Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2333/2017 (2-12629/2016;) ~ М-9489/2016 от 07.12.2016

дело У

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2017 года Х

Октябрьский районный суд Х в составе:

председательствующего судьи Киселевой Е.Ю.,

при секретаре А4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску А3, А1, А2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х о возложении обязанности утвердить схему земельного участка,

У С Т А Н О В И Л:

А3, А1, А2 обратились в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Х, с кадастровым номером У. Требования мотивируют тем, что они являются собственниками квартир в двухквартирном доме по адресу: Х. Обратились к ответчику с заявлением о формировании земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: Х, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Однако в письме У от 00.00.0000 года получили отказ, мотивированный тем, что отсутствует проект межевания территории, также одним из оснований отказа является, что земельный участок с кадастровым номером У, принадлежащий РФ на праве собственности, в результате кадастровых работ был разделен на земельные участки, которые поставлены на временный кадастровый учет. Истцы не согласны с отказом, просят утвердить схему расположения земельного участка под многоквартирным домом.

В судебном заседании истцы А3, А1, их представители, а также представители А2, - А5, А6, действующие на основании доверенностей, исковые требования поддержали в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х, республике А7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что в настоящее время невозможно разрешить вопрос об утверждении схемы испрашиваемого земельного участка.

Третьи лица А8, А9, А10, представитель А11, А9А12, в судебном заседании, разрешение исковых требований оставили на усмотрение суда. Дополнительно пояснили, что они являются собственниками квартир в многоквартирном доме, по адресу: Х, в настоящее время под многоквартирным домом сформирован, границы земельного участка установлены, участок поставлен на временный кадастровый учет.

Третье лицо А2, извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, о причинах не явки суд не уведомила.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 271 ГК РФ, собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользования предоставленным таким лицом под эту недвижимость земельным участком. В соответствии с пунктом 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

Частью 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ определен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

Частью 1 ст. 25 Земельного кодекса права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".

В соответствии со ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.

Согласно ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен в ст. 39.14 ЗК РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 39.14 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ …;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка …;

6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;

7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.

Согласно ст. 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (часть 7). Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса (п. 2 ч. 8);

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (ч. 16). Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (ч. 17).

Пунктом 3 части 1 ст. 11.3 ЗК РФ установлено, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории.

Согласно ч. 13 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

В силу ч.ч. 3-5 ст. 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно п. 2 ст. 9 Земельного кодекса РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Как установлено в судебном заседании, А1 и А3 на праве общей долевой собственности, по 1\2 доли, принадлежит Х, А2 кв. №, по адресу: Х, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.

Указанный многоквартирный дом расположен на земельном участке с кадастровым номером У находящемся в собственности Российской Федерации.

С целью оформления прав на расположенный под указанным жилым многоквартирным домом земельный участок кадастровым инженером был подготовлен план границ земельного участка в фактически существующих границах, необходимых для обслуживания жилого дома и находящихся в фактическом пользовании заявителей (площадью 1994 кв.м.) и схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

После этого истцы обратились в Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х с заявлением о утверждении схемы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Х.

По результатам рассмотрения заявления письмом У от 00.00.0000 года государственный орган отказал в формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Х, и утверждении схемы расположения земельного участка в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером У, принадлежащий на праве собственности РФ, в результате кадастровых проведенных работ разделен, вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами: У поставлены на временный кадастровый учет, вопрос об образовании указанных земельных участков рассматривается, до принятия решения об образовании земельных участков, рассмотреть вопрос об образовании испрашиваемых земельных участков не представляется возможным. Кроме того, дана ссылка на положения ст. 11.3 Земельного кодекса, предусматривающей случаи, когда не допускается образование земельных участков, без указания основания отказа в образовании участка применительно к рассматриваемому случаю.

Дав оценку оспариваемому решению, суд находит отказ незаконным, поскольку истцы как собственники уже имеющегося на данном участке жилого строения, зарегистрированного в установленном законом порядке, в силу ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 15, ч. 1 ст. 39.20 ЗК РФ имеют право на предоставление им земельного участка, необходимого для использования принадлежащего им строения по назначению.

Конституционный Суд Российской Федерации, основываясь на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости (подпункт 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса), в пункте 2.1 постановления от 00.00.0000 года N 12-П указал, что федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных жилых домах установил в Жилищном кодексе общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме на праве общей долевой собственности (статья 36), а во Вводном законе - специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (статья 16).

Частью 4 статьи 16 Вводного закона предусмотрено, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, осуществляют соответствующие публичные органы.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.

В данном конкретном споре заявители являются собственниками квартир в многоквартирном доме.

Тем самым обращение собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Из изложенного следует, что право общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме на земельный участок, на котором расположен данный дом, возникает в силу положений Жилищного кодекса и Вводного закона, поэтому заявитель вправе требовать формирования границ этого участка

Учитывая изложенные обстоятельства и положения законодательства, суд находит, что ответчик не вправе был отказать в формировании земельного участка, на котором расположен жилой дом, поскольку данный отказ нарушает права собственников помещений в многоквартирном доме на формирование границ земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

На основании изложенного, суд признает доводы ответчика, приведенные последним в письме У от 00.00.0000 года в обоснование отказа в удовлетворении заявления истцов о формировании земельного участка под многоквартирным домом, не основанными на законе.

Кроме того, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 00.00.0000 года N 12-П, рассматривая вопрос о конституционности Федерального закона от 00.00.0000 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", указал, что переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, не предполагает принятия органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении земельного участка.

Как следует из статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).

В отличие от порядка приобретения гражданами и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, который установлен Земельным кодексом Российской Федерации, - для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета, при том что ни специального решения органов публичной власти о предоставлении земельного участка, ни государственной регистрации права общей долевой собственности на данный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не требуется.

Каких-либо доказательств, что спорный земельный участок в соответствии с Земельным кодексом РФ и федеральными законами не может находиться в частной собственности в заявленных истцами границах в материалах дела не имеется и ответчиком они не представлено.

При таких обстоятельствах отказ Ттерриториальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х является незаконным, в силу чего в порядке восстановления нарушенного права на ответчика следует возложить обязанность по, утверждению схемы расположения земельного участка, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: Х и предварительному согласованию предоставления участка истцам в порядке, предусмотренном положениями действующего земельного и жилищного законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198, 235 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования А3, А1, А2 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х удовлетворить.

Обязать Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Х утвердить схему расположения земельного участка, на кадастровом плане территории согласно ранее поданного заявления, под многоквартирным домом, расположенным по адресу: Х.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Хвой суд через Октябрьский районный суд Х в течение месяца.

Копия верна.

Подписано председательствующим. Судья Е.Ю. Киселева

2-2333/2017 (2-12629/2016;) ~ М-9489/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Василовская Мария Михайловна
Бавра Оксана Дмитриевна
Сорокин Сергей Викторович
Ответчики
Федеральное агенство по управлению государственным имуществом в Красноярском крае
Суд
Октябрьский районный суд г. Красноярска
Судья
Киселева Е.Ю.
Дело на странице суда
oktyabr--krk.sudrf.ru
07.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2016Передача материалов судье
12.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2016Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.03.2017Предварительное судебное заседание
15.03.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.05.2017Предварительное судебное заседание
18.05.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
19.09.2017Предварительное судебное заседание
19.09.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.11.2017Предварительное судебное заседание
27.11.2017Судебное заседание
01.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.04.2018Дело оформлено
12.04.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее