Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-763/2019 от 28.02.2019

Судья Ванеева Н.В. Дело № 33а-763/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2019 РіРѕРґР°                       РіРѕСЂРѕРґ Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Щиголева Е.В. на решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 30 ноября 2018 г., которым вышеуказанное административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения административного ответчика Щиголева Е.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителей административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области по доверенностям Прилепского С.И. и Беловой А.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее МРИ ФНС России №5 по Орловской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Щиголеву Е.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что у Щиголева Е.В. имеется недоимка по транспортному налогу за 2014-2016 годы и по пени, начисленной в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, налога на землю и налога на имущество физических лиц.

Просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в общей сумме 391 694 рубля, в том числе за 2014 год в размере 33 334 рубля 33 копейки, за 2015 год – 180 588 рублей и за 2016 год – 176 832 рубля 75 копеек, а также пени по транспортному налогу в размере 939 рублей 16 копеек, пени по земельному налогу – 0 рублей 33 копейки и пени по налогу на имуществу – 0 рублей 01 копейка.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель административного истца по доверенности Прилепский С.И. поддерживал административные исковые требования в полном объеме, административный ответчик возражал против их удовлетворения, ссылаясь на то, что транспортный налог за 2014 год им уплачен, а также на то, что представленный налоговым органом расчет задолженности по транспортному залогу за 2015-2016 годы является неверным, при этом им пропущен срок на обращение в суд.

Судом постановлено решение об удовлетворении административных исковых требований Инспекции в полном объеме.

В апелляционной жалобе Щиголев Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об уплате им транспортного налога за 2014 года, а также о том, что судом первой инстанции оставлены без внимания обстоятельства, указывающие на недостоверность представленного административным истцом расчета задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), находит, что имеются основания для отмены обжалуемого решения, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как предусмотрено, пунктами 1 и 2 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 71 НК РФ предусматривается, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Анализ содержания данной нормы налогового законодательства, в совокупности с содержанием приведенного выше абзаца 1 пункта 2.1 НК РФ, позволяет прийти к выводу, что в случае перерасчета размера транспортного налога, после направления требования, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование.

В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Как установлено при рассмотрении дела, 12.10.2017г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области было направлено Щиголеву Е.В. налоговое уведомление №, в котором указывалось на необходимость уплатить в срок до 1.12.2017г. транспортный налог за 2014-2016 годы, земельный налог за 2016 год и налог на имущество физических лиц за 2016 год (т.1 л.д.43-46).

6.12.2017г. указанным налоговым органом Щиголеву Е.В. направлено требование № об уплате налогов и пеней, согласно которому ему было сообщено о наличии у него недоимки по налогам, задолженности по пеням и обязанности уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имуществе физических лиц в общей сумме 391125 рублей 08 копеек и пени за нарушение сроков уплаты вышеуказанных налогов в общей сумме 430 рублей 24 копейки (т.1 л.д.47, 48).

По заявлению Щиголева Е.В. о недостоверности расчета сумм транспортного налога, приведенного в налоговом уведомлении № от 12.10.2017г., административным истцом был произведен перерасчет сумм транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за налоговые периоды 2015 и 2016 годов.

В связи с этим 12.12.2017г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области направлено в адрес Щиголева Е.В. налоговое уведомление № по транспортному налогу за указанные выше периоды. В данном уведомлении налоговым органом сумма транспортного налога за 2015, 2016 годы, подлежащая уплате административным ответчиком, была пересчитана в сторону увеличения на общую сумму 40 рублей, относительно сумм налога за те же налоговые периоды, указанные в налоговом уведомлении №, и составила 394 541 рубль. Данную сумму налога налоговый орган обосновал приведенным в налоговом уведомлении № расчетом и предложил уплатить её налогоплательщику в срок до 8.02.2018г. (т.1 л.д.49-51).

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции Щиголевым Е.В. не оспаривалось то обстоятельство, что транспортный налог за 2015 и 2016 годы не был им уплачен, как в срок, указанный в налоговом уведомлении от 12.12.2017г. №, так и позднее.

