муниципального образования город Ульяновск с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст. 151, 1064, 1100, 1101 ГК РФ, 12, 56, 167, 194-198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Имангулова А. В. к акционерному обществу «Авиастар-СП» о компенсации морального вреда, причиненного в связи с профессиональным заболеванием, удовлетворить частично.
Взыскать с акционерного общества «Авиастар-СП» в пользу Имангулова А. В. компенсацию морального вреда в сумме 120 000 рублей.
В удовлетворении остальной части иска Имангулову А. В. отказать.
Взыскать с акционерного общества «Авиастар-СП» в доход бюджета муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.Д. Николаева