Председательствующий – Тюхтенева Т.В. Дело № 33-868
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 сентября 2015 года г. Горно-Алтайск
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи – Солоповой И.В.,
судей – Черткова С.Н., Шинжиной С.А.,
при секретаре – Абашкиной А.Ф.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ЧТМ, ЧВП, ЧВВ – БСВ на решение Улаганского районного суда Республики Алтай от 01 апреля 2015 года, которым
отказано в удовлетворении исковых требований ЧВП, ЧИВ, ЧТМ, действующей за себя и за несовершеннолетних детей ЧЮВ, ЧАВ, ЧАВ к администрации Челушманского сельского поселения, администрации МО «Улаганский район» о признании их пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком; признании домовладения, расположенного <адрес> вошедшим в зону затопления; о включении их в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>., и на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты>., обращении решения суда к немедленному исполнению.
Дополнительным решением Улаганского районного суда Республики Алтай от 20 июля 2015 года отказано в удовлетворении исковых требований ЧВВ к администрации Челушманского сельского поселения, администрации МО «Улаганский район» о признании его пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком; признании домовладения, расположенного <адрес>, вошедшим в зону затопления; о включении его в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты>., и на оказание финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости в размере <данные изъяты> обращении решения суда к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
В суд с исковым заявлением обратились ЧВП, ЧИВ, ЧВВ, ЧТМ, действующая за себя лично и в интересах несовершеннолетних детей ЧЮВ, ЧАВ, ЧАВ, к администрации Челушманского сельского поселения, администрации МО «Улаганский район» о признании пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводком на территории Улаганского района в мае-июне 2014 года; обязании включить домовладение, расположенное в <адрес> в границы зоны затопления; обязании включить в список граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи, и в список граждан, нуждающихся в оказании финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, обращении решения суда к немедленному исполнению, мотивируя свои требования тем, что истцы фактически постоянно проживают по адресу: <адрес> Домовладение по указанному адресу принадлежит СПК «Коо», в состав домовладения входят жилой дом, сени, кошара и тепляк. В мае-июне 2014 г. на территории <адрес> произошло наводнение, вышла из берегов река Чулышман. В результате наводнения было затоплено и домовладение по адресу: <адрес>, урочище «Чульча», которое в перечень объектов, попавших в зону затопления, определенных указанным распоряжением, не включено. В результате наводнения пострадало имущество истцов, был затоплен дом, другие постройки. Истцы не были включены в списки пострадавших в результате наводнения, так как домовладение не относится к территории Челушманского сельского поселения, а также истцы не зарегистрированы по указанному адресу. Администрация МО «Улаганский район» также отказала во включении в списки, мотивируя, что домовладение не входит в зону затопления, границы которой определены распоряжением № от <дата>г. Истцы зарегистрированы в по адресу: <адрес>. Указанный дом не попал в зону затопления. В доме в <адрес> находится все имущество истцов. В случае удовлетворения требований, истцы просят суд обратить решение суда к немедленному исполнению, поскольку в результате чрезвычайной ситуации ухудшилось материальное положение истцов, замедление исполнения решения суда может привести к более значительному ущербу. С учетом уточненных исковых требований истцы просили признать домовладение, расположенное по адресу: <адрес> вошедшим в зону затопления, произошедшего в мае-июне 2014 г. в Улаганском районе Республики Алтай.
При вынесении решения Улаганского районного суда Республики Алтай от 01 апреля 2015 года рассмотрены требования всех истцов, но не указано, каким образом разрешен вопрос по требованиям ЧВВ, в связи с чем, 20 июля 2015 года Улаганским районным судом Республики Алтай вынесено дополнительное решение суда.
Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе представитель ЧТМ, ЧВП, ЧВВ – БСВ, указывая, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Суд посчитал, что истцами не представлено доказательств постоянного проживания семьи Ч в <адрес> однако, данный факт и факт утраты имущества первой необходимости подтверждены свидетельскими показаниями председателя СПК «Коо» ЯТН, работника отдела сельского хозяйства администрации МО «Улаганский район», животноводами соседней стоянки, письменным ходатайством председателя СПК «Коо» от <дата>, справкой администрации Челушманского сельского поселения № от <дата>, актом обследования утраченного имущества от <дата>. Кроме того, суд не дал правовой оценки доказательствам, указывающим на то, что истцы действительно пострадали от паводка в мае-июне 2014 года, а именно ходатайству администрации МО «Улаганский район» № от <дата>г., ходатайству председателя СПК «Коо» от <дата>г., фотоснимков домовладения. Судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неудовлетворении исковых требований истцов, при имеющемся заявлении от ответчиков о признании иска.
Выслушав представителя ЧТМ, ЧВП, ЧВВ – БСВ, поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ исходя из доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим оставлению без изменения в связи со следующим.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 г. № 110 утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, которые устанавливают порядок выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее - резервный фонд) на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также на осуществление компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещение вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями.