19.02.2018г. административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате транспортного налога пени №. Данное требование содержит ссылку на вышеуказанное налоговое уведомление № от 12.12.2017г., однако размер недоимки по транспортному налогу, подлежащего уплате Щиголевым Е.В., в нем указан в меньшей сумме, чем размер исчисленного в данном налоговом уведомлении транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за 2015-2016 годы, а именно 357 420 рублей 75 копеек. Также в данном требовании указана подлежащей оплате пеня за нарушение срока уплата транспортного налога за 2015-2016 годы, в общей сумме 902 рубля 49 копеек (т.1 л.д.52, 53).

16.04.2018г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области обратилась к мировому судье судебного участка Краснозоренского района Орловской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Щиголева Е.В. задолженности по транспортному налогу в размере 391 694 рублей 58 копеек, в том числе задолженности по транспортному налогу за 2014 год – 33 334 рубля 33 копейки, по транспортному налогу за 2015 год – 180 588 рублей, по транспортному налогу за 2016 год – 176 832 рублей 75 копеек, пени по транспортному налогу в размере 939 рублей 16 копеек, пени по земельному налогу – 0 рублей 33 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц – 0 рублей 01 копейки.

В тот же день мировым судьей вышеуказанного судебного участка был вынесен соответствующий судебный приказ, который 3.05.2018г. определением того же мирового судьи был отменен в связи с поступившими возражениями должника.

7.09.2018г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области обратилась с вышеуказанными требованиями к Щиголеву Е.В. в Новодеревеньковский районный суд Орловской области в порядке административного искового производства.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводам о правильности представленного налоговым органом расчета задолженности, имеющейся у Щиголева Е.В. по транспортному налогу за 2014-2016 годы, а также по пеням за нарушение сроков уплаты транспортного налога за вышеуказанные периоды и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2016 год. При этом суд критически отнесся к доводам административного ответчика об уплате им транспортного налога за 2014 год.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает ошибочными, ввиду их преждевременности и в связи с тем, что они опровергаются доказательствами, представленными административным ответчиком в суде апелляционной инстанции.

Так, согласно налоговому уведомлению № от 3.04.2015г., направленному в 2015 году административному ответчику, за 2014 год ему был исчислен к уплате в срок до 1.10.2015г. транспортный налог в общей сумме 114922 рубля 92 копейки. В расчете размера данной суммы налога, приведенном в этом уведомлении, учтена также сумма транспортного налога за 2014 года 33 334 рубля 33 копейки, исчисленная за те же транспортные средства, что и в налоговом уведомлении № от 12.10.2017г., взыскиваемая административным истцом в рамках настоящего спора (т.2 л.д.106, 107).

При этом согласно представленным административным ответчиком при подаче апелляционной жалобы ответам на запросы из ПАО Сбербанк России и МРИ ФНС России №5 по Орловской области, транспортный налог за 2014 год в размере, указанном в вышеназванном уведомлении от 3.04.2015г., был в полном объеме и своевременно оплачен Щиголевым Е.В.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции данное обстоятельство не оспаривалось и представителями административного истца, пояснившими, что требования о взыскании транспортного налога за 2014 года были заявлены при подаче иска ошибочно, однако вся задолженность по данному виду налога, взысканная судом первой инстанции с Щиголева Е.В., имеет место быть у него за 2015 и 2016 годы.

Действительно, как указывалось ранее, согласно налоговому уведомлению от 12.12.2017г. транспортный налог, подлежащий уплате Щиголевым Е.В., за 2015 и 2016 годы был исчислен МРИ ФНС России №5 по Орловской области в общей сумме 394 541 рубль.

Вместе с тем, требование об уплате транспортного налога за эти налоговые периоды было направлено 19.02.2018г. налоговым органом административному ответчику на меньшую сумму - 357 420 рублей 75 копеек. Эту же сумму налога за данные периоды административный истец просил взыскать с Щиголева Е.В., обращаясь как с вышеуказанным заявлением о вынесении судебного приказа, так и после его отмены с настоящим административным иском.

При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 33 334 рубля 33 копейки и пени, исчисленной от этой суммы, так как задолженность по транспортному налогу за данный период по транспортным средствам, указанным налоговым органом в содержавшимся в административном иске расчете, у Щиголева Е.В. отсутствует. Доказательств обратного налоговым органом в суде представлено не было.

