Дело № 2 – 84 / 2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Красновишерск 06 марта 2015 года
Красновишерский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Семериковой Л.С.,
с участием прокурора Красновишерского района Пермского края Константинова О.И.,
представителя ответчика – Территориального управления министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому району Углицких М.А. (по доверенности)
при секретаре Станкевич Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в гор. Красновишерске гражданское дело
по иску прокурора Красновишерского района Пермского края
в интересах Бычиной И.А.
к Правительству Пермского края,
Территориальному управлению Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому району,
Государственному казенному учреждению Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края»
о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, специализированного жилого фонда, благоустроенного, пригодного для постоянного проживания, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории Пермского края.
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Красновишерского района обратился в суд с иском в интересах Бычиной И.А., являющейся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к Правительству Пермского края, ТУ Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому району, Государственному казенному учреждению Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, специализированного жилого фонда, благоустроенного, пригодного для постоянного проживания, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории Пермского края.
В обоснование своих требований прокурор указал, что в ходе проверки проведенной по заявлению Бычиной И.А. установлено, что Бычина И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как на основании решения Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители отец Б.А.Е. и мать Б.В.П. лишены родительских прав в отношении ее. Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № Бычина И.А. определена в <данные изъяты> детский дом, постановлением администрации Красновишерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ № за Бычиной И.А. закреплено право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> края, которое, в соответствии с актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, признано непригодным для проживания.
Истец не имеет в собственности жилого помещения, в приватизации на территории Красновишерского района не участвовала.
На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ № Бычина И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору специализированного жилого помещения.
До настоящего времени Бычина И.А. специализированным жилым помещением не обеспечена.
Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Бычина И.А. в судебное заседание не явилась, о месте, дате и времени рассмотрения искового заявления уведомлена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования прокурора о предоставлении ей жилого помещения поддерживает.
Представитель ответчика территориального управления министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому району Углицких М.А. с исковыми требованиями согласна.
Представитель ответчика Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика - Правительства Пермского края в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, с исковыми требованиями не согласны.
Представитель третьего лица - Министерства социального развития Пермского края в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, с исковыми требованиями не согласны по тем основаниям, что Бычина И.А. включена в список детей-сирот на получение жилого помещения из специализированного жилого фонда на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, права истца нарушены не были. Предоставление жилого помещения осуществляется в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список. Удовлетворяя требования о предоставлении жилого помещения по договору специализированного жилого найма нарушит права детей-сирот, включенных в список раньше истца, обладающих одинаковыми правами с истцом. Предоставление Бычиной И.А. жилого помещения без учета очередности нарушает права указанных лиц, что является недопустимым в силу ч. 3 ст. 17 Конституции РФ.
Представитель третьего лица Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства по Пермскому краю в судебное заседание не явился, о месте, дате и времени извещены надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, заслушав доводы прокурора, представителя ответчика ТУ СМР ПК по Красновишерскому муниципальному району, исследовав материалы дела, находит исковые требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в пределах действующего законодательства, по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что истец Бычина И.А. обратилась к прокурору ДД.ММ.ГГГГ с просьбой предъявить иск о предоставлении ей жилого помещения по договору специализированного найма. (л.д.9), в связи с чем, прокурор на основании положений ч. 1 ст. 45 ГПК РФ является надлежащим лицом, обратившимся в суд с данным иском в интересах Бычиной И.А..
Бычина И.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, ей исполнилось 18 лет. Родителями Бычиной И.А.: мать – Б.В.П.. и отец – Б.А.Е. (л. д. 10).
Родители Бычиной И.А. лишены родительских прав на основании решения Красновишерского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, (л.д. 15-16).
Бычина И.А. в ДД.ММ.ГГГГ году закончила МОУ «<данные изъяты> средняя общеобразовательная школа» (л.д.12).
Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области от ДД.ММ.ГГГГ за № Бычина И.А. определена в <данные изъяты> детский дом. (л.д. 14)
Постановлением администрации Красновишерского района Пермской области за Бычиной И.А., закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>. (л. д. 13)
Согласно справке ООО «Вишерская коммунальная компания» Бычина И.А. зарегистрирована по адресу: <адрес>. (л. д. 17)
На основании акта обследования помещения и заключения № от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение по адресу: <адрес>, признано непригодным для постоянного проживания. (л.д. 25; 26).
Из информации ТУ Минсоцразвития края по Красновишерскому району, следует, что Бычина И.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилищного помещения. (л.д. 23)
Обоснованность включения в список истца Бычиной И.А. и ее статус лица, оставшегося без попечения родителей, ответчиками не оспаривается.
По сведениям Красновишерского филиала ГУП «Центр технической инвентаризации Пермского края» Бычина И.А. не имеет на праве собственности объекты недвижимости на территории Пермского края, в приватизации жилья не участвовала. (л.д. 21).
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Частью 1 ст. 5 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу положений пунктов 1 и 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 ст. 8 настоящего Федерального закона, и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
К лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке (статья 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ).
На основании пункта 1 части 1 ст. 8.1. Закона Пермского края от 08.10.2007 г. № 127-ПК «О специализированном жилищном фонде Пермского края» жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 18 лет (в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия), которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
В соответствии с частью 2 и 3 ст. 6 Закона Пермской области от 29.12.2004 г. № 1939-419 (в редакции от 14.12.2012 г.) «О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (далее по тексту - жилые помещения) в порядке, установленном нормативным правовым актом Правительства Пермского края.
Условиями предоставления жилых помещений лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, являются: 1) лицо проживает в Пермском крае; 2) лицо не является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма; 3) лицо является собственником жилого помещения либо нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма - в случае, если его проживание в ранее занимаемом жилом помещении признано невозможным.
Анализ представленных доказательств в их совокупности дает основание признать установленным, что Бычина И.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; проживает на территории Пермского края; жилое помещение, которое было закреплено за истцом и в соответствии с требованиями закона, признано не пригодным для постоянного проживания; не является собственником жилого помещения; состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилья, в связи с чем, является лицом, нуждающимся в жилом помещении.
Доводы Правительства Пермского края и Министерства социального развития Пермского края о том, что предоставление жилого помещения должно осуществляться в порядке очередности в зависимости от даты принятия уполномоченным органом в сфере социальной поддержки детей-сирот решения о включении указанных лиц в список, является ненадлежащим.
Верховный суд Российской Федерации в своем определении от 22 апреля 2014 года № 7-КГ14-2 указал, что содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
В данном случае установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию соответствующего списка - определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы, и т.п.
Исходя из положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц.
В соответствии со ст. 23 Устава Пермского края Правительство Пермского края является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Пермского края, формирующим органы исполнительной власти края и осуществляющим непосредственное руководство ими.
При таких обстоятельствах обязанность по предоставлению специализированного жилого помещения должна быть возложена на Правительство Пермского края, как на исполнительный орган Пермского края. Оснований для возложения обязанности на Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» нет, так как за указанным Учреждением жилые помещения специализированного жилого фонда закрепляются на праве оперативного управления, что предусмотрено Регламентом взаимодействия исполнительных органов государственной власти Пермского края по приобретению в государственную собственность Пермского края жилых помещений, включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд Пермского края с отнесением к жилым помещениям для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и передаче жилых помещений специализированного жилого фонда Пермского края в оперативное управление, утвержденного Постановлением Правительства Пермского края от 25.10.2013 № 149-п (в ред. Постановлений Правительства Пермского края от 12.09.2014 № 981-п, от 14.01. 2015 № 14-п.
Удовлетворяя требование прокурора, суд принимает во внимание, что в соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 09.09.2013 № 1194-п ТУ Минсоцразвития края по Красновишерскому району в свою очередь лишь формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Пермского края по договору найма специализированного жилого помещения, по форме согласно приложению 1 к настоящему Порядку. Как следует из существа иска территориальным органом Министерства социального развития Пермского края, а именно ТУ Минсоцразвития края по Красновишерскому району указанная обязанность в отношении Бычиной И.А. исполнена в полном объеме ДД.ММ.ГГГГ. Следовательно, ТУ Минсоцразвития края по Красновишерскому району также является ненадлежащим ответчиком по делу.
Руководствуясь ст. ст. 195-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Красновишерского района Пермского края в интересах Бычиной И.А. к Правительству Пермского края о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.
Обязать Правительство Пермского края предоставить Бычиной И.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения, жилое помещение специализированного жилого фонда, благоустроенное, пригодное для постоянного проживания, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам общей площадью не менее 33 квадратных метров на территории Пермского края.
Территориальное управление Министерства социального развития Пермского края по Красновишерскому району, Государственное казенное учреждение Пермского края «Управление жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда Пермского края» освободить от гражданско-правовой ответственности по данному делу.
Решение в течение месяца может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Красновишерский районный суд Пермского края.
Судья Л.С. Семерикова