дело № 1 – 37/2015
Приговор
Именем Российской Федерации
г.Магнитогорск 26 августа 2015 года
Орджоникидзевский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области в составе председательствующего судьи Выдрина А.Н.,
при секретаре Ильющенко И.В.,
с участием представителя государственного обвинения – помощника прокурора Орджоникидзевского района г.Магнитогорска Челябинской области Костяевой Л.А.,
защитника – адвоката Ильина И.П.,
подсудимого Григорьева В.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда уголовное дело в отношении:
Григорьева В.П., родившегося <дата обезличена> в <адрес обезличен>, гражданина <данные изъяты> проживающего и зарегистрированного в <адрес обезличен>, <данные изъяты> судимого:
18 февраля 2014 года Правобережным районным судом г.Магнитогорска Челябинской области по ч.1 ст.111 УК РФ к трем годам лишения свободы условно с испытательным сроком в три года. Постановлением Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 30 декабря 2014 года условное осуждение отменено, постановлено исполнить наказание в виде лишения свободы сроком три года с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, с объявлением Григорьева В.П. в федеральный розыск, содержащегося под стражей с 20 июля 2015 года,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона №26 от 07 марта 2011 года),
установил:
Григорьев В.П. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека.
Преступление совершено в Орджоникидзевском районе г.Магнитогорска Челябинской области при следующих обстоятельствах.
16 марта 2014 года в период времени с 10 часов 00 минут до 11 часов 00 минут Григорьев В.П., находясь в состоянии алкогольного опьянения в одной из комнат <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, в ходе конфликта с Н.А.Ж., случившегося на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений, имея преступный умысел, направленный на причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, умышленно нанес последнему один удар клинком ножа в <данные изъяты>. Желая избежать дальнейшего причинения Григорьевым В.П. телесных повреждений, Н.А.Ж. выбежал из дома на <адрес обезличен> временем Григорьев В.П. в продолжение своего преступного умысла, направленного на причинение тяжкого вреда здоровью Н.А.Ж., вслед за последним выбежал из вышеуказанного дома, около <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, догнал его, умышленно нанес ему еще один удар клинком ножа в <данные изъяты>, причинив Н.А.Ж. рану <данные изъяты> которая причинила тяжкий вред здоровью, опасный для жизни человека, создающая непосредственную угрозу для жизни, а также рану <данные изъяты>, располагающуюся в проекции <данные изъяты>, которая не имеет признаков опасности для жизни, но сопровождалась временными функциональными нарушениями его организма продолжительностью до трех недель от момента причинения травмы, что является кратковременным расстройством здоровья, то есть по степени тяжести вреда здоровью относится к категории легкого вреда здоровью.
Подсудимый Григорьев В.П. вину в совершенном преступлении в судебном заседании признал полностью, воспользовавшись своим правом, предусмотренным ст.51 Конституции Российской Федерации, согласно которой он вправе не свидетельствовать против себя, от дачи показаний в суде отказался.
В судебном заседании, в соответствии с п.3 ч.1 ст.276, ч.1 ст.281 УПК РФ, были оглашены и заслушаны показания потерпевшего, свидетелей, подсудимого, исследованы другие письменные доказательства, которые указывают на виновность Григорьева В.П. в совершенном преступлении.
Допрошенный во время предварительного расследования в качестве подозреваемого и обвиняемого в присутствии адвоката соответственно 11 мая 2014 года и 18 мая 2014 года Григорьев В.П. последовательно указывал на то, что 16 марта 2014 года он, Н.А.Ж., который состоял в фактических брачных отношениях с Ж.А.М., проживали в его <адрес обезличен>, совместно с ним с утра распивали спиртные напитки в кухне этого дома. Во время распития спиртных напитков он неудачно пошутил по поводу внешности Ж.А.М., которая в это время находилась в кухне. Н.А.Ж. это не понравилось, между ними завязалась борьба. Затем в кухню зашла М.Н.П., которая доводится ему родной сестрой, велела всем успокоиться. Послушавшись, они прекратили борьбу. Он прошел в свою комнату и лег на кровать. В течение пятнадцати минут в его комнату зашел Н.А.Ж., попросил его встать с кровати. Когда он начал подниматься, Н.А.Ж. ударил его кулаком в лицо, отчего он упал на матрац, лежавший рядом с кроватью. Н.А.Ж. сел на него сверху, нанес ему несколько ударов руками в область лица и живота. Затем в комнату вошла М.Н.П., которая ударила Н.А.Ж. ботинком по голове, после чего тот успокоился, ушел в свою комнату. Он встал с пола, подошел к зеркалу, увидел в нём своё окровавленное лицо в связи с чем решил отомстить Н.А.Ж. Для этого он взял в кухне нож, зашел в комнату Н.А.Ж., позвал поговорить того в свою комнату. Когда Н.А.Ж. прошел вслед за ним в его комнату, он, держа в руке нож, резко развернулся к последнему лицом, нанес ему удар ножом в живот. Н.А.Ж. выбежал из комнаты на улицу. Он проследовал за Н.А.Ж. на улицу, догнал его, нанес тому удар в область грудной клетки чуть выше живота. Н.А.Ж. оперся на забор, а затем упал. Он тем временем вернулся в дом, где дождался приезда сотрудников полиции (л.д.70-72, 80-82).
В ходе проведенного следственного эксперимента 20 мая 2014 года обвиняемый Григорьев В.П. в присутствии адвоката подтвердил свои вышеуказанные показания, указал в доме и на улице место причинения Н.А.Ж. телесных повреждений, назвал орудие преступления, с участием статиста указал механизм и локализацию причиненных телесных повреждений потерпевшему (л.д. 83-87).
Из протокола явки с повинной Григорьева В.П. от 16 марта 2014 года видно, что в утреннее время 16 марта 2014 года после совместного употребления спиртных напитков между ним и Н.А.Ж. возник конфликт, во время которого Н.А.Ж. избил его, а он, разозлившись, нанес тому два ножевых ранения (л.д. 65).
Из протокола принятия устного заявления о преступлении, поступившего от Н.А.Ж. 16 марта 2014 года, видно, что в этот день, то есть 16 марта 2014 года около 12 часов 00 минут в <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, Григорьев В.П. причинил ему травму (л.д. 11).
Из оглашенных показаний потерпевшего Н.А.Ж. следует, что в марте 2014 года он с Ж.А.М. проживали в <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, где жили Григорьев В.П. и его сестра М.Н.П.. 15 марта 2014 года в вечернее время он и Григорьев В.П. совместно употребляли спиртные напитки. 16 марта 2014 года, проснувшись около 09 часов 00 минут, они продолжили это делать. Распитие спиртных напитков происходило в кухне, при этом присутствовала Ж.А.М. В какой-то момент Григорьев В.П. сказал что-то обидное по поводу внешности Ж.А.М. в связи с чем между ним и Григорьевым В.П. завязалась борьба, во время которой в кухню пришла М.Н.П., попросила их успокоиться. Григорьев В.П. ушел в свою комнату, а он, выпив еще немного спиртного, прошел вслед за Григорьевым В.П.. Последний лежал на своей кровати. Он попросил Григорьева В.П. встать. Когда Григорьев В.П. начал вставать, он, испытывая обиду за сказанное в адрес Ж.А.М., нанес Григорьеву В.П. удар кулаком в лицо. От полученного удара Григорьев В.П. упал на матрац около кровати, а он сел на него сверху, нанес тому около пяти ударов в область лица и живота. Затем в комнату вошла М.Н.П., стала бить его чем-то по голове, и он перестал наносить удары Григорьеву В.П., после чего пошел в свою комнату. Через несколько минут в его комнату зашел Григорьев В.П., позвал его к себе. Он пошел вслед за Григорьевым В.П., думая, что последний хочет поговорить. Когда они зашли в комнату Григорьева В.П., последний, до этого стоявший спиной к нему, резко обернулся, нанес ему один удар ножом в живот. Почувствовав боль и испугавшись, он выбежал на улицу. Григорьев В.П. преследовал его, а, догнав, нанес еще один удар ножом в областной грудной клетки. Дальнейшие события он не помнит, поскольку потерял сознание (л.д. 52-54).