При этом данная сумма транспортного налога и исчисленная от неё пеня не могут подлежать взысканию и в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы, указанной в налоговом уведомлении, направлявшемся Щиголеву Е.В. 12.12.2017г., учитывая правовые предписания, содержащиеся как в части 1 статьи 178 КАС РФ, предусматривающей, что суд принимает решение только по заявленным административным истцом требованиям, так и приведенные выше положения пункта 1 статьи 48 НК РФ, предусматривающего право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

С учетом вышеизложенного обжалуемое решение суда о полном удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска, а именно о взыскании с Щиголева Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы в пределах, указанных в требовании об уплате налога от 19.02.2018г. № – в размере 357 420 рублей 75 копеек, пени за нарушение срока уплаты данной суммы налога, размер которой исчислен налоговым органом за период с 9 по 19 февраля 2018 года и указан в том же требовании в сумме 902 рубля 49 копеек, а также сумм пени за нарушение сроков уплаты земельного налога и налога на имущества физических лиц за 2016 год, согласно требованию № от 6.12.2017г. и в пределах заявленных административных истцом административных исковых требований – 0 рублей 33 копейки и 0 рублей 01 копейка соответственно.

Наличие у административного ответчика вышеуказанных сумм задолженности по налогу и пеням, а также соблюдение административным истцом предусмотренного налоговым законодательством порядка их взыскания, подтверждается собранными по делу доказательствами.

При этом, несмотря на то обстоятельство, что административным ответчиком суду представлены доказательства – копии паспортов транспортных средств, подтверждающие обоснованность его довода об ошибочности приведенных налоговым органом в налоговом уведомлении № от 12.12.2017г. сведений о мощности двух зарегистрированных за ним в органах ГИБДД транспортных средств марки <...>, имеющих государственные регистрационные знаки <...>, это не может служить основанием для снижения размера задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 году, подлежащей взысканию в рамках настоящего дела с Щиголева Е.В., так как сумма данного налога за эти налоговые периоды, указанная налоговым органом при направлении 19.02.2018г. в его адрес требования об уплате налога, сама по себе меньше размера налога, указанного в уведомлении от 12.12.2017г.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 30 ноября 2018 г. отменить.

Вынести по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Щиголева Евгения Вячеславовича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области задолженность по уплате налогов и пени в размере 358 323 рубля 58 копеек, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2015 – 2016 годы 357 420 рублей 75 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 902 рубля 49 копеек, пени по земельному налогу в размере 0 рублей 33 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 рублей 01 копейка.

Взыскать с Щиголева Евгения Вячеславовича в доход муниципального образования Новодеревеньковский район Орловской области государственную пошлину в размере 6 783 рубля 24 копейки.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

Судья Ванеева Н.В. Дело № 33а-763/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 апреля 2019 РіРѕРґР°                       РіРѕСЂРѕРґ Орел

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе

председательствующего судьи Склярука С.А.,

судей Георгиновой Н.А., Сабаевой И.Н.,

при секретаре Сулеймановой А.Э.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Щиголева Е.В. на решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 30 ноября 2018 г., которым вышеуказанное административное исковое заявление удовлетворено.

Заслушав дело по докладу судьи областного суда Склярука С.А., выслушав объяснения административного ответчика Щиголева Е.В., поддержавшего апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения на апелляционную жалобу представителей административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области по доверенностям Прилепского С.И. и Беловой А.В., судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда,

установила:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области (далее МРИ ФНС России №5 по Орловской области, Инспекция) обратилась в суд с административным иском к Щиголеву Е.В. о взыскании задолженности по налогам и пени.

В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что у Щиголева Е.В. имеется недоимка по транспортному налогу за 2014-2016 годы и по пени, начисленной в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога, налога на землю и налога на имущество физических лиц.

Просил взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу в общей сумме 391 694 рубля, в том числе за 2014 год в размере 33 334 рубля 33 копейки, за 2015 год – 180 588 рублей и за 2016 год – 176 832 рубля 75 копеек, а также пени по транспортному налогу в размере 939 рублей 16 копеек, пени по земельному налогу – 0 рублей 33 копейки и пени по налогу на имуществу – 0 рублей 01 копейка.

При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель административного истца по доверенности Прилепский С.И. поддерживал административные исковые требования в полном объеме, административный ответчик возражал против их удовлетворения, ссылаясь на то, что транспортный налог за 2014 год им уплачен, а также на то, что представленный налоговым органом расчет задолженности по транспортному залогу за 2015-2016 годы является неверным, при этом им пропущен срок на обращение в суд.

Судом постановлено решение об удовлетворении административных исковых требований Инспекции в полном объеме.

В апелляционной жалобе Щиголев Е.В. просит отменить решение суда первой инстанции, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.

В обоснование апелляционной жалобы приводит доводы об уплате им транспортного налога за 2014 года, а также о том, что судом первой инстанции оставлены без внимания обстоятельства, указывающие на недостоверность представленного административным истцом расчета задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы.

Судебная коллегия, рассмотрев административное дело в полном объеме, в соответствии с положениями статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ), находит, что имеются основания для отмены обжалуемого решения, ввиду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права, а также в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела.

В соответствии с пунктом 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.

В силу пункта 3 статьи 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как предусмотрено, пунктами 1 и 2 статьи 52 НК РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено данным Кодексом.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Пунктом 3 статьи 363 НК РФ установлено, что налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления.

В силу абзаца 1 пункта 2.1 статьи 52 НК РФ перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 данного Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Согласно пункту 4 статьи 57 НК РФ в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

В соответствии с пунктами 1, 2 и 4 статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 71 НК РФ предусматривается, что в случае, если обязанность налогоплательщика, налогового агента, плательщика сбора или плательщика страховых взносов по уплате налога, сбора или страховых взносов изменилась после направления требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней или штрафа, налоговый орган обязан направить указанным лицам уточненное требование.

Анализ содержания данной нормы налогового законодательства, в совокупности с содержанием приведенного выше абзаца 1 пункта 2.1 НК РФ, позволяет прийти к выводу, что в случае перерасчета размера транспортного налога, после направления требования, налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование.

В силу пункта 6 статьи 75 НК РФ принудительное взыскание пеней с физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.

Как установлено при рассмотрении дела, 12.10.2017г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области было направлено Щиголеву Е.В. налоговое уведомление №, в котором указывалось на необходимость уплатить в срок до 1.12.2017г. транспортный налог за 2014-2016 годы, земельный налог за 2016 год и налог на имущество физических лиц за 2016 год (т.1 л.д.43-46).

6.12.2017г. указанным налоговым органом Щиголеву Е.В. направлено требование № об уплате налогов и пеней, согласно которому ему было сообщено о наличии у него недоимки по налогам, задолженности по пеням и обязанности уплатить транспортный налог, земельный налог и налог на имуществе физических лиц в общей сумме 391125 рублей 08 копеек и пени за нарушение сроков уплаты вышеуказанных налогов в общей сумме 430 рублей 24 копейки (т.1 л.д.47, 48).

По заявлению Щиголева Е.В. о недостоверности расчета сумм транспортного налога, приведенного в налоговом уведомлении № от 12.10.2017г., административным истцом был произведен перерасчет сумм транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за налоговые периоды 2015 и 2016 годов.

В связи с этим 12.12.2017г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области направлено в адрес Щиголева Е.В. налоговое уведомление № по транспортному налогу за указанные выше периоды. В данном уведомлении налоговым органом сумма транспортного налога за 2015, 2016 годы, подлежащая уплате административным ответчиком, была пересчитана в сторону увеличения на общую сумму 40 рублей, относительно сумм налога за те же налоговые периоды, указанные в налоговом уведомлении №, и составила 394 541 рубль. Данную сумму налога налоговый орган обосновал приведенным в налоговом уведомлении № расчетом и предложил уплатить её налогоплательщику в срок до 8.02.2018г. (т.1 л.д.49-51).

При рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанции Щиголевым Е.В. не оспаривалось то обстоятельство, что транспортный налог за 2015 и 2016 годы не был им уплачен, как в срок, указанный в налоговом уведомлении от 12.12.2017г. №, так и позднее.

