Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
10 апреля 2023 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Никоновой Л.Ф.,
при ведении протокола помощником судьи Фирстовой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-550/2023 по административному иску Кузьминова С. А. к администрации г.о. Жигулевск, исполняющему обязанности заместителя главы г.о. Жигулевск по строительству и имущественным отношениям Бубенцеву Д.В. признании незаконными решений органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьминов С.А. обратился в суд с административным иском к администрации г.о. Жигулевск, требуя признать незаконным отказ ответчика в перераспределении земель.
В обоснование административного иска указано, что истцу на праве собственности принадлежат:
земельный участок площадью 1122 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>,
земельный участок площадью 1090 кв.м. с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>.
Административный истец в ДД.ММ.ГГГГ г. обратился к административному ответчику с заявлением о перераспределении земель.
Письмами администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ за исх. №К и №К истцу отказано в заключении соглашений о перераспределении земельных участков, поскольку вновь образуемые земельные участки расположены на территории общего пользования.
При отсутствии разработанного и утвержденного проекта планировки территории, в которую входят испрашиваемые участки, вывод административного ответчика о нахождении участков на территории общего пользования административный истец считает несостоятельным.
Считая свои права нарушенными, административный истец просил суд признать незаконными отказы администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ в перераспределении земельных участков; возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявления истца о перераспределении земель.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен и.о. заместителя главы г.о. Жигулевск по строительным и имущественным отношениям Бубенцев Д.В., принявший оспариваемые решения (л.д.79).
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом (л.д.81, 111-113), от представителя истца Шнайдера Е.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-18), поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного истца и его представителя (л.д.104).
Представитель административного ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.85), ходатайствовали о рассмотрении дела без их участия (л.д. 87). В представленных письменных возражениях административный иск Кузьминова С.А. просил оставить без удовлетворения, поскольку испрашиваемые административным истцом земельные участки имеют признаки территории общего пользования, в точках 7, 8, согласно представленным схемам расположения земельных участков, выходят на территорию общего пользования – <адрес>. При принятии оспариваемых решений орган местного самоуправления руководствовался имеющими данными по инвентаризации земель г. о. Жигулевск по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, где испрашиваемые земельные участки отражены в Списке собственников, землевладельцев и арендаторов земельных участков в кадастровом квартале №. Под кадастровыми номерами №; № на плане значится улица <адрес> площадью 0, 2697 га и 0, 0586 га соответственно, под кадастровым номером № – асфальтированная дорога по <адрес> площадью 0, 3106 га.
Административный ответчик - и.о. заместителя главы г.о. Жигулевск по строительным и имущественным отношениям Бубенцев Д.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д.86), о причинах неявки суд в известность не поставил. Предоставил письменные возражения на административный иск Кузьминова С.А., по своему содержанию аналогичные изложенным выше письменным возражениям представителя администрации г.о. Жигулевск.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу положений части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии обжалуемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушение прав административного истца в результате принятия такого решения, совершения действий (бездействия).
При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о нарушении его прав, а также соблюдению срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее ЗК РФ) земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок (пункт 1 статьи 11.7 ЗК РФ).
В силу части 3 статьи 11.7 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Кузьминов С. А. является собственником:
земельного участка площадью 1122 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуального домовладения, границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из представленной по запросу суда выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.68-69);
земельного участка площадью 1090 кв.м. с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для индивидуальной жилой застройки, границы участка установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, что следует из представленной по запросу суда выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66-67).
Правила землепользования и застройки городского округа Жигулевск Самарской области утверждены решение Думы городского округа Жигулевск Самарской области от 25.10.2018 N 388
Статьей 47 Правил землепользования и застройки г.о. Жигулевск установлено:
-территории общего пользования городского округа Жигулевск - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, включающие территории, используемые в качестве путей сообщения (площади, улицы, переулки, проезды, дороги, набережные);
- в случае отсутствия утвержденных красных линий, для определения территории общего пользования: проездов, улиц и т.д. необходимо руководствоваться таблицей 11.2 СП 421330.2016 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП ДД.ММ.ГГГГ-89*.
ДД.ММ.ГГГГ Кузьминов С.А. обратился к административному ответчику с заявлениями о заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности (л.д.42, 46).
Письмами от ДД.ММ.ГГГГ за №К и за № К Кузьминову С.А. отказано в заключении соглашения о перераспределении земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и земельных участков, находящихся в частной собственности, по основанию подпункта 4 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку границы испрашиваемых земельных участков по точкам 7, 8 выходят на территорию общего пользования (л.д.50, 51).
Статьей 27 Земельного кодекса Российской Федерации закреплено, что оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (пункты 1 и 2).
Названная статья также определяет закрытый перечень земельных участков, изъятых из оборота и (или) ограниченных в обороте. К таким объектам отнесены в том числе земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, а также находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий (подпункт 1 пункта 4 и подпункт 1 пункта 5). Земельные участки, находящиеся в границах охранных зон особо охраняемых природных территорий, в указанный перечень не включены.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов. Для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки и памятники природы на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах создаются охранные зоны. В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий (пункты 1, 4).
Статьей 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (введенной Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 505-ФЗ) предусмотрены особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий.
Так, в соответствии с пунктом 1 вышеприведенной статьи населенные пункты могут быть включены в состав особо охраняемых природных территорий без изъятия расположенных на их территориях земельных участков и иной недвижимости у правообладателей (за исключением государственных природных заповедников), если это не противоречит режиму особой охраны соответствующей категории особо охраняемых природных территорий. В случае зонирования особо охраняемой природной территории населенные пункты включаются в состав функциональных зон, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности.
Оборот земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав особо охраняемой природной территории федерального или регионального значения, не ограничивается. Такие земельные участки могут находиться по основаниям, предусмотренным законом, в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, собственности граждан или юридических лиц либо относиться к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с земельным законодательством (пункт 2 статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2020 года N 505-ФЗ положения статьи 3.1 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и статей 27 и 95 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к населенным пунктам, сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно Публичной кадастровой карте, размещенной в свободном доступе (лд.73) сведения о границах населенного пункта – <адрес> внесены в ЕГРН под реестровым номером 63:00-4.11, следовательно, испрашиваемые истцом земельные участки, расположенные на территории населенного пункта - <адрес>, в обороте не ограничены.
Пунктом 2 статьи 1, частью 1 статьи 9, статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципальных образований отнесен генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 названного кодекса). Генеральный план городского округа содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа, на которых отображаются, в частности, планируемые для размещения объекты местного значения городского округа (автомобильные дороги местного значения); границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения (часть 3, пункты 1 и 3 части 5 статьи 23 поименованного кодекса).
Реализация документов территориального планирования осуществляется в том числе путем подготовки и утверждения документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования (пункт 1 части 1 статьи 26).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41).
Основная часть проекта планировки включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых помимо прочего отображаются красные линии (подпункт "а" пункта 1 части 3 статьи 42).
Красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории (пункт 11 статьи 1).
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации на чертежах межевания территории отображаются красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 названной статьи; линии отступа от красных линий в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений.
Кроме того, в силу положений пункта 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлена аналогичная Земельному кодексу Российской Федерации норма о том, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, парками, лесопарками и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в пункте 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства.
Из анализа приведенных выше норм следует вывод о том, что отображение на картах генерального плана местоположения объектов местного значения, автомобильных дорог, улично-дорожной сети носит общий, планируемый характер и не преследует цель детальной разработки границ территорий, занятых этими объектами, то есть само по себе такое отображение не может служить препятствием для осуществления прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства. Однако границы таких территорий прорабатываются при подготовке документации по планировке территории, которая предусматривает отображение на соответствующих картах красных линий.
Такое толкование учитывает правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о недопустимости произвольного установления красных линий уполномоченными органами и необходимости разработки специального проекта красных линий на основе генеральных планов муниципальных образований и проектов детальной планировки территорий, изложенную в определении от 25 февраля 2016 года N 242-О.
Между тем административный ответчик, принимая оспариваемые решения, не применил указанные нормы градостроительного и земельного законодательства в их системном единстве и не подтвердил в ходе рассмотрения административного иска факт наличия красных линий с целью установления границ территории общего пользования в пределах испрашиваемых земельных участков
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оспариваемые решения административного ответчика, выразившиеся в фактическом отказе в перераспределении земель и (или) земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, являются необоснованными, в связи с чем требования административного иска признаются судом подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за №К в перераспределении земель площадью 210 кв.м. и земельного участка находящегося в собственности с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию г.о. Жигулевск Самаркой области обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца Кузьминова С. А. о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ вход. №.
Признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ за №К в перераспределении земель площадью 178 кв.м. и земельного участка находящегося в собственности с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>.
Возложить на администрацию г.о. Жигулевск Самаркой области обязанность повторно рассмотреть заявление административного истца Кузьминова С. А. о перераспределении земель от ДД.ММ.ГГГГ вход. №.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы в Жигулевский городской суд.
Судья Л.Ф.Никонова
Решение в окончательной форме изготовлено 24.04.2023.
Судья Л.Ф.Никонова