Дело № 2а-1913/20
УИД 63RS0044-01-2020-002704-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 сентября 2020 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего Александровой Т.В.,
при секретаре Татарницевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1913/2020 по административному иску Саранцевой Юлии Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетней Киселевой Кристины Александровны, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное), Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району об оспаривании действий должностных лиц,
установил:
Саранцева Ю.М. в интересах несовершеннолетней Киселевой К.А. обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары с административным иском к Президенту Российской Федерации, ГУ – Управлению пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.о. Самара (межрайонное), ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району об оспаривании действий должностных лиц, в обоснование требований указав, что является мамой (законным представителем) несовершеннолетнего ребенка ФИО16 17.04.2015 года рождения. С февраля 2020 года она неоднократно обращалась к должностным лицам социальной защиты населения по вопросу оформления пособий на ребенка, но по различным причинам получала отказы, несмотря на Указ Президента РФ от 20.03.2020 № 199 «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» без истребования от граждан документов. Таким образом, воруются детские деньги, ежемесячно по 5.375 рублей. По пособию на ребенка в размере 10.000 рублей: на Госуслугах не принимали, указали на необходимость переделать СНИЛС на Кристину с фамилии Саранцева на Киселеву, после этого затребовали решение о лишении отца ребенка родительских прав, справку о регистрации по месту жительства. Сказали, что вторые 10.000 рублей перечислят автоматически, но 27.06.2020 года она получила отказ в получении. Таким образом, административные ответчики вновь воруют деньги у детей. Действия должностных лиц не соответствуют Указу Президента РФ от 20.03.2020 N 199 "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и Указу Президента РФ от 23.06.2020 N 412 "О единовременной выплате семьям, имеющим детей", в связи с чем просит признать действия административных ответчиков незаконными и обязать их выплатить все пособия.
Определением суда от 07.09.2020 Президент РФ Путин В.В. исключен из числа административных ответчиков.
В судебное заседание административный истец Саранцева Ю.М. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещалась по адресу, указанному в административном иске. От получения судебного извещения административный истец уклонился, в связи с чем оно возвращено в адрес суда, в связи с истечением срока хранения (л.д. 94).
В силу п. 1 ст. 165.1 ГК РФ заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с п. 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" юридически значимое сообщение, адресованное гражданину, должно быть направлено по адресу его регистрации по месту жительства или пребывания либо по адресу, который гражданин указал сам (например, в тексте договора), либо его представителю (пункт 1 статьи 165.1 ГК РФ). При этом необходимо учитывать, что гражданин, несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресам, перечисленным в абзацах первом и втором настоящего пункта, а также риск отсутствия по указанным адресам своего представителя. Гражданин, сообщивший кредиторам, а также другим лицам сведения об ином месте своего жительства, несет риск вызванных этим последствий (пункт 1 статьи 20 ГК РФ). Сообщения, доставленные по названным адресам, считаются полученными, даже если соответствующее лицо фактически не проживает (не находится) по указанному адресу.
Поскольку по адресу, указанному административным истцом в исковом заседании, судебное извещение не получено, в связи с чем, суд считает административного истца надлежащим образом извещенным о слушании дела, и полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самары не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (л.д. 86). Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика пояснял суду, что 11.06.2020 Саранцева Ю.М. через портал Госуслуг подала заявление на единовременную выплату в соответствии с Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей", указав в нем недостоверную информацию, а именно – фамилию ребенка, в связи с чем на федеральном уровне не прошла проверку актовая запись о рождении ребенка ФИО14, 17.04.2015 г.р. Истец повторно 23.06.2020 подала заявление, снова указав недостоверные сведения. В ходе рассмотрения дела Саранцева Ю.М. подала заявление, в котором верно указала фамилию ребенка, после чего выплата пособий осуществлена, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Представитель административного ответчика ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району, извещенный о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрение дела в отсутствие его представителя (л.д. 89). Ранее в судебных заседаниях представитель административного ответчика пояснял суду, что административному истцу в назначении социальных выплат отказано не было, Саранцевой Ю.М. направлялось уведомление о представлении недостоверных сведений. Специалистами был направлен запрос судебному приставу-исполнителю, после получения ответа на который, были назначены все выплаты: компенсация за детский сад, ежемесячное пособие на детей, ежемесячная выплата на ребенка в возрасте 3-7 лет. В ходе рассмотрения дела выплаты были получены административным истцом, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований просит отказать.
Суд в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Изучив материалы административного дела, суд полагает в удовлетворении административных исковых требований следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
Административным истцом обжалуются действия административных ответчиков, выразившиеся в отказе в начислении пособий на несовершеннолетнего ребенка, имевших место в июне 2020 года.