19.02.2018г. административным истцом в адрес административного ответчика направлено требование об уплате транспортного налога пени №. Данное требование содержит ссылку на вышеуказанное налоговое уведомление № от 12.12.2017г., однако размер недоимки по транспортному налогу, подлежащего уплате Щиголевым Е.В., в нем указан в меньшей сумме, чем размер исчисленного в данном налоговом уведомлении транспортного налога, подлежащего уплате административным ответчиком за 2015-2016 годы, а именно 357 420 рублей 75 копеек. Также в данном требовании указана подлежащей оплате пеня за нарушение срока уплата транспортного налога за 2015-2016 годы, в общей сумме 902 рубля 49 копеек (т.1 л.д.52, 53).

16.04.2018г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области обратилась к мировому судье судебного участка Краснозоренского района Орловской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Щиголева Е.В. задолженности по транспортному налогу в размере 391 694 рублей 58 копеек, в том числе задолженности по транспортному налогу за 2014 год – 33 334 рубля 33 копейки, по транспортному налогу за 2015 год – 180 588 рублей, по транспортному налогу за 2016 год – 176 832 рублей 75 копеек, пени по транспортному налогу в размере 939 рублей 16 копеек, пени по земельному налогу – 0 рублей 33 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц – 0 рублей 01 копейки.

В тот же день мировым судьей вышеуказанного судебного участка был вынесен соответствующий судебный приказ, который 3.05.2018г. определением того же мирового судьи был отменен в связи с поступившими возражениями должника.

7.09.2018г. МРИ ФНС России №5 по Орловской области обратилась с вышеуказанными требованиями к Щиголеву Е.В. в Новодеревеньковский районный суд Орловской области в порядке административного искового производства.

Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводам о правильности представленного налоговым органом расчета задолженности, имеющейся у Щиголева Е.В. по транспортному налогу за 2014-2016 годы, а также по пеням за нарушение сроков уплаты транспортного налога за вышеуказанные периоды и земельного налога, налога на имущество физических лиц за 2016 год. При этом суд критически отнесся к доводам административного ответчика об уплате им транспортного налога за 2014 год.

Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия полагает ошибочными, ввиду их преждевременности и в связи с тем, что они опровергаются доказательствами, представленными административным ответчиком в суде апелляционной инстанции.

Так, согласно налоговому уведомлению № от 3.04.2015г., направленному в 2015 году административному ответчику, за 2014 год ему был исчислен к уплате в срок до 1.10.2015г. транспортный налог в общей сумме 114922 рубля 92 копейки. В расчете размера данной суммы налога, приведенном в этом уведомлении, учтена также сумма транспортного налога за 2014 года 33 334 рубля 33 копейки, исчисленная за те же транспортные средства, что и в налоговом уведомлении № от 12.10.2017г., взыскиваемая административным истцом в рамках настоящего спора (т.2 л.д.106, 107).

При этом согласно представленным административным ответчиком при подаче апелляционной жалобы ответам на запросы из ПАО Сбербанк России и МРИ ФНС России №5 по Орловской области, транспортный налог за 2014 год в размере, указанном в вышеназванном уведомлении от 3.04.2015г., был в полном объеме и своевременно оплачен Щиголевым Е.В.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции данное обстоятельство не оспаривалось и представителями административного истца, пояснившими, что требования о взыскании транспортного налога за 2014 года были заявлены при подаче иска ошибочно, однако вся задолженность по данному виду налога, взысканная судом первой инстанции с Щиголева Е.В., имеет место быть у него за 2015 и 2016 годы.

Действительно, как указывалось ранее, согласно налоговому уведомлению от 12.12.2017г. транспортный налог, подлежащий уплате Щиголевым Е.В., за 2015 и 2016 годы был исчислен МРИ ФНС России №5 по Орловской области в общей сумме 394 541 рубль.

Вместе с тем, требование об уплате транспортного налога за эти налоговые периоды было направлено 19.02.2018г. налоговым органом административному ответчику на меньшую сумму - 357 420 рублей 75 копеек. Эту же сумму налога за данные периоды административный истец просил взыскать с Щиголева Е.В., обращаясь как с вышеуказанным заявлением о вынесении судебного приказа, так и после его отмены с настоящим административным иском.

При таких обстоятельствах, у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 33 334 рубля 33 копейки и пени, исчисленной от этой суммы, так как задолженность по транспортному налогу за данный период по транспортным средствам, указанным налоговым органом в содержавшимся в административном иске расчете, у Щиголева Е.В. отсутствует. Доказательств обратного налоговым органом в суде представлено не было.

При этом данная сумма транспортного налога и исчисленная от неё пеня не могут подлежать взысканию и в счет погашения задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы, указанной в налоговом уведомлении, направлявшемся Щиголеву Е.В. 12.12.2017г., учитывая правовые предписания, содержащиеся как в части 1 статьи 178 КАС РФ, предусматривающей, что суд принимает решение только по заявленным административным истцом требованиям, так и приведенные выше положения пункта 1 статьи 48 НК РФ, предусматривающего право налогового органа обратиться в суд с заявлением о взыскании налога только в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога.

С учетом вышеизложенного обжалуемое решение суда о полном удовлетворении административного иска не может быть признано законным и обоснованным, в силу чего оно подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения о частичном удовлетворении административного иска, а именно о взыскании с Щиголева Е.В. задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 годы в пределах, указанных в требовании об уплате налога от 19.02.2018г. № – в размере 357 420 рублей 75 копеек, пени за нарушение срока уплаты данной суммы налога, размер которой исчислен налоговым органом за период с 9 по 19 февраля 2018 года и указан в том же требовании в сумме 902 рубля 49 копеек, а также сумм пени за нарушение сроков уплаты земельного налога и налога на имущества физических лиц за 2016 год, согласно требованию № от 6.12.2017г. и в пределах заявленных административных истцом административных исковых требований – 0 рублей 33 копейки и 0 рублей 01 копейка соответственно.

Наличие у административного ответчика вышеуказанных сумм задолженности по налогу и пеням, а также соблюдение административным истцом предусмотренного налоговым законодательством порядка их взыскания, подтверждается собранными по делу доказательствами.

При этом, несмотря на то обстоятельство, что административным ответчиком суду представлены доказательства – копии паспортов транспортных средств, подтверждающие обоснованность его довода об ошибочности приведенных налоговым органом в налоговом уведомлении № от 12.12.2017г. сведений о мощности двух зарегистрированных за ним в органах ГИБДД транспортных средств марки <...>, имеющих государственные регистрационные знаки <...>, это не может служить основанием для снижения размера задолженности по транспортному налогу за 2015, 2016 году, подлежащей взысканию в рамках настоящего дела с Щиголева Е.В., так как сумма данного налога за эти налоговые периоды, указанная налоговым органом при направлении 19.02.2018г. в его адрес требования об уплате налога, сама по себе меньше размера налога, указанного в уведомлении от 12.12.2017г.

Руководствуясь ст.ст.309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Новодеревеньковского районного суда Орловской области от 30 ноября 2018 г. отменить.

Вынести по административному делу новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени удовлетворить частично.

Взыскать с Щиголева Евгения Вячеславовича, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области задолженность по уплате налогов и пени в размере 358 323 рубля 58 копеек, из которых: задолженность по транспортному налогу за 2015 – 2016 годы 357 420 рублей 75 копеек, пени за несвоевременную уплату транспортного налога за 2015-2016 годы в размере 902 рубля 49 копеек, пени по земельному налогу в размере 0 рублей 33 копейки, пени по налогу на имущество физических лиц в размере 0 рублей 01 копейка.

Взыскать с Щиголева Евгения Вячеславовича в доход муниципального образования Новодеревеньковский район Орловской области государственную пошлину в размере 6 783 рубля 24 копейки.

В остальной части в удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №5 по Орловской области к Щиголеву Евгению Вячеславовичу о взыскании задолженности по налогам и пени отказать.

Председательствующий судья

РЎСѓРґСЊРё

1версия для печати

33а-763/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
МИФНС РФ №5 по Орловской области
Ответчики
Щиголев Евгений Вячеславович
Суд
Орловский областной суд
Судья
Склярук Сергей Анатольевич
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
14.03.2019Судебное заседание
04.04.2019Судебное заседание
11.04.2019Судебное заседание
25.04.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее