Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1313/2023 ~ М-1108/2023 от 06.07.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                

31 октября 2023 г.              <адрес>ёвск

Жигулевский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего – судьи Семеновой Н.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шурыгиной А.В.,

с участием:

- представителя истца – помощника прокурора г. Жигулевска Тимохиной М.И., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

- представителей ответчика ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» – Малаховой А.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Хохловой О.А., действующей на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1313/2023 по иску прокурора г. Жигулёвска, предъявленному в интересах Кулагиной А. В., к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» о возложении обязанности по обеспечению медицинскими изделиями, взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. Жигулевска, действуя в интересах Кулагиной А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в Жигулевский городской суд Самарской области с исковыми требованиями к Министерству здравоохранения Самарской области, ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ», требуя:

- возложить обязанность на Министерство здравоохранения Самарской области в соответствии с нуждаемостью и на основе стандартов медицинской помощи организовать обеспечение Кулагиной А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до изменения её состояния здоровья по назначению лечащего врача тест - полосками для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) из расчета не менее 4 штук в сутки,

- возложить обязанность на ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» по своевременному оформлению рецептов Кулагиной А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения до изменения состояния её здоровья по назначению лечащего врача на тест – полоски для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцеты (наконечники к ручке – скарификатору) из расчета не менее 4 штук в сутки;

- взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> в пользу Кулагиной А.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;

- взыскать с ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» в пользу Кулагиной А.В. компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей;

- решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование заявленных требований в иске указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями, по результатам которой выявлены нарушения, выразившиеся в следующем.

Кулагина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается у врача-эндокринолога в ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» с 2011 года с диагнозом: <данные изъяты>.

В соответствии с п. 8 ст. 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" Кулагина А.В. получила право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, в том числе, на обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объёме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания.

Статьей 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - ФЗ № 323-ФЗ) предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих" сахарный диабет включен в перечень социально значимых заболеваний (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Согласно ч. 1 ст. 37 ФЗ № 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается на основе стандартов медицинской помощи.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», утвержден Перечень групп населения и категории заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Кроме того, указанным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 диабет включен в перечень категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения (в частности, инсулиновые шприцы, иглы к ним, средства диагностики, в том числе тест-полоски для определения сахара в крови) отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно выписному эпикризу из медицинской карты стационарного больного Кулагиной А. В. рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы (гликемии) не реже 4 раз в сутки.

Согласно Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно (Приложение № 1 к Постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 N 890), лицам страдающим диабетом бесплатно предоставляются все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

Для измерения уровня глюкозы необходимо делать прокол пальца, который осуществляется с помощью устройства. В комплект к устройству для прокалывания пальца входят ланцеты. Согласно инструкции по применению ланцетов они являются одноразовыми.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предусмотрено предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.

Соответственно законодательством предусмотрено обеспечение больных сахарным диабетом инсулиновыми шприцами, иглами к ним и средствами диагностики.

Из представленного ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» лицевого счёта пациента на имя Кулагиной А. В. следует, что ей в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выдано всего 8 упаковок на 50 штук медицинского препарата «тест-полоски» к системе контроля уровня глюкозы в крови. Ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) не выписывались.

Таким образом, за указанный период времени Кулагина А.В. нуждалась минимум в 1832 тест-полосках и ланцетах (458 дней х 4 измерения).

Опрошенная Кулагина А.В. подтвердила нуждаемость в указанных медицинских изделиях.

При указанных обстоятельствах, по мнению прокурора города, не обеспечение инвалида III группы, страдающего диабетом, жизненно необходимыми медицинскими изделиями ставит её жизнь и здоровье под угрозу, поскольку ограничивает возможности в проведении диагностики сахара в крови, а также возможности оперативного выявления симптомов, свидетельствующих об угрозе жизни и здоровью, в качестве компенсации морального вреда подлежит возмещению сумма в размере 20 000 рублей, в связи с чем предъявлен настоящий иск. Кулагина А.В. является инвалидом III группы, по состоянию здоровья не работает, не имеет возможности самостоятельно защитить свои права, в связи с чем просила восстановить свои нарушенные права прокуратуру города.

Прокурор также просит обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку не обеспечение Кулагиной А.В. медицинскими изделиями ставит под угрозу её жизнь и здоровье.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора <адрес> Тимохина М.И. требования и доводы иска поддержала, настаивала на их удовлетворении.