Административное исковое заявление направлено в суд 30.06.2020 года (л.д. 22), т.е. в течение срока, установленного законом.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По результатам рассмотрения дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца (пункт 2 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Указом Президента РФ от 07.04.2020 N 249 (ред. от 11.05.2020) "О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей" в целях обеспечения социальной поддержки семей, имеющих детей, постановлено произвести начиная с 1 июня 2020 г. единовременную выплату в размере 10.000 рублей гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Российской Федерации, на каждого ребенка в возрасте от 3 до 16 лет, имеющего гражданство Российской Федерации (при условии достижения ребенком возраста 16 лет до 1 июля 2020 г.) (пункт 1.1. Указа).
Обеспечение осуществления ежемесячных выплат и единовременной выплаты возложено на Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 4 Указа).
Согласно Федеральному закону от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Единый портал государственных и муниципальных услуг является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление государственных и муниципальных услуг, а также услуг, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, а также об услугах, указанных в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона, предназначенным для распространения с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение соответственно реестров государственных и муниципальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 24.10.2011 № 861 "О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)" установлены требования к единому порталу государственных и муниципальных услуг, региональным порталам государственных и муниципальных услуг, порядку их функционирования и размещения на них сведений о государственных и муниципальных услугах, а также к перечню указанных сведений,
Как установлено в судебном заседании на основании свидетельства о рождении серии Ш-ЕР № 668517, административный истец Саранцева Ю.М. является матерью ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 10).
11.06.2020 года Саранцева Ю.М. через портал Госуслуги обратилась в ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары с заявлением о предоставлении единовременной выплаты на ребенка ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 33-34).
В связи с указанием недостоверной фамилии ребенка, на федеральном уровне не прошла проверку актовая запись о рождении ребенка, в связи с чем единовременная выплата не была назначена (л.д. 20).
23.06.2020 года административный истец повторно обратилась с заявлением, где повторно неверно указана фамилию ребенка (л.д. 31-32), что повторно явилось основанием для отказа в назначении выплаты.
В ходе рассмотрения данного административного дела административным истцом было подано заявление с указанием верной фамилии ее дочери, после чего единовременные выплаты за период с 01.06.2020 по 30.09.2020 были перечислены на счет Саранцевой Ю.М., что подтверждено представленными суду реестрами (л.д. 77-79).
Таким образом, судом установлено, что виновных действий (бездействий) должностными лицами пенсионного фонда допущено не было. Невыплата единовременного пособия имела место в связи с указанием Саранцевой Ю.М. недостоверной информации о фамилии ее дочери, т.е. связано с действиями самого административного истца. После устранения административным истцом обстоятельств, препятствовавших назначению единовременной выплаты, соответствующая выплата была назначена и перечислена на счет административного истца, что является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ГУ – УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Самары.
На основании представленной административным истцом справки ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району от 01.11.2019 № 88 установлено, что Саранцева Ю.М. состоит на учете, как получатель следующих мер социальной поддержки: ежемесячного пособия на ребенка в размере 280 рублей с 01.08.2019 по 31.01.2020; компенсации части родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования с 01.08.2019 по 31.07.2020 (л.д. 12).
Согласно уведомлению ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району № 689/у от 10.06.2020, принятие решения о дальнейшем назначении мер социальной поддержки приостановлено до поступления запрошенной в рамках межведомственного взаимодействия информации о размере выплаченных алиментов за период с 01.02.202 по 30.04.2020 на ребенка ФИО15 В данном уведомлении Саранцевой Ю.М. разъяснено, что в целях ускорения получения необходимой информации, она вправе представить ее самостоятельно (л.д. 13-14).
Таким образом, доводы административного истца о том, что ей было отказано в продлении выплаты ранее назначенных пособий, являются несостоятельными.
При этом судом установлено, что после поступления запрошенных сведений срок получения компенсации за детский сад, ежемесячного пособия на детей, ежемесячной выплата на ребенка в возрасте 3-7 лет продлен, и административному истцу данные пособия перечислены, что подтверждается выплатными реестрами (л.д. 60-62, 90-93).
При указанных обстоятельствах, суд находит установленным, что виновных действий (бездействий) должностными лицами ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району. В рамках их полномочий ими проведена проверка имущественного положения Саранцевой Ю.М. и после подтверждения ее права на получение социальных выплат, соответствующие выплаты были перечислены на ее счет. Поскольку права и законные интересы административного истца не нарушены, и все действия должностными лицами совершены в строгом соответствии с требованиями действующего законодательства, что является основанием для отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий ГКУ СО «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району.
Руководствуясь ст. ст.175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Саранцевой Юлии Михайловны, действующей в интересах несовершеннолетней ФИО2, к Государственному учреждению – Управлению пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г. Самара (межрайонное), Государственному казенному учреждению Самарской области «Главное управление социальной защиты населения Самарского округа» по Железнодорожному району об оспаривании действий должностных лиц – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Самары в течение одного месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 02 октября 2020 года.
Председательствующий судья (подпись) Т.В. Александрова
Копия верна.
Судья Секретарь
.