Дело № 2а-200/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2018 г. р.п. Ишеевка
Ульяновский районный суд Ульяновской области в составе: председательствующего судьи Трубачевой И.Г.,
с участием помощника Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Семенюк С.С.,
при секретаре Долговой Ю.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности определить гарантирующую организацию, возложении обязанности по обеспечению функционирования системы приема сточных вод,
УСТАНОВИЛ:
Ульяновский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области о признании незаконным бездействия, возложении обязанности определить гарантирующую организацию, возложении обязанности по обеспечению функционирования системы приема сточных вод. В обоснование иска указал, что Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту проистекания сточных вод в районе канализационных колодцев (выгребных ям, жижесборников), расположенных в *** и загрязнения ими ***. Проверкой установлено, что по *** (второе отделение) расположено 7 многоквартирных домов, водоотведение от которых осуществляется по канализационным сетям в 3 канализационных колодца (выгребные ямы). В ходе выездной проверки с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области и филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» выявлено, что в непосредственной близости от колодцев (около 1-2 м.), происходит проистекание непосредственно из почвы воды со специфическим запахом, которая по канаве попадает в водный объект - р. Сельдь, что может быть вызвано изношенностью канализационных сетей и не герметичностью колодцев. Также специалистами филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ, по результатам, исследования которых установлено превышение предельно - допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами. Постановлением главы администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» от 10.01.2014 № 1 «Об определении гарантирующей организации и зоны ее деятельности на территории муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» гарантирующей организацией определено ООО «Строитель» лишь в части деятельности по холодному водоснабжению. На основании договора аренды недвижимого имущества от 20.03.2017, заключенного между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» Ульяновской области» и ООО «Строитель», Обществу переданы лишь для эксплуатации канализационные сети протяженностью 0,9 км, которые расположены в первом отделении ***. Таким образом, решением органа местного самоуправления гарантирующая организация по водоотведению до настоящего времени на территории *** не определена. Постановлением главы администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» от 30.12.2014 № 132 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Тетюшское сельское поселение», согласно которой, водоотведение от 7 многоквартирных домов, расположенных во втором отделении с. Тетюшское осуществляется по канализационным сетям в 3 аварийные емкости объемом 40 куб. м. Вместе с тем, часть системы водоотведения - 3 аварийные емкости (канализационные колодцы, выгребные ямы, жижесборники) в муниципальной собственности Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области или иной собственности кого либо не находятся и являются бесхозяйными. Администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема сточных вод от 7 многоквартирных домов, расположенных по *** (второе отделение) не принято, что не позволяет соблюдать требования природоохранного законодательства и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по обеспечению безопасности систем водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Просит признать незаконным бездействие администрации муниципального
образования «Ульяновский район» Ульяновской области, выразившееся
в не определении гарантирующей организации для централизованной системы
водоотведения, расположенной по *** и не обеспечении
функционирования системы приема сточных вод от 7 многоквартирных домов,
расположенных по ***. Возложить на администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность по определению гарантирующей организации для централизованной системы водоотведения, расположенной по ***. Возложить на администрацию муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области обязанность по обеспечению функционирования системы приема сточных вод от 7 многоквартирных домов, расположенных по ***.
Помощник Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора Семенюк С.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержала. Суду дала пояснения аналогичные изложенным в иске.
Представитель административного ответчика МУ Администрации МО «Ульяновский район» Ульяновской области Файзуллина Р.Р. в судебном заседании административные исковые требования не признала. Суду пояснила, что с 2014 года внесли изменения в 131-ФЗ, согласно которому между МО «Ульяновский район» и МО «Тетюшское сельское поселение» заключили соглашение о передаче полномочий. Предметом данного соглашения является содержание и ремонт систем водоснабжения и водоотведения в границах населенных пунктов МО «Тетюшское сельское поселение». Для реализации полномочий, указанных в п.1.1 данного соглашения, муниципальный район передает поселению финансовые средства в размере 58 000 рублей в год. Согласно постановлению Администрации МО «Тетюшское сельское поселение» от 12.02.2014 года №21 МУ КУМИЗО МО «Ульяновский район» был проведен аукцион на право заключения договора аренды на 11 месяцев сооружений коммунального хозяйства для водоснабжения МО «Тетюшское сельское поселение». Вышеуказанный аукцион проводился на основании документации об аукционе, утвержденной 13.02.2014 года главой администрации МО «Тетюшское сельское поселение», одним и пунктов которого было канализационные сети, протяженностью 900 метров. Эти 900 метров ими были поставлены на баланс. По поводу гарантирующей организации ими был заключен договор с ООО «Строитель» на 900 метров, которые стоят у них на балансе. То, что МО «Тетюшское сельское поселение» в дальнейшем не организовало очистку данных жижесборников от семи многоквартирных домов, расположенных по ***, они смогли бы спокойно организовать на те денежные средства, которые были переданы согласно соглашению о передаче полномочий.
Представители заинтересованных лиц филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ульяновской области, МУ Администрации МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области в судебное заседание не явились, извещены о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Суд на месте определил, рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно пунктам 2, 9, 23 и 28 статье 2 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 "Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) "Канализация. Термины и определения", введенным в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина "канализация": отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, для чего предназначена канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения сточных вод.