Истец Кулагина А.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом – судебной повесткой, направленной по адресу, указанному в исковом заявлении, о причинах неявки суд в известность не поставила. Из текста письменных объяснений Кулагиной А.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она является <данные изъяты> с 2015 года с диагнозом <данные изъяты> По данному заболеванию состоит на учете у врача-эндокринолога с 2011 года. Измерение глюкозы в крови необходимо проводить минимум 4 раза в сутки, а при необходимости и более 10 раз в сутки. Для контроля глюкозы необходимо использовать тест-полоски и ланцеты. Количество выдаваемых в поликлинике тест-полосок не покрывает их реальную потребность в их использовании. С января 2022 года по ДД.ММ.ГГГГ выдано 8 упаковок тест-полосок, ланцеты не выдавались. С учетом изложенного, Кулагина А.В. полностью поддерживает инициативу прокуратуры города об обращении в суд в её интересах с целью обеспечения расходными материалами в необходимых количествах, а также просила взыскать компенсацию морального вреда.

Представители ответчика ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» - Хохлова О.А. и Малахова А.Е. в судебном заседании требования иска не признали, сославшись на доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, согласно которым, в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р утвержден перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецепту на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, а именно: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуар к инсулиновой помпе. Выдача ланцетов данным распоряжением не предусмотрена.

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323- ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункт 3 части 1 статьи 16 Федерального закона N 323-ФЗ).

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 290 от 22 июня 2012 г., Министерство здравоохранения Самарской области является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Таким образом, именно на Министерство здравоохранения Самарской области возложены обязанности по надлежащей реализации мероприятий, направленных на обеспечение медицинскими изделиями определенных групп населения, к которым относится и Кулагина А.В..

ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» выполняет требования федерального законодательства в сфере обеспечения граждан лекарственными средствами и медицинскими изделиями в рамках выделенных Министерством здравоохранения Самарской области средств.

Статьей 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи").

В силу части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включаются социальные услуги, в том числе, обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Согласно изложенным нормам медицинские изделия, предоставляемые в рамках социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона "О государственной социальной помощи", определены в Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р. В этом перечне не указаны медицинские изделия, истребуемые истцом для Кулагиной А.В., а потому законных оснований у ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» для выписки рецепта на ланцеты не имеется.

Действующим Порядком назначения и выписывания медицинских изделий, утвержденным приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. N 1181н, предусмотрено, что назначение и выписывание медицинских изделий осуществляется только лечащим врачом медицинской организации, следовательно, действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан-инвалидов лекарственными препаратами за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата либо средства диагностики.

Согласно ч. 15 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», лечащий врач уполномочен на определение необходимости назначения медицинских изделий пациенту, а также их количества, в связи с чем обеспечивать пациентов возможно только в рамках выписанных рецептов лечащим врачом исходя из медицинских показаний.

Согласно части 15 статьи 2 Федерального закона № 323-ФЗ вопросы выбора средств и методов лечения исходя из медицинских показаний, в том числе определение количества выписываемых медицинских изделий (тест-полосок, расходных материалов), относятся к компетенции лечащего врача. Таким образом, количество необходимых для лечения, а соответственно и выписываемых, тест-полосок и расходных материалов определяет только лечащий врач. При этом, врач обязан исходить из конкретной клинической ситуации (образ жизни, течение диабета, количество ежедневных инъекций), а также из правил использования медицинских изделий, как это указано в инструкции по применению. То есть врач обязан выписывать объем медицинских изделий по потребности пациента.

Однако медицинская документация Кулагиной А.В. не содержит информации о назначении ей таких медицинских изделий как ланцет, не указан их вид, к какому средству диагностики (глюкометру) они назначаются, а соответственно и их количества, такой же информации не содержится и в исковом заявлении прокурора г. Жигулевска.

Более того, исковое заявление не содержит доводов истца о том, какими действиями ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» был причинен моральный вред Кулагиной А.В., тогда как никаких запросов, заявлений, обращений в адрес ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» об обеспечении Кулагиной А.В. дополнительными средствами диагностики не поступало, соответственно каких-либо отказов, нарушающих её права со стороны ответчика - ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» допущено не было. Рекомендации врача-эндокринолога выполняются в полном объеме исходя из нуждаемости пациента.

Таким образом, со стороны ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» нарушения прав Кулагиной А.В. не допущено, а соответственно правовых оснований для удовлетворения требований искового заявления не имеется.