18 мая 2014 года в ходе проверки показаний на месте Н.А.Ж. подтвердил свои вышеизложенные показания об обстоятельствах нанесения ему Григорьевым В.П. ножевых ранений, указал орудие преступления и место совершение преступления (л.д. 55-58).
Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы у Н.А.Ж. имели место: рана <данные изъяты> Имеющиеся сведения о повреждениях на теле потерпевшего не исключают возможности образования названных выше повреждений 16 марта 2014 года. На теле Н.А.Ж. по медицинским документам было обнаружено <данные изъяты> (л.д.155-162).
В ходе осмотра места происшествия, проведенного 16 марта 2014 года, в <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>, был обнаружен и изъят нож со следами вещества бурого цвета, который в дальнейшем осмотрен, приобщен к уголовному делу в качестве вещественного доказательства. Кроме того, на прилегающей к указанному дому территории, на земле обнаружены следы вещества бурого цвета.
(л.д.14-18, 46-47, 48)
В соответствии с заключением судебно-биологической экспертизы на ноже, изъятом в <адрес обезличен>, расположенном по <адрес обезличен>, обнаружена кровь человека, которая соответствует группе крови потерпевшего Н.А.Ж. (л.д.24-26).
Вышеуказанный нож, по заключению судебно-криминалистической экспертизы, изготовлен промышленным способом и к категории холодного оружия не относится (л.д.32-34).
Из оглашенных показаний свидетеля Ж.А.М., состоящей с Н.А.Ж. в фактических брачных отношениях, видно, что она проживала с последним в <адрес обезличен>, где жили Григорьев В.П. с сестрой М.Н.П.. 16 марта 2014 года около 10 часов 00 минут Григорьев В.П. и Н.А.Ж. распивали спиртные напитки в кухне этого дома. Она пришла в кухню, начала мыть посуду. Григорьев В.П. сказал в её адрес что-то оскорбительное в связи с чем Н.А.Ж. заступился за неё. Между Григорьевым В.П. и Н.А.Ж. завязалась борьба. Она просила их успокоиться, но её они не слушали. Тогда в кухню пришла М.Н.П., которая велела им успокоиться. Послушавшись, Н.А.Ж. и Григорьев В.П. прекратили борьбу. Григорьев В.П. пошел в свою комнату, а Н.А.Ж. продолжил один употреблять спиртное. Через некоторое время Н.А.Ж. вышел из кухни, а из комнаты Григорьева В.П. донесся шум драки. Она проследовала в комнату Григорьева В.П., где увидела, что Н.А.Ж. наносит удары Григорьеву В.П.. В это время в комнату вошла М.Н.П., каким-то предметом несколько раз ударила Н.А.Ж. по голове, после чего последний прекратил бить Григорьева В.П. и вышел из его комнаты. Она вышла во двор дома, а через некоторое время увидела, как из дома выбежал Н.А.Ж., при этом он держался за живот, сказал, что Григорьев В.П. ударил его ножом. Н.А.Ж. выбежал за пределы двора дома на улицу, а вслед за ним на улицу выбежал Григорьев В.П. с ножом в руках. Она побежала за ними. Когда выбежала с территории двора дома, то увидела на улице, лежащего на земле Н.А.Ж., при этом Григорьев В.П. отходил от него с ножом в руках. Она вызвала по телефону карету скорой помощи, которая Н.А.Ж. госпитализировала, а Григорьев В.П. был задержан сотрудниками полиции (л.д. 59-61).