В соответствии с п.п. «г», «д» п.2 Правил бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение следующих мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций: оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; а также оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
29 мая 2014 года на территории Республики Алтай в связи с резким ухудшением паводковой обстановки Распоряжением Правительства Республики Алтай № 315-р введен режим чрезвычайной ситуации.
Распоряжением № 584 от 29.05.2014 г. главы администрации МО «Улаганский район» с 29.05.2014 г. на территории МО «Улаганский район» введен режим «чрезвычайной ситуации».
Распоряжением главы муниципального образования «Улаганский район» № 596 от 07.06.2014 г. на период действия режима чрезвычайной ситуации на территории МО «Улаганский район» установлены границы зоны чрезвычайной ситуации в Челушманском сельском поселении.
Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. № 161 утвержден Порядок предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (далее - Порядок).
В целях предоставления указанной помощи п. 1 названного Порядка пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, ЧВП, ЧТМ, ЧИВ, ЧВВ, ЧЮВ, ЧАВ, ЧАВ зарегистрированы по адресу: <адрес>, проживают в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты>., принадлежащем СПК «Коо».
Согласно трудовых договоров, заключенных между СПК «Коо» и ЧИВ, ЧТМ, ЧВП, ЧВВ последние приняты в СПК «Коо» в должности скотников.
Уведомлением главы Челушманского сельского поселения от <дата> ЧВП, ЧВВ, ЧИВ, ЧТМ, действующей в своих интересах и интересах своих несовершеннолетних детей ЧАВ, ЧЮВ, ЧАВ, сообщено об отказе во включение в списки на оказание материальной помощи, в связи с утратой имущества первой необходимости, поскольку стоянка «Чульча» в похозяйственной книге не зарегистрирована, отсутствует регистрация по месту жительства, земля принадлежит СПК «Коо», и не входит в черту населения и в зону чрезвычайной ситуации.
Из распоряжения главы МО «Улаганский район» № от <дата> (с последующими изменениями и дополнениями, внесенными распоряжениями Главы администрации МО «Улаганский район» № от <дата>, № от <дата> года), жилой дом, в котором проживают истцы, не включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Администрацией МО «Улаганский район» отказано во внесении изменений в границы зоны чрезвычайной ситуации на территории МО «Улаганский район», установленного распоряжением главы администрации МО «Улаганский район» от <дата> № и включении жилого дома истцов в зону затопления, поскольку жилое помещение по адресу: <адрес> не входит в границы зоны затопления, истцы по данному адресу не зарегистрированы, что следует из ответа и.о. главы администрации МО «Улаганский район» № от <дата> г.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Постановления Правительства Российской Федерации от 15.02.2014 года №110 «О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий», Постановления Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 года №161 «Об утверждении Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости», пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истцов в полном объеме.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, так как он соответствует установленным обстоятельствам дела, основан на правильном применении норм материального и процессуального права, обстоятельствам дела и исследованным доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Довод апелляционной жалобы истцов о том, что дом, в котором они проживают, попал в зону затопления, судебной коллегией отклоняется, поскольку распоряжением главы МО «Улаганский район» № от <дата> указанный жилой дом не включен в границы зоны чрезвычайной ситуации.
Довод жалобы о том, что судом нарушены нормы процессуального права, выразившиеся в неудовлетворении исковых требований истцов, при имеющемся заявлении от ответчиков о признании иска, не влечет отмену решения суда ввиду следующего.
Согласно п.1 Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае-июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, утвержденного Постановлением Правительства Республики Алтай от 06.06.2014 г. № 161, пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в Республике Алтай, определенной органом местного самоуправления в Республике Алтай или руководителем работ по ликвидации чрезвычайной ситуации, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Учитывая, что жилой дом в <адрес> не входит в границы зоны чрезвычайной ситуации, определенной органом местного самоуправления МО «Улаганский район», заявление о признании ответчиком требований Ч не подлежало принятию судом как противоречащее закону и нарушающее права и законные интересы иных лиц.
При этом судебная коллегия указывает, что само по себе признание ответчиками иска при отсутствии у лица, заявившего исковые требования, факта нарушения соответствующего права или охраняемого законом интереса является тем обстоятельством, с которым положения ст. 39 ГПК РФ связывают обязанность суда не принимать признание ответчиками иска, поскольку такое признание противоречит требованиям закона и нарушает права и законные интересы иных лиц.
Довод жалобы о том, что судом не приняты во внимание показания свидетелей также нельзя признать состоятельными, поскольку суд при постановке решения принял во внимание все установленные по делу обстоятельства, дал всем доказательствам надлежащую оценку в их совокупности по правилам статей 56, 59, 67 ГПК РФ.
Иных доводов, которые бы опровергали выводы суда первой инстанции и служили основанием для отмены судебного постановления, апелляционная жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены по доводам апелляционной жалобы постановленного судом решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Улаганского районного суда Республики Алтай от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ЧТМ, ЧВП, ЧВВ – БСВ - без удовлетворения.
Председательствующий И.В. Солопова
Судьи С.Н. Чертков
С.А. Шинжина