Поскольку решение суда по данной категории дел не входит в содержащийся в статье 211 ГПК РФ перечень решений, подлежащих немедленному исполнению, а наличие особых обстоятельств, влекущих значительный ущерб или невозможность исполнения решения, истцом не доказано, то оснований для обращения решения к немедленному исполнению в данном случае также не имеется.

Кроме того, представитель ответчика пояснила, что тест - полоски были выданы Кулагиной А.В. в пределах финансирования. Ланцет не относится к средствам диагностики, а является медицинским инструментом, предназначенным для получения капель крови, а потому не может быть предоставлен Кулагиной А.В. бесплатно. Более того, Кулагина А.В. является <данные изъяты> группы, а потому на неё распространяет свое действие перечень групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен. Кулагина А.В. самостоятельно по вопросу выдачи тест-полосок не обращалась. Все лекарственные препараты Кулагина А.В. получает по рецептам. Согласно лицевому счету Кулагина А.В. ежемесячно получала препараты на основании рецептов, выписываемых врачом. В настоящее время Кулагина А.В. обеспечена необходимым количеством тест-полосок до января 2024 года.

Представитель ответчика - Министерства здравоохранения <адрес> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.

В ранее представленном отзыве на исковое заявление представитель данного ответчика исковые требования прокурора просил оставить без удовлетворения, указывая, что порядок назначения и выписывания медицинских изделий утвержден приказом министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. № 1181н.

Согласно Порядку назначения медицинских изделий сведения о назначенном и выписанном медицинском изделии (наименование медицинского изделия, количество единиц медицинского изделия, ориентировочная длительность курса, обоснование назначения медицинского изделия) указываются в медицинской карте пациента.

Рецепты на медицинские изделия выписываются на рецептурных бланках установленной формы. Рецепт на медицинское изделие выписывается на имя пациента, для которого предназначено медицинское изделие.

С учетом статьи 70 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных частью 4 статьи 47 названного закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.

Порядком предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденным приказом Минтруда России № 929н, приказом Минздрава России № 1345н от 21 декабря 2020 г., установлено, что при обращении гражданина в медицинскую организацию лечащий врач (фельдшер, акушерка в случае возложения на них полномочий лечащего врача) по результатам осмотра пациента назначает лекарственные препараты, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов, оформляет рецепт (пункт 14 указанного Порядка).

Таким образом, наименование и количество необходимых пациенту медицинских изделий определяет лечащий врач. Эта информация должна содержаться в медицинской карте пациента. Соответственно требования истца о возложении обязанности на учреждение по оформлению рецептов, фактически адресовано не к учреждению, а к лечащему врачу. Вместе с тем, суд не может подменить собой лечащего врача, поскольку у него нет специальных познаний, необходимых для назначения лечения.

В настоящее время пациент обеспечен медицинскими изделиями в полном объеме.

Истец также обосновывает свою позицию постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890).

Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 обязанность субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не установлена.

Согласно абзацу 4 пункта 4 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, указанная норма направлена на своевременную организацию, совершение действий по оплате лекарственных средств. При этом данное положение не устанавливает полномочий по финансовому обеспечению лекарственными средствами, в связи с чем не может быть расценено как расходное обязательство субъекта РФ по финансированию обеспечения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Федеральным законодательством закреплены полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения. Федеральным законом № 178-ФЗ осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, и организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам, относится к полномочиям Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, переданным для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Установление постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 норм «порученческого» характера в отношении субъектов РФ не исключает необходимости применения норм федерального законодательства, регулирующих правовые основания возникновения расходных обязательств. Более того, постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 не может быть изменено установленное федеральными законами распределение полномочий между различными уровнями власти, а также механизм финансирования переданных с уровня Российской Федерации на уровень субъекта РФ полномочий.

В этой связи полагает, что ссылка на данный правовой акт для предъявления требований к государственному органу субъекта РФ не обоснована.

Согласно Федеральному закону 178-ФЗ полномочия по организации обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного закона, лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов по утвержденным в установленном порядке перечням, относятся к полномочиям Российской Федерации, переданным для осуществления органам власти субъектов Российской Федерации.

Средства на осуществление закупок лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов по утвержденным в установленном порядке перечням в рамках набора социальных услуг предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В настоящее время действует распоряжение Правительства РФ от 31 декабря 2018 г. № 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» (далее - Перечень 3053-р).

Таким образом, министерство уполномочено на расходование бюджетных средств в рамках действующего законодательства, в том числе Перечня 3053-р.