Из оглашенных показаний свидетеля М.Н.П., родной сестры подсудимого, видно, что она с последним проживала в <адрес обезличен>, расположенного по <адрес обезличен>. В этом же доме жили Н.А.Ж. и Ж.А.М.. 16 марта 2014 года утром она находилась в своей комнате, когда услышала шум, доносившийся из кухни. Зайдя туда, она увидела борющихся Н.А.Ж. и Григорьева В.П.. Она велела им успокоиться, после чего Григорьев В.П. и Н.А.Ж. прекратили борьбу. Григорьев В.П. пошел в свою комнату. Приблизительно через пятнадцать минут она вновь услышала шум, на этот раз он доносился из комнаты брата. Она побежала в комнату Григорьева В.П. где увидела, как Н.А.Ж. наносил Григорьеву В.П. удары, сидя на нем сверху. На просьбу успокоиться, Н.А.Ж. не реагировал. Тогда она взяла в коридоре ботинок или кроссовок, несколько раз ударила им Н.А.Ж., после чего тот успокоился и ушел в свою комнату. Ж.А.М. вышла из дома, а она вернулась в свою комнату. Через некоторое время из коридора донесся шум, но на этот раз выходить она не стала. Спустя несколько минут в её комнату пришел брат, сказал, что порезал Н.А.Ж.. Григорьев В.П. сразу же был задержан прибывшими сотрудниками полиции. (л.д. 62-64)
Суд, оценив все представленные сторонами вышеуказанные доказательства в их совокупности, считает, что вина подсудимого в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, доказана и им признана.
Во время предварительного расследования Григорьев В.П. принес явку с повинной, дал последовательные признательные показания в качестве подозреваемого и обвиняемого, воспроизвел с помощью статиста в присутствии адвоката свои противоправные действия при проведении с его участием следственного эксперимента. Показания Григорьева В.П. в полной мере подтверждаются показаниями потерпевшего Н.А.Ж., свидетелей Ж.А.М. и М.Н.П., согласуются с выводами судебно-медицинской экспертизы и с иными доказательствами, изложенными в приговоре, изобличающими подсудимого в совершенном преступлении.
Все доказательства, изложенные в приговоре, добыты в соответствии с требованиями УПК РФ, не имеют нарушений закона, следовательно, являются допустимыми доказательствами, которые обоснованно положены стороной обвинения в совокупность доказательств, изобличающих подсудимого в совершении преступления.
Органом предварительного расследования действия подсудимого квалифицированы по ч.1 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона №26 от 07 марта 2011 года), как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека и эта квалификация была поддержана государственным обвинителем в судебном заседании, которую суд находит законной и обоснованной.
Как установлено судом, подсудимый Григорьев В.П. действовал из личной неприязни к потерпевшему, возникшей во время разразившегося между ними конфликта. Совокупность доказательств свидетельствует о наличии у Григорьева В.П. в момент совершения деяния прямого умысла на причинение потерпевшему тяжкого вреда здоровья, о чем свидетельствуют выбранное Григорьевым В.П. орудие преступления, нож, локализация причиненных телесных повреждений, одно из которых причинило тяжкий вред здоровью.
У суда не вызывает сомнений, что зафиксированные у потерпевшего при госпитализации, а впоследствии и при производстве экспертизы телесные повреждения причинены именно подсудимым Григорьевым В.П. при описанных выше обстоятельствах.
При определении вида и размера наказания подсудимому суд руководствуется требованиями ч.1 ст.6, ч.2 ст.43, ч.3 ст.60, ч.ч.1,5 ст.62 УК РФ, учитывает характер содеянного, степень общественной опасности, его личность, обстоятельства, смягчающие наказание, а также влияние назначенного наказания на исправление последнего и на условия жизни его семьи.
К обстоятельствам, смягчающим наказание подсудимому, в соответствии с ч.ч.1,2 ст.61 УК РФ, суд относит признание вины, раскаяние в содеянном, явку с повинной, активное способствование в раскрытии и расследовании преступления, противоправность поведения потерпевшего, явившееся поводом для преступления, состояние здоровья, его предпенсионный возраст.
Обстоятельств, отягчающих наказание подсудимому в соответствии с ч.1 ст.63 УК РФ суд не находит, при этом учитывает положения, предусмотренные п.«в» ч.4 ст.18 УК РФ.