Исходя из части 1 статьи 34 и части 1 статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Как сказано выше, к одним из таких вопросов относится вопрос организации водоснабжения и водоотведения в границах поселения, муниципального района, в целях решения которого местная администрация обладает соответствующими полномочиями, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении", в том числе полномочиями на принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
Вопросы местного значения - это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно, а органы местного самоуправления - это избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения (часть 1 статьи 2 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Пунктами 1, 4 и 5 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» закреплено, что одними из целей, на достижение которых направления государственная политика в сфере водоотведения, являются: охрана здоровья населения и улучшение качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоотведения; обеспечение доступности водоотведения для абонентов за счет повышения эффективности деятельности организаций, осуществляющих водоотведение; обеспечение развития централизованных систем водоотведения путем развития эффективных форм управления этими системами, привлечения инвестиций и развития кадрового потенциала организаций, осуществляющих водоотведение.
Частью 2 ст. 3 указанного федерального закона определены общие принципы государственной политики в сфере водоотведения, среди которых приоритетность обеспечения населения услугами по водоотведению.
Согласно ч. 1.1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1 ст. 6 и п. 1 ч. 3 ст. 40 Устава МО «Ульяновский район» Ульяновской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области от 30.01.2006 № 11/108 полномочия на территории сельского поселения по организации водоотведения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района - администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» орган местного самоуправления определяет для централизованной системы водоотведения гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности, согласовывает вывод объектов централизованных систем водоотведения в ремонт и из эксплуатации, утверждает схему водоснабжения и водоотведения поселений, технические задания на разработку инвестиционных программ, согласовывает инвестиционные программы и планы снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, заключает соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и др.
Как следует из материалов дела, Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по факту проистекания сточных вод в районе канализационных колодцев (выгребных ям, жижесборников), расположенных в с. Тетюшское и загрязнения ими ул. Юбилейная.
Проверкой установлено, что по ул. Юбилейная с. Тетюшское (второе отделение) расположено 7 многоквартирных домов, водоотведение от которых осуществляется по канализационным сетям в 3 канализационных колодца (выгребные ямы).
В ходе выездной проверки с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по Ульяновской области и филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» выявлено, что в непосредственной близости от колодцев (около 1-2 м.), происходит проистекание непосредственно из почвы воды со специфическим запахом, которая по канаве попадает в водный объект -р. Сельдь, что может быть вызвано изношенностью канализационных сетей и не герметичностью колодцев.
Также специалистами филиала «ЦЛАТИ по Ульяновской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведен отбор проб почвы для определения содержания загрязняющих веществ, по результатам, исследования которых установлено превышение предельно-допустимых концентраций, установленных гигиеническими нормативами.
Постановлением главы МУ «Администрация МО «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 10.01.2014 № 1 «Об определении гарантирующей организации и зоны ее деятельности на территории муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» гарантирующей организацией определено ООО «Строитель».
Однако, как установлено в судебном заседании, ООО «Строитель», как гарантирующая организация, осуществляет деятельность лишь по холодному водоснабжению.
Гарантирующая организация для централизованной системы водоотведения, расположенной по ***, ответчиком не определена.
Доказательств обратного ответчиком суду не предоставлено.
Как следует из материалов дела, на основании договора аренды недвижимого имущества от 20.03.2017, заключенного между МУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Ульяновский район» Ульяновской области» и ООО «Строитель».
При этом ООО «Строитель» переданы лишь для эксплуатации канализационные сети протяженностью 0,9 км, которые расположены в первом отделении ***.
Система приема сточных вод от 7 многоквартирных домов, расположенных по *** должным образом не функционирует, что подтверждается материалами дела
Согласно п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) -это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.
Таким образом, из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку сточных вод, для чего предназначена канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения сточных вод.
Постановлением главы администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» от 30.12.2014 № 132 утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Тетюшское сельское поселение», согласно которой, водоотведение от 7 многоквартирных домов, расположенных во втором отделении с. Тетюшское осуществляется по канализационным сетям в 3 аварийные емкости объемом 40 куб. м.
Вместе с тем, часть системы водоотведения - 3 аварийные емкости (канализационные колодцы, выгребные ямы, жижесборники) в муниципальной собственности Администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение», Администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области или иной собственности кого либо не находятся и являются бесхозяйными.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - деятельность органов местного самоуправления, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
Однако, администрацией муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области мер, направленных на надлежащее функционирование системы приема сточных вод от 7 многоквартирных домов, расположенных по ул. Юбилейная с. Тетюшское (второе отделение) не принято, что не позволяет соблюдать требования природоохранного законодательства и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» по обеспечению безопасности систем водоотведения и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
20.12.2017г. Ульяновской межрайонной природоохранной прокуратурой в адрес и.о. главы администрации муниципального образования «Ульяновский район» Ульяновской области внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно письма администрации муниципального образования «Тетюшское сельское поселение» Ульяновского района Ульяновской области от 22.01.2018 № 01-22-227 требования прокуратуры по результатам рассмотрения представления признаны подлежащими удовлетворению.
Суд полагает, что бездействие МУ «Администрация МО «Ульяновский район» Ульяновской области нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду обитания, факторы которой не должны оказывать вредного воздействия на человека, что гарантировано ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Не выполнение требований федерального законодательства нарушает права граждан на экологическую безопасность, т.е. состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
Поскольку, до настоящего времени нарушения не устранены, гарантирующая организация не определена, функционирование системы приема сточных вод от 7 многоквартирных домов, расположенных по ул. Юбилейная с. Тетюшское не обеспечено, то административные исковые требования Ульяновского межрайонного природоохранного прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290, 291-294 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ *** ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 7 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░,
░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***.
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***
░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ 7 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ***
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░░