В рамках набора социальных услуг согласно Перечню 3053-р предусмотрено обеспечение иглами инсулиновыми: игла для автоинъектора (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 137610) и игла для подкожных инъекций/инфузий через порт (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий - 300880). Ланцетами обеспечение не предусмотрено.

Согласно постановлению Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление 890) в «Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно» указано, что при сахарном диабете отпускаются бесплатно: «все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики».

Средством диагностики является тест-полоска для глюкометра, без которой невозможна его работа. Ланцеты не являются средствами диагностики. Это самостоятельное вспомогательное изделие, предназначенное для получения капли крови, которое может быть заменено любым колющим изделием. При этом само по себе использование любого предмета для получения капли крови не влияет на работу глюкометра, так как он может измерять сахар крови без каких-либо игл.

Это также коррелируется с тем, что ланцеты не входят в Перечень № 3053-р, а также постановление 890.

Учреждения здравоохранения, подведомственные Министерству, в рамках выделенного финансирования, исходя из количества прикрепленного населения, составляют заявки для обеспечения льготных категорий граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями. Ответственность за качество составления заявки возложена на учреждение, где получает медицинскую помощь пациент. Лекарственные препараты и медицинские изделия поступают в учреждения здравоохранения строго в соответствии с заявленным количеством ежемесячно по графику.

Между тем истцом не представлены доказательства, из которых бы следовало, что Министерство не обеспечило заявки учреждения на закупку соответствующих медицинских изделий или отказало учреждению в выделении финансирования.

В соответствии с Положением о министерстве здравоохранения <адрес>, утвержденным постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , Министерство является органом исполнительной власти <адрес>, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории <адрес>.

Министерство не осуществляет ни медицинскую, ни фармацевтическую деятельность и не оказывало Кулагиной А.В. медицинских услуг.

Назначение и выписывание лекарственных препаратов, осуществляется лечащим врачом при наличии медицинских показаний, исходя из особенностей заболевания.

В этой связи отмечает, что Министерством не было допущено каких-либо противоправных действий в отношении Кулагиной А.В., сотрудниками Министерства вред не причинен.

Гражданско-правовая ответственность в сфере охраны здоровья граждан наступает в случаях, предусмотренных законом, при причинении материального или морального вреда здоровью (глава 59 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). Существенным обстоятельством для возложения ответственности на виновных лиц является необходимость установления причинно-следственной связи между действиями Министерства и наступившими последствиями.

Вместе с тем в исковом заявлении не приведены какие-либо доказательства вины Министерства в причинении морального вреда Кулагиной А.В., в связи с чем правовые основания для его возмещения по правилам главы 59 ГК РФ отсутствуют.

Также в исковом заявлении не подтвержден факт нарушения Министерством прав Кулагиной А.В., требования о компенсации морального вреда являются необоснованными. Поскольку в действиях Министерства виновные действия отсутствуют и не доказаны причинно-следственные связи между действиями министерства и наступившими последствиями основания для возмещения морального вреда отсутствуют.

В исковом заявлении также отсутствует информация о характере физических и нравственных страданий, причиненных Кулагиной А.В., а также сумме, в которую Кулагина А.В. оценивает их компенсацию. Из содержания искового заявления следует, что истец самостоятельно определил это за Кулагину А.В.. При этом моральные страдания тесно связаны с личностью физического лица и иное лицо не вправе представлять всю указанную информацию о моральных страданиях за лицо, которое их испытало.

Согласно статье 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» граждане обязаны заботиться о сохранении своего здоровья.

В тоже время отсутствуют документы, подтверждающие, что Кулагина А.В. обращалась в министерство по вопросу обеспечения медицинскими изделиями. Таким образом, она не проявляла заинтересованности в обеспечении необходимыми медицинскими изделиями.

Также при рассмотрении дела просит учесть, что учреждение является некоммерческой организацией, деятельность которой не направлена на извлечение прибыли.

Относительно обращения решения суда к немедленному исполнению, полагает данное требование необоснованным, в связи с тем, что Кулагина А.В. находится в удовлетворительном состоянии (отсутствует угроза жизни), в 2022-2023 г.г. вызовов скорой помощи, госпитализаций не было. Пациент в настоящее время обеспечен всеми необходимыми медицинскими изделиями, а отсутствие компенсации морального вреда не ставит под угрозу его жизнь и здоровье.

Ссылаясь на перечисленные выше обстоятельства, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований прокурору г. Жигулевска отказать в полном объеме.