К данным о личности подсудимому суд относит наличие у него места жительства, регистрации и работы, удовлетворительную характеристику по месту проживания.
Суд, оценив все вышеуказанные обстоятельства, считает, что подсудимому следует назначить наказание, связанное с лишением свободы, так как он совершил умышленное преступление против личности, которое в соответствии с ч.4 ст.15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Он ранее привлекался к уголовной ответственности, почти через месяц после постановления приговора, то есть в период неотбытого наказания вновь совершил подобное преступление, не сделал соответствующих выводов, поэтому меры воспитательного воздействия и судебного принуждения на него не оказали должного воздействия и результата, поэтому он нуждается в изоляции от общества.
Исходя из личности подсудимого, обстоятельств, смягчающих наказание последнему, которые не являются исключительными и преуменьшающие степень общественной опасности, принципов справедливости и разумности, суд не находит оснований для применения к подсудимому положений ст.64, ст.73 УК РФ.
Вышеуказанные основания и обстоятельства не позволяют суду применить к подсудимому также и положения ч.6 ст.15 УК РФ.
Вместе с тем, обстоятельство, смягчающее наказание подсудимому, как явка с повинной, активное способствование раскрытию и расследованию преступления, предусмотренное п.«и» ч.1 ст.61 УК РФ является основанием для применения к нему положений ч.1 ст.62 УК РФ.
Кроме того, суд при назначении наказания подсудимому руководствуется положениями ч.5 ст.62 УК РФ, так как особый порядок рассмотрения уголовного дела был прекращен не по инициативе последнего.
Принимая во внимание, что преступление совершено подсудимым Григорьевым В.П. в период испытательного срока, установленного при условном осуждении приговором Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 18 февраля 2014 года, которое ему отменено постановлением Ленинского районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 30 декабря 2014 года, то окончательное наказание должно быть ему назначено по совокупности приговоров по правилам, предусмотренным ч.1 ст.70 УК РФ.
Согласно п «б» ч.1 ст.58 УК РФ подсудимый Григорьев В.П. должен отбывать наказание в исправительной колонии общего режима, так как совершил тяжкое преступление не в условиях рецидива преступлений.
Вещественное доказательство, нож, как орудие преступления и не представляющий материальной ценности, подлежит уничтожению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307 – ст.309 УПК РФ,
приговорил:
Григорьева В.П. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ (в редакции Федерального закона №26 от 07 марта 2011 года), назначить ему наказание по этой статье в виде трех лет шести месяцев лишения свободы.
В соответствии с ч.1 ст.70 УК РФ по совокупности приговоров, путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытой части наказания, назначенного по приговору Правобережного районного суда г.Магнитогорска Челябинской области от 18 февраля 2014 года, окончательно определить Григорьеву В.П. к отбытию в виде пяти лет лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Меру пресечения Григорьеву В.П. до вступления приговора в законную силу оставить прежней – в виде заключения под стражу.
Срок отбытия наказания Григорьеву Ю.Е исчислять 26 августа 2015 года. Зачесть ему в срок отбывания наказания его содержание под стражей с 20 июля 2015 года по 25 августа 2015 года.
Вещественное доказательство – нож, по вступлении приговора в законную силу, уничтожить.
Приговор может быть обжалован сторонами в апелляционном порядке в Челябинский областной суд в течение десяти суток со дня его провозглашения путем подачи апелляционных жалоб и представления через Орджоникидзевский районный суд г.Магнитогорска Челябинской области, а осужденным в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, о чем должно быть указано в его апелляционной жалобе.
В случае подачи апелляционного представления или апелляционных жалоб другими участниками судопроизводства, затрагивающих интересы осужденного, ходатайство об участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции подается осужденным в течение десяти суток с момента вручения ему копии апелляционного представления либо апелляционных жалоб.
Судья: А.Н. Выдрин
Приговор вступил в законную силу 10 ноября 2015 года.