Дело № 2-774/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2020 года г. Семикаракорск
Семикаракорский районный суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Курносова И.А.,
при секретаре Угловой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Зиновьева Виктора Николаевича к Крестьянинову Анатолию Анатольевичу и Крестьянинову Александру Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Зиновьев В.Н. обратился в суд с иском к Крестьянинову А.А. о взыскании компенсации морального вреда, обосновывая исковые требования тем, что 4 июля 2020 года в <адрес>, в ходе словесного конфликта Крестьянинов А.А. нанес ему два-три удара рукой по голове, причинив ему телесные повреждения в виде параорбитальной гематомы слева, ссадины щечной области слева, травматического отека мягких тканей лица и головы, не повлекшие вреда здоровью. Своими действиями Крестьянинов А.А. нанес ему моральный вред, выразившейся в моральных и физических страданиях, физической боли, душевных страданий, бессонницы. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ, истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, а также судебные расходы на оплату юридических услуг по подготовке искового заявления в размере 2 500 рублей.
Он же, обратился в суд с иском к Крестьянинову А.А. о взыскании компенсации морального вреда, обосновывая исковые требования тем, что 4 июля 2020 года в <адрес>, в ходе словесного конфликта Крестьянинов А.А. нанес ему несколько ударов рукой в область головы, причинив ему телесные повреждения в виде параорбитальной гематомы слева, ссадины щечной области слева, травматического отека мягких тканей лица и головы, не повлекшие вреда здоровью. Своими действиями Крестьянинов А.А. нанес ему моральный вред, выразившейся в моральных и физических страданиях, физической боли, душевных страданий, бессонницы. На основании изложенного, в соответствии со ст. ст. 151, 1099, 1101 ГК РФ, истец просил суд взыскать с ответчика в его пользу компенсацию морального вреда в размере 30 000 рублей, а также судебные расходы на оплату юридических услуг по подготовке искового заявления в размере 2 500 рублей.
Определением Семикаракорского районного суда Ростовской области от 14.12.2020 гражданское дело по иску Зиновьева Виктора Николаевича к Крестьянинову Анатолию Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда, и гражданское дело по иску Зиновьева Виктора Николаевича к Крестьянинову Александру Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда соединены в одно производство.
В судебном заседании истец Зиновьев В.Н. поддержал свои исковые требования, суду пояснил, что 04.07.2020 около 09 часов он возвращался из <адрес> в <адрес> на велосипеде, ехал по краю проезжей части по правой стороне. При этом у него не имелось светоотражателей и осветительных устройств ни на одежде, ни на велосипеде. Примерно в 500 метрах от АЗС его подрезал автомобиль кроссовер белого цвета, государственный регистрационный знак №, из которого вышли ответчики Крестьянинов А.А. и Крестьянинов А.А. (отец и сын). Старший Крестьянинов А.А. оскорбил его словесно и нанес ему два или три удара кулаками в голову, после чего его сын Крестьянинов А.А. также нанес ему два или три удара кулаками в область головы. Ответчики уже собирались уезжать, он сказал им, что их бог накажет. Они вернулись и еще нанесли ему пару ударов по голове. Затем старший Крестьянинов А.А. свалил его с велосипеда на землю, а младший Крестьянинов А.А. попытался нанести ему удар ногой по ребрам, но удар не получился, нога лишь скользнула по туловищу. Потом младший Крестьянинов А.А. выкинул его велосипед в канаву, и ответчики уехали. Ответчики причинили ему телесные повреждения в виде закрытой черепно-мозговой травмы, сотрясение головного мозга, ссадины и ушибы. Он был не в состоянии продолжать движение на велосипеде, так как у него было головокружение, он докатил велосипед домой, затем обратился в больницу, где проходил стационарное лечение. Действиями ответчиков ему причинены нравственные и физические страдания.