Представители третьих лиц - Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд в известность не поставили.

Представитель третьего лица - Министерства Управления финансами Самарской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в ранее представленном отзыве на исковое заявление просил дело рассмотреть в свое отсутствие, указывая, что спорные правоотношения не затрагивают права и обязанности министерства. Количество измерений, содержащихся в подразделе 2.2 раздела 2 приказа Минздрава РФ от 01 октября 2020 г. № 1053н «Об утверждении стандартов медицинской помощи взрослым при сахарном диабете 1 типа» является усредненным показателем, то есть не является обязательным для всех лиц с соответствующим диагнозом, что также подтверждается сноской 3 к стандарту, согласно которой вероятность предоставления медицинских услуг или назначения лекарственных препаратов может принимать значения от 0 до 1, где 1 означает, что данное мероприятие проводится 100 % пациентов, соответствующих данной модели, а цифры менее 1 – указанному в стандарте медицинской помощи проценты пациентов, имеющих соответствующие медицинские показания. Таким образом, измерение уровня глюкозы в крови 4 раза в сутки не является обязательным, количество измерений определяет лечащий врач.

По имеющейся информации минздрав области осуществляет организацию обеспечения тест-полосками на основании заявок о необходимом количестве, поступающих от медицинских учреждений. Непосредственное обеспечение тест-полосками к функциям минздрава области не относится. Вместе с тем, истцом при определении надлежащего ответчика не учтено, что реализация полномочий по обеспечению населения медицинскими изделиями осуществляется за счет средств федерального бюджета - субвенций, передаваемых на уровень субъекта Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 28 декабря 2021 г. № 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов" за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета осуществляется финансовое обеспечения предоставления в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации субвенций на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в виде набора социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона «О государственной социальной помощи».

Согласно постановлению Правительства Самарской области от 22 декабря 2022 г. № 1209 "Об утверждении территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Самарской области на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов" тест-полоски для определения уровня глюкозы включены в перечень медицинских изделий, отпускаемых населению бесплатно. Ланцеты в данный перечень не включены.

Отмечено, что согласно постановлению Правительства РФ от 09 мая 2022 г. № 841 с 01 февраля 2022 г. норматив финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, установлен в размере 1007,9 рубля. Расчет осуществляется органами государственной власти Российской Федерации, а не Самарской области. Данный норматив используется для расчета размера субвенций, представляемой Самарской области из федерального бюджета в целях реализации переданных полномочий Российской Федерации.

Таким образом, на обеспечение истца лекарственными препаратами и медицинскими изделиями Самарской области предоставляется субвенция в размере 1 007,9 руб. в месяц в 2022 году, 1 127,8 руб. в месяц в 2023 году. Информацией о расходовании данных средств в отношении Кулагиной А.В. располагает министерство здравоохранения <адрес> как отраслевой орган и главный распорядитель бюджетных средств (далее - ГРБС) по ведомственной принадлежности расходов.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление переданных полномочий в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий (п. 5 ст. 42 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»).

Финансовое обеспечение осуществления отдельных полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета. В случаях, предусмотренных федеральным законом, финансовое обеспечение осуществления полномочий, переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации, может осуществляться за счет субвенций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (п. 3 ст. 42 ФЗ от 21 декабря 2021 г. № 414-ФЗ).

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе направлять собственные средства на осуществление полномочий РФ, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами (п. 4 ст. 42 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ).

Таким образом, при осуществлении переданных полномочий, субъект Российской Федерации не обязан направлять собственные средства на данные цели. Иное толкование нарушает установленный бюджетным законодательством принцип обеспечения финансирования переданных государственных полномочий за счет субвенций.

Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» (далее - постановление Правительства РФ от 30 июля 1994 г. № 890) обязанность субъектов Российской Федерации по обеспечению лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации не установлена.

Согласно абз. 4 п. 4 данного постановления Правительства РФ органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой.

Таким образом, указанная норма направлена на своевременную организацию, совершение действий по оплате лекарственных средств. При этом данное положение не устанавливает полномочий по финансовому обеспечению лекарственными средствами, в связи с чем не может быть расценено как расходное обязательство субъекта РФ по финансированию обеспечения лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

На основании изложенного полагает, что обязанность по обеспечению тест-полосками для определения содержания уровня глюкозы может быть возложена на министерство здравоохранения Самарской области за счет субвенций, предоставляемых из федерального бюджета на исполнение соответствующих переданных полномочий РФ, а при недостаточности субвенций - за счет средств федерального бюджета, в связи с чем, к участию в деле подлежит привлечению Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Доказательств того, что в результате действий (бездействия) ответчиков для истца наступили какие-либо конкретные вредные последствия, связанные с причинением физических и нравственных страданий, а также, что количество тест-полосок в рассматриваемый период предоставлено меньше, чем назначено лечащим врачом, истцом не представлены, в этой связи полагает, что требования о компенсации морального вреда являются необоснованными.

