Дело № 2-1057/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Старая Русса 18 октября 2018 года
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Дмитриевой С.В.,
при секретаре Павловой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ивановского сельского поселения обратилась в суд с иском к Администрации Старорусского муниципального района, в рамках которого просит обязать ответчика обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с заявлением о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - артезианская скважина и водопроводная сеть протяженностью 2.8 км в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня -2 штуки, водопроводная сеть протяженностью 3.00 км. в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня -2 штуки, водопроводная сеть протяженностью 3,1 км в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня, водопроводная сеть протяженностью 2.6 км. в <адрес> с целью последующего принятия указанных объектов в муниципальную собственность. В обоснование заявленных требований указано, что объекты водоснабжения находятся на территории Ивановского сельского поселения, которое в свою очередь входит в состав Старорусского муниципального района. Вышеназванный комплекс инженерных сооружений является бесхозяйным, при этом организация водоотведения в границах поселения относится к вопросам местного значения муниципального района. Обращение с иском обусловлено бездействием ответчика по вопросу постановки указанного объекта на учет в качестве бесхозяйного, так как отсутствие собственника влечет несвоевременное и некачественное решение вопросов по обеспечению надлежащего технического и санитарно-эпидемиологического состояния водопроводной системы, несвоевременному проведению ремонтных работ, устранению аварий в процессе их эксплуатации. К вышеуказанным объектам водоснабжения присоединены социально-значимые объекты, которые обеспечивают инфраструктуру: в <адрес> четыре 18-квартирных и 28 индивидуальных дома, с численностью 178 человек; начальная школа - детский сад, сельский Дом культуры, почта, котельная в <адрес>; один 8-квартирный дом и 52 индивидуальных дома, с численностью проживающих 165 человек; сельский Дом культуры, Администрация сельского поселения, МФЦ, почта. в <адрес> - 46 индивидуальных жилых домов, зарегистрировано 94 человека, в <адрес> - 49 индивидуальных жилых домов, зарегистрировано 102 человека.
В судебное заседание представитель Администрации Ивановского сельского поселения Михайлова О.А. не явилась, предоставила заявление, в котором просит дело рассмотреть без представителя истца, требования поддерживает в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Старорусского муниципального района Новгородской области не явился, о дате, времени и месте разбирательства дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.
Исследовав письменные материалы, имеющиеся в деле, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 11 Гражданского кодекса РФ и статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, обращаясь в суд, истец должен доказать, что его права или законные интересы были нарушены. Судебной защите подлежит только нарушенное право.
В силу ст. 42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об охране окружающей среды", хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
На основании пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Из письма Администрации Ивановского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрация обращалась с письмом к Главе администрации Старорусского муниципального района с просьбой поставить на учет бесхозяйные объекты, расположенные на территории <адрес>
Из письма Главы администрации Старорусского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в постановке на учет бесхозяйного имущества отказано, одновременно указывают на необходимость получения решения суда об обязании Администрации района поставить на учет бесхозяйные объекты недвижимости.
В силу ст. 1 Областного Закона, принятого Постановлением Новгородской областной Думы от 22.10.2014 N 1202-5 ОД, на основании части 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", за сельскими поселениями Новгородской области закреплены отдельные вопросы местного значения из числа вопросов местного значения городских поселений: с ДД.ММ.ГГГГ закреплены за сельскими поселениями Новгородской области вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 15, 18, 22, 33.1, 38 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Положениями ст. 14 Федерального закона N 131 - ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", установлены вопросы местного значения городского, сельского поселения.
Частью 1 указанной статьи определены вопросы местного значения городского поселения, в том числе, п. 4) организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; п. 5) дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; п. 15) создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам; п. 18) участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов; п. 22) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения; п. 33.1) предоставление помещения для работы на обслуживаемом административном участке поселения сотруднику, замещающему должность участкового уполномоченного полиции; п. 38) осуществление мер по противодействию коррупции в границах поселения.
В частях 3, 4 указанной статьи, к вопросам местного значения сельского поселения отнесены вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов.
В ст. 4 Устава Ивановского сельского поселения, не содержится сведений о том, что к вопросам местного значения относятся организация в границах поселения водоснабжения населения и водоотведения.
Статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416 - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" определено, что под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.
Следовательно, канализационная сеть предназначена для водоотведения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Согласно ч. 5 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона, в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Учитывая, отсутствие собственника объектов водоснабжения, используемых для водоотведения жилых многоквартирных домов, зданий школы, детского сада, почты, котельной, МФЦ, Дома культуры и администрации сельского поселения в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес>, суд приходит к выводу, что указанные сооружения, являются бесхозяйными объектами.
Отсутствие собственника, а также гарантирующей организации, является недопустимым, поскольку приводит к отсутствию контроля за состоянием работоспособности объектов водоснабжения, отсутствию обязанности по их содержанию и ремонту, что может привести к аварийным ситуациям, утечки содержимого сети, к загрязнению и отравлению почвы, воды и другим неблагоприятным последствиям как для окружающей природной среды, так и для человека.
В соответствии со ст. 225 Гражданского кодекса РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В п. 4 раздела 1, п. 5 раздела 2 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 г N 580, предусмотрено, что на учет принимаются объекты недвижимого имущества, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались, в порядке, предусмотренном статьей 225 и статьей 236 Гражданского кодекса РФ. В качестве основания постановки на учет указано заявление органа местного самоуправления.
Признание права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь осуществляется в порядке особого производства по заявлению органа, уполномоченного управлять муниципальным имуществом, в соответствии со ст. ст. 290 - 293 ГПК РФ.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм, органы местного самоуправления, уполномоченные управлять муниципальным имуществом, обязаны принимать меры по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, в том числе сетей водоснабжения населения, водоотведения, тем самым создавать необходимые условия для контроля и надзора за ними и, в последствии, обеспечения признания права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Исходя из того, что постановка на учет является первым этапом в организации мероприятий, направленных на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, в обеспечении признания права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения, а также полномочий Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области, к компетенции которой отнесены организация в границах поселения водоотведения, организация благоустройства территории поселения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, то и с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости, расположенных на территории Ивановского сельского поселения Старорусского муниципального района Новгородской области, должен обратиться ответчик - Администрация Старорусского муниципального района Новгородской области, являющаяся органом местного самоуправления, на территории которого и находятся указанные бесхозяйные недвижимые объекты.
На основании изложенного, руководствуясь ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", ст.ст. 11, 225 Гражданского кодекса РФ, ст.ст. 3, 11, 56, 196-199 Гражданско-процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Администрации Ивановского сельского поселения Старорусского района Новгородской области к Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области об обязании поставить на учет бесхозяйное недвижимое имущество, удовлетворить.
Обязать Администрацию Старорусского муниципального района Новгородской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости - артезианская скважина и водопроводная сеть протяженностью 2.8 км в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня -2 штуки, водопроводная сеть протяженностью 3.0 км. в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня -2 штуки, водопроводная сеть протяженностью 3,1 км в <адрес>; артезианская скважина, водонапорная башня, водопроводная сеть протяженностью 2.6 км. в <адрес>, расположенных на территории <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме через Старорусский районный суд Новгородской области.
Судья: С.В. Дмитриева