Ответчик Крестьянинов А.А. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что в июле 2020 года, точную дату он не помнит, примерно в девять часов вечера, он на автомобиле отвозил своего сына из <адрес> в <адрес>. Не доезжая где-то 300 метров до АЗС, ему на встречу двигалась вереница автомобилей с включенным ближним светом, и тут неожиданно перед ним оказался велосипедист. Благодаря тому, что у него тридцатилетний стаж вождения автомобилем, ему удалось избежать наезда на велосипедиста и не столкнуться с встречными автомобилями. Объехать справа велосипедиста не было возможности. Он объехал велосипедиста слева, остановил автомобиль, он и его сын вышли из автомобиля. Он спросил у велосипедиста, как позже выяснилось - это был Зиновьев В.Н., почему тот двигается на велосипеде без светоотражателей, тем самым нарушает Правила дорожного движения. Они могли сбить велосипедиста или столкнуться с встречными автомобилями. Зиновьев В.Н. не извинился, сказал, что они сами виноваты, так как двигались с большой скоростью. Спровоцировал конфликт. Он был в стрессовом состоянии и нанес Зиновьеву В.Н. пару ударов в голову. После чего он и его сын пошли к автомобилю, а Зиновьев В.Н. пошел следом за ними, чтобы разглядеть и запомнить государственный регистрационный знак его автомобиля, и сказал, что их бог накажет, стал высказывать проклятия в их адрес. Пришлось вернуться и еще пару раз ударить Зиновьева В.Н.. Удары Зиновьеву В.Н. наносил только он, его сын не бил Зиновьева В.Н.. Они сказали Зиновьеву В.Н., чтобы тот не ехал на велосипеде, а катил его по обочине, после чего уехали.
Ответчик Крестьянинов А.А. в судебном заседании иск не признал, согласился с объяснениями своего отца Крестьянинова А.А., пояснив, что у них не было намерения причинять истцу какие-либо телесные повреждения, истец сам спровоцировал конфликт своими действиями, словами, поведением. Он истца не бил, но мог его задеть, так как сдерживал своего отца, жестикулировал, нервничал и кричал, потому что испытал стресс. Ногами и кулаками он не наносил никаких ударов. Велосипед он передвинул и убрал с проезжей части.
Помощник прокурора Семикаракорского района Ростовской области Мельник Д.М. в своем заключении считала, что исковые требования Зиновьева В.Н. подлежат удовлетворению, но в меньшем размере.
Выслушав стороны, помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 150 ГК ГФ здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, отнесены к нематериальным благам.
В соответствии с п.2 ст.150 ГК РФ нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является компенсация морального вреда.
В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические и нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно п.1 ст.1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В соответствии с п.2 ст.1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
Позиция Верховного Суда, выраженная в пункте 8 Постановления Пленума от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», устанавливает, что размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в деньгах и полного возмещения, предусмотренная законом денежная компенсация должна лишь отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.
В силу ст.1083 ГК РФ суд по своему усмотрению может уменьшать размеры возмещения, основываясь на таком критерии, как имущественное положение причинителя вреда.
В судебном заседании было установлено, что 4 июля 2020 года в 21 час 35 минут Крестьянинов А.А. и Крестьянинов А.А., находясь 550 метрах от АЗС, расположенной по адресу: <адрес>, в ходе возникшего на автодороге <адрес> – <адрес> словесного конфликта, умышленно нанесли Зиновьеву В.Н. два-три удара руками в область головы каждый, причинив Зиновьеву В.Н. телесные повреждения в виде: параорбитальной гематомы слева, ссадины щечной области слева, травматического отека мягких тканей лица и головы; которые квалифицируются, как не причинившие вред здоровью человека.
За указанные действия Крестьянинов А.А. и Крестьянинов А.А., каждый по отдельности, привлечены к административной ответственности и признаны виновными в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.1.1 КоАП РФ, и им назначено наказание в виде административного штрафа Крестьянинову Анатолию Анатольевичу в размере 5 000 рублей, Крестьянинову Александру Анатольевичу в размере 7 000 рублей.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются копиями вступивших в законную силу постановлений мирового судьи судебного участка № 1 Семикаракорского судебного района Ростовской области от 09.09.2020 (л.д.24-25, 61-62), копией заключения судебно-медицинского эксперта № 208 от 17.07.2020 (л.д.63-64).
В соответствии с ч.4 ст.61 ГПК РФ вступившие в законную силу постановления по делам об административных правонарушениях обязательны для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях действий лиц, в отношении которых вынесены постановления суда, по вопросам, имели ли место эти действия и совершены ли они данными лицами.
После полученных травм Зиновьев В.Н. с 04.07.2020 по 13.07.2020 находился на стационарном лечении в хирургическом отделении МБУЗ «ЦРБ» Семикаракорского района с диагнозом: ушиб мягких тканей лица и волосистой части головы, что подтверждается копией выписного эпикриза из истории болезни стационарного больного № 2044 (л.д.12, 49).
Доводы ответчиков о том, что Крестьянинов Александр Анатольевич не наносил удары Зиновьеву В.Н., суд отклоняет, поскольку они опровергаются копией вступившего в законную силу постановления мирового судьи судебного участка № 1 Семикаракорского судебного района Ростовской области от 09 сентября 2020 года по делу № 5-1-248/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.1.1 КоАП РФ (л.д.61-62).
В соответствии с п.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В силу ст.1080 ГК РФ лица, совместно причинившие вред, отвечают перед потерпевшим солидарно.
При таких обстоятельствах, в соответствии с вышеприведенными нормами права, и фактическими обстоятельствами дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Зиновьева В.Н. о взыскании с ответчиков компенсации морального вреда подлежат удовлетворению, но в меньшем размере.
Нанесение побоев неизбежно вызывает у любого человека нравственные и физические страдания. Но при решении вопроса о размере компенсации морального вреда следует учитывать конкретные фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, характер полученных истцом телесных повреждений, материальное положение лиц, причинивших вред, следуя принципам разумности.
Истец Зиновьев В.Н. является пенсионером. Ответчик Крестьянинов А.А. (старший) официально не трудоустроен, сведений о своих доходах суду не представил. Его сын Крестьянинов А.А. работает мастером в ПАО «Газпром газораспределение г. Ростов-на-Дону», сведений о своих доходах суду не представил.
Размер компенсации определенный истцом в 30 000 рублей с каждого из ответчиков не соответствует требованиям разумности и справедливости, поскольку ответчики причинили истцу телесные повреждения, не повлекшие за собой причинение вреда здоровью.
Суд считает, что, исходя из требований разумности и справедливости, и из фактических обстоятельств, при которых был причинен вред, размер компенсации морального вреда следует определить в сумме 15 000 рублей, которая подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца в солидарном порядке.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Заявления истца о взыскании с ответчиков расходов на оплату юридических услуг по подготовке исковых заявлений в общей сумме 5 000 рублей (по 2 500 рублей за каждое), суд находит не подлежащими удовлетворению, поскольку в нарушение ст.56 ГПК РФ истцом Зиновьевым В.Н. не представлены суду доказательства, подтверждающие его расходы на оплату этих юридических услуг.
Истцом Зиновьевым В.Н. представлены суду два договора на оказание комплексных юридических услуг по ведению гражданского дела от 27.10.2020, заключенные между Булановым В.Е. и Зиновьевым В.Н., согласно которым стоимость услуг составляет 2 500 рублей по каждому договору (п.6.1), услуги оплачиваются 100% предоплатой при подписании договора (п.6.2) (л.д.15, 52).
Вместе с тем, платежные документы, подтверждающие, что Зиновьев В.Н. уплатил Буланову В.Е. за оказанные юридические услуги по 2 500 рублей по каждому из двух договоров, или расписки Буланова В.Е. в получении денежных средств истцом в суд не представлены.
При таких обстоятельствах, суд находит заявления Зиновьева В.Н. о взыскании расходов на оплату юридических услуг не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с разъяснением, указанным в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года № 10 (в редакции Постановления Пленума ВС РФ от 06.02.2007г. № 6) при рассмотрении дел о компенсации морального вреда необходимо учитывать, что моральный вред признается законом вредом неимущественным, несмотря на то, что он компенсируется в денежной или иной материальной форме.
Согласно п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, при подаче искового заявления неимущественного характера, уплачивается физическими лицами в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иски Зиновьева Виктора Николаевича к Крестьянинову Анатолию Анатольевичу и Крестьянинову Александру Анатольевичу о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить частично.
Взыскать солидарно с Крестьянинова Анатолия Анатольевича и Крестьянинова Александра Анатольевича в пользу Зиновьева Виктора Николаевича компенсацию морального вреда в размере 15 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать солидарно с Крестьянинова Анатолия Анатольевича и Крестьянинова Александра Анатольевича в доход местного бюджета Семикаракорского района Ростовской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Семикаракорский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Курносов И.А.
Решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.