Судом в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав пояснения представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиками, что Кулагина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения является инвалидом III группы, инвалидность установлена бессрочно, наблюдается у врача-эндокринолога ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» с диагнозом «сахарный диабет 1 типа».

Из выписок из амбулаторной карты следует, что Кулагина А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГБУЗ СО «Жигулёвская ЦГБ» с диагнозом: Сахарный диабет 1 типа, целевой уровень гликированного гемоглобина до 6,5%. Дистальная диабетическая полинейропатия, сенсо-моторная форма. Диабетические микроангиопатии. Диабетическая нефропатия ХБР С2 А1.

Пациентка Кулагина А.В. наблюдается с сахарным диабетом 1 типа с 2011 года. Находится на интенсивной инсулинотерапии. В настоящее время получает инсулин ультракороткого действия Фиасп (Ринфаст) 30-36 ед в сутки п/к по ХЕ и инсулин длительного действия Туджео 30 ед в сутки п/к. В 2022 году и в первом квартале 2023 года госпитализации не было. Самоконтроль гликемии не менее 4 раз в сутки и ведение дневника пищевого поведения и контроля гликемии.

Из представленных в материалы дела выписок из лицевого счета пациента Кулагиной А.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ следует, что за счет федерального источника финансирования в указанный период посредством предоставления через аптеку ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» Кулагина А.В. была обеспечена, в том числе тест-полосками к системе контроля уровня глюкозы в крови в количестве 8 упаковок на 50 штук, тогда как согласно приведенных выше рекомендаций (4 тест - полоски в сутки), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (458 дней) ей требовалось обеспечение тест-полосками в количестве 1 832 шт. (458 дн. х 4 шт.).

Оценивая перечисленные выше доказательства, суд руководствуется следующим.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен, в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Из Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 № 3053-р, следует, что он включает в себя: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержанию глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2020 г. № 1145 с 01 февраля 2020 г. установлен норматив финансовых затрат в месяц на 1 гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов в размере 886,40 рублей.

Постановлением Правительства РФ от 08 июня 2021 г. № 869 с 01 февраля 2021 г. аналогичный норматив финансовых затрат в месяц установлен в размере 929,80 рублей, с 01 февраля 2022 г. на основании Постановления Правительства РФ от 09 мая 2022 г. № 841 в размере 1 007,90 рублей, а с 01 февраля 2023 г. на основании Постановления Правительства РФ от 20 апреля 2023 г. № 629 в размере 1127,8 рубля.

В суде установлено, что Кулагина А.В. относится к числу лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг согласно п. 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Согласно пункту 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2021 № 2505 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

В разделе III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" указаны болезни эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета и его сосудистых осложнений осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 59 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Приказом Минздрава России от 24 ноября 2021 г. N 1094н утверждены Порядок назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, Порядок оформления указанных бланков, их учет и хранение, формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, Порядок их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также Правила оформления бланков рецептов, в том числе в форме электронных документов" (Зарегистрировано в Минюсте России 30 ноября 2021 г. N 66124).

Согласно пункту 1 Порядка назначения лекарственных препаратов назначение лекарственных препаратов для медицинского применения (далее - лекарственные препараты) осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача, при оказании медицинской помощи в медицинских организациях, в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2012 г. N 252н "Об утверждении Порядка возложения на фельдшера, акушерку руководителем медицинской организации при организации оказания первичной медико-санитарной помощи и скорой медицинской помощи отдельных функций лечащего врача по непосредственному оказанию медицинской помощи пациенту в период наблюдения за ним и его лечения, в том числе по назначению и применению лекарственных препаратов, включая наркотические лекарственные препараты и психотропные лекарственные препараты", индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность (далее - медицинские работники).

Сведения о назначенном лекарственном препарате (наименование лекарственного препарата, дозировка, способ введения и применения, режим дозирования, продолжительность лечения и обоснование назначения лекарственного препарата) вносятся медицинским работником в медицинскую документацию пациента.

В соответствии с пунктом 6 указанного выше Порядка назначение лекарственного препарата в рецепте на бумажном носителе или рецепте в форме электронного документа оформляется на имя пациента, для которого предназначен лекарственный препарат.

Рецепт на бумажном носителе, оформленный на рецептурном бланке форм N 107/у-НП, N 107-1/у, N 148-1/у-88, N 148-1/у-04(л), утвержденных настоящим приказом, может быть получен пациентом, его законным представителем или лицом, имеющим оформленную в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации доверенность от пациента на право получения такого рецепта (далее - уполномоченное лицо).

Приказом Минтруда России N 929н, Минздрава России N 1345н от 21 декабря 2020 г. утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан" (Зарегистрировано в Минюсте России 11 мая 2021 г. N 63365), который регулирует предоставление гражданам из числа категорий, поименованных в статьях 6.1 и 6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", сведения о которых содержатся в Федеральном регистре лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, набора социальных услуг, включающего, в том числе, социальные услуги по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. № 3053-р включены иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются, в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых «сахарный диабет», бесплатной медицинской помощи, включая обеспечение медицинскими изделиями, в т.ч. предназначенными для диагностики.

Постановлением Правительства Самарской области от 22 июня 2012 г. N 290 утверждено Положение о министерстве здравоохранения Самарской области, согласно которому министерство здравоохранения Самарской области (далее - министерство) является органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим реализацию государственной политики в сфере охраны здоровья, руководство системой здравоохранения в целях реализации конституционных прав граждан на медицинскую помощь на территории Самарской области.

Министерство является главным администратором (администратором) доходов областного бюджета, администратором доходов федерального бюджета в соответствии с действующим законодательством.

В рамках закрепленных предметов ведения министерство здравоохранения Самарской области наделено полномочиями, в том числе, по организации исполнения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на очередной финансовый год и плановый период; по организации обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности.

Из п. 3 ч. 1 ст. 16 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» следует, что к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья среди прочего относится разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории Самарской области постановлением Правительства Самарской области от 27 ноября 2013 г. N 674 утверждена государственная программа Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы".

Названная программа предусматривает предоставление гражданам, страдающим сахарным диабетом - всех лекарственных препаратов на основании стандартов оказания медицинской помощи, спирта этилового (100 граммов в месяц), шприцов инсулиновых, автоинъекторов, игл к ним, средств диагностики по индивидуальным показаниям по решению врачебной комиссии (Приложение 1 к Подпрограмме "Совершенствование системы лекарственного обеспечения в Самарской области" на 2014 - 2024 годы), а также совершенствование системы оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи (кроме социально значимой медицинской помощи) (Приложение 2 к Государственной программе Самарской области "Развитие здравоохранения в Самарской области" на 2014 - 2032 годы).

Реализация мероприятий государственной программы осуществляется за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств областного бюджета, формируемых за счет планируемых к поступлению в областной бюджет в соответствии с действующим законодательством средств федерального бюджета.

В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 N 3053-р «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг» предоставление тест-полосок (код 248900) и игл инсулиновых (код 137610 и 300880) для определения уровня глюкозы.

Согласно выписки из амбулаторной карты Кулагиной А.В. был рекомендован ежедневный самоконтроль уровня глюкозы не реже 4 раза в сутки.

При рассмотрении настоящего гражданского дела судом установлено, что Кулагиной А.В. выписывались рецепты на меньшее количество изделий медицинского назначения – тест-полосок, чем ей требовалось по состоянию здоровья, что нельзя признать соответствующим нормам ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Поскольку в ходе рассмотрения дела с очевидностью установлено, что Кулагина А.В. нуждается в средствах диагностики, к которым относятся ланцеты (наконечники к ручке-скарификатору) и тест-полоски, однако в необходимом количестве данными медицинскими изделиями не обеспечивалась, суд признает требования иска подлежащими удовлетворению.

Доводы ответчика о том, что предоставление истцу необходимых медицинских изделий не предусмотрено нормативными актами суд признает несостоятельными, поскольку предоставление необходимого медицинского оборудования предполагает и обеспечение необходимыми одноразовыми расходными материалами к нему. Данные доводы противоречат положениям части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", по смыслу которой допускается назначение и применение медицинских изделий, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии. У врачебной комиссии ответчика есть право принять решение об обеспечении истца необходимыми медицинскими изделиями помимо тех, что прямо предусмотрены в списке.

Отказ в обеспечении истца как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием "сахарный диабет", за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (иглы-скарификаторы) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи. С учетом изложенного доводы ответчика об отсутствии правовых оснований для обеспечения истца необходимыми ей медицинскими изделиями – ланцетами (наконечниками к ручке-скарификатору) нельзя признать соответствующим нормам Закона Российской Федерации "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Разрешая требования о взыскании компенсации морального вреда, суд исходит из следующего.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом совокупности юридически значимых обстоятельств - наличие у Кулагиной А.В. права на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, неполучение их в установленные сроки на бесплатной основе в достаточном количестве, наличие в связи с этим нравственных страданий, обусловленных переживаниями по поводу жизни и здоровья, возможных отрицательных последствий из-за несвоевременного отслеживания уровня показателя глюкозы в крови, степени вины и бездействия, имевших место со стороны ответчиков, выразившихся в неисполнении возложенной на ГБУЗ СО «Жигулевская ЦГБ» обязанности выписывать бесплатные рецепты на получение тест-полосок в необходимом количестве и своевременное обеспечение Кулагиной А.В. в установленном порядке необходимыми тест-полосками, принимая во внимание принцип разумности и справедливости, степень причиненных Кулагиной А.В. нравственных страданий, суд полагает необходимым и достаточным определить к взысканию с Министерства здравоохранения Самарской области в пользу Кулагиной А.В. компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей, с ГБУЗ СО «Жигулевская Центральная городская больница» в размере 5 000 рублей. При этом, суд полагает, что заслуживают внимания доводы представителей ответчика о том, что каких-либо жалоб в адрес министерства и бюджетного учреждения относительно обеспечения Кулагиной А.В. медицинскими изделиями, а также относительно качества предоставленных ей медицинских услуг не поступало. Доказательств обратного, суду вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено.

Разрешая требования об обращении решения суда к немедленному исполнению, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о: взыскании алиментов; выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев; восстановлении на работе.

На основании ч. 1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.

В соответствии с разъяснениями, данными в пункте 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в статье 212 ГПК РФ, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.

Оценивая перечисленные выше доказательства, суд оснований к обращению решения к немедленному исполнению, установленных статьей 211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в возникших правоотношениях с учетом их характера, не усматривает, поскольку доказательств наличия особых обстоятельств, способных привести к значительному ущербу для истца, а также невозможности исполнения решения суда, стороной истца вопреки требованиям ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не предоставлено, напротив, как следует из пояснений сторон и представленных суду материалов пациент Кулагина А.В. в настоящее время обеспечена тест-полосками в необходимом количестве на период до января 2024 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора <адрес>, предъявленные в интересах Кулагиной А. В., удовлетворить частично.

Обязать ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (ИНН ) выписывать Кулагиной А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения рецепты на бесплатное получение тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 4 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> (ИНН ) обеспечить получение Кулагиной А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения тест-полосок для определения содержания глюкозы в крови (код вида в номенклатурной классификации медицинских изделий 248900) и ланцетов (наконечников к ручке-скарификатору) исходя из необходимости производить 4 измерения в сутки на весь период лечения до момента окончания или изменения схемы лечения.

Взыскать с Министерства здравоохранения <адрес> (ИНН ) в пользу Кулагиной А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты> <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 8 000 рублей.

Взыскать с ГБУЗ СО «Жигулевская центральная городская больница» (ИНН в пользу Кулагиной А. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт <данные изъяты> компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

Прокурору г. Жигулевска в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы (представления) в Жигулевский городской суд.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области             Н.Ю. Семенова

Решение суда в окончательной форме изготовлено 31 октября 2023 г.

Судья Жигулевского городского суда

Самарской области             Н.Ю. Семенова

2-1313/2023 ~ М-1108/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кулагина А.В.
Прокурор г. Жигулевска
Ответчики
Министерство здравоохранения Самарской области
ГБУЗ СО "Жигулевская ЦГБ"
Другие
Министерство финансов Российской Федерации
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Министерство управления финансами Самарской области
Суд
Жигулевский городской суд Самарской области
Судья
Семенова Н.Ю.
Дело на странице суда
zhigulevsky--sam.sudrf.ru
06.07.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.07.2023Передача материалов судье
07.07.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.08.2023Подготовка дела (собеседование)
04.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.08.2023Предварительное судебное заседание
08.09.2023Судебное заседание
04.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Судебное заседание
31.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.12.2023Дело оформлено
01.12.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее